Дискриминация в школе это

Содержание:

Дискриминация в школах

31 мая 2018 г., 10:52

Дискриминация в школе

Думаю, что каждый когда-нибудь сталкивался с такой проблемой как дискриминация. Дискриминация всегда являлась одной из главных проблем в школах, и в большинстве случаев она является одной из причин социальных конфликтов, ведущих к нарушениям психики.

Многие подростки, подвергающиеся дискриминации со стороны одноклассников, в частых случаях впадают в сильную депрессию, ведь именно в подростковом возрасте поддержка ровесников является одним из факторов счастья подростка.

По моим наблюдениям, раньше унижали из-за плохой одежды или статуса семьи. Сейчас чаще всего дети подвергаются дискриминации из-за расовой принадлежности, религиозных убеждений или стиля одежды.

Приведу примеры

На мой взгляд, из-за расовой принадлежности травят чаще всего. Многие считают, что если ты чеченец, армянин или азербайджанец, значит ты плохой, постоять за себя не сможешь. К сожалению, порой так и происходит, ведь находясь в другой стране, ты не можешь чувствовать себя комфортно первое время, и вряд ли сможешь ответить обидчикам с уверенностью, особенно, если ты младше.

Считается, что религиозные убеждения – эта проблема, стоящая второй по популярности в школах. Но я лишь один раз встретила религиозную дискриминацию.

Когда я еще была в начальной школе, со мной училась девочка, у которой вся семья были служителями Иеговы. В классе, да и не только, она была подвержена всяческим унижениям и оскорблениям из-за того, что родилась в семье, исповедующей эту веру. Многие в классе называли ее сектанткой, из-за чего она часто плакала.

Сейчас она больше не плачет, потому что смирилась с тем, что ее считают сектанткой, но вот мои бывшие одноклассники с этим не смирились, и до сих пор продолжают ее унижать. Мне никогда не удастся понять, почему людей обижают, обзывают и унижают только потому, что ты такой родился, за то, что верен традициям семьи.

Думаю, каждый из нас когда-нибудь встречал человека неформального вида. По моим наблюдениям, это чаще всего это именно подростки. Крашеные волосы, пирсинг, яркий макияж и странная одежда – это то, что любят так называемые неформалы.

Я была знакома с девочкой-неформалкой, и могу с уверенностью сказать, что несмотря на то, что она была готом, ее душа не была черной. Она была очень веселой и жизнерадостной, но так считали немногие. Мнение о неформалах очень часто бывает ошибочное, ведь многие судят по одежке.

Что делать?

Школа должна быть не просто местом, где ребенок получает знания и изучает науки. Школа также должна способствовать созданию понимания и взаимодействия между людьми. Но что же делать, если подвергаешься дискриминации?

Первое, что нужно сделать, – перестать обращать внимание на обидчиков. Когда тебя не будут задевать их унижения, ты уже престанешь быть мишенью, так как обидчики не будут получать желаемой ответной реакции.

Знакомься с новыми людьми, посещай различные кружки по интересам, чаще выбирайся на природу с друзьями или родителями. Чем чаще ты будешь приобщаться к социуму, тем быстрее перестанешь чувствовать себя неуютно в нем, сможешь почувствовать себя его полноценной частью и забыть про то, что тебя когда-то унижали и оскорбляли.

Заведи себе верных и преданных друзей, которые смогут прийти на помощь! Зная, что тебя поддержат в трудную минуту, ты станешь увереннее и чуточку счастливее.

Напоследок хочется добавить: никогда не суди человека, не узнав его! Моральные травмы, которые можно нанести, впоследствии могут оказаться необратимыми.

Валентина КУЛАЖЕНКОВА, ученица 7 класса школы № 26

Экспертное мнение

Заместитель директора по воспитательной работе, Татьяна Васильевна Носовская:

– Дискриминация, о которой пишет Валентина, к сожалению, существующее в школах явление. Очень часто это называют термином «буллинг», в переводе с английского «травля».

Согласно зарубежной статистике, в разных учебных заведениях от 4 до 50% учеников сталкивается с буллингом. Для одних это единичные случаи, для других – постоянная травля.

В данных условиях очень важно вести «игру на опережение», проводя профилактические меры и мероприятиях. В возрасте до 12 лет, когда авторитет учителя является наиболее высоким, классные руководители проводят специальные беседы, формирующие у детей негативное отношение к такому поведению. Ведь очень часто дети, которые являются агрессорами, – эмоционально незрелые личности, которые только проходят процесс взросления. Если ученик постоянно самоутверждается за счет более слабого с проявлением агрессии, это может указывать на определенные психологические проблемы, в том числе и связанные с отношениями в семье.

После 12 лет авторитет и личность взрослого отходят на второй план, и наиболее важным становится мнение ровесников и одноклассников. В таком случае действовать приходится достаточно тонко, стараясь формировать правильное общественное мнение.

Огромную роль в этом играют внеклассные кружки и школьные мероприятия, позволяющие раскрыться самым застенчивым детям. Ведь для каждого ребенка очень важно создать ситуацию успеха, чтобы он мог почувствовать свою значимость, важность и нужность.

В нашей 26 школе проходит множество спортивных и творческих мероприятий: «веселые старты», мастер-классы, праздничные концерты, встречи с известными и уважаемыми людьми, работают кружки и секции.

Кроме того, важной частью социума школы нам видится школьное самоуправление. Дети понимают, что не просто являются «объектами» учебного процесса, а «сотворителями» его. Школьники активно принимают участие в обсуждениях будущих мероприятий, концертов, дискотек и т. д. В рамках нашего самоуправления также действует школьный медиацентр, благодаря которому многие, даже самые застенчивые и немногословные обычно на уроках дети, смогли найти возможность выразить себя.

Мы видим, как дети, которые активно участвуют в жизни нашей школы, становятся более уверенными в себе, раскрепощенными и ответственными. Они проявляют скрытые лидерские качества, поскольку не боятся проявить свою самостоятельность.

Кроме того, как и пишет в своей статье Валентина, они находят новых друзей, поскольку пересекаются с ребятами не только из своего класса, но и из других, либо открывают своих одноклассников с совершенно другой стороны.

И все же необходимо отметить, что факты уже свершившегося буллинга нельзя замалчивать. Необходимо решать все совместными усилиями специалистов школы, учеников и родителей.

Справочно

Российские исследования буллинга в школе, проведенные в 2010 году, показывают, что 22% мальчиков и 21% девочек становятся жертвами травли уже в 11-летнем возрасте. Для подростков 15 лет эти показатели составляют соответственно 13% и 12%.

Дискриминация в школе это

еУМЙ ВЩ РЕТЧПЗП УЕОФСВТС ЧНЕУФП ФПТЦЕУФЧЕООПК МЙОЕКЛЙ ЫЛПМШОЙЛЙ ПФРТБЧЙМЙУШ ОБ ДЕНПОУФТБГЙА Ч ЪБЭЙФХ УЧПЙИ РТБЧ, Х ОЙИ ВЩМЙ ВЩ ДМС ЬФПЗП ЧУЕ ПУОПЧБОЙС.

ч РПДБЧМСАЭЕН ВПМШЫЙОУФЧЕ ЫЛПМ ЗТХВП РПРЙТБАФУС РТБЧБ ДЕФЕК ОБ ПФДЩИ, ОБ ПВТБЪПЧБОЙЕ, ОБ ХЧБЦЕОЙЕ. рТЙ ЬФПН ХЮЙФЕМС ЙУЛТЕООЕ ОЕДПХНЕЧБАФ, ЛПЗДБ ЙИ ПВЧЙОСАФ Ч ОБТХЫЕОЙЙ ЪБЛПОБ. лПТТЕУРПОДЕОФ «йЪЧЕУФЙК» РПРЩФБМУС ЧЩСУОЙФШ, ПФ ЮЕЗП ЮБЭЕ ЧУЕЗП УФТБДБАФ ДЕФЙ Ч НПУЛПЧУЛЙИ ЫЛПМБИ Й НПЦОП МЙ У ЬФЙН ВПТПФШУС.

рТБЧП ОБ ПФДЩИ

уРЙУПЛ ПВСЪБФЕМШОПК МЙФЕТБФХТЩ — РТПЮЕУФШ МЕФПН, ДЕУСФПЛ ЪБДБЮ — РПТЕЫБФШ Ч ЪЙНОЙЕ ЛБОЙЛХМЩ. ч ЛПОГЕ ЮЕФЧЕТФЙ ДЕФЙ ВЕЪТПРПФОП РТЙОЙНБАФ ЪБДБОЙС Ч ЧЙДЕ РТПЭБМШОЩИ ОБРХФУФЧЙК, ДБЦЕ ОЕ ЪБДХНЩЧБСУШ П ФПН, ЮФП ХЮЙФЕМС ОБТХЫБАФ ЙИ РТБЧП ОБ ПФДЩИ. рПРТПВПЧБМ ВЩ ЛФП-ОЙВХДШ НБНЕ-ВХИЗБМФЕТХ РЕТЕД ПФЯЕЪДПН ОБ ЛХТПТФ ЧУХЮЙФШ РБТПЮЛХ ВБМБОУПЧЩИ ПФЮЕФПЧ. рТБЧП ОБ РПМОПГЕООЩК ПФДЩИ ЗБТБОФЙТПЧБОП лПОУФЙФХГЙЕК Й ЪБЛПОБНЙ ПВ ПВТБЪПЧБОЙЙ тж Й нПУЛЧЩ. хЮЙФЕМШ НПЦЕФ ТЕЛПНЕОДПЧБФШ ДЕФСН, ОБРТЙНЕТ, РПЧФПТСФШ ФБВМЙГХ ХНОПЦЕОЙС. ъБДБЧБФШ, Б ФЕН ВПМЕЕ РТПЧЕТСФШ Й УФБЧЙФШ ПГЕОЛХ ЪБ ЬФП — РТПФЙЧПЪБЛПООП.

чЕЮОБС РТПВМЕНБ — ЧЩИПДОЩЕ. рТПХЮЙЧЫЙУШ РСФШ-ЫЕУФШ ДОЕК, ТЕВЕОПЛ Ч ЧПУЛТЕУЕОШЕ УОПЧБ УБДЙФУС ЪБ ХТПЛЙ. нБМП ЛФП ЪОБЕФ, ЮФП, РПЛБ ТЕВЕОПЛ ХЮЙФУС Ч ОБЮБМШОПК ЫЛПМЕ (У 1-ЗП РП 4-К ЛМБУУ), ЕЗП ЧПУЛТЕУЕОШС ОЕРТЙЛПУОПЧЕООЩ. лБЛ ЗМБУСФ уБОЙФБТОЩЕ РТБЧЙМБ Й ОПТНЩ (уБОрйо), Б ФБЛЦЕ РЙУШНБ НПУЛПЧУЛПЗП дЕРБТФБНЕОФБ ПВТБЪПЧБОЙС ПФ 2001 Й 2000 ЗПДПЧ, «ДМС ПВЕУРЕЮЕОЙС РПМОПГЕООПЗП ПФДЩИБ ДЕФЕК Ч ФЕЮЕОЙЕ ТБВПЮЕК ОЕДЕМЙ ОЕДПРХУФЙНП ДБЧБФШ ДПНБЫОЕЕ ЪБДБОЙЕ ОБ РПОЕДЕМШОЙЛ».

ьФЙ ЦЕ ДПЛХНЕОФЩ РПДТПВОП ТЕЗХМЙТХАФ «РЕТЕНЕООХА» РТПВМЕНХ. рЕТЕТЩЧ НЕЦДХ ХТПЛБНЙ ДПМЦЕО ДМЙФШУС ОЕ НЕОШЫЕ 10 НЙОХФ. дПМЦОП ВЩФШ ОЕ НЕОШЫЕ ДЧХИ ВПМШЫЙИ РЕТЕНЕО РП 20 НЙОХФ — ОБ ЪБЧФТБЛ Й ПВЕД. лМБУУЙЮЕУЛБС УЙФХБГЙС, ЛПЗДБ ХЮЙФЕМШ ОЕ ХУРЕЧБЕФ ПВЯСУОЙФШ НБФЕТЙБМ Й ЪБДЕТЦЙЧБЕФ ЛМБУУ ОБ ОЕУЛПМШЛП НЙОХФ, — ЧПРЙАЭЕЕ ОБТХЫЕОЙЕ РТБЧ ДЕФЕК. лБЪБМПУШ ВЩ, ЕТХОДБ — 2-3 НЙОХФЩ, ПУФБЕФУС ЕЭЕ УЕНШ. оП ВЕДОЩК ТЕВЕОПЛ, РПЛЙДБЧ ЧРПРЩИБИ Ч РПТФЖЕМШ ЛОЙЦЛЙ, ЕДЧБ ДПВЕЗБЕФ ДП УМЕДХАЭЕЗП ЛБВЙОЕФБ, РПТПК ОЕ ХУРЕЧ ДБЦЕ ЪБКФЙ Ч ФХБМЕФ. пО ЛБОАЮЙФ: «нБТШЧБООБ, НПЦОП ЧЩКФЙ?» нБТШЧБООБ ПФЧЕЮБЕФ: «х ФЕВС ВЩМБ РЕТЕНЕОБ!» й ЛФП ЕК ДПЛБЦЕФ, ЮФП РЕТЕНЕОЩ ОЕ ВЩМП?

пИТБОБ ФТХДБ

ч ЪБЭЙФОПК УФБФШЕ ЪБЛПОБ нПУЛЧЩ ПВ ПВТБЪПЧБОЙЙ ОБРЙУБОП: «тЕВЕОЛХ ЗБТБОФЙТХЕФУС УПИТБОЕОЙЕ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП Й РУЙИЙЮЕУЛПЗП ЪДПТПЧШС». лПОЛТЕФОП ЬФП ПЪОБЮБЕФ, ЮФП Ч НМБДЫЕК ЫЛПМЕ ОЕ ДПМЦОП ВЩФШ ВПМШЫЕ РСФЙ ХТПЛПЧ Ч ДЕОШ, Ч ПУОПЧОПК — ОЕ ВПМШЫЕ ЫЕУФЙ. йНЕООП РПЬФПНХ ЗЙНОБЪЙЙ, МЙГЕЙ Й ЫЛПМЩ У ХЗМХВМЕООЩН ЙЪХЮЕОЙЕН РТЕДНЕФПЧ ЮБЭЕ ЧУЕЗП РТБЛФЙЛХАФ ХЮЕВХ Ч УХВВПФХ — ЙОБЮЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ХЮЕВОЩИ ЮБУПЧ Ч ДЕОШ ВХДЕФ ОЕНЩУМЙНЩН. оХМЕЧЩЕ ХТПЛЙ ЪБРТЕЭЕОЩ ЛБФЕЗПТЙЮЕУЛЙ — ЪБОСФЙС ДПМЦОЩ ОБЮЙОБФШУС ОЕ ТБОШЫЕ 8 ЮБУПЧ ХФТБ.

юБУФП ЧУЕ, ЮФП ХЮЙФЕМШ ОЕ ХУРЕЧБЕФ ДБФШ Ч ЛМБУУЕ, ЪБДБЕФУС ОБ ДПН. оП ТЕВЕОПЛ ОЕ ДПМЦЕО ДПНБ ПУЧБЙЧБФШ ХЮЕВОХА РТПЗТБННХ. ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У уБОЙФБТОЩНЙ РТБЧЙМБНЙ Й ОПТНБНЙ ДПНБЫОЕЕ ЪБДБОЙЕ «ОЕ ДПМЦОП РТЕЧЩЫБФШ 50% БХДЙФПТОПК ОБЗТХЪЛЙ». л РТЙНЕТХ, Ч ЛМБУУЕ ТЕЫЙМЙ 10 ЪБДБЮ — ДПНПК ДБЕФУС ОЕ ВПМШЫЕ РСФЙ. рТПЫМЙ ОПЧХА ФЕНХ — ДПНБ ЕЕ ОХЦОП ФПМШЛП РПЧФПТЙФШ. х ДПНБЫОЙИ ЪБДБОЙК ЕУФШ УФТПЗЙЕ ТБНЛЙ. ч 1-Н ЛМБУУЕ (УП ЧФПТПЗП РПМХЗПДЙС — Ч РЕТЧЩЕ РПМЗПДБ ОБ ДПН ОЕ ДПМЦОЩ ЪБДБЧБФШ ОЙЮЕЗП) РТЙЗПФПЧМЕОЙЕ ЧУЕИ ХТПЛПЧ ДПМЦОП ЪБОЙНБФШ ОЕ ВПМШЫЕ 1 ЮБУБ. чП 2-Н — ДП РПМХФПТБ ЮБУПЧ. ч 3-4-Н — ДП 2 ЮБУПЧ. ч 5-6-Н ЛМБУУБИ — ДП 2 У РПМПЧЙОПК ЮБУПЧ. ч 7-8-Н — ДП 3 ЮБУПЧ. ч 9-11-Н — ДП 4 ЮБУПЧ.

юЕФЛЙЕ ОПТНЩ УХЭЕУФЧХАФ РП РПЧПДХ ЛПОФТПМШОЩИ. у 1-ЗП РП 5-К ЛМБУУ ЙИ ДПМЦОП ВЩФШ ОЕ ВПМШЫЕ ПДОПК (!) Ч ОЕДЕМА, Б У 6-ЗП РП 11-К — ОЕ ВПМШЫЕ ДЧХИ. рТЙЮЕН П ЛБЦДПК ДЕФЕК ДПМЦОЩ РТЕДХРТЕЦДБФШ ЪБТБОЕЕ. чПЪНПЦОП, ДМС НОПЗЙИ ЫЛПМШОЙЛПЧ, РТЙЧЩЛЫЙИ Л ОЕУЛПМШЛЙН ФЕУФБН Ч ДЕОШ, ЬФП ВХДЕФ УАТРТЙЪПН. лУФБФЙ, П ФЕУФБИ — ДП 7-ЗП ЛМБУУБ ОЕ ДПМЦОП ВЩФШ ОЙЛБЛЙИ РЕТЕЧПДОЩИ ЬЛЪБНЕОПЧ, РЕТЕЧПД Ч УМЕДХАЭЙК ЛМБУУ РТПЙУИПДЙФ БЧФПНБФЙЮЕУЛЙ.

рТБЧП ОБ ХЧБЦЕОЙЕ

ъБЛПО ФЭБФЕМШОП ПИТБОСЕФ НБМЕОШЛЙИ ТПУУЙСО ПФ РПУФБОПЧЛЙ Ч ХЗПМ, ОЕ ЗПЧПТС ХЦЕ П ВЙФШЕ ХЛБЪЛПК РП РБМШГБН ЙМЙ РПМХЮЕОЙЙ РТПЪЧЙЭ «ПИМБНПОЩ» Й «ФХРЙГЩ». рТБЧДБ, ОЕ ЧУЕ УНПЗХФ РТПГЙФЙТПЧБФШ УФБФША лПОЧЕОГЙЙ П РТБЧБИ ТЕВЕОЛБ П ФПН, ЮФП «ЫЛПМШОБС ДЙУГЙРМЙОБ ДПМЦОБ РПДДЕТЦЙЧБФШУС НЕФПДБНЙ, ЗБТБОФЙТХАЭЙНЙ ХЧБЦЕОЙЕ Й ДПУФПЙОУФЧП ХЮЕОЙЛБ». дБЦЕ ВХДХЮЙ ЧЩЧЕДЕООЩН ЙЪ УЕВС ПЪОБЮЕООЩНЙ «ПИМБНПОБНЙ», ХЮЙФЕМШ ОЕ ЙНЕЕФ РТБЧБ ПВЪЩЧБФШ ЙИ, ЪБУФБЧМСФШ УФПСФШ РЕТЕД ЛМБУУПН ЙМЙ Ч ХЗМХ. оЕДПРХУФЙНП ЧЩЗПОСФШ У ХТПЛБ — ЬФП ОБТХЫЕОЙЕ РТБЧБ ТЕВЕОЛБ ОБ РПМХЮЕОЙЕ ПВТБЪПЧБОЙС (ЛУФБФЙ, ЬФП Ч ЙОФЕТЕУБИ Й УБНПЗП ХЮЙФЕМС — ЙЪЗОБООЩК НПЦЕФ УЗПТСЮБ ЧЩРТЩЗОХФШ Ч ПЛОП ЙМЙ РПРБУФШ РПД НБЫЙОХ, Й РЕДБЗПЗ ПЛБЦЕФУС ЧЙОПЧБФЩН). оЕМШЪС, ЛБЛ ЬФП ЮБУФП ВЩЧБЕФ, ОЕ РХУЛБФШ Ч ЫЛПМХ ВЕЪ УНЕООПК ПВХЧЙ — ЬФП ЗТХВПЕ ОБТХЫЕОЙЕ ХРПНСОХФПЗП РТБЧБ. еУМЙ ЪБВЩМ ДПНБ НЕЫПЛ У ЖЙЪЛХМШФХТОПК ЖПТНПК — НПЦОП ЪБРТЕФЙФШ ЧЙУЕФШ ОБ ВТХУШСИ, ОП ОБ МБЧПЮЛЕ Ч ЪБМЕ УЙДЕФШ ПВСЪБО.

пУПВЕООП «МАВЙНПЕ» ХЮЙФЕМСНЙ ОБТХЫЕОЙЕ РТБЧ ЫЛПМШОЙЛБ — ДЧПКЛЙ ЪБ ЪБВЩФЩК ДПНБ ДОЕЧОЙЛ ЙМЙ ВПМФПЧОА ОБ ХТПЛЕ. ч ЪБЛПОЕ ПУПВЕООП РПДЮЕТЛЙЧБЕФУС: ПГЕОЛЙ ДПМЦОЩ ЧЩУФБЧМСФШУС ЪБ ЪОБОЙС, Б ОЕ ЪБ РПЧЕДЕОЙЕ. ъОБАФ МЙ ПВ ЬФПН РЕДБЗПЗЙ, ЧЩУФБЧМСАЭЙЕ ДЧПКЛЙ Ч ДОЕЧОЙЛ Й ЦХТОБМ, — ВПМШЫПК ЧПРТПУ. еУМЙ Й ЪОБАФ, ФП РТЕДРПЮЙФБАФ ХНЕМП ЬФП УЛТЩЧБФШ — УМЙЫЛПН ВПМШЫБС ЬТХДЙТПЧБООПУФШ Ч ЧПРТПУБИ РТБЧ ХЮЕОЙЛПЧ ОЕЧЩЗПДОБ УЕЗПДОСЫОЕК ЫЛПМЕ, ПТЙЕОФЙТПЧБООПК ОБ РПМХЮЕОЙЕ ТЕЪХМШФБФБ, ЧЩТБЦЕООПЗП Ч ПГЕОЛБИ.

Права ребенка в школе

Фотогалерея: Права ребенка в школе

Основные обязанности и права ребенка в школе перечисляются в уставе конкретного образовательного учреждения, но они должны противоречить закону «Об образовании», в частности, статье 50, озаглавленной «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников».

Основное право — это право на образование. Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными стандартами и требованиями. Право на образование включает в себя, в частности:

  • право на обучение по индивидуальным планам;
  • право на ускоренный курс обучения;
  • право на бесплатное пользование библиотекой;
  • право на получение дополнительных образовательных услуг (как платных, так и бесплатных).

Если ребенок учился в неаккредитованной частной школе или находился на домашнем обучении, он имеет право пройти аттестацию в аккредитованном образовательном учреждении и получить документ об образовании.

Также ребенок имеет право на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений. К сожалению, эти права ребенка в школе могут нарушаться. Так, нарушением права на уважение человеческого достоинства можно считать различные формы психического насилия, встречающиеся в школе:

  • угрозы, унижения, оскорбления словом и делом со стороны учителей;
  • предъявление к ребенку завышенных требований;
  • систематическая необоснованная критика, высказанная в некорректной форме;
  • открытая демонстрация негативного отношения к школьнику;
  • «буллинг» (травля со стороны одноклассников);
  • ксенофобия и дискриминация по любому признаку.

Что делать в том случае, если имеет место нарушение прав ребенка в школе? Защита прав ребенка в школе — это дело родителей и администрации. Задача родителей — заметить, что права ребенка ущемляют, и сообщить об этом администрации, задача администрации — разобраться. Обычно в конфликтных ситуациях администрация идет навстречу и проводит внутреннее расследование, чтобы избежать публичной огласки.

Если у ребенка произошел конфликт с учителем, сначала попробуйте решить проблему мирно, поговорив с учителем: при любом конфликте нужно выслушать обе стороны. Если это не помогло, обратитесь к директору школы. На основе вашего письменного заявления он обязан провести внутреннее служебное расследование. Приказом по школе создается комиссия, в которую включаются в том числе ученики или родители, а по результатам работы комиссии принимается решение.

Если ребенка обижают другие дети, нужно для начала поговорить с его родителями, возможно, этого будет достаточно. В том случае, если издевательства продолжаются, обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних и их прав. Сделать это можно как лично, так и через учителя. За обидчиков младше 14 лет отвечают их родители, которые обязаны компенсировать моральный и материальный ущерб. Если виновнику больше 14 лет, за некоторые деяния он будет отвечать сам.

Предотвращение дискриминации и ксенофобии — это обязанность учителей. Так что в случае травли вашего ребенка по какому-либо признаку обращайте к ним. Если учителя и администрация школы бездействуют и попустительствуют дискриминации, а среди учеников сильны ксенофобные настроения, вы имеет полное право обратиться в инспекцию по делам несовершеннолетних. Бывали случаи, когда на администрацию школы подавали в суд за попустительство.

Также ребенок имеет право на безопасные и приятные условия учебы. Несоблюдение правил техники безопасности на уроках физкультуры, запах краски в коридорах в результате не законченного вовремя ремонта, низкая температура в классах в зимнее время — все то, что может нанести вред здоровью ребенка, дает вам полное право высказать свои претензии.

Соблюдение прав ребенка в школе — это обязанность не только педагогического коллектива и администрации, но и родителей. Интересы ребенка должны быть вашим приоритетом. Если ребенок жалуется, не игнорируйте эти жалобы, не бойтесь обращаться к администрации: она обязана следить за тем, чтобы права ребенка в школе соблюдались. Если вы хотите, чтобы у ребенка остались только положительные воспоминания о школьных годах, не бойтесь добиваться соблюдения его прав — но при этом требуйте от ребенка выполнения его обязанностей.

Защита прав человека в школе

Защита прав человека в школе. Мы помогаем вам разобраться в сложных ситуациях, понять, что делать?

Возможные нарушения прав учащихся

1. В этом разделе мы рассматриваем, что можно идентифицировать как нарушения основных прав человека в образовательной организации. Поэтому для лучшего восприятия этого раздела рекомендуем сначала познакомиться с разделом «Теория прав человека», где кратко определяется что такое «права человека» и что следует отнести к основным правам человека.

2. Главное в представленном подходе то, что права человека касаются только взаимоотношений человека и власти и призваны защищать человеческое достоинство от произвола государственной и иной власти; поэтому соблюдение прав человека является обязанностью власти и ее представителей. Заметим, что такой подход полностью соответствует правовым принципам, лежащим в основе Конституции России и основных международных норм в сфере прав человека. Проецируя данный подход на общеобразовательные учреждения, необходимо помнить, что соблюдение прав человека в школе является обязанностью педагогов, поскольку именно они представляют в школе власть и облечены официальными полномочиями.

3. В нашем кратком обзоре мы указываем на возможные типичные нарушения основных прав учащихся. В кратком изложении нет возможности описать права учащихся во всех проявлениях и все возможные их нарушения. Обсуждение всего, выходящего за рамки описания, возможно в диалоге с редакцией и читателями блога.

Право на уважение человеческого достоинства

Все права и свободы человека, так или иначе, связаны с человеческим достоинством. Бывает, что люди не могут идентифицировать нарушение прав человека, но чувствуют себя униженными. В любом случае, когда мы чувствуем ущемление человеческого достоинства, можно говорить о нарушении прав человека. Мы в большей степени сконцентрируем внимание на обеспечении свободы от физического и психологического насилия в отношению к учащимся.

Случаи применения педагогами физического насилия в отношении детей, к счастью, имеют место довольно редко. И, как правило, без труда идентифицируются и учителями, и родителями, и учащимися. Психическое (или психологическое) насилие, безусловно унижающее человеческое достоинство, распространено в нашей школе повсеместно. И, к сожалению, часто не воспринимается как грубое нарушение прав человека ни детьми, ни взрослыми.

К психическому насилию, в частности, относится:

— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

— угрозы в адрес ребенка;

— преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

— предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;

— однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Право на равенство (свобода от дискриминации)

Нарушение права на равенство в школе чаще всего проявляется в разном отношении педагогов к ученикам в зависимости

— от успеваемости (наиболее типичное основание дискриминации в школе),

— от внешнего вида (например, какие-либо детали одежды или прически),

— от состояния здоровья,

— от материального положения родителей,

— от родственных связей между учеником и учителем.

Свобода выражения мнения

Подчеркнем, что в данном случае речь идет о возможности открыто выражать свое мнение, даже в том случае, если оно расходится с мнением учителей или администрации. Мы не можем говорить о свободе выражения мнения, если это мнение, в основном, совпадает с мнением представителей власти. Речь идет о границах свободы мнения отличного, причем не только по содержанию, но и по форме, т.е., возможно, шокирующего и эпатирующего. Естественно, свободой выражения мнения не может быть названо незнание школьником учебного материала или демагогическая маскировка этого незнания.

Чаще всего нарушение свободы выражения мнения учащихся выражается:

— в отождествлении знания фактического материала учащимся и позиции (мнения) учителя по поводу этого материала; мнение учащегося по поводу фактов, которые учащийся знает, приравнивается к незнанию и наказывается, например, занижением отметки;

— в отсутствии возможности высказать мнение по поводу тех или иных проблем школьной жизни;

— в наказании за поступок, являющимся отражением убеждений.

Право на уважение частной жизни

К сожалению, наше общество в целом весьма терпимо к вмешательству в частную жизнь. Школа не является исключением. Между тем, частная жизнь человека является весьма значимой для него сферой. Неуважение частной жизни часто ощущается людьми (при этом не всегда идентифицируется) как унижение достоинства.

В школе вмешательство в частную жизнь, в частности, возможно в следующих формах:

— учитель комментирует обстоятельства частной жизни учащихся (например, отношения между девочкой и мальчиком, которые учатся в школе, отсутствие родителей у учащегося, материальное положение семей учащихся и т.п.);

— в доступных для посторонних источниках (например, классном журнале) можно обнаружить информацию о частной и семейной жизни учащихся (например, место работы и должность родителей и т.д.);

— отсутствуют организационные условия для реализации права на частную жизнь в школе (например, отсутствуют перегородки в туалете и т.д.);

— полный запрет на пользование мобильным телефоном (даже во время перемены).

Право на информацию (в сфере прав человека в школе)

— Доступность информации может быть ограничена. Например, стенды находятся в неудобных для чтения местах, надписи мелкие; Устав или другие нормативные акты, имеющие отношение к правам учащихся, не представлены на школьном сайте и на стендах; ознакомиться с оценками можно только в ограниченное время в неудобных условиях и т.п.

— В доступных для учащихся и их родителях источниках информации о их правах отсутствуют контактные телефоны и адреса (в том числе электронные) различных служб и ведомств, куда учащиеся и их родители могут обратиться за помощью в защите своих прав.

— Содержание прав, которыми обладают учащиеся, им не разъясняется или разъясняется неточно. Например, учащимся не разъясняется, в чем может выражаться психическое насилие, которое должно квалифицироваться как унижение человеческого достоинства.

— Для родителей и других представителей учащихся (бабушки, другие родственники и т.д.) ограничения возможностей ознакомления с условиями получения образования выходят за пределы разумного. Например, бабушка не имеет возможности заглянуть в класс, где учится внук, посидеть на уроке и т.п. (т.е. эта возможность отсутствует, а не регламентирована разумным образом, как должно быть).

Право на участие в управлении образовательной организацией

Нарушение этого права чаще всего проявляется:

— в фактическом подчинении педагогам органов ученического самоуправления;

— в отсутствии для учащихся возможности принять участие в работе органа, принимающего управленческие (властные) решения (например, Управляющий совет не существует или не предусмотрена возможность участия в ее работе учащихся);

— в фактическом исключении из компетенций органов ученического самоуправления вопросов учебной и воспитательной работы, прав учащихся и т.д. (часто реальная работа этих органов сводится к организации досуга);

— в слабом информировании учащихся о их возможностях участвовать в органах школьного соуправления и самоуправления (в первую очередь, с точки зрения возможностей влияния на школьную жизнь).

Право на образование

Право на образование для учащихся является одним из важнейших. Однако в реальной жизни грубые нарушения этого права встречаются не часто. Доступ к образованию, в целом, обеспечивается. Образование, в пределах стандарта, предоставляется бесплатно. И т.п. Таким образом, большой массив нарушений права на образование касается, главным образом, его периферии, а не основного содержания. Далее мы остановимся на отдельных весьма болезненных проблемах реализации права образования. Подчеркнем, что при всей болезненности эти нарушения не стоит рассматривать как тяжкие.

— Учащиеся не допускаются или удаляются с занятий (например, по причине отсутствия сменной обуви, нарушений дисциплины, выполнение обязанностей дежурных и т.д.). Нарушение учащимися правил школьной жизни не должно влечь за собой ущемление права на образование. Должны быть предусмотрены адекватные формы ответственности за нарушение этих правил и адекватные меры педагогического воздействия.

— Нарушается принцип добровольности при сборе родительских пожертвований или оплаты дополнительных образовательных услуг. Довольно частым следствием становится восприятия образования как платной услуги. Если не брать в расчет иногда встречающиеся уголовные преступления (вымогательство взятки за прием в школу и т.д.), обычно, такого рода нарушения связаны либо с некорректным представлением родителям их пожертвований как обязательных взносов, либо с навязыванием дополнительных (платных) образовательных услуг (конфликты часто возникают вследствие неграмотного разъяснения смысла внесения средств или их оформления). Разновидностью этого нарушения будет, например, проведение дополнительных платных занятий с отстающими, т.к. в этом можно усмотреть коррупционную составляющую.

— Право на выбор образовательных программ или их компонентов (в рамках основной образовательной программы образовательной организации) невозможно реализовать или оно реализуется формально (реальной возможности выбора не предоставляется).

Дискриминация в образовании

Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на образование.
Но жизнь вносит свои коррективы. Все ли дети реально могут воспользоваться законным правом на учебу? Например, дети-инвалиды, или, как сейчас принято говорить, дети с ограниченными возможностями?

Права только на бумаге

29 сентября в Государственной думе РФ прошли общественные слушания «Дискриминация инвалидов в сфере образования в России: пути преодоления», организованные общероссийским общественным движением «Образование для всех» и фракцией КПРФ.

Общество обязано обеспечить всех детей образованием в соответствии с возможностями и способностями каждого. Конвенция ООН по борьбе с дискриминацией в образовании (1962 г.) и Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) признают, что неполноценный в умственном и физическом плане ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. А ответственность за обеспечение этого уровня несут семья и государство. Россия – одна из немногих развитых стран, где отсутствует антидискриминационный закон, обеспечивающий права граждан с ограниченными возможностями здоровья на специальное образование. В США такой закон был принят в 1975 г., в Швеции – в 1980-м, в Нидерландах – в 1985-м. В нашей стране подобный законопроект был разработан более 10 лет назад, но законом так и не стал. Многочисленные обращения и жалобы, поступающие от родителей детей-инвалидов, свидетельствуют о явной дискриминации таких детей в сфере образования. Вот некоторые факты.

  • В России 590 тысяч детей-инвалидов, в том числе 450 тысяч школьного возраста (7–18 лет). 140 тысяч детей учатся в общеобразовательных школах, 40 тысяч – на дому и только около 70 тысяч – в системе специального образования. Значит, 200 тысяч детей не обучаются нигде!
  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучение которых часто не требует модификации образовательного процесса, вынуждены обучаться на дому в изоляции от своих сверстников из-за архитектурной недоступности школ.
  • Многие «отказные», ВИЧ-инфицированные, дети-сироты месяцами или даже годами содержатся в инфекционных отделениях детских больниц, поскольку их не принимают в дошкольные детские учреждения, а по достижении школьного возраста большинство ВИЧ-инфицированных детей-сирот не принимают в школы.
  • Во многих регионах закрываются коррекционные школы. Наработки, которые были созданы поколениями наших ученых, не востребованы.

По остаточному принципу

Ребенок, длительное время находящийся в больнице, также ограничен в своих правах. «В последние 20 лет существенно увеличилась эффективность лечения онкологических заболеваний, – рассказывает профессор Григорий Цейтлин, заведующий отделением реабилитации НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкологического центра им. Н.Н. Блохина. – Выживают более 50% заболевших. Но длительное лечение (1,5–2 года) отрывает детей от образования. Их права на получение непрерывного образования нарушены». В 2000 году в Московском институте онкологии удалось создать общеобразовательную школу. К сожалению, практически во всех регионах, где работают детские онкологические центры, отсутствуют условия для учебы во время лечения. Тестирование показало, что половина маленьких пациентов отстают от школьной программы, а более 10% таких детей отстают по уровню общего развития от своего паспортного возраста. «Реабилитация детей, подолгу находящихся в клиниках, возможна лишь при условии, что в них появятся специалисты коррекционного образования, социальные работники, психологи. Надо помочь этим детям стать полноценными членами общества», – подчеркнул профессор Цейтлин.

Статус «инвалид» для ребенка до 18 лет устанавливает медико-социальная экспертиза, а психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) решает, где и как ребенку учиться – в определенном учебном заведении или дома. «Перевод детей на надомное обучение – это тоже дискриминация», – считает Галина Морозова, мать ребенка-инвалида (благотворительный фонд «Дети в беде», г. Волгоград). Расписание для обучения на дому формируется по остаточному принципу: учителя приходят в удобное для них время, а не тогда, когда лучше ребенку; дисциплины не сбалансированы (много истории и мало математики или наоборот); общего количества уроков недостаточно; бывает, что учителя вообще пропускают занятия и уроки не заменяются. Как только ребенку исполняется 18 лет (хоть в январе), обучение на дому сразу прекращается. Многие дети-надомники мечтают попасть в класс, к которому прикреплены, на собрание, на праздничный вечер, на выпускной бал, наконец. Но учителя всячески демонстрируют нежелание видеть их в школе. Их даже не приглашают сфотографироваться со своим классом. В результате дети замыкаются в себе, теряют интерес к учебе.

Самая страшная дискриминация – отнесение ребенка к социальному ведомству. Подавляющее большинство детей с нарушением умственного развития исключены из системы образования. Их не принимают в школы (как в обычные, так и в специальные) под предлогом, что они не в состоянии освоить школьную программу. Даже живущий в семье инвалид обречен на полную изоляцию от общества, что уж говорить о социальных интернатах. Треть детей из этой категории (29 тысяч) фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты, где они лишены права на образование и обречены на личностную и социальную депривацию. 36,7% из них считаются «необучаемыми» и лишены даже воспитания из-за отсутствия ставок воспитателей для работы с ними.

Учиться вместе

Ольга Литвак (общественная организация инвалидов с детства «Солнышко», г. Иваново): «С детьми, страдающими умственной отсталостью, нужно заниматься с самого раннего возраста. Не делать это – преступление. Существуют специальные модели обучения в детских садах, но подобных моделей школьного образования нет».

Больных с синдромом Дауна определяют в школы VIII вида, они постоянно находятся среди детей такого же уровня развития. Но это неправильно, нужно, чтобы они учились с более развитыми сверстниками. Школа может за¬ключить договор с родителями о том, что ребенок не получит аттестат зрелости (только справку) и будет переводиться из класса в класс по возрасту. В начальной школе уроки математики, письма и чтения для ребят разного уровня развития нужно проводить раздельно, а на уроках ИЗО, физкультуры и пения все дети могут заниматься вместе. В средней и старшей школе проблемы интеграции сложнее. Зато больные дети смогут общаться со сверстниками, при¬обретать друзей, а это не менее важно, чем получение знаний.

Один из факторов дискриминации – интернаты для детей с проблемами слуха, зрения и т.д. Дети в интернате оторваны от семьи, родителей практически отлучают от воспитания, считая, что это – дело специалистов. «Родители могут все! – убеждена автор уникального метода по обучению и реабилитации глухих и слабослышащих детей, кандидат педагогических наук, врач-дефектолог Эмилия Леонгард (Москва). – Будет гораздо эффективнее, если такие дети будут жить дома, а обучаться в специальных школах». Почему-то считается, что у детей с проблемами слуха снижены интеллектуальные способности, в результате огромное количество людей с сохранным интеллектом не может в нашей стране реализовать свои возможности. Плохо слышащие дети не имеют умственных отклонений и должны учиться в обычных школах! Для этого им нужны слуховые аппараты (сейчас есть прекрасные модели, правда, заказ на них зачастую выполняется долго) и специальная подготовка в дошкольном возрасте. К сожалению, количество детей с нарушениями слуха увеличивается. Государству нужно вкладывать средства в раннюю помощь новорожденным в родильных домах и перинатальную диагностику.

Некоторые родители воспринимают спецшколы как гетто и стараются отдать детей в обычные. Действительно, специалисты считают, что ребенку с ограниченными возможностями лучше учиться в обычной школе в коррекционном (или в обычном) классе. Но школы сегодня не готовы принять детей-инвалидов. Нужны продуманная методическая база, вариативные стандарты образования, безбарьерная среда (возможности передвижения для колясочников), специальные кадры (служба сопровождения, специалисты по коррекции слуха, зрения, речи…). Педагоги и школьные психологи должны обладать определенным минимумом медицинских знаний, а медики – знать специальную педагогику и психологию.

«Врачей в образовательных учреждениях не хватает, в том числе и потому, что им не идет профессиональный стаж, – отметил профессор, декан факультета специальной педагогики и психологии Московского гособлуниверситета Роберт Амасьянц. – Нужно законодательно закрепить сохранение профессионального стажа врачам и сестрам, работающим в образовательных учреждениях».

И, пожалуй, самое главное – воспитание толерантности у детей начиная с детского сада. Иначе даже самые лучшие условия, созданные для детей-инвалидов в школе, обернутся переживаниями, обидами и их изолированностью от здоровых сверстников.

Так что же делать?

Николай Малофеев, академик РАО, директор Института коррекционной педагогики (Москва): «Существует огромное количество методик, моделей и форм обучения детей с проблемами здоровья, но нет общей системы. Необходимо, чтобы социальный курс ребенка-инвалида был расписан от рождения до окончания школы и трудоустройства. Чем раньше ему окажут профессиональную помощь, тем быстрее ребенок сможет адаптироваться. Полученное образование не будет иметь цены, если подросток не сможет получить профессию, начать зарабатывать. Нужны специальное среднее профессиональное образование, создание рабочих мест и подготовка детей с ограниченными возможностями к работе. На Западе таких программ нет, там никто не предполагает, что инвалид должен работать, ведь он находится на полном государственном обеспечении».

Академик считает, что у выпускников школ – инвалидов должно быть право на первоочередное зачисление в институт, что обязательно должны быть социальная реклама, информация о тех вузах, где они смогут учиться (где есть спецоборудование, услуги сурдоперевода и т.д.). Нужно решить проблему с жильем (студенты-инвалиды не получают места в общежитиях, и на квартиры их не берут).

У частники слушаний, среди которых были представители общественных организаций, ученые, специалисты коррекционного образования (и ни одного чиновника из Минобрнауки и Минздравсоцразвития РФ) внесли много предложений по изменению сложившейся ситуации. Среди них:

  • воссоздать в Минобрнауки РФ специальную структуру, ответственную за государственную политику в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • изменить общее федеральное законодательство в области образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Принять закон прямого действия, а пока – хотя бы поправки в Закон об образовании, совершенствовать законодательство в соответствии с международными обязательствами и Конституцией РФ с целью недопущения дискриминации детей-инвалидов;
  • признать, что все дети без исключения – подопечные Минобрнауки, а не органов соцобеспечения;
  • внедрить современные формы образования для инвалидов – интегрированное и дистанционное образование;
  • включить в национальный проект «Образование» критерий оценки деятельности школ по отношению к инвалидам – успешность в образовании и социализации. Школы нужно поощрять за интеграцию инвалидов в общество и морально, и материально.

Азбука преподавания прав человека в школе

Глава III
Тематика прав человека для старших классов начальной школы и младших и старших классов средней школы

Дискриминация

4. Дискриминация по признаку пола

В статье 2 Всеобщей декларации провозглашается действительность всех прав человека «без какого бы то ни было различия». Далее в ней конкретно упоминаются несколько признаков, которые используются для произвольного проведения различий между людьми. Один из них — это пол, причем существуют веские основания для того, чтобы говорить об этом особо, поскольку дискриминация по признаку пола («сексизм») остается одним из самых распространенных источников социальной несправедливости.

Сексизм, так же как и расизм, может быть присущ любому аспекту культуры и жизни общества. Он отражается в отношениях людей, многие из которых даже не осознают этого, что еще больше усиливает такой вид дискриминации. Отказывать одному полу в возможности пользоваться в полном объеме правами человека — это все равно, что считать, будто этот пол является не совсем человеческим.

а) Пол или гендер?

Разъясните разницу между полом (факторы, определяемые биологией) и гендером (факторы, определяемые культурой). Разбейте учащихся на две группы и предложите каждой из них составить перечень различий между мужчинами и женщинами таким образом, чтобы одни различия были основаны на поле (например, взрослые мужчины носят бороду; женщины живут дольше), а другие основаны на гендере (например, мужчины лучше разбираются в математике; женщины робкие). Каждая группа по очереди зачитывает одну из характеристик и все участники должны решить, идет ли речь о различии, основанном на поле или на гендере. Конечно возникнут разногласия (например, являются ли мужчины по природе более агрессивными?), однако связанное с этим обсуждение поможет студентам осознать свои собственные гендерные стереотипы. Исследуйте класс, учебники, средства массовой информации и общины на предмет наличия примеров гендерных стереотипов. (Статья 2 ВДПЧ; статья 2 КПР)

b) Кто есть кто?

Пусть учащиеся проведут обзор книг и других материалов, которые имеются в школе, на предмет следующего:

  • Содержится ли в них упоминание мужчин столь же часто, что и женщин?
  • Показаны ли женские персонажи смелыми в принятии решений, физически крепкими и любящими приключения, творческими и интересующимися широким кругом профессий?
  • Показаны ли мужские персонажи гуманными и заботливыми, которые могут прийти на помощь, которые открыто проявляют свои эмоции и не боятся, что другие могут подумать, что они не «мужественны»?
  • Уважают ли эти мужчины и женщины друг друга на равных?
  • Играют ли мужчины активную роль в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства?
  • Играют ли женщины активную роль вне дома и, если да, то в другом ли качестве, помимо занятия традиционной женской деятельностью (например, в качестве преподавателей, медсестер, секретарш), или неоплачиваемой или низкооплачиваемой работы?

(Статья 2 ВДПЧ; статьи 2, 29 КПР)

с) Гендерные клещи

Выберете семейную историю (например, из романа, фильма, телевизионного сериала или просто рассказа) и перескажите ее, изменив пол персонажей. Обсудите последствия такого изменения пола. (Статья 2 ВДПЧ; статьи 2, 29 КПР)

d) Что мне нравится/что я делаю 11

Попросите учащихся письменно ответить на следующие вопросы о них самих:

  1. Три вещи, которыми, как полагают, должны заниматься представители моего пола и которые мне нравятся.
  2. Три вещи, которыми, как полагают, должны заниматься представители моего пола и которые мне не нравятся.
  3. Три вещи, которые я хотел бы делать или существование которых я бы желал, если бы я был представителем другого пола.

Попросите учащихся обменяться своими ответами с партнером того же пола, затем предложите каждой паре обменяться с парой противоположного пола (или в классах с учащимися одного пола с другой парой).

Обсудите результаты. Как эта община реагирует на людей, которые не соответствуют гендерным представлениям? Ограничивают ли гендерные представления права человека? (Статья 2 ВДПЧ; статья 2 КПР)

е) Принятие решений

Попросите учащихся активно поразмышлять о некоторых важных решениях, которые должна принять семья и которые касаются всех ее членов. Напротив каждого решения напишите, принимается ли оно главным образом мужчинами, женщинами или совместно. Обсудите различия в видах решений, которые мужчины и женщины принимают в семье.

Затем попросите учащихся составить перечень некоторых важных решений, влияющих на все население, которые были приняты в их общине в последние несколько лет (например, создание нового клуба или команды, строительство или закрытие больницы, распределение земли, повышение платы за проезд на автобусе). Дайте задание каждой небольшой группе проанализировать одно из следующих решений:

  • Каковы гендерные последствия этих решений? Оказывают ли они какое-либо особое воздействие на женщин и девочек? Мужчин и мальчиков?
  • Напротив каждого решения напишите название группы, которая приняла данное решение, и приблизительное соотношение лиц мужского и женского пола в этой группе.
  • Насколько другим могло быть решение, если принимающая его группа состояла из равного количества мужчин и женщин?

(Статьи 2, 21 ВДПЧ; статьи 2, 12 КПР)

f) Класс, в котором нет предубеждений по признаку пола

Большинство предложений, касающихся создания нерасистского класса (см. раздел выше «Дискриминация по цвету кожи или расовой принадлежности»), могут быть использованы для формирования обстановки в классе, не допускающей проведения различий между полами. Заручитесь любой возможной помощью для ломки стереотипных представлений о полах. Никогда не допускайте исключений по признаку пола. Всегда задавайте вопрос: что справедливо? Ознакомьте учащихся с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ).

Исследования показывают, что сами преподаватели могут быть потенциальными источники дискриминации в отношении девочек, если они уделяют больше внимания мальчикам и просят их выступать в два раза чаще, чем девочек. Во многих классах мальчиков хвалят за их любознательность и упорство, а девочек за аккуратность, проворство и умение выполнять указания. Согласно этим исследованиям, большинство преподавателей не подозревали о том, что они отдавали предпочтение мальчикам, и были встревожены документальным подтверждением этого факта.

Средства информации, особенно реклама, дают хороший материал для гендерного анализа. Рекомендуется также тщательное изучение школьной программы и учебников (см. также раздел выше «Кто есть кто?»)

  • Уделяет ли «история» серьезное внимание роли не только мужчин, но и женщин?
  • Обсуждается ли в курсе «экономики» роль женщин на рынке рабочей силы (дома и вне дома)?
  • Рассматривает ли «право» вопрос о женщинах и собственности?
  • Рассматривается ли в курсе «государственное управление» вопрос о недостаточной представленности женщин?
  • Отдается ли должное при изучении «естественных наук» тому, что сделали женщины?
  • Поощряют ли девочек добиваться успехов в математике, науке и информатике?
  • Насколько разделение на мужской и женский пол отражается на преподавании «литературы», «языка» и «гуманитарных наук»?

Изучите также особенности школьной жизни вне учебной программы:

  • Имеют ли девочки равные возможности для занятия руководящих должностей в клубах и избираемых органах? Для деятельности в качестве общественных представителей школы?
  • Существуют ли виды деятельности, предусматривающие субсидирование школ, из которой исключены девочки?
  • Имеют ли девочки доступ к спортивным объектам и участию в спортивных командах наравне с мальчиками?
  • Чувствуют ли себя девочки в безопасности от сексуальных притязаний или физических угроз в школе?
  • Могут ли девочки на равной основе получать призы, стипендии, финансовую помощь и другие награды?

(Статьи 2, 26 ВДПЧ; статьи 2, 29 КПР)

11 Заимствовано из Local Action/Global Change: Learning about the Human Rights of Women and Girls by Julie Mertus, Nancy Flowers and Malika Dutt (UNIFEM, 1999).

Смотрите еще:

  • Земельный участок используется не по целевому назначению Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению Информация об […]
  • 39 173 гпк рф 39 173 гпк рф Судебный участок № 126 Еланского района Волгоградской области О П Р Е Д Е Л Е Н И Е р.п. Елань Волгоградской области 14 марта 2012 года Мировой судья судебного участка № 126 (Еланский район) […]
  • Как продать квартиру неприватизированную и с долгом Как продать неприватизированную квартиру с долгами по ЖКХ? Здравствуйте. Вопрос стоит в том,что у моей семьи есть 2х комнатная квартира. В которой я прописана,но к своему счастью не проживаю. Они ее целиком и полностью […]
  • Адвокат завгородний Адвокат завгородний ЗАПИСНАЯ КНИЖКА НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ РЕКЛАМА ТРИБУНА ФОТОАЛЬБОМ МАГАЗИН ГОСТЕВАЯ КНИГА ФОРУМ ГАЗЕТА БИЗНЕС-АДВОКАТ ЖУРНАЛ ДОМАШНИЙ АДВОКАТ ПОДПИСКА СУДЫ г.МОСКВЫ Контактная информация: […]
  • Как правильно продать аккумулятор Открываем магазин автомобильных аккумуляторов Сферы бизнеса Основные доводы в пользу открытия специализированного магазина по продаже автомобильных аккумуляторов: для открытия магазина не нужны большие торговые […]
  • Права и обязанности нанимателя жк рф Статья 67 ЖК РФ. Права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма 1. Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке: 1) вселять в занимаемое […]