Ч1 Ст 251 коап рф

Содержание:

Статья 25.1 КоАП РФ. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

Комментарии к ст. 25.1 КОАП РФ

1. Исходя из принципиальных положений Конституции РФ, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других международно-правовых документов настоящий Кодекс устанавливает статус участников производства по делам об административных правонарушениях. Комментируемая статья определяет права и обязанности лица (физического и юридического), привлекаемого в установленном Кодексом порядке к административной ответственности. Положения данной статьи касаются всех стадий производства по делам об административных правонарушениях и, следовательно, гарантий прав указанных выше лиц. Одна из таких гарантий — возможность ознакомления со всеми материалами дела на всех стадиях производства по делу. Поэтому соответствующие должностные лица обязаны предоставлять эту возможность каждому привлекаемому к ответственности, начиная с момента составления протокола и заканчивая материалами по пересмотру дела по жалобе на принятое постановление. Статья 28.2 Кодекса устанавливает обязательные для должностных лиц правила составления протокола об административном правонарушении, в том числе обязанность разъяснить права и обязанности привлекаемому к ответственности лицу, обеспечить ему возможность ознакомиться с содержанием протокола, представить свои замечания и объяснения. На этой стадии производства по делу, как и на всех других, имеется возможность заявлять ходатайства, в частности о проведении экспертизы, об истребовании документальных доказательств, вызове свидетелей. Копия протокола должна вручаться физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему под расписку.

Закон допускает составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, но при условии, что такое лицо извещено об этом в установленном порядке (ч. 4.1 ст. 28.2).

Статья 24.4 Кодекса предусматривает право лиц, участвующих в производстве по делу, заявлять ходатайства, которые подлежат обязательному и немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

2. Впервые в законодательстве об административной ответственности введен институт отводов судей, должностных лиц, членов коллегиальных органов, уполномоченных рассматривать дела (ст. ст. 29.2, 29.3), а также отводов защитника, представителя и других участников дела по основаниям, предусмотренным КоАП РФ (ст. ст. 25.12, 25.13).

3. Одной из важных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, является право пользоваться юридической помощью защитника, статус которого определен ст. 25.5 Кодекса. В качестве защитника может выступать адвокат или иное совершеннолетнее лицо по усмотрению лица, привлекаемого к ответственности. Защитник допускается к участию в производстве по делу с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

4. В Кодексе имеется ряд важных процессуальных норм, содержание которых не раскрыто в ч. 1 комментируемой статьи. Это касается права на судебное обжалование постановления по делу (ст. 30.1). Статья 24.2 определяет гарантии права участника производства по делу пользоваться родным языком.

5. В целях обеспечения гарантий прав лица, привлекаемого к ответственности, в ч. 2 данной статьи установлено, что дело рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. Допускается возможность рассмотрения дела в отсутствие такого лица, но при условии, что оно было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела и что от него не поступило ходатайство об отложении дела либо в удовлетворении такого ходатайства отказано. В этой связи важное значение имело бы включение в Кодекс правил о порядке извещения заинтересованных лиц о месте и времени рассмотрения дела, вручения повесток.

Верховный Суд РФ неоднократно отмечал необходимость выполнения требований закона о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) подчеркнута необходимость принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела и указано следующее: «Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.)» (п. 6).

6. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в комментируемую статью внесено дополнение, предусматривающее возможность заочного рассмотрения дела об административном правонарушении по гл. 12 КоАП без составления протокола и без участия лица, в отношении которого возбуждено дело, в случае выявления правонарушения и его фиксации работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством. Но при этом копия постановления по делу направляется лицу в течение 3 дней со дня его вынесения и не исключена возможность обжалования такого постановления (см. ч. 3 ст. 28.6 и ст. 30.1 КоАП РФ).

7. Допуская возможность рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, законодатель в то же время установил право субъекта административной юрисдикции признать обязательным присутствие такого лица при рассмотрении его дела. В связи с этим возникает возможность привода указанного лица путем вынесения определения, которое приводится в исполнение уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел (полиции) согласно ст. 27.15 Кодекса.

8. В части 3 комментируемой статьи определены случаи, когда при рассмотрении дела обязательно присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, в силу нормы Кодекса (рассмотрение дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение иностранного гражданина либо лица без гражданства). Учитывая тяжесть административного наказания, а также личностный характер административных наказаний, законодатель в качестве дополнительной гарантии прав человека и гражданина ввел данное правило об обязательном присутствии указанных лиц при слушании дела.

9. Учитывая гуманные соображения и повышенную защиту прав несовершеннолетних, ч. 4 комментируемой статьи предусматривает возможность удаления лица в возрасте от 16 до 18 лет, в отношении которого ведется производство по делу, на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может отрицательно повлиять на данное лицо. По-видимому, такие обстоятельства могут возникнуть при рассмотрении дел о нарушении норм общественной нравственности, употреблении наркотических средств и психотропных веществ и т.п.

СУДЕБНОЕ ДЕЛО
«ОСПАРИВАНИЕ Ч. 1 СТ. 25.1 КОАП И ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО И КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОВ, РАЗРЕШИВШИЕ ПРИВЛЕКАЕМЫМ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ВТОРГАТЬСЯ В ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ СВИДЕТЕЛЕЙ, А СОТРУДНИКАМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РАСПРОСТРАНЯТЬ ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ ГРАЖДАН

Антон Кудряков стал свидетелем нарушения ПДД и заявил об этом. Через несколько дней ему позвонил неизвестный человек с требованиями, чтобы Антон забрал свое заявление, угрожал наступлением неблагоприятных последствий. Позже Антон узнал, что сотрудники ОГИБДД на основании части 1 статьи 25.1 КоАП РФ ознакомили правонарушителя с материалами дела, в котором было и его заявление. Антон попросил ОГИБДД об отзыве своего заявления. Антон обжаловал действия сотрудников ОГИБДД. Однако Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда и Верховный Суд отменила решение суда и отказала в удовлетворении требований, сославшись на право нарушителя знакомиться с материалами дела (часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ). См. передачу НТВ о данном деле.

СМ. ДРУГИЕ ВИДЕО СЮЖЕТЫ http://sutyajni k.ru/articles/475.html

Информационные сообщения:

Документы по делу:

Аудиозаписи

Дата: 14.10.2013.
Длительность — 00:00:00.
Размер файла: 2,46 Мб

Публикации о судебном деле:

Поделиться в социальных сетях:

Комментарии:

1. Владимир К. — 13.07.2013 20:06:04
E-mail: [email protected]

сотрудник ОГИБДД выполнил ваше кОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, ЧТО ЕЩЕ НАДО?? оСПАРИВАЙТЕ БЛАНК ОБЪЯСНЕНИЙ, В КОТОРОМ ИМЕЕТ МЕСТО УКАЗАНИЮ ВАШИХ ДАННЫХ, НО НЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАТЕРИАЛАМИ ПРОВЕРКИ(АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ)..

2. Anonymous — 26.09.2013 13:21:43

Это почему? Вполне можно знакомить с материалами дела, без заявления, которое может не разглашаться, по программе защиты свидетелей, например. Ведь для рассмотрения дела заявитель неважен.

3. Anonymous — 26.09.2013 15:31:39

2. Почти все верно говорите. Только программы защиты свидетелей по административным делам нет. За это и бьемся.

Подписываем инициативу за введение института защиты свидетелей административных правонарушений: http://www.change.org/ru/петиции/государственная-дума-рф-министерство-внутренних-дел-рф-правительство-рф-обеспечить-защиту-свидетелей-правонарушений-от-угроз-правонарушителей

4. Anonymous — 01.02.2014 19:51:31

http://res4u.ru локальные сети

5. Бешеный — 07.02.2014 03:51:59

Если ЕСПЧ признает жалобу Антона-это будет не плохой прецедент. Возникнут вопросы к Антону-а почему он не попросил сотрудника ОГИБДД-о неразглашении контактных данных о себе. эту жалоба скорее всего будет не удоволетворена ЕСПЧ. Хотя прецедент может не хилый выйти. И еще не как не решится вопрос о том, как сейчас подавать жалобу-после каких решений-Апелляции или кассации. А может только после решений КС РФ-в некоторых случаях может ли такое теперь быть. Даже правозащитники сейчас в недоумении-нет четкой позиции ЕСПЧ-так все таки после какой инстанции Судов РФ-подавать в ЕСПЧ (Кассации (обл) или Апелляции. Надзор -( кассация в ВС РФ — эффективной я так понял не считается-даже учитывая длящийся характер нарушений и преступлений).

6. Бешеный — 07.02.2014 18:08:10

Вернее к вопросам к Антону будут дополнения, о неразглашении контактных данных о себе. т.е. контактные данные не записывать в основной форме заявления, а делать запись контактных данных на отдельном носителе информации. Ведь в заявлении можно указать Ф,И,О. город и дом. а остальные данные скрыть и не предоставлять огласке.

Прокуратура Московской области

Порядок производства по делам об административных правонарушениях, а также виды административных правонарушений и ответственность за них регламентируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Кроме того, виды административных правонарушений и ответственность за них устанавливается также законами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При совершении любого административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, когда производство возбуждается постановлением прокурора (ст. 28.4 КоАП РФ), когда вместо протокола выносится постановление о привлечении к административной ответственности (ч.1 ст. 28.6 КоАП РФ), либо когда административное правонарушение фиксируется с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (ч.3 ст.28.6 КоАП РФ).

При составлении протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждается производство, либо его представителю разъясняются его права и обязанности, о чем в протоколе делается соответствующая отметка (ч.3 ст. 28.2 КоАП РФ), а также ему должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Кроме того, указанному лицу предоставлено право, давать объяснения и замечания по содержанию протокола, которые должны прилагаться к нему (ч.4 ст. 28.2 КоАП РФ). Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

В случае неявки лица, в отношении которого составляется протокол (если оно извещено в установленном порядке), протокол составляется в его отсутствие и направляется ему в течение трех дней со дня составления.

К правам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении относятся: право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ).

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление, в котором, помимо прочего, должны быть разъяснены срок и порядок его обжалования, а при назначении наказания в виде штрафа также указывается информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа (ч.1.1 ст. 29.10 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ):
1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

Лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух месяцев, а по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей – по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением категорий административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, для которых предусмотрен увеличенный срок привлечения к административной ответственности.

Ст 178 коап рф

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть дополнена с 1 июля 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ.

3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 июня 2012 года Федеральным законом от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ.

____________________________________________________________________
Положения настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ) в отношении административного наказания в виде обязательных работ применяются с 1 января 2013 года — см. пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 8 июня 2012 года N 65-ФЗ.

____________________________________________________________________
4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

Комментарий к статье 25.1 КоАП РФ

1. Физическое или юридическое лицо приобретает правовой статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушениях, с момента составления протокола об административном правонарушении. С этого момента у данного субъекта возникают права и обязанности, составляющие содержание правового положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Это лицо вправе знакомиться со всеми со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. Эти права являются гарантией обеспечения прав и законных интересов субъектов права, привлекаемых к административной ответственности.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обладает правом на личное участие в рассмотрении дела об административном правонарушении либо (если это юридическое лицо) на участие законного представителя. Данное положение призвано способствовать максимально эффективному использованию процессуальных прав привлекаемого к ответственности лица. Рассмотрение дела об административном правонарушении без участия указанного лица возможно лишь в четко установленных законом случаях (если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения).

3. Участие привлекаемого к административной ответственности физического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении является обязательным при рассмотрении дел, влекущих административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 25.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Под лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по смыслу ч. 1 данной статьи подразумевается физическое лицо, в том числе и наделенное правомочиями должностного лица, а также юридическое лицо (см. комментарии к ст. 2.3 — 2.6, 2.10).

В ч. 1 комментируемой статьи определены права лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Указанные лица впредь до вынесения судьей, органом, должностным лицом постановления по делу относятся к подозреваемым в совершении административного проступка. КоАП отличает права и обязанности лиц, в отношении которых возбуждено производство по делу об административном правонарушении, от прав, обязанностей лиц, привлекаемых к административной ответственности, в отношении которых вынесено постановление о назначении административного наказания.

КоАП предусмотрены различные процессуальные действия, совершаемые при возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 28.1 — 28.9) или подготовке к рассмотрению указанного дела (ст. 29.1), а также при рассмотрении дела об административном правонарушении (ст. 29.2 — 29.13).

Применительно к ч. 1 комментируемой статьи о понятии ходатайства см. комментарий к ст. 24.4. Право заявления ходатайств не предусмотрено для свидетеля, за исключением случаев опроса потерпевшего в качестве свидетеля (см. ч. 4 ст. 25.2, ст. 25.6 КоАП), понятого (см. ст. 25.7 КоАП), специалиста (см. ст.

25.8 КоАП), переводчика (см. ст. 25.10 КоАП), остальные участники производства по делам об административных правонарушениях наделены указанным правом.

О лицах, правомочных заявлять отвод защитнику, представителю, специалисту, эксперту, переводчику, см. п. 1 комментария к ст. 25.13, о статусе защитника см. комментарий к ст. 25.5.

По смыслу ч. 2 комментируемой статьи подразумевается отсутствие физического лица, законных представителей юридического лица при рассмотрении дела об административном правонарушении. Судья, орган, должностное лицо, в ведении которых находится производство по указанному делу, вправе признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при подготовке к рассмотрению данного дела. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе пользоваться услугами переводчика в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 24.2 КоАП.

Применительно к ч. 3 комментируемой статьи об административных правонарушениях, влекущих административный арест и административное выдворение, см. соответственно п. 1 комментария к ст. 32.8, п. 1 комментария к ст. 32.9.

О статусе несовершеннолетнего см. п. 1, 2 комментария к ст. 2.3.

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

3.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, —

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи — наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

4. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

6. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых транспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, —

(в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 143-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

7. Нарушение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи и совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

КоАП РФ 2018 для водителей

(от 10 ноября 2017 года)

Статья 12.1
Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра

Статья 12.2
Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков

Статья 12.3
Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

Статья 12.4
Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб, цветографической схемы легкового такси или незаконная установка опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид»

Статья 12.5
Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»

Статья 12.6
Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов

Статья 12.7
Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

Статья 12.8
Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Статья 12.9
Превышение установленной скорости движения

Статья 12.10
Нарушение правил движения через железнодорожные пути

Статья 12.11
Нарушение правил движения по автомагистрали

Статья 12.12
Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика

Статья 12.13
Нарушение правил проезда перекрестков

Статья 12.14
Нарушение правил маневрирования

Статья 12.15
Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

Статья 12.16
Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

Статья 12.17
Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

Статья 12.18
Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Статья 12.19
Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств

Статья 12.20
Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки

Статья 12.21
Нарушение правил перевозки грузов, правил буксировки

Статья 12.21.1
Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства

Статья 12.21.2
Нарушение правил перевозки опасных грузов

Статья 12.21.3
Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн

Статья 12.22
Нарушение правил учебной езды

Статья 12.23
Нарушение правил перевозки людей

Статья 12.24
Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

Статья 12.25
Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства

Статья 12.26
Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

Статья 12.27
Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием

Статья 12.28
Нарушение правил, установленных для движения транспортных средств в жилых зонах

Статья 12.29
Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

Статья 12.30
Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

Статья 12.31
Выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра или технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, с установленными без соответствующего разрешения устройствами для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо с незаконно нанесенными специальными цветографическими схемами автомобилей оперативных служб

Статья 12.31.1
Нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом

Статья 12.32
Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством

Статья 12.32.1
Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения

Статья 12.33
Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

Статья 12.34
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений

Статья 12.35
Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию

Статья 12.36
Утратила силу. — Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ.

Статья 12.36.1
Нарушение правил пользования телефоном водителем транспортного средства

Статья 12.37
Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Статья 8.23
Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума

Статья 11.23
Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха

Статья 11.26
Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров

Статья 11.27
Управление транспортным средством без отличительного на нем и (или) прицепах к нему знака государства регистрации транспортного средства (прицепа) и нарушение других правил эксплуатации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки

Статья 11.29
Осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений, либо с незаполненными разрешениями, разрешениями, заполненными с нарушением установленных правил, или разрешениями, не соответствующими виду перевозки, либо без учетного талона, либо без отметки в уведомлении должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об устранении нарушения

Статья 14.38
Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах

Статья 19.22
Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок

Статья 20.25
Уклонение от исполнения административного наказания

Статья 25.7
Понятой

Статья 27.13
Задержание транспортного средства

Статья 264.1
УК РФ — Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию

Главная — Дополнение ПДД — КоАП РФ

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим не установлено иное.

Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 9-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.12.2013 N 326-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 05.05.2014 N 122-ФЗ, от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 05.10.2015 N 275-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 28.11.2015 N 344-ФЗ, от 03.07.2016 N 231-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ, от 28.05.2017 N 100-ФЗ, от 26.07.2017 N 189-ФЗ, от 14.11.2017 N 325-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Ст. 2.4 КоАП РФ. Административная ответственность должностных лиц

«РЕЦИДИВЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»
Преодоление судебного запрета на ознакомление с прекращенным делом

Оксана КУРОЧКИНА, Елена МУРОМСКАЯ, Константин КУРОЧКИН,
адвокаты КА «Таможенный адвокат» АП МО

Статья «Новая адвокатская газета», № 7, 2010

Частью 1 ст. 25.1 КоАП РФ предусмотрено право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, знакомиться со всеми материалами дела. Но вправе ли лицо или его представитель знакомиться с материалами дела об административном правонарушении и получать копии документов, находящихся в деле, если производство по делу прекращено?

Судебная практика по вопросу применения указанных норм до недавнего времени практически отсутствовала. Однако адвокатам коллегии адвокатов «Таможенный адвокат» (далее — Коллегия) удалось добиться разрешения данного вопроса в пользу участников дел об административных правонарушениях.

В Коллегию обратились представители одной компании (далее — Компания) в связи со следующими обстоятельствами.

В течение 2008 г. одной из таможен в отношении Компании были возбуждены дела об административных правонарушениях (в общей сложности 17 дел). Далее производство по указанным делам об административных правонарушениях было прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Отказ таможни

Получив копии постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях, представитель Компании — адвокат Коллегии, действующий на основании ордера, подал в таможенный орган ходатайство о предоставлении для ознакомления материалов указанных дел об административных правонарушениях и запрос о предоставлении копий документов, находящихся в делах об административных правонарушениях.

В удовлетворении ходатайства и запроса таможней было отказано.

Отказ таможенный орган мотивировал тем, что производство по делам об административных правонарушениях окончено, постановления о прекращении данных дел вступили в законную силу, следовательно, Компания не является участником производства по делам об административных правонарушениях. По мнению таможни, указанные обстоятельства в силу ч. 1 ст. 25.1, ст. 25.5 КоАП РФ не наделяют Компанию правом знакомиться с материалами дела и получать копии документов.

Данные отказы таможенного органа были обжалованы адвокатами Коллегии в Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру в порядке ст. 10 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» как противоречащие ст. 24 Конституции РФ, ч. 1 ст. 24.4, ч. 1 ст. 25.1, ст. 25.5 КоАП РФ в их совокупном толковании.

Восточно-Сибирская транспортная прокуратура указала: «КоАП РФ не содержит прямого указания об ознакомлении адвоката с материалами дела, по которому принятое решение вступило в законную силу. В связи с этим спор, возникший по применению ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ подлежит разрешению в суде».

Таким образом, спор свелся к вопросу толкования и применения ч. 1 ст. 24.4, ч. 1 ст. 25.1, ст. 25.5 КоАП РФ.

Решение суда первой инстанции

Адвокатами Коллегии было подготовлено заявление в Арбитражный суд Иркутской области о признании незаконными отказов таможни в ознакомлении с материалами дел об административных правонарушениях и предоставлении копий документов, находящихся в данных делах.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований было отказано. Суд пришел к выводу о том, что в соответствии с положениями ст. 24.4, 25.1 и 25.5 КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности, и его защитника могут быть реализованы только при производстве по делу об административном правонарушении в период с момента составления протокола об административном правонарушении и до рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Поскольку постановления о прекращении производства по делам об административных правонарушениях Компанией не обжаловались и на момент обращения адвоката вступили в силу, в связи с чем Компания утратила статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, следовательно, положения ст. 24.4, 25.1 и 25.5 КоАП РФ на возникшие между Компанией и таможней правоотношения не распространяются. Кроме того, суд указал, что при производстве по делам об административных правонарушениях другому адвокату, принимавшему участие в деле на стадии административного расследования, была предоставлена возможность ознакомления с материалами этих дел.

Одновременно суд пришел к выводу о том, что Компания не лишена возможности получить информацию об обстоятельствах дел об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном статьями 23 и 387 Таможенного кодекса РФ и приказом ГТК РФ от 2 февраля 2004 г. № 137 «Об утверждении Порядка предоставления заинтересованным лицам информации о них, имеющейся у таможенных органов».

Не согласившись с решением суда первой инстанции, адвокаты Коллегии подали апелляционную жалобу.

Аргументы адвокатов

Адвокатами был проведен анализ норм законодательства, в той или иной степени закрепляющих право участников производства по делам об административных правонарушениях знакомиться с материалами дел. Исходя из содержания исследованных норм законодательства, адвокаты обратили внимание суда апелляционной инстанции на следующее.

Толкование ст. 24.4, 25.1 и 25.5 КоАП РФ, изложенное в решении суда первой инстанции, противоречит ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой органы государственной власти, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Кроме того, в соответствии с главой 23 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

В п. 28.7-28.10 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации, утвержденной приказом ВАС РФ от 25 марта 2004 г. № 27, суд указал на право лиц, участвующих в деле, знакомиться с материалами судебных дел, переданных в архив, а также получать копии документов, находящихся в деле.

Иными словами, после рассмотрения арбитражными судами дела об административном правонарушении и вынесении окончательного решения по делу, в том числе постановления о прекращении производства по делу, лицо, в отношении которого велось производство по делу, вправе ознакомиться с материалами дела и получить необходимые копии документов.

Согласно п. 12.1 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом ВС РФ от 29 апреля 2003 г. № 36, судебные дела выдаются для ознакомления в помещении суда адвокатам, выступающим по делам в суде первой и апелляционной инстанций, а также знакомящимся с делами, оконченными производством.

При этом в решении ВС РФ от 3 апреля 2007 г. № ГКПИ07-40 по делу о проверке законности п. 13.6 указанной Инструкции (в прежней редакции) сделан следующий вывод: КоАП РФ предусматривает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела (ст. 25.1), такое же право принадлежит защитнику и представителю (ст. 25.5). В связи с этим обеспечение права на ознакомление с делом лицами, участвующими в деле, их представителями, а также иными лицами является неотъемлемой составляющей конституционного права граждан на судебную защиту и на доступ к правосудию.

Адвокаты сделали вывод о том, что законодательство предусматривает возможность ознакомления лиц, участвующих в деле, с материалами дела после окончания производства по делу об административном правонарушении без установления каких-либо временных рамок. При реализации права на ознакомление с материалами дела первостепенное значение имеет лишь правовой статус лица — знакомиться с материалами дел вправе лицо, являющееся участником по делу. В противном случае указанные Инструкции высших судебных органов противоречили бы нормам КоАП РФ.

Кроме того, толкование ст. 24.5, ч. 1 ст. 25.1, ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ применительно к рассмотрению дел в судебных органах, таможенных органах и иных органах, указанных в КоАП РФ, не может быть различным.

Следует отметить, что УПК РФ предусматривает право участников уголовного судопроизводства знакомиться с материалами уголовного дела, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств (ст. 42, 44, 47, 53, 54, 55). В порядке гражданского судопроизводства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии (ст. 35 ГПК РФ).

Адвокат, выполняющий функции защитника или представителя в производстве по делу об административном правонарушении, действует в соответствии с нормами КоАП РФ, АПК РФ и Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (п. 5 ч. 2 , п. 4 ст. 2 Закона об адвокатской деятельности).

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами (ст. 25.5 КоАП РФ).

Исчерпывающий перечень полномочий адвоката содержится в п. 3 ст. 6 Закона об адвокатской деятельности: адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций, а также имеет иные права. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката. Таким образом, для адвоката не установлены какие-либо ограничения прав, в том числе права на ознакомление с материалами дел об административных правонарушениях.

Также в ходе рассмотрения дела в апелляционной инстанции адвокатами был отмечен тот факт, что производство по делам об административных правонарушениях прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ.

В этой связи ознакомление с материалами прекращенного дела — средство обеспечения заинтересованному лицу права на обжалование постановления государственного органа в суд. Поэтому положительное решение рассматриваемого вопроса в первую очередь соответствует ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Из этой конституционной нормы и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности ст. 8 и 29 Всеобщей декларации прав человека, а также п. 2 и подп. «а» п. 3 ст. 2 и п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, следует, что государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

По смыслу статьи 6 Закона об адвокатской деятельности защитник оказывает юридическую помощь лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также лицу, в отношении которого вынесено постановление по указанному делу. Защитник, представитель вправе участвовать и в последующих процессуальных действиях, предусмотренных КоАП РФ: при пересмотре постановлений по делу либо на этапе исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

На момент обращения адвоката Коллегии в таможенный орган с ходатайством об ознакомлении с материалами дел об административных правонарушениях срок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренный ст. 30.1, 30.9 с учетом ст. 30.3 КоАП РФ, не истек.

Таким образом, отказ таможенного органа в предоставлении информации по делам об административных правонарушениях по адвокатскому запросу создал препятствия для своевременного осуществления Заявителем права на судебную защиту, результатом которой могло быть прекращение производства по делам об административных правонарушениях по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Следует отметить, что суд первой инстанции, ссылаясь на ст. 23 и 387 Таможенного кодекса РФ и приказ ГТК РФ от 2 февраля 2004 г. № 137 «Об утверждении Порядка предоставления заинтересованным лицам информации о них, имеющейся у таможенных органов», не учел, что в рассматриваемом случае спорные правоотношения между Компанией и таможенными органами возникли в связи с возбуждением и прекращением дел об административных правонарушениях, следовательно, в данном случае применимы положения КоАП РФ. Более того, указанные нормы не предусматривают право на ознакомление с материалами дела об административном правонарушении в полном объеме, а лишь предоставляют возможность получить информацию в форме письма таможенного органа либо на магнитном носителе.

Позиция апелляционного суда

Четвертый арбитражный апелляционный суд нашел убедительными доводы адвокатов и пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований Компании. Суд указал в постановлении, что при рассмотрении данного дела также подлежит применению правовая позиция Конституционного Суда, выраженная в постановлении КС РФ от 16 июня 2009 г. № 9-П: «Положение п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, предполагая прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, не допускает необоснованного ухудшения правового положения лица и не может рассматриваться как противоречащее целям защиты его прав и свобод.

Вместе с тем отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. Прекращение дела не является преградой для установления в других процедурах ни виновности лица в качестве основания для его привлечения к гражданской ответственности или его невиновности, ни незаконности имевшего место в отношении лица административного преследования в случае причинения ему вреда: споры о возмещении причиненного административным преследованием имущественного ущерба и о компенсации морального вреда или, напротив, о взыскании имущественного ущерба и морального вреда в пользу потерпевшего от административного правонарушения разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства (ст. 4.7 КоАП РФ).

В любом случае прекращение производства по делу об административном правонарушении за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать использованию материалов данного дела в качестве доказательств в другом производстве. При этом, поскольку в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ), то, как следует из ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ, распространяющей данное правило на решения по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, эти обстоятельства подлежат проверке также при рассмотрении в установленном порядке жалобы на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства положение п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предполагает, что в случае, когда производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности, проверка и оценка выводов юрисдикционного органа о наличии в действиях конкретного лица состава административного правонарушения не исключаются. Иное препятствовало бы судебной защите прав и свобод граждан, делая иллюзорным механизм компенсации вреда, причиненного в результате злоупотребления властью, и, соответственно, противоречило бы статьям 19, 45, 46, 52 и 53 Конституции РФ».

С учетом приведенной позиции Конституционного Суда РФ суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что «в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении и в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности положения ч. 1 ст. 24.4, ч. 1 ст. 25.1 и ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ не могут являться основанием для отказа в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении либо выдачи копий документов, имеющихся в таком деле».

Суд апелляционной инстанции отметил в своем постановлении: «То обстоятельство, что при производстве по делам об административных правонарушениях с материалами этих дел был ознакомлен другой представитель Компании, не имеет правового значения, поскольку лицо, привлекавшееся к административной ответственности, не может быть ограничено в праве на ознакомление с материалами дела об административном правонарушении и после прекращения производства по этому делу».

Суд также принял во внимание довод адвокатов о том, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях иными государственными органами, нежели судом, лица, в отношении которых возбуждены дела, должны обладать не меньшими правами и гарантиями, и подчеркнул: «Иное противоречило бы принципу равенства перед законом».

Тем самым, Четвертый арбитражный апелляционный суд четко и обоснованно высказался в отношении пределов применения ч. 1 ст. 24.4, ч. 1 ст. 25.1, ст. 25.5 КоАП РФ, разрешив вопрос, ставший как для Компании, так и для адвокатов принципиальным, поскольку нарушение процессуальных прав, установленных Конституцией РФ, не может оставаться безнаказанным.

Смотрите еще:

  • Земельный участок используется не по целевому назначению Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению Информация об […]
  • Пособие за второго ребенка до какого года Материнский капитал продлили до 2021 года включительно (закон принят) Согласно закону, который был принят депутатами Госдумы и подписан Президентом в декабре 2017 года, и вступил в силу 1 января 2018 года, материнский […]
  • Как не потерять стаж при увольнении Когда прерывается трудовой стаж после увольнения С 01 января 2007 года действует несколько другой порядок определения непрерывности трудового стажа гражданина. До этого, если при переходе с одного места работы на […]
  • Приказ об увольнении директора 2018 Увольнение генерального директора по решению учредителя Увольнение генерального директора по решению учредителя может быть осуществлено по разным основаниям, что прописаны в ТК РФ. Изучим их, а также то, каким образом […]
  • Федеральный закон о пенсионном страховании 2018 Внесены изменения в законы об обязательном пенсионном страховании и об основах обязательного социального страхования Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном […]
  • Право на управление и распоряжение муниципальным имуществом Статья 60. Управление, распоряжение муниципальным имуществом, контроль за управлением муниципальной собственностью Статья 60. Управление, распоряжение муниципальным имуществом, контроль за управлением муниципальной […]