Духовные права граждан рф

Права и свободы человека и гражданина

Естественно-человеческие права и обязанности — это права и обязанности человека как особого естественно-природного существа. Социальные права и обязанности — это права и обязанности человека в сфере социальной деятельности и социальных отношениях. Экономические права и обязанности — это права и обязанности человека в сфере хозяйственной деятельности и хозяйственных отношениях. Культурные (духовные) права и обязанности — это права и обязанности человека в сфере духовной деятельности и духовных отношениях. Властно-политические права и обязанности — это права и обязанности человека в сфере властно-политической деятельности и властно-политических отношениях. Различают также естественные права человека (сохраняемые и несохраняемые им в обществе или государстве) и его гражданские права[100].
К естественно-человеческим правам относятся, например, права на жизнь, личную свободу и неприкосновенность, вступление в брак, создание семьи, воспитание детей, личную тайну (включая тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений), защиту чести и достоинства, свободное передвижение, выбора места пребывания и жительства. К социальным правам относятся, например, права на определение и указание или не указание своей национальности, социальное обеспечение, жилище, отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, достаточный и достойный жизненный уровень. К экономическим правам относятся, например, права на частную собственность, владение, пользование и распоряжение своим имуществом
(как единолично, так и совместно с другими лицами, т. е. коллективно), предпринимательскую деятельность, участие в кооперативной, акционерной, муниципальной, государственной собственности, свободное распоряжение своими способностями к труду, свободный выбор рода деятельности и профессии, защиту своих экономических интересов. К духовным правам относятся, например, права на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, свободу мысли и слова, совести и вероисповедания, образование, художественное творчество, доступ к культурным ценностям, искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. К властно-политическим правам относятся, например, права на гражданство, участие в деятельности органов государственной власти и управлении государственными делами, создание политических организаций, проведение собраний, митингов, демонстраций, пикетов, избрание своих представителей в органы государственной власти, обращение в эти органы с жалобами и обращениями. При этом следует учитывать, что естественно-человеческие права индивида-личности как члена общества стоят выше прав индивида-гражданина или индивида-подданного как члена государства[101].
Б. Констан отвечая на свой собственный вопрос, какой смысл вкладывают в содержание понятия свободы его современники англичане, французы или североамериканцы, по сути дела сводит его к личной независимости членов государства, которая обеспечивается их личными правами и «есть первейшая из современных потребностей». В числе этих прав: право каждого подчиняться одним только законам, не быть подвергнутым ни дурному обращению, ни аресту, ни заключению, ни смертной казни вследствие произвола одного или нескольких индивидов; право каждого высказывать своё мнение, выбирать себе дело и заниматься им; право распоряжаться своей собственностью, даже злоупотребляя ею; право не испрашивать разрешения для своих передвижений и не отчитываться ни перед кем в мотивах своих поступков; право каждого объединяться с другими индивидами либо для обсуждения своих интересов, либо для отправления культа, избранного им и его единомышленниками, либо просто для того, чтобы заполнить свои дни и часы соответственно своим наклонностям и фантазиям; право каждого влиять на осуществление правления либо путём назначения всех или некоторых чиновников, либо посредством представительства, петиций, запросов, которые власть в той или иной мере принуждена учитывать. При этом никто не имеет права сослать гражданина, если он не осуждён обычным судом в соответствие с писаным законом, наказывающим ссылкой за действия, в котором данный гражданин виновен. Никто не имеет права изгнать гражданина с его родины, собственника — с его земель, оторвать торговца от его занятий, супруга — от супруги, отца — от детей, писателя от его глубоких размышлений, старика — от его привычек[102].
В. С. Соловьёв одним из первых в Европе формулирует идею «права на достойное существование»: «Чтобы всякий человек имел не только обеспеченные средства к существованию (т.е. одежду и жилище с теплом и воздухом) и доста
точный физический отдых, но чтобы он мог также пользоваться досугом для своего духовного совершенствования»[103]. Её подхватывают П. Н. Новгородцев (глава московской школы философии права), Л. Петражицкий (основатель влиятельной петербургской правовой школы), другие мыслители. Из этой идеи В. С. Соловьёв выводит также право на защиту естественной среды обитания человека, на запрет бесконтрольного «завоевания» природы энергичными, но бессовестными предпринимателями. Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен выдвигают идею такого расширения прав человека, которое могло бы привести к «социалистическому правово-
3
му государству» .
Значительная часть этих прав закреплена в Конституции Российской Федерации (гл. 2)[104], конституциях других государств. Так, Билль о правах Конституции США, в основу которого была положена Вирджинская декларация (1776 г.), гарантирует гражданам США право на свободу исповедания, слова, печати, право мирно собираться и обращаться к правительству с жалобами, хранить и носить оружие, на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов, на скорый и публичный суд. При этом перечисление в Конституции определённых прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав. Конституция 1949 г. ФРГ определяет в качестве основных прав граждан право свободно выражать и распространять своё мнение устно, письменно и посредством изображений, беспрепятственно получать информацию из общедоступных источников. Все немцы имеют право мирно собираться без предварительного извещения или разрешения, создавать союзы и общества, свободно избирать профессию, место работы и учёбы[105].
Права граждан закреплены различными международными актами. Так, 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. Она отличается от традиционных актов о правах человека, которые содержатся в различных законах XVIII, XIX и начала XX вв., поскольку в ней речь идёт не только о конституционных гражданских и политических правах, но и
группе прав, которые стали экономическими, социальными и культурными права-
6
ми .
Позднее, 4 ноября 1950 г. в Риме была принята Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), к которой в 1996 г. присоединилась Россия. Согласно этой Конвенции, правительства должны обеспечить каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией, определённые права и свободы. В частности, они должны обеспечить право на свободу и личную неприкосновенность, свободу менять свою религию или убеждения, свободу выражения своего мнения, собраний и ассоциации с другими, право вступать в брак и создавать семью[106].

Комплекс всех прав, которые перечисляются во Всеобщей Декларации и Европейской Конвенции, составляет идеал свободного человека. Не соблюдение указанных прав лишает его этой свободы, так как «человек, лишённый прав экономических, социальных и прав в области культуры (курсив наш.- И. Г.), не является более той личностью, которую Всеобщая декларация рассматривает в качестве идеала свободного человека»[107].

Законодательство большинства современных государств закрепляет за всеми гражданами равные права и обязанности независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным группам, объединениям и организациям. Некоторые из этих прав, прежде всего, основные естественно-человеческие права признаются принадлежащими каждому от рождения и неотчуждаемыми[108]. На практике же, как известно, эти и многие другие установленные законодательством (в том числе, конституциями) положения нередко нарушаются. Поэтому во многих современных государствах предусматриваются определённые меры по защите прав граждан.
Важнейшим средством защиты прав граждан является судебная защита. В случае нарушения их прав, граждане могут обращаться в суд. М. Зандер, сопоставляя различные формы защиты прав граждан в Великобритании, пришёл к выводу, что судебная защита является наиболее эффективной, так как поданный в суд иск гражданина подлежит обязательному рассмотрению, а обращение к министру, депутату парламента или в прессу может быть проигнорировано. Кроме того, судебное разбирательство обычно проводится публично, открыто. Если решение суда вынесено в пользу гражданина, то оно должно выполняться. Даже проигрывая дело в суде, гражданин может получить поддержку других граждан, прессы, политической оппозиции или даже членов правительства[109]. Всё большую роль в защите прав человека начинают играть международные суды. Так, в 1959 г. был создан Европейский суд по правам человека. Его численность определяется числом государств-членов Совета Европы: по одному от каждого государства-члена. Судьи избираются Парламентской ассамблеей сроком на десять лет из списка, представленного правительствами государств-участников, и могут переизбираться. Суд разрешает споры, связанные с толкованием и применением Европейской Конвенции 1950 г., выносит консультативные заключения, рассматривает индивидуальные петиции после рассмотрения их Европейской комиссией по правам человека и Комитетом министров. Его решения обязательны для государств- участников. Однако в Российской Федерации, да и многих других государствах

судебная система, как правило, настолько громоздка и длительна, что существенно снижает возможность граждан защищать через неё свои права.
Гражданином в полном объёме своих прав и обязанностей человек, как правило, становится по достижении определённого установленного законом возрас- та[110], когда его дееспособность признаётся государством также в полном объёме. Правоспособность же гражданина возникает с момента его рождения. Иногда закон признаёт возможность иметь гражданские права за ещё не родившимся человеком. Так, ребёнок наследователя, родившийся после его смерти, признаётся наследником по закону. Наследником по закону может быть любое лицо, зачатое до смерти наследователя и родившееся после его смерти. Момент рождения определяется в соответствии с данными медицинской науки и регистрируется как акт гражданского состояния[111]. Человека нельзя лишить гражданства иначе как по закону. Например, Конституция ФРГ гласит: «Никого нельзя лишить германского гражданства. Утрата гражданства может последовать только на основании закона, а против воли заинтересованного лица — лишь в том случае, если оно тем самым не становится лицом без гражданства»[112]. Ограничения гражданства, то есть правосубъектности (в том числе, правоспособности и дееспособности), допустимы исключительно только в случаях и порядке, предусмотренных законом.
В определённых законом случаях тот или иной индивид имеет право отказаться от гражданства одного государства и тем самым выйти из него, либо приняв гражданство или подданство другого государства и войдя в его состав, либо став лицом без гражданства. В отдельных государствах, в частности в Российской Федерации, допускается двойное гражданство, когда гражданин одного государства может иметь ещё и гражданство другого государства. Здесь иностранные граждане и лица без гражданства пользуются гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, но она может быть ограничена в установленном законом объёме и порядке, например, они не имеют избирательных прав. Во всех этих случаях индивиды действуют более или менее добровольно. Тем не менее, они, как правило, не могут быть вне государства и всегда несут перед ним соответствующие обязанности, даже не будучи его гражданином или подданным. Не добровольность индивидов и их множеств (общностей, объединений, организаций) по отношению к тому или иному государству, а их обязательность перед ним, зависимость от него определяет его особенность как организации.
Все граждане или подданные, а также находящиеся на территории данного государства иностранцы, т. е. граждане других государств, и лица без гражданства выступают в качестве контрсубъектов государственной власти. Все они определённым образом соотнесены с властными органами государства, имеют с ними и их субъектами достаточно устойчивые отношения. Все они имеют по отношению

к ним определённые обязанности. Среди обязанностей, которые имеют индивиды в государстве, особое место занимает их обязанность подчиняться субъектам государственной власти, её органам, учреждениям, отдельным представителям. Это важнейший признак государственности, гражданства и подданства, важнейшее условие функционирования людей в качестве членов государства, его граждан или подданных[113]. Именно обязанность граждан или подданных подчиняться государственной власти обеспечивает мир между ними[114].
Кроме того, граждане или подданные обязаны платить налоги. На них, как считает Т. Гоббс, возлагается «бремя государственных расходов», «общественных повинностей» или налогов, которые «есть не что иное, как плата за предоставляемый им мир» и другие получаемые ими от государства преимущества[115]. В подавляющем большинстве государств граждане, достигшие определённого возраста, обязаны нести воинскую повинность. Так, в ФРГ мужчины, достигшие 18-летнего возраста, могут призываться на службу в Вооружённые силы, федеральную пограничную охрану или части гражданской обороны. Лица, отказавшиеся нести военную службу с оружием по мотивам вероисповедания, обязаны нести службу, её заменяющую[116]. В Конституции Российской Федерации (ст. 59) записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью граждан, которые имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. В ней также закреплено, что каждый гражданин обязан не нарушать права других лиц (ст. 17), платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), заботиться о детях и их воспитании (ст. 38), сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44). Конституция Японии устанавливает обязанность трудиться (ст. 27). К естественно-человеческим обязанностям, законодательно закреплённым и обеспеченным государством, относятся также, например, обязанности не убивать, не ущемлять личную свободу и неприкосновенность других людей, не красть и другие.
По И. Канту, обязанности подразделяются на «правовые обязанности, т. е. такие, для которых возможно внешнее законодательство, либо обязанности добродетели, для которых такое законодательство невозможно; обязанности добродетели лишь потому не могут быть подчинены никакому внешнему законодательству, что не преследуют цель; а ставить перед собой цель — это нечто такое, что не может быть вызвано каким-либо внешним законодательством (потому что это —
внутренний духовный акт)»[117]. Всеобщий, целенаправленный и принудительный характер правовых обязанностей — главное их отличие от обязанностей добродетели (нравственности).

Духовно-культурные права и свободы человека и проблемы их реализации

Забелин А.В.,
студент 4 курса ФНО ВПО
ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»

Во времена буржуазных революций предметом основного внимания общества были гражданские и политические права, поскольку основным объектом внимания было равенство всех перед законом. На протяжении XIX – XX веков большее внимание общества сосредоточилось на экономических, а затем социальных правах и свободах человека. Дальнейшее развитие общества связано с его культурным и духовным обогащением. Так возрастает влияние и актуальность темы культурных, а ещё более точно духовно-культурных прав и свобод человека.

Ряд международно-правовых актов содержит основополагающие положения для признания духовно-культурных прав. Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1948 году. Этот акт обладает высшим международно-правовым авторитетом и содержит в числе других право на образование (ст.26), где говорится следующее: «1. Каждый человек имеет право на образование… 2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам..». В ст.27 Декларации речь идет об авторском праве, а именно: «1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является»[1].

В развитие положений Декларации был принят Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах». В первых статьях этого пакта говорится: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». В ст.13 говорится, что государства «признают право каждого человека на образование…» и: «Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и руководить ими при неизменном условии соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и требования, чтобы образование, даваемое в таких заведениях, отвечало тому минимуму требований, который может быть установлен государством. В статье 15 Пакта закреплено право на участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса и их практическое применение, и пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является[2].

Духовно-культурные права человека — особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной, духовной и научной жизни. Культурные права — это возможности сохранения и развития национальной самобытности человека, его обогащения и развития. Именно указанная группа прав непосредственно влияет на уровень духовного развития личности и обеспечивает необходимые условия для создания и использования духовных достижений человечества.

По своей сути духовно-культурные права является мерой духовности, которую государство гарантирует лицу с учетом условий жизни и деятельности граждан и общества. Духовно-культурные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.

Следует отметить, что ценности духовного мира — фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что фундаментом духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина являются мораль. Необходимо особо подчеркнуть особую роль духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина в формировании духовности и нравственности личности. К духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина не относятся «личностные (соматические) права», так как они, в основном, противоречат и противостоят духовно-нравственным ценностям .

Репродуктивные права вытекают из области существующей морали, которая является основой духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина. А.Б.Венгеров указывает следующее: «Четвёртое поколение — это правовой ответ вызову ХХI века, когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества»[3].

Управление информацией происходит через мысль. В свою очередь, право на свободу мысли, реализуемое в связке с моралью, следует относить к духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина (четвёртое поколение прав), а управление информацией (энергией) через мысль — к пятому поколению прав.

Духовные права обеспечивают определенный уровень и качество жизни.

Некоторые из культурно-духовных прав и свобод носят базовый фундаментальных характер. К таким права относятся:

— свобода личности от идеологического контроля, право самостоятельно определять систему моральных и духовных ценностей;

— право защиты интеллектуальной собственности граждан;

— возможности получать полную, непредвзятую, объективную информацию;

— свободы мировоззрения и вероисповедания;

К числу важнейших духовно-культурных прав относятся право на образование, базирующееся на статье 43 Конституции РФ и федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а суть образования состоит в процессе развития и саморазвития личности, связанного с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру[4].

Другим проявлением духовности и культуры является свобода творчества — право человека создавать литературные, художественные, научные и др. произведения, проводить научные исследования, заниматься иной творческой деятельностью.

Третьим в перечне культурных и духовных прав стоит право доступа ккультурным ценностям и пользование учреждениями культуры. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации» направлен на реализацию конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры[5].

Право на участие в культурной жизни —право на приобщение к культурным ценностям во всех областях культурной деятельности, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям.

Право на интеллектуальную собственность понимается не как право на владение физическим объектом, а как совокупность прав и обязанностей относительно использования определенных результатов творческой деятельности человека. В рамках интеллектуальной собственности принято выделять две категории прав:

— право на промышленную собственность;

— авторское право и смежные права.

Право на информацию является важнейшим личным правом, непосредственно закрепленным в Конституции РФ (ст. ст.24, 29). Проблема защиты прав личности — защита персональных данных — защиты личности от несанкционированного сбора персональных данных, злоупотреблений, возможных при сборе, обработке и распространении информации персонального характера, приобрела особую актуальность в условиях интенсивного развития современных информационных технологий, включая широту применения Интернета.

Академические свободы — права, согласно которым свобода исследования у студентов, научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и научно-исследовательских организация необходима для выполнения ими своей миссии.

Право на благоприятную окружающую среду связано с обязанностью всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды.

Свобода совести и вероисповедания — право каждого человека исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, совершать в рамках закона религиозные обряды, а также исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, учении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов»[6].

С учетом возрастающей роли и значения сферы культуры в жизни общества, дальнейшая разработка и законодательное закрепление прав, свобод, обязанностей граждан в этой области, представляется исключительно актуальным. Сегодня на первый план выступает проблема гарантий реализации культурных прав человека и гражданина, выработки правозащитных механизмов. Это связано, прежде всего, с тем, что сами культурные права в случае их реального обеспечения приобретают социальную ценность. И именно от государства зависит степень реализации этих прав, и, следовательно, степень их социальной значимость. Государство призвано обеспечивать права и свободы в сфере культуры путем их закрепления в национальном законодательстве, а также путем создания эффективного механизма их реализации и защиты.

Эффективность реализации прав и свобод в сфере культуры определяется рядом факторов. Выделяются различные группы факторов: общесоциальные (состояние преступности, наличие кризисных явлений в различных сферах общественной жизни и т.д.), политические (политическая стабильность, состояние межнациональных отношений, вооруженные конфликты и т.д.), юридические (наличие развитой системы законодательства, прежде всего в сфере регламентации и защиты прав и свобод человека и гражданина, степень восприятия национальным законодательством общепризнанных норм международного права и т.д.).

В юридической науке отсутствует единство взглядов на проблему видов гарантий прав и свобод в области культуры. Реализация духовно-культурных прав и свобод предполагает наличие целого ряда элементов, её обеспечивающих. К их числу относятся экономические (финансовые), политические, социальные, религиозные. Реализация права на образование может быть сопряжена с финансовыми затратами, превышающими возможности человека. То же самое можно сказать о праве на доступ к культурным ценностям, будь то посещение музеев и выставок, театральных постановок, кинопросмотров и тому подобное. В 2000 году имели место случаи затруднения реализации права жителей области на образование, поскольку не всегда государственные органы и должностные лица обеспечивали на должном уровне создание системы соответствующих социально-экономических, организационных условий для получения гражданами надлежащего образования.

Как говорится в статье Авериной О.Р. «Участники […] поддерживают усилия государства, направленные на реальное противодействие рискам, которые связаны с экстремизмом. Вместе с тем, мы выражаем серьезную обеспокоенность по поводу практикуемых попыток ограничить под предлогом борьбы с экстремизмом законные права, как верующих, так и религиозных организаций, что влечёт ущемление законных прав всех людей на свободу совести и вероисповедания»[7].

Анализ положения, места и роли духовно-культурных прав и свобод показывает их принципиальную значимость в общем перечне прав и свобод, так как они нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды.

[1] Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

[2] Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах». от 16.12.1966

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ

Личные права и свободы

Они составляют основу правового положения человека и гражданина Российской Федерации и отражены в ст. 20—29 Конституции. Большинство из них являются основополагающими, неотьемлемы- ми правами человека и не подлежат ограничению. Они имеют повышенный уровень гарантий.

Личные права производны от естественного права на жизнь и свободу и призваны гарантировать человеку индивидуальность в отношениях с другими людьми и государством. К личным правам относятся: 1)

право на жизнь (ст. 20), которое означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни; 2)

право на достоинство (ст. 21), предполагающее право на уважение и обязанность уважать других, запрет подвергать пыткам, насилию, другому жестокому обращению или наказанию; 3)

право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 29), выражающееся в возможности совершать любые правомерные, т.е. в рамках закона, действия. Это право предполагает ограничение должностных лиц в применении принуждения к людям. Личная неприкосновенность означает: а) что никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску, наносить вред здоровью; б) право свободно распоряжаться своей судьбой: учиться, жениться, голосовать и т.п.; 4)

право на неприкосновенность жилища (ст. 25), которое означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как на основании закона или судебного решения.

12.4.6. Политические права и свободы

Если личные права осуществляются индивидуально, то политические права могут быть реализованы как индивидуально, так и коллективно. Например, право на равный доступ к государственной службе носит индивидуальный характер, а право на шествия, демонстрации, создание политических партий осуществляется только коллективно. Особенностью политических прав является то, что большая их часть принадлежит только гражданам государства. Например, право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей или право избирать и быть избранным (ст. 32) и многие другие осуществляют только граждане Российской Федерации.

Среди политических прав, которыми обладают граждане Российской Федерации, можно выделить следующие: 1)

свобода печати и информации, в основе которой лежит право каждого человека искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29, п. 4), а также отсутствие цензуры и свобода средств массовой информации (газет, телевидения, журналов) (ст. 29, п. 5); 2)

право на объединение (ст. 30) означает, что для достижения жизненно важных целей и осуществления своих прав и интересов граждане могут создавать политические партии, профессиональные союзы, предпринимательские ассоциации и другие общественные организации. Причем никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем; 3)

право на мирные собрания и публичные манифестации (ст. 31), согласно которому граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия для выражения своей поддержки политики властей или протеста против нее с целью сделать свою позицию известной всему обществу; 4)

право на равный доступ к государственной службе (ст. 32, п. 4), которое предполагает, что каждый гражданин имеет возможность, при наличии вакансий и достаточной профессиональной подготовки, занять любую государственную должность. Право поступления на государственную службу имеют граждане в возрасте старше 18 лет. Они имеют право находиться на службе до 60 лет. Замещение должностей производится по назначению или по конкурсу; 5)

право участвовать в отправлении правосудия (ст. 32 п. 5), которое предоставляет каждому гражданину возможность занять должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем. Кандидат на должность судьи должен обладать необходимы- ми качествами: иметь высшее юридическое образование, стаж работы не менее пяти лет по юридической специальности, отвечать другим требованиям, предусмотренным законом.

12.4.7. Экономические, социальные и культурные права

Реализация и защита экономических, социальных и культурных благ позволяет человеку отстоять свое право на достойную жизнь, защититься от экономического произвола и социальной несправедливости. Однако в условиях рыночной экономики, которая формируется в России, прямое действие экономических, социальных и культурных прав оказывается относительным в отличие от действия личных (гражданских) и политических прав. Это обусловлено тем, что в условиях рыночного хозяйства распределение экономических, социальных и культурных благ не находится в руках государства, поэтому отсутствует конкретный ответчик в том случае, если гражданин посчитает свои экономические, социальные или культурные права нарушенными и подаст иск в суд. Поскольку реализация этих прав напрямую зависит от материальных возможностей государства, то на практике они чаще всего выступают пожеланиями, нежели обязательствами государства перед гражданами.

Среди экономических прав следует выделить право на экономическую деятельность, что предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, не запрещенной законом (ст. 34 Конституции РФ). Под предпринимательской деятельностью подразумевается деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, зарегистрированными в этом качестве в порядке, установленном законом. Конечно, государство разрешает не все виды деятельности. Например, запрещает частным лицам выпуск оружия, производство наркотиков.

В целях создания равных условий для участников хозяйственной деятельности государство запрещает недобросовестную конкуренцию и деятельность, направленную на монополизацию. Недобросовестная конкуренция проявляется в заключении несколькими предприятиями соглашений о ценах, разделе рынков, в устранении конкурентов. Монополией признается доминирующее положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 35%.

Одним из основополагающих конституционных прав личности является право частной собственности (ст. 8, 9 и 35 Конституции

РФ). Оно означает право лица иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Трудовые права и свободы (ст. 37) включают свободу труда, право на труд и на защиту от безработицы, право на забастовку, право на отдых. Так, например, свобода труда означает запрет на принудительный труд, использование любых форм принуждения, заставляющих человека работать на недобровольно принятых условиях под угрозой наказания.

Из социальных прав следует отметить защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), право на социальное обеспечение (ст. 39), право на жилище (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

Так, Конституция Российской Федерации устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Тем самым признается, что рождение детей представляется делом государственной важности, поскольку от этого зависит будущее государства. Поэтому оно защищает права матери и ребенка. По трудовому законодательству устанавливается оплачиваемый отпуск по беременности и родам (70 дней до родов и 70 после родов). При рождении ребенка женщина получает право на единовременное пособие. Сюда же относятся меры по устранению дискриминации женщин при принятии на работу, созданию им благоприятных условий труда.

Прогресс общества невозможен без роста духовной культуры граждан. Вложения в культуру — это вложения в будущее. Среди культурныхправ следует отметить право на образование (ст. 43), свободу творчества (ст. 44 п. 1), право на участие в культурной жизни (ст. 44, п. 2).

Так, право на образование является необходимой предпосылкой развития человека. Конституция устанавливает различные подходы к получению основных видов образования как в рамках частных образовательных учреждений, так и государственных и муниципальных: дошкольное, основное общее (9 классов), среднее профессиональное (техникумы). Образование является бесплатным и общедоступным в государственных образовательных учреждениях. Сохранено бесплатное получение полного среднего образования (11 классов) в государственных и муниципальных школах. Гарантируется бесплатность высшего образования на конкурсной основе. Кроме этого, каждый гражданин может получить дошкольное, среднее общее и полное, а также и высшее образование в частных образовательных учреждениях, работающих на коммерческой основе. 12.4.8.

и гражданина Российской Федерации

Если права и свободы есть мера возможного поведения, связанная с реализацией индивидуальных интересов, то обязанность есть мера должного поведения. Дело в том, что удовлетворение частных интересов не должно нарушать возможности других людей. Гарантируя субъективные права, государство требует от личности исполнения определенных обязанностей. В обязанностях государство устанавливает социально необходимый вариант поведения, позволяющий гармонизировать общественные и личные интересы. За неисполнение требований и предписаний государства устанавливаются меры юридической ответственности. Набор обязанностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации, включает такие, которые касаются только российских граждан (например, обязанность защищать Отечество). Однако большинство обязанностей распространяется на всех лиц, находящихся на территории государства. Среди обязанностей, закрепленных в Основном законе, отметим следующие:

а) соблюдать Конституцию и законы страны (ст. 15, п. 2);

б) уважать права и свободы других лиц (ст. 17, п. 3);

в) заботиться о детях и нетрудоспособных родителях (ст. 38, п. 2 и 3);

г) платить налоги (ст. 57);

д) заботиться о памятниках истории и культуры (ст. 44. п. 3);

е) сохранять окружающую среду (ст. 58);

ж) защищать Отечество (ст. 59);

з) получить основное общее образование (ст. 43, п. 4). 12.4.9.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина Гаранти в широком смысле представляют собой совокупность социальных, экономических, политических, духовных, организационных, юридических предпосылок, средств и способов, создающих возможности личности для осуществления своих законных интересов и прав. Термин «гарантии» в юридическом смысле означает правовые средства, которые обеспечивают реализацию прав человека и гражданина. Гарантии можно рассматривать как обязанности государства.

Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 45, п. 1). Это правило означает обязанность государства и его органов различными правовыми средствами обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. Так, согласно Конституции (ст. 80, п. 2) Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Обязанность осуществлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Правительства Российской Федерации (ст. 114, п. «е»). Кроме этого, граждане Российской Федерации имеют право обратиться в Конституционный Суд с жалобой по поводу нарушения их конституционных прав и свобод (ст. 125, п. 4). Решения Конституционного Суда обязательны для всех органов государственной власти.

Среди средств государственной защиты следует выделить Уполномоченного по правам человека, назначаемого Государственной Думой. При осуществлении своих функций Уполномоченный по правам человека независим. Он информирует парламент о фактах нарушения прав человека государственным органами и должностными лицами. Таким образом осуществляется парламентский контроль за правами человека.

Другим важным средством обеспечения прав и свобод граждан является судебная защита. Конституция РФ гарантирует каждому человеку судебную защиту его прав (ст. 46). Объектом обжалования могут быть действия или бездействие органов государственной власти, их решения, а также законы, действия и указы Президента, постановления Правительства. Особо следует сказать о гарантиях правосудия. Они включают принцип презумпции невиновности (ст. 49), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), невозможность придания обратной силы закону, который отягчает ответственность (ст. 54), никто не обязан свидетельствовать против самого себя, близких родственников (ст. 51) и т.п.

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод личности существует право человека самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

Кроме средств правовой защиты, которые предоставляет национальное законодательство, Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в международные органы по правам человека, например в Совет ООН по правам человека, Европейский суд по правам человека и др.

Смотрите еще:

  • Как найти сумму без ндс если известен ндс Формулы расчета процентов. Формулы расчета НДС. Расчет суммы НДС, сумма с НДС, сумма без НДС, выделение НДС. Формулы расчета НДС. Расчет суммы НДС, сумма с НДС, сумма без НДС. Скачайте удобный калькулятор — любые […]
  • Заявление о взыскании расходов представителя Заявление о взыскании расходов представителя Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ […]
  • Воинская часть десна под киевом Кого и как готовит 169-й учебный центр МО Украины В пятницу 13-го февраля журналисты сайта «Город» вместе с группой представителей украинских СМИ посетили 169-й учебный центр МО Украины, который дислоцируется в поселке […]
  • Алиментное соглашение ск рф Алиментное соглашение ск рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Предложения товар на реализацию Пример коммерческого предложения нового товара для розничной точки Коммерческое предложение моих клиентов, которое они раздавали на первом этапе своей работы. (10+) Пример коммерческого предложения нового товара для […]
  • Оэз алабуга все организации ОЭЗ «Алабуга»: зона денег и резидентов Особая экономическая зона «Алабуга» отметила 10-летие. Торжества посетили президент Татарстана Рустам Минниханов, глава ФНС Михаил Мишустин и мэр Москвы Сергей Собянин. Турецкая […]