Федеральные суды общей юрисдикции основного звена

Звено судебной системы

Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе.

С учетом этого гражданские суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней);

основное звено — районные суды;

среднее звено — верховные суды республик, краевые и об­ластные суды, суды городов федерального значения, суды автоном­ной области и автономных округов;

высшее звено — Верховный Суд РФ.

— Подобным образом организованы и военные суды:

основное звено — гарнизонные военные суды;

среднее звено — окружные (флотские) военные суды;

высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ.

С 1 июля 1995 г. стала трехзвенной и подсистема арбит­ражных судов (до этого момента она была двухзвенной). В ее состав входят:

— основное звено — арбитражные суды субъектов Российской Федерации (они перечислены выше в данном параграфе учебника);

среднее звено — федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов образовано десять);

высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.

Суды субъектов Российской Федерации, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем (под­систем), поскольку их конституционные (уставные) суды и учреж­даемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или вза­имоподчиненными органами.

Вся судебная система Российской Федерацииединое целое. По этому поводу в ст. 3 Закона о судебной системе сказано следующее:

«Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Консти­туцией Российской Федерации и настоящим Федеральным консти­туционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, об­щепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской Федерации судебных постановлений, вступивших в закон­ную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета».

Для обеспечения единства судебной системы принципиальное не имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе этот порядок предполагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государственных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов федерации. Коротко порядок создания и упразднения судов, входящих в судебную систему, можно было бы изложить следующим образом:

§ высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основании предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее;

§ все другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами;

§ суды субъектов федерации, (конституционные (уставные) суды субъектов федерации и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов федерации (см. гл. XI учебника).

Федеральные суды общей юрисдикции основного звена

47. Судебная система Российской Федерации.

1. Судебная власть.

Судебная власть — одна из разновидностей государственной власти. Судебная власть осуществляется только судом в лице судей, а также привлекаемых в установленном порядке присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия и судебной власти. Судебная власть осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

2. Судебная система.

Судебная система устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» (1996). Судебную систему РФ составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Специализированные и иные суды могут быть созданы только путём изменения судебной системы РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

3. Единство судебной системы РФ.

Согласно статье 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» (1996), единство судебной системы обеспечивается путем установления судебной системы РФ Конституцией РФ и данным Федеральным конституционным законом, соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства, применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ, признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу, законодательного закрепления единства статуса судей, системы финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

4. Назначение судей.

Согласно статье 119 Конституции РФ судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральными законами могут быть установлены дополнительные требования к судьям федеральных судов, дополнительные требования установлены к судьям Конституционного Суда РФ. Порядок назначения судей федеральных судов установлен статьями 83, 102 Конституцией РФ и статьёй 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ». Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Председатель Верховного Суда РФ и Председатель Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Заместители председателей и другие судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя и заключении Квалификационной коллегий судей соответствующего суда.

Судьи судов общей юрисдикции (в том числе военных судов) и арбитражных судов среднего и основного звена назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей соответствующего суда и согласованному с законодательными (представительными) органами субъектов РФ (за исключением судей военных судов, и судей федеральных арбитражных судов округов, кандидатуры последних представляются с учётом предложений законодательных (представительных) органов субъектов РФ). Для представления кандидатур на должности председателей и заместителей председателей этих судов необходимо также заключение высшей квалификационной коллегии судей РФ. Судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей субъектов РФ назначаются на должности в порядке, установленном законами субъектов РФ, как правило законодательными (представительными) органами субъектов РФ.

5. Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются статьёй 125 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ»(1994). Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей.

Конституционный Суд РФ:

  1. по запросам Президента РФ, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной Думы или одной пятой его депутатов, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения РФ и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ;
  2. разрешает споры о компетенции между органами государственной власти;
  3. по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле;
  4. по запросам Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ даёт толкование Конституции РФ;
  5. по запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ;
  6. осуществляет иные полномочия, предоставленные ему федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ проверяет конституционность референдума РФ).

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, такие же положения других актов не могут применяться и подлежат отмене, не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

6. Верховный Суд.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также и в качестве суда первой инстанции, является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к судам общей юрисдикции среднего звена, дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Суд РФ действует в составе Пленума, Президиума, Военной коллегии, Кассационной коллегии, Судебной коллегии по гражданским делам. Судебной коллегии по уголовным делам.

7. Суды общей юрисдикции основного и среднего звена.

Суды общей юрисдикции среднего звена (Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области, автономных округов) в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам.

Районный суд (суд общей юрисдикции основного звена) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба (в том числе и за пределами Российской Федерации). Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции, подсудность военным судам определяются статьёй 7 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ» (1999), им подсудны гражданские и административные дела по защите прав, свобод и законных интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, от неправомерных действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц, дела о преступлениях и административных правонарушениях, совершённых военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, и некоторые иные дела. Система военных судов возглавляется Военной коллегией Верховного Суда РФ. Военными судами среднего звена являются окружные (флотские) военные суды. Военными судами основного звена являются военные гарнизонные военные суды.

9. Мировые судьи.

Институт мировых судей находится в стадии становления, в 2000 году в некоторых субъектах РФ они назначены и приступили к исполнению своих полномочий. Мировые судьи являются судьями субъектов РФ общей юрисдикции. Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам некоторые гражданские, административные и уголовные дела, компетенция мировых судей установлена статьёй 3 Федерального закона «О мировых судьях РФ» (1998) и другими федеральными законами.

10. Арбитражные суды.

Арбитражные суды рассматривают экономические споры между юридическими лицами (организациями), индивидуальными предпринимателями (гражданами), а также между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ, а также дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан и иные дела, отнесённые Арбитражным процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами к подведомственности арбитражных судов. Систему федеральных арбитражных судов составляют Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Федеральный арбитражный суд округа (арбитражный суд среднего звена) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражный суд субъекта РФ (федеральный арбитражный суд основного звена) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

5.1 Районный суд — основное звено гражданских судов общей юрисдикции. Его состав. Порядок образования. Его полномочия и роль в судебной системе

Районные суды — это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каждый из таковых является вышестоящим судебным органом для мировых судей. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.

В районных судах нет Президиума суда, судебных коллегий и Научно-консультативного совета.

Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или автономного округа.

Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств). Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района.

В первой инстанции районный суд рассматривает все дела, неподсудные другим судам. В апелляционном порядке он проверяет законность и обоснованность приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском процессе по вновь открывшимся обстоятельствам им пересматриваются собственные решения, вынесенные в первой и апелляционной инстанции (ст. 393 ГПК), а в уго- ловном судопроизводстве — приговоры (постановления) мировых судей.

Помимо разрешения уголовных и гражданских дел районным судом:

дела об административных правонарушениях; —

вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, применение к лицу института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания); —

вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера; —

вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК; —

жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 125 УПК;

б) принимаются в ходе досудебного производства решения: —

об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста; —

о продлении срока содержания под стражей; —

о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судеб- но-психиатрической экспертизы; —

о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; —

о производстве обыска и (или) выемки в жилище; —

о производстве личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК; —

о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях; —

о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на ее осмотр и выемку в учреждениях связи; —

о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; —

о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности в соответствии со ст.

о контроле и записи телефонных и иных переговоров.

Районный суд изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

5.2 Правовой статус суда

5.2.1 Общая характеристика

Под понятием «суд» в уголовном и гражданском процессах понимается — не только районный суд, но и Верховный Суд РФ, Верховные Суды республик, краевые, областные, городские суды, суд автономной области, суды автономных округов, военные суды, судьи (мировые судьи), действующие в пределах своей уголовно- процессуальной и гражданской процессуальной компетенции (п. 1 ст. 34 УПК). В арбитражном процессе «суд» — это также Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

В уголовном процессе суд появляется с момента принятия им заявления о преступлении, принесения в его адрес жалобы на незаконное или необоснованное решение органа дознания, следователя, прокурора или передачи в суд уголовного дела (материала), а в гражданском процессе — с момента поступления к нему заявления (жалобы), в котором упоминается о нарушении (оспаривании) хотя бы одного какого-либо права, свободы или охраняемого законом интереса лица.

Суд основной субъект гражданских, арбитражных и уголовно- процессуальных правоотношений. В каждых из перечисленных отношений правовой статус суда своеобразен. Отличается его правовое положение также в зависимости от стадии процесса, в которой выступает суд (судебное разбирательство, кассационное производство и др.), а также от того, какого рода дела судом разрешаются (дела частного обвинения; дела публичного обвинения; рассмотрение жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя; принятие решение на досудебной стадии уголовного процесса и т. п.).

Обычно, говоря о правовом статусе суда даже в учебной литературе по уголовному, гражданскому и арбитражному процессам33, речь идет лишь об общих положениях, касающихся рассмотрения судом дел по первой инстанции, а также принципов правосудия. И действительно, во многом правовой статус и место суда в гражданском, арбитражном и уголовном процессах предопределены действием таких принципов правосудия как принцип осуществление правосудия только судом, принцип самостоятельности судов, независимости судей (присяжных и арбитражных заседателей) и подчинения их только закону и др. Тем не менее, правовой статус суда это не только его проявление в том или ином процессуальном институте, это самостоятельный правовой институт, состоящий из норм, закрепляющих конкретный перечень прав и обязанностей суда.

В настоящем учебнике нет возможности перечислить все права и обязанности суда. Здесь подробно будет изложено правовое положение этого субъекта всего-навсего на стадии судебного разбирательства в уголовном процессе.

Процедура судебного разбирательства, законодателем подробно детализирована. Она в основном состоит из прав и обязанностей суда.

5.2.2 Правовой статус суда при рассмотрении уголовных дел по первой инстанции

Федеральные суды общей юрисдикции основного звена

Судебная защита прав и свобод посредством осуществления правосудия — конституционная «монополия» судов [1] .

Единство судебной системы обеспечивается путем. применения всеми судами Конституции Российской Федерации. [2]

Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

— Верховный Суд Российской Федерации;

— верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов;

К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Систему судов общей юрисдикции можно представить и несколько иначе, разбив ее на три звена:

1) основное звено — районные (городские) суды;

2) среднее звено — верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды федерального подчинения в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов;

3) высшее звено — Верховный Суд РФ. Мировые судьи по мере их образования, вероятно, будут дополнять основное звено [3] .

Районный суд является основным звеном судебной системы и до образования мировых судов, именно районный суд рассматривал более 90% уголовных и гражданских дел. Помимо этого районные суды рассматривают все административные дела, отнесенные к компетенции судов [4] .

Судьям районных (городских) судов при разрешении дел приходится применять нормативные акты различного уровня и разной юридической силы, начиная от Конституции и федеральных конституционных законов до инструкций министерств и ведомств, постановлений органов местного самоуправления. Большое количество нормативного материала, не всегда логично изложенного, зачастую затрудняет осуществление правосудия. В этой связи большое значение принимают центральный законодательный акт страны – Конституция и принцип прямого действия Конституции.

Российская судебная система предусматривает три варианта реализации принципа прямого действия Конституции: непосредственное его применение судами общей юрисдикции и арбитражными судами, обращение судов общей юрисдикции и арбитражных судов с запросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также обращение граждан, их объединений, иных органов и лиц с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Каждый из указанных вариантов имеет различную степень конкретизации в правовых актах, свои достоинства и недостатки.

Применение конституционных норм — императивное веление Конституции, обращенное ко всем без исключения правоприменителям, в том числе и к судам общей юрисдикции (ст.15 Основного закона). В связи с этим встает вопрос определения полномочий правоприменителей и в частности судов общей юрисдикции по применению положений Конституции РФ.

На первый взгляд именно прямое применение Основного закона судами общей юрисдикции – лучшее решение в осуществлении судебного правосудия. Именно прямое применение Конституции позволит избежать множества ошибок, т.к. Конституция обладает высшей юридической силой. Но на практике прямое применение Основного закона происходит не так часто.

Если обратиться к судебной практике на предмет анализа применения судами общей юрисдикции положений Конституции РФ в период: конец 1993 – конец 1995 гг., то можно заметить, что суды общей юрисдикции неохотно напрямую применяют положения Конституции РФ. И это понятно, Конституция 1993 г. – первая Конституция России, предусматривающая ее прямое действие. В советское время суд был лишь одним из правоохранительных органов, защищавших права граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) других граждан и юридических лиц. Незаконные действия (бездействие) должностных лиц, неправовые нормативные акты длительное время находились вне сферы судебного контроля. Конституция СССР прямо судами не применялась. Законодательные и исполнительные органы государственной власти принимали нормативные правовые акты, которые не могли рассматриваться судами на предмет их несоответствия Конституции СССР и союзным законам [5] .

Итак, впервые за историю конституционного права России принцип прямого действия нашел законодательное закрепление. Это новая правовая категория, в этой связи встает вопрос: как определить категорию «прямое применение Конституции»?

Как отмечают эксперты, прямое применение Конституции РФ — частный случай «саморегуляции», преодоления коллизий правовых норм. По общему правилу преодоления иерархических коллизий, приоритет имеет норма, имеющая более высокую юридическую силу. Думаю, у нас нет убедительных теоретических и практических аргументов для оспаривания вывода о том, что Конституция РФ, имеющая верховенство над другими нормативными правовыми актами, должна применяться правоприменителями непосредственно (прямо) в процессе правоприменения [6] .

Обратимся, прежде всего, к непосредственному применению Конституции РФ. Правовая основа реализации этого варианта в самой общей форме заложена в статье 120 Конституции РФ. Пункт 2 этой статьи гласит, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом».

Более конкретно действия суда определены в ч.3 ст.5 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», где говорится, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими высшую юридическую силу.

Однако вышеназванные положения не давали исчерпывающего понимания непосредственного применения Конституции РФ. В этой связи, спустя почти два года применения Основного закона Верховным судом РФ было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г.

В п.2 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации №8 от 31 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» разъяснил:

«Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения».

Из вышесказанного, однако, не следует, что суды общей юрисдикции вправе сами устанавливать противоречие федерального закона или иного нормативного акта Конституции Российской Федерации и на этом основании не применять такой акт. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16 июня 1998 года N 19-П по делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции указал:

1. Предусмотренное статьей 125 Конституции Российской Федерации полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции только Конституционного Суда Российской Федерации. По смыслу статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ее статье 125 (пункты «а» и «б» части 2 и часть 4) акты не соответствующими Конституции Российской Федерации и потому утрачивающими юридическую силу.

2. Суд общей юрисдикции (или арбитражный суд) придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона. Обязанность обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с таким запросом, по смыслу частей 2 и 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120, существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции Российской Федерации.

Проиллюстрируем вышесказанное примером из практики:

«Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации… рассмотрела в судебном заседании 15 марта 2002 г. частный протест прокурора на определение Алтайского краевого суда от 29 декабря 2001 г. по делу по заявлению прокурора Алтайского края о признании недействительным постановления Законодательного Собрания Алтайского края от 28 февраля 2000 г. N 53,

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гермашевой М.М., поддержавшей частный протест, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

военный прокурор Сибирского военного округа обратился в Законодательное Собрание Алтайского края с представлением о даче согласия на передачу в Барнаульский гарнизонный военный суд уголовного дела по обвинению депутата краевого Законодательного Собрания Сотникова В.В. в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.147 УК РСФСР.

Постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 февраля 2000 г. N 53 в даче такого согласия было отказано.

Прокурор Алтайского края обратился в суд с заявлением о признании постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 февраля 2000 г. N 53 недействительным, ссылаясь на то, что оно основано на нормах федерального закона, которые не подлежали применению в связи с противоречием их Конституции Российской Федерации.

Определением Алтайского краевого суда от 29 декабря 2001 г. в Конституционный Суд Российской Федерации был направлен запрос о проверке конституционности п.4 ст.13 Федерального Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и вытекающего из него пункта 3 ст.14 этого же закона, которые фактически применены в оспариваемом прокурором постановлении и подлежат применению судом при рассмотрении настоящего дела. В связи с направлением запроса в Конституционный Суд Российской Федерации производство по настоящему делу было приостановлено.

В частном протесте прокурора поставлен вопрос об отмене определения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене определения суда не усматривает.

В определении суда надлежащим образом мотивировано мнение суда о неопределенности, с его точки зрения, в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 118, 19 ч.1, подлежащие применению судом и примененные в оспариваемом постановлении депутатами Алтайского краевого Законодательного Собрания положения п.4 ст.13 и п.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии со ст.ст.101, 103 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» если при рассмотрении дела суд приходит к убеждению о неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации норм законов, подлежащих применению в рассматриваемом деле, он вправе направить соответствующий запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, приостановив в связи с этим производства по делу.

Доводы частного протеста основанием для отмены обжалуемого определения не являются, тем более, что в производстве Конституционного Суда Российской Федерации на момент вынесения обжалуемого определения имелось дело по запросам Верховного Суда Российской Федерации, Законодательного Собрания Красноярского края и гражданина Быкова А.П. о соответствии Конституции Российской Федерации статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Дело по этим запросам было рассмотрено Конституционным Судом Российской Федерации в судебном заседании 14 марта 2002 г., но к моменту рассмотрения настоящего дела в Верховном Суде Российской Федерации постановление по нему оглашено еще не было.

На основании п.1 ст.317 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила: определение Алтайского краевого суда от 29 декабря 2001 г. оставить без изменения, частный протест прокурора Алтайского края — без удовлетворения» [7] .

3. Статьи 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации не исключают возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в статье 125 (пункты «а» и «б» части 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации.

[1] Гаджиев Г.А. Конституционный принцип самостоятельности судебной власти в Российской Федерации (на основе решений Конституционного Суда РФ 2000-2002 годов) // Журнал российского права. — N 1. — январь 2003 г.

[2] Ст.3 и ст.5 ФКЗ «О судебной системе РФ» / Собрание законодательства Российской Федерации. — 6 января 1997 г. — №1. — Ст. 1.

[3] Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»/ Отв. ред. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И.Радченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Норма, 2003. – с.124.

[5] Ершов В.Признание нормативных правовых актов противоречащими Конституции РФ и федеральным законам: теория вопроса // Российская юстиция. — N 4. — апрель 2003 г.

[7] Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2002 г. N 51-Г02-11

Федеральные суды общей юрисдикции

Наибольшее количество федеральных судов входит в подсистему судов общей юрисдикции. К их ведению отнесено разрешение подавляющего большинства дел, рассматриваемых в судебном порядке. Это прежде всего дела уголовные (о деяниях, признаваемых преступными и наказуемых в соответствии с предписаниями УК РФ) и гражданские (о различного рода спорах имущественного, а порой и неимущественного характера, возникающих между гражданами, между гражданами и государственными или негосударственными организациями, между организациями), а также административные (о правонарушениях, ответственность за которые вправе возлагать суды в соответствии с КоАП РФ).

В этой подсистеме федеральных судов четко обозначены две группы судов — суды гражданские и суды военные. Исходные положения об их организации и полномочиях регламентируются Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «О военных судах Российской Федерации», а также Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР».

Основным звеном гражданских судов общей юрисдикции являются районные суды (допускается и иное их наименование — городские суды, межмуниципальные суды и др.). Всего их насчитывается около 2,5 тыс. Эти суды являются преимущественно судами первой инстанции. В наши дни они рассматривают по существу большинство гражданских и уголовных дел, а также многие дела об административных правонарушениях. Они также принимают решения по значительному кругу вопросов, возникающих в связи с подготовкой материалов гражданских или уголовных дел к рассмотрению в судебных заседаниях (к примеру, о заключении под стражу лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, продлении срока такого заключения, производстве обыска в жилом помещении, наложении ареста на имущество, полученное в результате преступных действий или нажитое преступным путем, законности или обоснованности жалоб граждан на решения и действия органов, осуществляющих предварительное расследование, а равно о законности или обоснованности разного рода ходатайств — об обеспечении гражданского иска, истребовании доказательств, о производстве прослушивания телефонных переговоров и т.д.).

Районные суды уполномочены также выполнять функцию суда второй (апелляционной) инстанции в тех случаях, когда они осуществляют контроль за законностью и обоснованностью приговоров и других решений мировых судей.

Большая часть дел в районных судах рассматривается судьями единолично. Однако для некоторых случаев (при разбирательстве уголовных дел о тяжких преступлениях) закон предусматривает возможность коллегиального рассмотрения дел.

Приговоры и иные решения этих судов, как и всех других судов, являются обязательными к исполнению повсеместно на территории России всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.

Средним звеном гражданских судов общей юрисдикции являются суды субъектов РФ — верховные суды республик, краевые, областные и городские (в Москве и Санкт-Петербурге) суды, суды автономной области и автономных округов. На эти суды возложены функции одновременно нескольких судебных инстанций — первой, второй (кассационной) и инстанции, проверяющей приговоры и иные решения, вступившие в законную силу.

В качестве первой инстанции они рассматривают уголовные дела преимущественно о наиболее опасных преступлениях, за которые возможно применение самых строгих мер наказания (лишение свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы, смертная казнь), а также некоторых других. Из числа гражданских дел суды этого уровня разрешают по существу ограниченный круг дел, отличающихся, как правило, повышенной сложностью и ответственностью принимаемых решений.

Значительный объем работы судов такого рода — разбирательство дел по второй (кассационной) инстанции. Его суть заключается в проверке законности и обоснованности приговоров и иных решений районных судов, не вступивших в законную силу, и в принятии мер с целью исправления обнаруженных следственных и судебных ошибок.

Существенной нагрузкой этих судов является осуществление функции проверки законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Это направление деятельности называют производством в порядке надзора или производством ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Оно также имеет своей целью выявление судебных и следственных ошибок, принятие мер к их устранению.

В судах субъектов РФ основными структурными подразделениями, призванными осуществлять судебные функции, являются судебные коллегии по гражданским делам и судебные коллегии по уголовным делам, а также президиумы. Судебные коллегии выполняют функции судов первой и второй (кассационной) инстанций, а президиумы -инстанций, проверяющих дела в порядке надзора или по правилам пересмотра дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Разбирательство дел в судах этого уровня по первой инстанции производится, как правило, одним судьей (единолично). При наличии ходатайства подсудимого по уголовному делу возможно образование коллегиального суда из трех судей-профессионалов, назначенных в данный суд. Возможно образование суда в таком составе и по гражданским делам в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (например, при рассмотрении представлений о роспуске местных избирательных комиссий). Для разбирательства уголовных дел во всех субъектах РФ при наличии ходатайства подсудимого может быть созван суд с участием присяжных заседателей (суд присяжных). В состав такого суда должны входить судья-профессионал и 12 присяжных заседателей, наделяемых соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Военные суды образуют особую ветвь в подсистеме судов общей юрисдикции, звеньями которой являются гарнизонные военные суды (основное звено), окружные (флотские) военные суды военных округов (флотов) и Военная коллегия Верховного Суда РФ. Специфика этих судов заключается в том, что они осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба, обладая полной независимостью при отправлении правосудия от органов исполнительной власти, в том числе военного командования. Им подведомственны уголовные дела о преступлениях и административных правонарушениях, совершенных, как правило, военнослужащими, а также дела по некоторым гражданско-правовым спорам, затрагивающим интересы военнослужащих или военных структур.

Верховный Суд РФ, как установлено в ст. 126 Конституции РФ, — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, как гражданским, так и военным. На него возложены также осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью этих судов и дача разъяснений по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ действует в качестве трех судебных инстанций: первой (рассматривает по существу гражданские и уголовные дела), второй (кассационной), а также инстанции, проверяющей приговоры и иные судебные решения, вступившие в законную силу в порядке надзора либо ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

По первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает уголовные дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы или судьями, в случае заявления этими лицами ходатайства о том, чтобы их дело рассмотрел данный Суд.

Из числа гражданских дел по первой инстанции ему подсудны дела: об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ; об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки; о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума; по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.

В качестве кассационной (второй) инстанции Верховный Суд РФ призван проверять законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции среднего звена. Осуществляемая им проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений распространяется на все суды общей юрисдикции.

Важное полномочие Верховного Суда РФ — дача разъяснений по вопросам судебной практики. Такие разъяснения оформляются в виде постановлений Пленума Верховного Суда РФ и обязательны не только для судов общей юрисдикции, но и для других органов и их должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

Верховному Суду РФ принадлежат право законодательной инициативы и право обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам проверки конституционности федеральных законов и иных нормативных актов и др.

Основные его структурные подразделения, выполняющие судебные функции, — Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, судебные коллегии (Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Военная коллегия).

Смотрите еще:

  • Закон республики армения о гражданстве республики армения 2018 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ от 16 ноября 1995 года №ЗР-16 О гражданстве Республики Армения (В редакции Законов Республики Армения от 03.12.1997 г. №ЗР-157, 04.11.1999 г. №ЗР-5, 12.04.2001 г. №ЗР-157, 09.04.2002 г. […]
  • Контрольная порядок уплаты и взыскания алиментов Порядок уплаты и взыскания алиментов КУРСОВАЯ СП.docx Министерство образования и науки Российской Федерации Колледж Стерлитамакского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего […]
  • Статья 23 закона о воинской службе Статья 23 закона о воинской службе Статья 23.Граждане, освобождаемые от призыва на военную службу либо не подлежащие призыву на военную службу Комментарий к п. 1 1. Комментируемый Закон предусматривает пять оснований […]
  • Мировой суд ленинского района г нижнего тагила Мировой суд ленинского района г нижнего тагила Мировой суд Ленинского района города Нижнего Тагила. Адрес: Нижний Тагил, микрорайон Выя, улица Кузнецкого, 12А. Судебный участок №1: мировой судья Горбачева Наталья […]
  • Закон о приватизации государственного имущества в рк ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН от 23 декабря 1995 года №2721 (по состоянию на 9 января 2007 года) Глава 1. Общие положения Статья 1. Понятие приватизации Приватизация означает продажу государственного имущества в […]
  • С74 ч5 ук рф Пособничество в приобретении наркотических средств (Пестерева Ю., Чекмезова Е.) Дата размещения статьи: 23.05.2015 В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 "О судебной практике по делам […]