Духовные права статья в конституции

Духовные права статья в конституции

Цели урока: Формирование представле ний о культурных правах;

создание мотиваций на их применение, защиту и уважение своих и чужих культурных прав;

показать взаимосвязь культурных прав с экономической ситуацией в стране и политикой государства;

подвести к поиску аргументов «за» умственное и духовное развитие, подчеркивая единство этого процесса.

Материалы: Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Конституция РФ, статья 43, статья 44;

Декларация прав человека, статья 26, статья 27;

учебник «Граждановедение». Я. Соколова.

Сегодняшний урок я хочу начать с ситуации, которую разыграют учащиеся класса.

А вы, посмотрев ее, дайте характеристику этим двум спорящим людям с точки зрения культуры.

(Сценка — спорят двое. Один ведет себя в споре культурно, другой — нет).

Кто из них культурный? Кто нет?

Как и почему вы это определили?

Как можно стать культурным?

Есть ли у вас такая возможность?

Вы, наверное, уже догадались, как будет звучать тема нашего урока?

Тема урока — «Культурные права»

Попробуйте сами сформулировать задачу нашего сегодняшнего урока.

Сегодня мы должны определить, какие культурные права зафиксированы в Конституции РФ, как они обеспечиваются государством и как мы пользуемся этими правами.

А какие же это культурные права?

Задание классу: на странице 99 учебника «Граждановедение» прочтите раздел «Прочтите и подумайте» и определите, что такое культурные права.

Культурные права — это права, которые способствуют развитию духовного мира человека, которые позволяют человеку овладеть культурой.

А так ли уж важно овладеть культурой? Может, достаточно иметь много денег и жить хорошо и счастливо без всякой культуры?

Работа в группах

Учащиеся делятся на две группы и выполняют задание на странице 90 учебника «Граждановедение», 9-й класс.

1-я группа подготовит очень краткий рассказ о досуге богатого человека, не обладающего никакой культурой.

2-я группа — о досуге небогатого человека, но образованного и культурного.

(На работу отводится 2-3 минуты).

Вопрос — жизнь какого человека будет более счастливой?

(Учащиеся дискутировали по этому вопросу и пришли к выводу, что счастливее будет жизнь человека богатого и культурного).

Итак, вы сказали, что культуру можно приобрести через образование. И государство дает нам такую возможность — право на образование.

1. Право на образование.

Это право зафиксировано и во Всеобщей декларации прав человека.

Работа со статьей 26 Декларации прав человека.

Познакомьтесь со статьей 26 Декларации и подумайте, почему это право зафиксировано в таком важном международном документе? Это право зафиксировано и в Конституции РФ.

Работа со статьей 43 Конституции РФ.

Познакомьтесь со статьей 43 Конституции РФ и скажите:

Какая общая идея объединяет статьи Декларации прав человека и Конституции РФ?

На основе этой статьи принят Закон Российской Федерации «Об образовании».

Работа со статьями Закона «Об образовании».

На партах — выдержки из этого закона, прорабатываем с ними.

Используя статьи 5 закона, ответьте:

Кто может получить и пользуется правом на образование?

В каких формах можно получить образование?

В учреждениях какого типа можно получить образование?

Образовательные учреждения есть нескольких форм. Каких?

Почему государство приняло такой закон?

Почему государство должно заботиться об образовании?

К этому уроку я подобрала слова Яна Коменского (чешского мыслителя и педагога)

Как вы думаете, почему я взяла именно их?

«Считай несчастным тот день и час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

Следующим условием культуры вы назвали — приобщение к культурным ценностям.

2. Право на участие в культурной жизни.

Это право зафиксировано в Декларации прав человека, статья 27 и в Конституции РФ, статья 44.

Работа с Конституцией РФ и Всеобщей Декларацией прав человека.

Познакомьтесь с этими статьями.

Как вы их понимаете?

Давайте посмотрим, как мы пользуемся этим правом.

Как вы реализуете это право?

(На доске мы заранее с группой ребят выписали почти все культурные места г. Мурома)

Перечень культурных мест г. Мурома

Музыкальные школы — 3.

Спортивные школы — 3.

Спортивные комплексы — 3.

Библиотеки: городские — 3;

Дом культуры им. 1100-летия г. Мурома — 1.

Дом народного творчества — 1.

Детский Дом культуры — 1.

Центр внешкольной работы — 1.

Клуб технического творчества — 1.

Бюро путешествий — 2.

Молодежный центр «Поиск» — 1.

Далее мы с учащимися выяснили, как часто они их посещают. Опрос показал, что ребята редко бывают в таких местах.

Посещение многих из этих мест требует материальных затрат. Но остался пока еще доступный всем способ повышения своей культуры. Это — чтение книг.

Кто из вас записан в библиотеки?

Кто любит читать?

Может быть, кто-то скажет — почему?

А теперь разделимся на группы и поработаем в них.

Работа в группах

1-я группа — Каким образом государство может каждому в равной степени обеспечить пользование достижениями культуры?

2-я группа — Какими должны быть законы государства, стремящегося помочь гражданам в реализации этого права?

3-я группа — Советы по самообразованию.

4-я группа — Разработать проект предложений в устав школы по проблеме формирова ния культуры учащихся и формы ответствен ности за их несоблюдение.

Группы сообщают результаты своей работы.

Елена ОСКАРЕВА,

учитель истории и граждановедения

Права человека и гражданина в Конституции Российской Федерации.

Распространенной классификацией прав личности является их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные (в узком значении этого слова), культурные и экологические.

1. Первую, самую многочисленную, образуют гражданские (личные) права и свободы (право на жизнь; свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоинства и доброго имени; тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений; право на неприкосновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности; на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания и творчества; право свободно на территории РФ выбирать место пребывания и жительства; свободно выезжать за пределы РФ и право гражданина беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести, вероисповедания; свобода мысли и слова; право на свободный поиск и распространение информации).

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Это – естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ).

Права на неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции РФ), жилища (ст. 25 Конституции РФ).

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24 Конституции РФ).

Право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ).

Свобода передвижения (ст. 27 Конституции РФ).

Право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции РФ).

Свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ)

Свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию (ст. 29 Конституции РФ).

Права человека в сфере правосудия (за исключением права граждан на участие в осуществлении правосудия, которое носит политический характер). В их числе право на судебную защиту прав и свобод, обжалование в суд незаконных действий органов и должностных лиц; право на рассмотрение дела судом, к подсудности которого оно относится; право на суд присяжных; право на получение квалифицированной юридической помощи; право на признание своей невиновности до того момента, пока обратное не будет доказано в законном порядке и не будет установлено вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности); право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на помилование или смягчение наказания; право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга или близких родственников; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

2. Вторую группу конституционных прав и свобод образуют политические права и свободы. Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся право человека на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и некоторые другие. В своем большинстве они принадлежат лишь гражданам России.

Право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ).

Право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ).

Участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ).

Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Право человека на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции РФ).

Основное назначение политических прав и свобод — обеспечить участие граждан в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, без чего невозможно обеспечить демократизм государственной власти.

3. Особую группу прав и свобод человека и гражданина образуют социально-экономические и культурные права и свободы.

Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Экономические права непосредственно примыкают к гражданским и политическим правам.

Они связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности. Вплоть до середины ХХ века важнейшие их этих прав — права частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой — обычно рассматривались как основолагающие гражданские права.

Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

Право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ).

Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (статья 36 Конституции РФ).

Социальные права призваны обеспечить материальные условия свободы и достойную жизнь каждому человеку. К данным правам относят собственно социальные, культурные и экологические права.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции РФ (ст. 37), относятся свобода труда и право на труд в надлежащих условиях.

Право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции РФ).

Право на социальное обеспечение но возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).

Охрана семьи (ст. 38 Конституции РФ).

Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ).

Основное назначение этого блока прав человека и гражданина — обеспечить достойные социально-экономические условия жизни человека и гражданина, реализовать его интеллектуальные возможности в трудовой, иных видах социально полезной деятельности, оказать поддержку малоимущим и престарелым лицам со стороны государства.

Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и некоторые другие.

Право на образование (ст. 43 Конституции РФ).

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Экологические права — это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Каждое из перечисленных конституционных прав и свобод имеет собственное юридическое содержание, сумму конкретных правомочий, детально закрепленных в нормах текущего законода­тельства. Например, содержание и порядок осуществления права на образование детализированы и определены в Законе об образовании. Ряд конституционных прав гражданина определяет содер­жание и направление развития целых отраслей российского законодательства (например, трудовое право, жилищное право, право социального обеспечения). 3.

Духовно-культурные права и свободы, их характеристика и конституционное закрепление;

Социально-культурные права направлены на духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса.

Развитое общество должно направлять средства на образование, культуру, науку, понимая окупаемость этих затрат в перспективе.

Закрепляя право на образование, Конституция (ст.49) исходит из различных подходов к получению основных видов образования. Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Это право в соответствии с Законом «Об образовании» от 29 октября 1991г. (с изм и доп.) обеспечивается созданием условий для получения общего и профессионального образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей. Закон регламентирует права и обязанности обучающихся, а также права и обязанности родителей и лиц, их заменяющих.

Гарантируется получение бесплатно среднего специального и высшего образования для всех в соответствии со способностями каждого. Однако Конституция предоставляет право на его получение на конкурсной основе (ч.2 ст.49).

Регулирование отношений в области высшего образования, а, следовательно, и закрепление прав граждан в этой области осуществляется Законом «О высшем образовании» от 11 июля 2007 г. (с изм. и доп.).

Новеллой в Конституции Республики Беларусь явилось закрепление права на сохранение своей национальной принадлежности, равно как и на то, что никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно Закону (ст.50 Конституции). Это право личности на свободное национальное самоопределение. Указание своей национальной принадлежности – это не обязанность, а право человека. Определение национальной принадлежности не влечет никаких юридических последствий, поскольку по белорусскому законодательству никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дискриминации по национальному признаку.

В развитие этой конституционной нормы принят Закон «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» от 11 ноября 1992г. (с изм и доп.), в котором закрепляются правовые основы межнациональных отношений, и гарантирует свободное развитие национальных меньшинств в Республике Беларусь.

Государственный Комитет по делам религии и национальностей Республики Беларусь одной из основных задач определяет охрану и реализацию прав человека различных национальностей в сфере культуры, образования, языка, просветительской деятельности и т.д.

К праву сохранения национальной принадлежности тесно примыкает и право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения (ч.3 ст.50 Конституции).

В Законе «О языках в Республике Беларусь» от 26 января 1990г. (с изм. и доп.) закрепляется положение о свободном развитии употреблении всех национальных языков, которыми пользуется население республики; провозглашается защита языков; право на воспитание и получение образования на национальном языке.

Статья 17 Конституции закрепляет, что государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки.

Каждый имеет право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительских учреждений (ст.51 Конституции).

Культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина. Человек имеет право на свободу художественного творчества, на защиту государством своей культурной самобытности, на пользование достижениями культуры.

Государство обязано обеспечивать доступность театров, художественных выставок, музеев; создавать необходимые условия для приобщения граждан к национальному и мировому культурному наследию; развивать телевидение и радио, книгоиздательское дело, сети библиотек и т.д.

Статья 15 Конституции закрепила ответственность государства за сохранение историко-культурного и духовного наследия, свободное развитие культур всех национальностей, проживающих в Республике Беларусь.

Статья 51 Конституции гарантирует свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми художественными, литературными, научными трудами. Проявляется она в снятии существовавших прежде идеологических ограничений, затрагивающих не только науку, но искусство, художественные направления, репертуара театров и т.д.

Свобода творчества каждого отдельного человека является условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования.

Писатель, художник, работники изобразительного искусства, рационализаторы и другие творческие работники вправе создавать свои творения на любую тему и в любой манере. Однако не допускается использование свободы творчества во вред обществу, другим людям, направленного на пропаганду войны, насилия, жестокости, порнографии, разжигание расовой и национальной вражды, религиозной нетерпимости и т.д.

Преподаватели учебных заведений свободны в создании учебников, учебных пособий и в изложении своих взглядов перед учащимися, слушателями и студентами.

Важное значение на современном этапе имеет закрепление в ст.51 Конституции положения о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Творческие работники должны быть защищены от пиратского использования их произведений (демонстрации фильмов, исполнения музыкальных произведений, издания литературных произведений и т.д.). Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на результаты творческой деятельности. Объекты интеллектуальной собственности весьма многообразны. Это произведения науки, литературы, искусства, изобретения и т.д. (ст.980 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Основные способы защиты исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности изложены в ст.11 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Духовные права статья в конституции

Важное место в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина занимают культурные права и свободы, которые еще иногда определяют как духовные или идеологические права и свободы. Такая множественная название цие ой группы прав и свобод оправдана ввиду того, что реализация культурных прав способствует духовному развитию личности и формированию национальной идеологии как общественного феномена.

Принято считать, что культурные (духовные) права и свободы человека и гражданина — это мера возможного поведения или деятельности лица по удовлетворению своих законных потребностей в сфере образования, литературного, худ дожны, научной и технической деятельности.

Одним из основных культурных прав является право на образование (в 53. Конституции). Государство обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в госу авних и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования различных форм обучения, предоставление государственных. Стип. Энди и льгот учащимся и студентаам.

Государство также заботится об обеспечении права на образование гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, и гарантирует им право на обучение на родном языке или на изучение родного языка в государственных и коммунальных н учебных заведениях или через национальные культурные общества.

Другим существенным культурным правом, которое гарантируется государством, является право граждан на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества (в 54. Конституции) есть государство предоставляет гражданам возмож ивисть заниматься любым видом творчества с целью самовыражения личности, совершенствование индивидуальных духовных черт и удовлетворения собственных моральных и материальных интересов, возникающих в связи в связи с различными видами интеллектуальной деятельноститі.

Государство также возлагает на себя обязанность содействовать развитию науки, установлению научных связей Украины с мировым сообществом. С этой целью в Украине разрабатываются общегосударственные программы раз свитка отечественной науки. Ведущие отечественные ученые также принимают активное участие в международных научно-исследовательских программах и проектах. К сожалению, поддержка развития науки на сегодня требует улучшения поскольку все более заметной становится тенденция к оттоку научных кадров за пределы Украинїни.

Конституция также декларирует охране культурного наследия, сохранение исторических памятников и других объектов, представляющих культурную ценность

В отечественной конституционно-правовой науке остается противоречивой оценка права на результаты собственной интеллектуальной, творческой деятельности (в 54. Конституции), которое большинство правоведов однозначно е идносять в культурных прав и свобод человека и гражданина. Это право предусматривает, что никто не может использовать или распространять без согласия автора результаты интеллектуальной и творческой деятельности (буква турне произведения, научные открытия, технические изобретения, художественные изделия, произведения искусства и т.п.), за исключениями, установленными законами есть речь идет о авторское право защищается государством и является одним из в идив частной собственности. По сути его следует относить к экономическим прав и свобод,. Конституция гарантирует право на результат (материальный и моральный). Одновременно это право осуществляется в пуль турне сфере общественных отношений, что дает основания относить его к смешанным, культурно-экономических прав и свобод человека и гражданинянина.

К культурных прав и свобод человека и гражданина также традиционно относят право на информацию. Статья 34. Конституции Украины закрепляет право каждого свободно собирать, хранить, использовать и распространять рюваты информацию устно, письменно или иным способом — по своему выбору. Правовой режим сбора, хранения, использования и распространения информации определяется. Законом Украины»Об информации»от 2 октября 1992 г. и другими законами Украиныїни.

Осуществление этого права может быть ограничено законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья ‘я населения, для защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Впрочем в отечественной научной и учебной литературе существует и тенденция выделения права на информацию в самостоятельную группу информационных прав и свобод человека и гражданина в Украине, но она нуждается уе дальнейшего теоретического обоснования.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Образовательный портал — все для студента юриста.

V-1. Личные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ.

Личные права и свободы — это права и свободы, вытекающие из естественного статуса человека как такового, присущи от рождения.

Виды личных прав и свобод человека:

— Право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции РФ).

— Право на личное достоинство (часть 1 статьи 21 Конституции РФ).

— Право на гуманное обращение (часть 2 статьи 21 Конституции РФ).

— Право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 22 Конституции РФ).

— Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (часть 1 статьи 23 Конституции РФ).

— Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть 2 статьи 23 Конституции РФ).

— Право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие права и свободы (часть 2 статья 24 Конституции РФ).

— Право на неприкосновенность жилища (статья 25 Конституции РФ).

— Право на определение и указание своей национальной принадлежности (часть 1 статьи 26 Конституции РФ).

— Право на пользование родным языком (часть 2 статьи 26 Конституции РФ).

— Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (часть 1 статьи 27 Конституции РФ).

— Право на свободный выезд за пределы РФ и на беспрепятственное возвращение (часть 2 статьи 27 Конституции РФ).

— Провозглашается свобода совести и вероисповедания (статья 28 Конституции РФ).

— Провозглашается свобода мысли и слова (часть 1 статьи 29 Конституции РФ).

— Провозглашается право на информацию (часть 4 статьи 29 Конституции РФ).

1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и граждани­на. Конституционные обязанности граждан.

Общепризнанный в международном праве перечень прав и свобод человека и гражда­нина в совокупности составляет систему гражданских (личных), политических, социаль­ных, экономических, культурных прав. В полном объеме они зафиксированы во второй главе Конституции Российской Федерации.

В группу гражданских (личных) прав и свобод входит большинство естественных прав человека, которые принадлежат каждому от рождения. Это прежде всего право на жизнь. Оно является предпосылкой всех остальных прав. Человек может быть лишен жизни толь­ко на основании должной судебной процедуры по приговору суда. Право на жизнь связано с другими правами человека и конституционными гарантиями (правом на благоприятную окружающую среду, правом на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и т.д.).

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Лишение свободы (тюрем­ное заключение) возможно только по приговору суда. Физическая неприкосновенность чело­века защищена уголовным законодательством (уголовная ответственность за убийство, телес­ные повреждения и прочее), административным (ответственность за правонарушения в области охраны труда и здоровья населения, так, например, любое медицинское вмешательст­во — операция, укол и т.д. — допускаются только с согласия пациента), уголовно-процессуальным (запрет домогаться показаний обвиняемого, свидетелей путем насилия или угроз) и т.д.

Среди личных прав Конституция РФ называет достоинство личности, которое охраня­ется государством. «Ничто не может быть основанием для его умаления», — записано в Конституции. Это означает, что никакие обстоятельства, в том числе психическая болезнь, чрезвычайное положение, война и т.п., не могут служить основанием для умаления досто­инства личности.

Каждый человек в Российской Федерации имеет право на неприкосновенность частной жизни, что означает предоставленную человеку и гарантированную государством возмож­ность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними.

Помимо перечисленных личных прав и свобод человека Конституция Российской Феде­рации устанавливает, что каждый вправе определять и указывать свою национальную при­надлежность, имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обще­ния, воспитания, обучения и творчества. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, может свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданин Рос­сийской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Политические права и свободы — это права, принадлежащие человеку как члену поли­тического сообщества, когда он выступает прежде всего в качестве гражданина государст­ва. Это права и свободы граждан формировать органы государственной власти и само­управления и участвовать в их деятельности, в управлении государством.

К политическим правам относятся:

Свобода мысли и слова. Это означает, что каждый человек может излагать свое мнение публично как в устной, так и письменной форме. Обязанность соблюдать это положение распространяется на государство, любую партию, общественную организацию, отдельную личность.

Право на информацию является элементом свободы мысли и слова, это право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым закон­ным способом.

К политическим правам также относятся:

  • свобода ассоциаций (или право на объединение);
  • свобода собраний, включая право на манифестации;
  • право участвовать в управлении делами государства;
  • право на равный доступ к государственной службе;
  • право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления

Экономические права в своей основе связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и по­требления товаров и услуг и включают в себя право на свободное осуществление экономи­ческой деятельности, право частной собственности, право на свободный труд.

Социальные права тесно связаны с экономическими правами. К ним относятся право на отдых, право на жилище, право на социальное обеспечение, на охрану здоровья и меди­цинскую помощь и др.

Культурные права, зафиксированные в Конституции, связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Конституционные обязанности человека и гражданина тесно связаны с правами и сво­бодами.

Конституция РФ закрепляет следующие основные обязанности:

  • обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15);
  • уважение прав и свобод других лиц (ст. 17);
  • забота о детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38);
  • получение основного общего образования (ст. 43);
  • забота о памятниках истории и культуры (ст. 44);
  • уплата установленных налогов и сборов (ст. 57);
  • сохранение природы и окружающей среды (ст. 58);
  • защита Отечества (ст. 59).

2. Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и
свобод человека? Объясните свой выбор ответа.

Наличие конституционных прав и свобод нуждается в гарантиях их реализации. Эта обязанность лежит на всех государственных органах власти. Под гарантиями понимают­ся правовые средства, обеспечивающие реализацию и защиту основных прав и сво­бод граждан.

Различают несколько видов гарантий.

Социально-экономические гарантии заключаются в создании государством таких усло­вий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу ученые от­носят социальную стабильность, развивающуюся экономику, обеспечение занятости насе­ления, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов и т.д.

Политические гарантии заключаются в обеспечении государством участия граждан в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и способны со­действовать достижению гражданского согласия.

Юридические гарантии — это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина.

3. Представьте, что в одной из поездок вы оказались в окружении людей, которые
не понимают вашего языка. Что вы будете делать? Какими способами попробуете ус­
тановить контакт при отсутствии сопровождающего лица?

Несмотря на незнание языка, человек может установить коммуникацию с окружающи­ми. Коммуникация — в широком смысле — обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Она может осуществляться вербальными (словес­ными) и невербальными (без использования слов) средствами.

Для решения возникшей проблемы следует использовать так называемые «невербаль­ные средства коммуникации» — это средства общения, включающие систему жестов, пан­томиму, мимику. Жест — это физическое движение, поза или выражение лица, несущие, согласно существующим в обществе культурным традициям, определенную смысловую нагрузку.

Также можно использовать и так называемые «вторичные языки» — азбуку Морзе, му­зыкальные ноты, языки программирования.

Смотрите еще:

  • Молдова семейный кодекс СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА от 26 октября 2000 года №1316-XIV (В редакции Законов Республики Молдова от 30.06.2005 г. №134-XVI, 30.03.2006 г. №64-XVI, 29.05.2008 г. №120-XVI, 28.05.2010 г. №99, 09.07.2010 г. […]
  • Ходатайство о привлечении к участию в деле третьего лица пример Ходатайство о привлечении третьего лица в гражданском процессе Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Для чего привлекают третью […]
  • Закон 458-фз о лицензировании отдельных видов деятельности Закон 458-фз о лицензировании отдельных видов деятельности Вправе ли юридическое лицо осуществлять деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IVкласса опасности после 1 июля 2015 года на основании […]
  • Гражданский кодекс рф 2018 статья 196 Гражданский кодекс рф 2018 статья 196 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации Кого и как нужно уведомить о ликвидации предприятия Ликвидация предприятия — необходимый инструмент легального завершения бизнеса. Поскольку в этом процессе участвуют госорганы, работники и кредиторы, их необходимо […]
  • Мировой суд 3 участок нижегородского района Участки мировых судей Нижегородского района города Н. Новгорода Территориальная подсудность мирового участка №1: улицы: 3-я Ямская, Академика Блохиной, Большие Овраги, Ванеева (дома № 1, 1 а, 3), Ереванская, […]