Часть 1 статья 37 федерального закона 44-фз

Содержание:

Победитель электронного аукциона снизил цену контракта более чем на 25%. Цена контракта составляет менее пятнадцати миллионов рублей. Согласно ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчик в условиях проекта контракта прописал размер цены контракта, увеличенный в 1,5 раза (7,5%). Поставщик направил протокол разногласий, в котором просит убрать данное увеличение, но прописать обязанность поставщика предоставить информацию о его добросовестности. В проекте контракта прописаны следующие условия: в случае если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25% и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ. Правомерно ли требование поставщика?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В приведенной ситуации независимо от наличия в проекте контракта приведенных в вопросе положений контракт должен быть заключен с участником при условии предоставления им по его выбору либо обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер, указанный в документации об аукционе, либо обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в документации об аукционе, и информации, установленной ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ.

Формально указанные в вопросе требования участника не основаны на законе. Однако, поскольку законом возможность включения в контракт условия о применении антидемпинговых мер не предусмотрена, а включение в контракт условия о применении только одной из этих мер противоречит законодательству, в рамках этой консультации оценить последствия неисполнения заказчиком предъявленных участником требований не представляется возможным.

Обоснование позиции:

В соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч. 1 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки, в соответствии с ч. 3 той же статьи. Как обеспечение исполнения контракта, так и информация, подтверждающая добросовестность участника аукциона, предоставляются участником до заключения контракта (ч. 5, ч. 6 ст. 37 Закона N 44-ФЗ).

По смыслу положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ частью второй данной статьи установлены две альтернативные антидемпинговые меры: увеличение обеспечения исполнения контракта в полтора раза либо необходимость представления документов, подтверждающих добросовестность участника аукциона на дату подачи заявки. Следовательно, для надлежащего исполнения требований Закона N 44-ФЗ победителю аукциона достаточно выполнить одно из требований. Выбор того или иного варианта осуществляется участником аукциона, с которым заключается контракт, самостоятельно. Очевидно, что наличие в проекте контракта условия о предоставлении именно суммы обеспечения исполнения контракта с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ не может ограничить установленное данным законом право участника аукциона предоставить в данной ситуации информацию, подтверждающую его добросовестность. Само же по себе указание заказчиком в проекте контракта лишь одного из упомянутых антидемпинговых требований не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе о предоставлении обеспечения исполнения контракта именно в полуторном размере, неправомерно (решение ФАС от 27.07.2015 N К-903/15, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 15.07.2015 N Ф02-3167/15, постановление АС Северо-Западного округа от 09.02.2016 N Ф07-4246/15, решение УФАС по Республике Крым и городу Севастополю от 18.07.2016 N 06/4676).

Таким образом, в приведенной ситуации независимо от наличия в проекте контракта требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта в полуторном размере*(1) участник, с которым заключается контракт, вправе по своему выбору предоставить заказчику либо предусмотренную ч. 3 ст. 37 Закона N 44-ФЗ информацию наряду с обеспечением исполнения контракта в размере, указанном в документации об аукционе, либо обеспечение исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер, указанный в документации об аукционе (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 11.01.2016 N Д28и-46, письмо Минэкономразвития России от 21.08.2015 N Д28и-2430, письмо Минэкономразвития России от 07.10.2014 N Д28и-2112, решение УФАС по Республике Татарстан N 04-04/19357 (опубликовано 8 декабря 2015 г.), постановление АС Волго-Вятского округа от 07.04.2015 N Ф01-860/15, постановление АС Уральского округа от 10.06.2015 N Ф09-2797/15 по делу N А34-2965/2014, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2015 N 13АП-27932/14, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2015 N 13АП-30116/14).

Особо отметим, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрено требование о включении условия о применении антидемпинговых мер в текст контракта (смотрите, например, решение УФАС по Республике Татарстан N ИП-04/3955)*(2). Кроме того, как следует из ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, в протоколе разногласий указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении аукциона, документации о нем и заявке победителя, с указанием соответствующих положений данных документов. Поэтому, если содержание документа, упомянутого в вопросе и поименованного как «протокол разногласий», не соответствует этим требованиям, такой документ по существу не может рассматриваться в качестве протокола разногласий (смотрите в связи с этим постановления Пятнадцатого ААС от 12.10.2015 N 15АП-15414/15, Седьмого ААС от 09.10.2015 N 07АП-8838/15).

Таким образом, требования участника закупки о внесении указанных в вопросе изменений в проект контракта формально не основаны на законе. В приведенной ситуации участник вправе выбрать один из предусмотренных ст. 37 Закона N 44-ФЗ вариантов поведения (перечислить соответствую сумму обеспечения и, если это необходимо, предоставить информацию о своей добросовестности), подписать проект контракта в том виде, в котором он размещен в ЕИС, и направить его заказчику. Последний будет обязан подписать контракт со своей стороны, независимо от наличия в нем указанного в вопросе положения. Если же участник отказывается совершать указанные действия, требуя предварительно скорректировать проект контракта, это, на наш взгляд, по истечении предусмотренного ст. 70 Закона N 44-ФЗ срока, отведенного участнику на подписание проекта контракта, может явиться основанием для признания его уклонившимся от заключения контракта. Однако, учитывая, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрена и возможность включения указанных в вопросе положений в проект контракта, в рамках этой консультации мы не можем однозначно оценить перспективу разрешения спора, который может возникнуть в связи с предъявлением участником закупки указанного в вопросе требования.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

24 августа 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) Напомним также, что предусмотренные гражданско-правовым договором (а контракт является именно таким договором) права и обязанности возникают лишь с момента его заключения. Учитывая, что размер обеспечения исполнения контракта и порядок его внесения определяются Законом N 44-ФЗ, а не заключаемым в соответствии с этим законом контрактом, наличие в проекте контракта указанных в вопросе положений по существу не имеет правового значения. Если такой проект соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ и документации об аукционе, стороны должны подписать его в соответствии с требованиями указанного закона.

*(2) О том, какие условия в обязательном порядке подлежат включению в контракт, смотрите в материале: Энциклопедия решений. Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 2 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн руб. и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки. Был проведен аукцион, в котором объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, невозможно определить. Цена единицы работы или услуги была снижена более чем на 25%. При этом размер начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) при данной форме закупки не изменяется. Следует ли применять антидемпинговые меры в данной ситуации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации антидемпинговые меры применяться не должны.

Обоснование позиции:
В случаях, указанных в ч.ч. 1, 2 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), при проведении конкурсов и аукционов подлежат применению антидемпинговые меры. Буквально упомянутыми нормами предусмотрено, что такие меры применяются, если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК).
Как видно из положений Закона N 44-ФЗ, НМЦК определяется заказчиком, указывается им в извещении и документации о закупке, а впоследствии отражается в контракте во всех случаях проведения открытых торгов. Вместе с тем в ряде случаев наряду с НМЦК заказчик определяет и указывает цену единицы работы или услуги (далее также — цена единицы, смотрите п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
В таких случаях при проведении электронного аукциона снижается не НМЦК (ч. 4 ст. 68 Закона N 44-ФЗ), а цена единицы (ч. 5 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). Участником же, предложившим наиболее низкую цену контракта, признается лицо, предложившее самую низкую цену единицы (ч. 17 ст. 68 Закона N 44-ФЗ). Определенная заказчиком в соответствии со ст. 22 Закона N 44-ФЗ НМЦК в подобной ситуации остается неизменной и представляет собой лишь ориентир, который не может быть превышен при оплате контракта (п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, если в ходе аукциона снижается не НМЦК, а цена единицы, то отсутствуют формальные основания для применения антидемпинговых мер, предусмотренных ст. 37 Закона N 44-ФЗ (поскольку условием их применения, как буквально следует из указанной статьи, повторим, является то обстоятельство, что участником закупки, с которым заключается контракт, предложена именно цена контракта, а не цена единицы, которая на двадцать пять и более процентов ниже НМЦК). Такой подход представлен как в разъяснениях Минэкономразвития РФ, так и в правоприменительной практике органов ФАС (смотрите, в частности, письмо Минэкономразвития РФ от 13.12.2016 N Д28и-3262, письмо Минэкономразвития РФ от 26.09.2016 N Д28и-2531, письмо Минэкономразвития РФ от 26.07.2016 N Д28и-1889, решение ФАС от 07.02.2017 N К-107/17, решение УФАС по Краснодарскому краю от 13.04.2017 N ЭА-545/2017).
Вместе с тем нельзя забывать и о том, что антидемпинговые меры предусмотрены законодателем в целях защиты заказчиков от недобросовестных действий участников закупки. Смысл этих мер заключается в предоставлении заказчику дополнительных гарантий от наступления неблагоприятных последствий, вызванных наличием в контракте «нерыночных» ценовых условий, риск ненадлежащего исполнения которых очевидно высок в связи с их несоответствием разумной цене, определенной заказчиком в соответствии с положениями ст. 22 Закона N 44-ФЗ, а ст. 37 того же закона не исключает необходимости применения антидемпинговых мер для тех случаев, когда в ходе проведения электронного аукциона снижается не НМЦК, цена единицы товара (работы, услуги). На это указано в письме Минэкономразвития РФ от 30.05.2016 N Д28и-1415.
Первый из приведенных подходов представляется нам более соответствующим формулировке положений ст. 37 и п. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем, учитывая отсутствие единообразной правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу, однозначно оценить правовые последствия, которые могут наступить в приведенной ситуации в связи с применением заказчиком того или иного из описанных подходов, в рамках этой консультации не представляется возможным. За официальными разъяснениями следует обратиться в ФАС России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Антидемпинговые меры по Закону № 44-ФЗ

Разбор законодательных мер по ограничению демпинга, которые применяет Правительство России, в рамках 37 статьи 44 Федерального закона «о госзакупках».

Что такое демпинг и антидемпинговые меры

С помощью «Современного экономического словаря» становится понятной суть определения «демпинг» (по-английски dumping – это сбрасывание). Это продажа товаров по ценам, искусственно заниженным, меньшим средних цен в розницу, а иногда и более низким, чем себестоимость. Демпингуют участники рынка, как правило, с определенными целями — проникнуть на рынок, укрепить свои завоеванные позиции, вытеснить конкурентов.

Для противостояния этому явлению принимают отдельные антидемпинговые нормы права. Один из примеров – статья 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ), где предусматриваются последствия для участника конкурса или аукциона, которым предложена цена контракта на 25% и более ниже, чем установленная начальная цена. Какие именно последствия – зависит от суммы начальной цены контракта.

Суть статьи 37 Закона № 44-ФЗ

Так, 37 статья 44-ФЗ предусматривает:

если начальная цена контракта выше 15 млн. рублей, участнику закупки придется предоставить обеспечение в повышенном размере (в полтора раза больше указанного в документации о проведении конкурса или аукциона). Если предусматривается выплата аванса, то размер обеспечения должен быть не менее аванса;

если начальная цена контракта 15 млн. рублей и менее, то участнику закупочных процедур дается выбор – либо предоставление обеспечения в более высоком размере (какой указывался выше), либо документальное подтверждение заказчику своей добросовестности.

Со случаем, когда цена контракта более 15 млн. рублей, все более-менее понятно – участник закупки предоставляет либо банковскую гарантию, либо денежные средства в обеспечение в более высоком размере. А часть статьи, предусматривающая предоставление информации о добросовестности участника закупки, иногда вызывает на практике вопросы применения. 37 статья 44-ФЗ четко оговаривает, какую именно информацию из реестра следует предоставлять (о каких именно исполненных контрактах и в какие сроки). Таким образом, заказчиком производится отбор участников, желающих поиграть не по правилам. Т.е. если компания снижает цену ниже установленного порога, заказчик в соответствии с антидемпинговыми процедурами должен иметь возможность убедиться, что участник закупки выполнял контракты без штрафных санкций, что он может выполнить взятые на себя обязательства и по данному заказу. Таким образом, снижаются риски столкновения заказчика с недобросовестными фирмами, использующими демпинг в своих интересах.

Спорные ситуации

Форма и порядок предоставления заказчику такой информации иногда является причиной споров между заказчиком и участником закупки. Например:

  1. Участник, цена в предложении которого была снижена более чем на четверть от первоначальной цены, предоставил заказчику информацию в виде таблицы с данными о контрактах, которые были заключены и выполнены победителем в течение года до даты закупки. Но заказчик посчитал, что данной информации недостаточно, отказался от заключения с ним контракта, мотивировав тем, что необходимо предоставить копии исполненных участником контрактов. Спор разрешен в суде, позиция заказчика признана неправомерной, не основанной на статье 37 Закона № 44-ФЗ. Требования о предоставлении копий документов по исполненным контрактам 37 статья 44-ФЗ не содержит (решение Арбитражного суда Ульяновской области от 10.04.2015 по делу № А72-18158/2014).
  2. Арбитражным судом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре рассмотрен спор между заказчиком и участником, заявке которого присвоен второй номер, по вопросу применения антидемпинговых мер. Заказчик считал, что если с ним заключается контракт по причине уклонения победителя, то и повышенное обеспечение предоставлять не обязательно. Суд разъяснил, что если второй участник признается выигравшим процедуру, то на него распространяются все требования, установленные для победителя аукциона, в том числе и требования по применению антидемпинговых норм по ст. 37 Закона № 44-ФЗ (решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 02.04.2015 по делу № А75-2002/2015).

На что обратить внимание

Если участник выбирает путь предоставления заказчику информации о своей добросовестности, то помимо имеющихся судебных споров следует учитывать и такие моменты:

Если снизивший цену участник закупки не предоставит информации о себе в соответствии со ст. 37 (либо такая информация недостоверна), а также не обоснует соответствующим образом предлагаемую цену контракта, это будет являться основанием занести его в «черный список» (признать уклонившимся от заключения контракта). Это право предоставлено ч. 13 ст. 70 закона № 44-ФЗ.

  • Даже если участник предоставил информацию, этот факт не освобождает его от необходимости оформить обеспечение исполнения контракта в том размере, какой первоначально был установлен в извещении или документации о закупке.
  • Антидемпинговые меры в отдельных видах закупок

    37 статья 44-ФЗ содержит особые виды антидемпинговых мер, когда проводятся закупочные процедуры на заключение следующих договоров:

    научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;

    услуги консультационного характера;

  • на поставку товаров для нормального жизнеобеспечения, Сюда включаются поставки продовольствия, средств для оказания скорой (скорой специализированной) медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива). Участник закупки товаров для жизнеобеспечения, снижающий цену ниже установленного порога от первоначальной цены контракта, предоставляет обоснование выдвигаемой им цены. Оно может включать в себя гарантийное письмо производителя, где можно увидеть сведения о цене и количестве поставляемого товара, документы, из которых видно, что товар имеется в наличии, или иные документы и расчеты, убеждающие заказчика в возможностях участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой им цене.
  • Введение антидемпинговых мер способствует защите интересов не только заказчиков, но и участников закупок от недобросовестных юридических лиц, подающих заявки в процедурах закупок, а также является воплощением принципа добросовестной конкуренции в сфере закупок.

    Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

    Федеральный закон №44-ФЗ (закон о госзакупках 223 тут: ) определяет антидемпинговые меры при осуществлении конкурса и аукциона. Демпинг — это реализация продукции по искусственно заниженной стоимости. В прошлом недобросовестный производитель, предложивший самую низкую цену товару, выигрывал на конкурсах и аукционах. Эти действия, не связанные с их навыками и качеством выполнения в прошлом заказов, становились следствием срывов сроков выполнения госзаказов, аннулирования договоров, ухудшения свойств товаров, к трате бюджетных денег. Поэтому и была добавлена статья 37, описывающая антидемпинговые меры.

    Статья 37 ФЗ-44 с последними изменениями

    Последние изменения, внесенные в статью 37 ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», датируются 4 июнем 2014 года. От прошлой редакции ее отличает появление 12-ой части. Рассмотрим подробнее все части статьи об антидемпинговых мерах.

    Первая часть

    В первой части рассказывается о применяемых антидемпинговых мерах в ситуации, когда изначальная (максимальная) стоимость договора — больше, чем 15 млн. руб., а потенциальный покупатель предлагает стоимость договора, которая меньше НМЦК на 25% и выше. Это повлечет за собой антидемпинговые меры, выраженные в увеличении в 1,5 раза объема денежной гарантии выполнения договора, записанныго в бумаге о закупке. Однако, если в договоре прописана возможность оплаты аванса, то эта сумма денежной гарантии не должна быть меньше его.

    Вторая часть

    Ситуация, описанная в ч. 2 ст. 37 закона 44-ФЗ, оговаривает порядок действий и антидемпинговые меры, применяемые при изначальной (максимальной) стоимости соглашения в 15 млн. руб. или меньше и предложением участника торга снизить сумму на 25 и больше процентов. В этом случае предписаны те же антидемпинговые меры увеличения поставщиком в 1,5 раза объема денежного обеспечения. Также, в качестве альтернативы, поставщик имеет возможность предоставить сведения, которые подтвердят его добросовестность, что тоже является разновидностью антидемпинговых мер.

    Третья часть

    По ст. 37 про антидемпинговые меры сведения, которые могут доказать добросовестность участника торга, должны находиться в реестре договоров и удостоверять выполнение поставщиком:

    • 3-х и более договоров за 1 год до даты подачи заявки. Все договора должны быть выполнены без взыскания к поставщику неустоек;
    • 4-х и более договоров за 2 года. 75% вышеуказанных договоров должны быть реализованы без использования штрафов по отношению к поставщику;
    • 3-х и более договоров за 3 года. Во время выполнения договоров на участника не должны быть наложены штрафы.

    Стоимость 1 контракта = стоимости, предложенной участником торга, в эквиваленте — не меньше 20%. В этом заключается общее требование антидемпинговых мер.

    Четвертая часть

    Указанная информация в 3-ей части 37-ой статьи про антидемпинговые меры должна быть включена в состав заявки. Если сведения неподтвержденные, то комиссия, занимающаяся проведением закупок, отклоняет запрос. Данное постановление закрепляется в соответствующем протоколе и описываются причины, почему произошло отклонение заявки. Участник уведомляется не позднее рабочего дня, который следует за днем подписания протокола.

    В ФЗ-44 ч. 4 ст. 37 про антидемпинговые меры говорится, что, если в заявке нет сведений, удостоверяющих добросовестность участника, то он платит сумму в 1,5 раза превышающую объем обеспечения выполнения контракта.

    Пятая часть

    Антидемпинговые меры предопределяют — если проводится аукцион, участник закупки предоставляет информацию, описанную в третьей части статьи, когда направляет заказчику подписанный контракт. Если поставщик не выполнит данную процедуру или эта информация будет признана недостоверной, то будет считаться, что он отклонился от подписания контракта. По итогу комиссия составит протокол и внесет данные в реестр.

    Шестая часть

    Оговоренное обеспечение поставщик должен предоставить до заключения сделки. Невыполнение этого требования считается уклонением от заключения контракта. Составляется протокол и информация регистрируется в реестре. Все участники закупки уведомляются об этом, согласно ст. 37 про антидемпинговые меры.

    Седьмая часть

    Закон не обошел вниманием и конкурсы, где объектом выступает осуществление НИОКР, научно-технических работ и предоставление консалтинговых услуг. Антидемпинговые меры дают возможность заказчику установить в документации разные величины значимости критериев оценки заказов, если предложение о стоимости контракта:

    • до 25% ниже изначальной (максимальной) цены;
    • больше, чем на 25% ниже изначальной (максимальной) цены.

    Восьмая часть

    Антидемпинговые меры применяются, если предложение о стоимости контракта больше, чем на 25% ниже изначальной (максимальной) цены, то размер значимости ценового предложения — 10% от суммы величин других критериев оценки.

    Девятая часть

    Часть 9 ст. 37 про антидемпинговые меры закона 44-ФЗ описывает контракты на осуществление поставок товаров (продукты, лекарства, топливо). Если предложена стоимость на 25 и больше % ниже НМЦК, то участник закупки должен обеспечить подтверждение предлагаемой цены договора. Подтверждается следующими документами:

    • гарантийный документ от изготовителя, где указывается стоимость и объем поставляемого товара (узнайте срок действия банковской гарантии по 44 ФЗ при обеспечении контракта);
    • бумаги, доказывающие, что товар находится на руках у участника;
    • расчеты и бумаги, доказывающие, что участник закупки сможет реализовать поставку по предложенной цене.

    Десятая часть

    Согласно статье про антидемпинговые меры, подтверждение предлагаемой цены договора предоставляется участником закупки:

    • чья цена договора ниже изначальной стоимости на от 25% и выше в обращении на участие в конкурсе. Отклонение заявки осуществляется комиссией, что упоминается в протоколе;
    • отправившим договор заказчику с подписью, в случае проведения аукциона. Невыполнение этого требования будет считаться избеганием подписывать контракт и будут применены антидемпинговые меры. Соглашение не подписывается и сделка заключается с другим участником аукциона, который предложил условия получше.

    Одиннадцатая часть

    Антидемпинговые меры применяются к участнику конкурса/аукциона в полной мере, который является победителем конкурсной процедуры, но в тоже время признан уклонившимся от заключения контракта.

    Двенадцатая часть

    Положения об антидемпинговых мерах не применяются при осуществлении закупок важных лекарств, если предложенная стоимость ниже не более, чем на 25 процентов от зарегистрированной предельной отпускной стоимости.

    Закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно скачать тут.

    Ст. 37 регламентирует антидемпинговые меры и ориентирована на неприемлемость искусственного занижения стоимости при конкурсных процедурах или аукционах. Антидемпинговые меры обуславливаются НМЦК. Указан объем денежного обеспечения выполнения договора, информация, которую участник закупки должен предоставить, чтобы доказать свою добросовестность. Все необходимые сведения об участниках можно найти в реестре.

    Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

    Предмет регулирования

    Статья 37 вводит противодемпинговые нормы регулирования. Рассматриваются случаи применения для конкурсов и аукционов.

    Антидемпинг появился со вступлением в силу Закона о контрактной системе. В условиях внесения многих поправок по тексту закона в целом, последняя редакция статьи 37 44-ФЗ вступила в силу в июне 2014 года, добавлен пункт 12.

    Адресация и краткое содержание

    Соблюдение антидемпинга важно для обеих сторон закупки. Меру обеспечивает заказчик, что проявляется в виде дополнительного контроля при приёме заявки или контракта. Исполняют поставщики: если они подают предложения с ценой, которая на 25% и более ниже размера НМЦК, то обязаны либо предоставить обеспечение в 1,5-кратном размере, либо добросовестность (свидетельство, что исполнили минимум три госконтракта без претензий со стороны заказчика). В последнем случае важную роль играет НМЦК:

    1. Если она более 15 миллионов рублей, госконтракт с участником заключается после того, как он предъявит обеспечение, размер которого в 1,5 раза превышает размер исполнения контракта, указанный в документации (не меньше размера аванса).
    2. Если НМЦК 15 миллионов рублей и ниже, госконтракт заключается после передачи обеспечения в соответствии с п. 1 или информации из реестра контрактов о добросовестности участника (на дату подачи заявки).

    В конкурсе подтверждение добросовестности содержится в заявке поставщика. При проведении аукциона такая информация доводится до заказчика одновременно с направлением подписанного госконтракта.

    Такое обеспечение исполнитель предоставляет всегда до заключения контракта.

    Связи с другими статьями

    Положения ст. 37 44-ФЗ с комментариями важны на всех этапах госзакупок. Она затрагивает все процедуры, но самым тесным образом её содержание связано с условиями предоставления обеспечения исполнения контрактов при проведении конкурсов и аукционов. А часть о том, что понижение исполнителем цены предложения ниже 25% НМЦК должно быть обоснованным, до их пор вызывает интерес и противоречивые мнения.

    Когда были последние изменения

    Обнародование ст. 37 44-ФЗ с изменениями состоялось в 2014 году. Поправки коснулись закупок лекарственных препаратов, что произошло в связи со вступлением в силу закона 04.06.2014 № 140-ФЗ.

    Антидемпинговые меры: механизм работы

    Демпинг — это продажа товаров по искусственно заниженным ценам.

    Антидемпинговые меры — это целый комплекс мер против тех, кто не любит честной игры.

    Демпинг приносит безусловный вред, как подрядчикам, так и заказчикам. Контракты с искусственно заниженными ценами, чаще всего, означают мошенничество: демпингующий подрядчик забирает аванс, а работа остается невыполненной. С другой стороны, навязывание невыгодных условий, а именно к этому неизбежно ведет демпинг, способствует общему падению уровня работ и качества поставляемой продукции.

    Что же в результате? Нечистые на руку подрядчики наживаются, а новые поставщики, предлагающие действительно низкую стоимость, не могут выйти на рынок. Чтобы остановить формирующуюся тенденцию, появилась статья 37 ФЗ 44 об антидемпинговых мерах.

    Разберем подробнее, какие механизмы статья 37 в 44-ФЗ предусмотрела для борьбы с недобросовестными подрядчиками.

    Как доказать, что вы не демпингуете?

    Итак, прежде всего, в ст. 37, Федерального закона №44-ФЗ четко оговорено, как и в отношении каких контрактов действует закон.

    Так, в пункте 1 говорится, что если начальная, она же максимальная, цена контракта выше полутора десятков миллионов рублей, а подрядчик предлагает стоимость с разницей в четверть от начальной, то для заключения контракта будет достаточно предоставить обеспечение суммой, в полтора раза превышающей указанную в документации сумму обеспечения.

    В каком случае антидемпинговые меры не применяются?

    Случаи, когда мы имеем дело с контрактами, чья максимальная (начальная) цена меньше полутора десятков миллионов, оговорены в пункте 2 ст. 37. А говорится там что, либо участник должен предоставить гарантии на сумму 1,5 раза больше от указанного изначально обеспечения, обозначенного в документации (но не менее суммы аванса, если он предусмотрен), либо участнику предстоит доказать свою порядочность согласно механизму, предусмотренному пунктом 3.

    Дело в том, что антидемпинговые меры по 44-ФЗ, предусматривают своеобразный отбор добросовестных подрядчиков. Если предложенная стоимость на четверть меньше начальной, то договор не будет подписан, пока поставщик не подтвердит свою благонадежность. В подобной ситуации он должен предоставить информацию, подтверждающую:

    выполнение в течение года до заявки 3-х и более контрактов без пеней и неустоек;

    либо, заключение и исполнение, в течение 2-х и более лет до заявки, 4-х и более контрактов, причем 3/4 из них должны быть выполнены без пеней и неустоек;

    либо, в течение 3-х и более лет до заявки, исполнение 3-х контрактов без пеней и неустоек.

    При этом сумма, указанная в одном из контрактов, должна составлять не менее 25% стоимости контракта, для заключения которого компания подтверждает свою добросовестность.

    Совет: поставщик должен помнить, что для подтверждения ему достаточно предоставить реестровые номера, по которым заказчик сможет самостоятельно найти указанные контракты в едином реестре. Никаких копий документов или определенной формы подтверждения — заказчик требовать не в праве.

    Также, Минфин поясняет, что при падении цены на четверть и более, антидемпиговые меры не применяются в случаях, когда закупка проводится по цене единицы товара, работы или услуги. Этот метод используется, когда заранее не известен окончательный объем ТРУ по контракту.

    Относительно аналогичного периода 2015 года количество контрактов, заключенных с применением антидемпнговых мер, увеличилось на 14,2%.

    При этом среднее снижение начальной максимально цены было на 52,8%.

    Почти на 40% больше, чем в 2015 году, было расторгнуто контрактов, заключенных с использованием антидемпинговых мер — 79 тысяч контрактов на 51 млрд. руб.

    Документы об обеспечении заявки и о подтверждении добросовестности участника подаются в составе заявки на участие. Далее, они обязательно должны входить в пакет документов контракта при его подписании. Если к моменту подписания контракта участник не предоставил нужного перечня документов, подтверждающих его надежность, то он признается «Уклонившимся от заключения договора». В таком виде выражается применение антидемпинговых мер.

    По мнению разработчиков этой статьи закона, подобные меры позволят отпугнуть недобросовестных подрядчиков еще до начала конкурса или аукциона.

    Для того, чтобы заранее определить закупку, вероятность недобросовестности проведения которой будет высокой, нужно знать несколько правил. Руководствуясь ими Вы сможете довольно точно научиться выделять закупки, в которых будет присутствовать демпинг и сговор участников. Подробности об этом и многом другом Вы можете найти в нашем обучающем курсе Госзаказ.

    Обучающий онлайн-курс по получению госзаказов

    Применение антидемпинговых мер в 44-ФЗ

    В некоторых случаях под действия условия антидемпинговых мер о 25-ти процентной разнице начальной и предложенной стоимости попадают контракты на проведение:

    Естественно, во всем, что касается научной деятельности, стоимость работ не всегда является решающим критерием. В этих случаях заказчик имеет возможность обозначать важные для него факторы. При этом система оценки может быть разной для тех, кто предлагает стоимость с разницей менее четверти от начальной цены и более.

    Дополнительно ко всем антидемпинговым мерам, 44-ФЗ, пункт 9, в случае с контрактами, касающихся жизненно необходимых вещей (медикаментов, продуктов питания, средств для оказания неотложной помощи), требует предоставления документов, обосновывающих низкую цену и гарантирующих возможность своевременной поставки. Естественно, возникает вопрос, в каком случае не будут применены антидемпинговые меры? Только, если речь идет о закупке лекарственных препаратов из списка, утвержденного Правительством РФ.

    ©ООО МКК «РусТендер»

    Смотрите еще:

    • Временный запрет на выезд из рф Как отменяется временное ограничение (запрет) на выезд должников за границу? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Временное […]
    • Непецино земельный участок Продажа участка в Непецино, Коломенский р-н Поиск земельного участка на карте: Московская область, Непецино Купить Арендовать Сортировка: по рейтингу Продам земельный участок, назначение: для ведения личного […]
    • Права и обязанности детей конституция рф § 5. Обязанности несовершеннолетних Как уже упоминалось ранее, элементом содержания конституционно-правового положения несовершеннолетних являются также обязанности ребенка. ОБЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА – это необходимость […]
    • Закон о госпошлине на получение прав Размер госпошлины за выдачу загранпаспорта и прав увеличится На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 3 июля 2018 г. № 180-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333-28 и 333-33 […]
    • П 3 ст 15 жк рф Статья 15. Объекты жилищных прав Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в статью 15 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г. Статья 15. Объекты […]
    • 28 ч1 гк рф 28 ч1 гк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]