Бэтмен лечебница аркхем дом скорби на скорбной земле fb2

Комикс «Бэтмен. Лечебница Аркхем» впервые издали на русском языке

Издательство «Азбука-Аттикус» совместно с компанией «Комикс-арт» впервые издали графический роман Гранта Моррисона и Дейва Маккина Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth на русском языке. Русскоязычные поклонники серии смогут приобрести коллекционный 320-страничный комикс в твердом переплете под названием «Бэтмен. Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле».

Комикс студии DC Comics был выпущен еще в далеком 1989 году и с того времени многократно оцифровывался и переводился на добровольных началах, однако о полноценном печатном релизе речи не шло. Теперь ситуация исправлена четырехтысячным тиражом книг.

Согласно сюжету комикса, комиссар Гордон сообщает Бэтмену о том, что в психиатрической клинике Аркхема произошел бунт заключенных, который, как несложно догадаться, возглавил Джокер. Буйные больные, захватившие власть на территории клиники, обещают оставить в живых всех заложников, если их навестит Темный рыцарь — виновник их заточения в психбольнице.

Пригрозив выколоть глаза 19-летней Пёрл, работающей на кухне учреждения, Джокер заманивает Бэтмена в Аркхем и заставляет его проходить ряд различных ассоциативных тестов, провозглашая Уэйна самым настоящим и чертовски опасным психопатом. Когда шутки заканчиваются, Джокер спускает на Бэтмена всех психопатов, закрытых в поместье.

На страницах одной книги встречаются Двуликий, Пугало, Безумный Шляпник, Убийца Крок, Доктор Судьба, Макси Зев и другие мерзавцы Готэма. «Бэтмен. Лечебница Аркхем: Дом скорби на скорбной земле» считается иконическим изданием с масштабным медийным кавереджем — по комиксу был создан Джокер Хита Леджера и компьютерная игра Batman: Arkham Asylum.

Обзор: «Лечебница Аркхем» и «Бэтмен. Тихо!»

Бэтмен. Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле
Автор сценария: Грант Моррисон
Художник: Дэйв Маккин
Год выхода оригинала: 1989
Год выхода в России: сентябрь 2013
Издатель в России: «Азбука» и «Комикс-Арт»

Бэтмен. Тихо!
Автор сценария: Джеф Лоэб
Художник: Джим Ли
Тушь: Скотт Уильямс
Год выхода оригинала: 2003
Год выхода в России: октябрь 2013
Издатель в России: «Азбука» и «Комикс-Арт»

После почти двухмесячного перерыва я вновь сел заниматься графоманством. Причиной стал выход с небольшим разрывом двух книг о Бэтмене от издательства Comix-Art — «Бэтмен. Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле» и «Бэтмен. Тихо!». Это ревью не будет похоже на мои предыдущие — здесь я буду не столько оценивать сами комиксы, сколько сравнивать их между собой, уж настолько они получились разными. Пристегните ремни — будет много букв.

Оба этих комикса в какой-то степени являются похожими — и тот, и другой предложили свежий взгляд на популярного героя, оба подстегнули интерес к Бэтмену у публики, оба издания являются архипопулярными и в свое время били рекорды продаж. Но вместе с тем они бесконечно далеки друг от друга — «Лечебница Аркхем», вышедшая из под пера Гранта Моррисона — это тяжелейший психологический триллер, без разноцветных плащей и пафосных речей, который с трудом можно назвать «комиксом» — это графический роман, не меньше. Необычный, пугающий сюжет, весьма и весьма характерный рисунок, и Бэтмен, каким вы его еще не видели — вот что такое «Лечебница Аркхем». «Бэтмен. Тихо!» на его фоне выглядит вполне обычным комиксом — но с блестящим закрученным сюжетом, интересными диалогами, отличным рисунком и новым взглядом на внутренний мир Темного Рыцаря.

Так с чего же начать ревью? Пожалуй начну с хвалебных речей в адрес Comix-Art. Если в «Тихо!» работа проделана на отлично, то за «Лечебницу» издателю надо ставить памятник. Все записи, диалоги и прочее аккуратнейшим образом переведены и местами вручную перерисованы. Для примера приведу страницу комикса в оригинале и переведенную (взято из группы Comix-Art Вконтакте ) :

И так на протяжении всей книги. В «Тихо!» работа проделана не хуже :

Комикс напечатан на глянцевой бумаге и хорошо склеен – страницы не повыпадывали во время прочтения, и сами книги угрожающе не скрипели. Одним словом, 5 за оформление.

Теперь перейдем непосредственно к комиксам. «Лечебница Аркхем» вышла на волне двух громогласных событий в комикс-индустрии – выходе «Возвращения Темного Рыцаря» Фрэнка Миллера и «Хранителей» Алана Мура. Комикс был написан в ту пору молодым и малоизвестным автором Грантом Моррисоном, предложившим свое видение Темного Рыцаря. Сценарий, написанный им и впоследствии расширенный до объемов полноценной комикс-книги, содержал две истории – историю Брюса Уэйна, оставшегося один на один со своими демонами в лечебнице, и историю Амадея Аркхема, печально известного основателя этой самой лечебницы, стилизованную под дневник человека, медленно и неотвратимо сходящего с ума. Экшена в комиксе почти нет – по большей части он состоит из диалогов или страниц дневника Аркхема, повествование идет без остановки, все глубже и глубже погружая читателя в пугающую атмосферу лечебницы. С первого прочтения книга может сбить с толку – это не «тот» Бэтмен, которого мы знаем. Ему страшно, он боится, он убегает от врагов, его одолевает паника. Нет детективной работы, нет сокрушения противников и торжества правосудия. Однако, если прочесть книгу внимательнее (или подсмотреть это в комментариях к сценарию, как ваш покорный слуга), можно понять, в чем вся соль.

Отдельно хочу выделить художника Дэйва Маккина, который смог перенести задумку Моррисона на бумагу, и работа которого создает львиную долю впечатления от книги в первую очередь тем, что Дэйв не является художником комиксов в привычном понимании – лично я нигде не видел ничего похожего в других комиксах. Гипертрофированные фигуры, мрачные размытые задники – короче, смотрите сами:


Теперь кратко пройдусь по «Тихо!» и сделаю некоторые выводы. «Тихо!» с виду является типичным комиксом – разбивка на номера, супергеройский сюжет, привычный рисунок и манера повествования. Но сюжет подкидывает интересные сюрпризы, персонажи раскрыты максимально подробно, рисунок выполнен на высшем уровне, сам Бэтмен показан более чем глубоко – он одновременно и детектив, и ночной ужас, и параноик, и простой человек со своими чувствами и переживаниями. В «Тихо!» засветилась целая когорта героев DC, которая играет как по нотам ради одной цели – сломать Бэтмена и поставить его на колени. Теперь перейду к тому, ради чего я вообще сел писать это ревью.

У нас есть две книги. Психологический триллер и супергеройский боевик. Есть рисунок привычный, есть рисунок, сбивающий с толку. Есть Бэтмен-триумфатор, неизменно одерживающий верх над врагами, и есть закомплексованный, порой испуганный и неуверенный Бэтмен. Есть книга, включающая в себя целый онгионг из 12 номеров и пригоршню набросков, и есть книга, львиную долю которой занимает сценарий, воспоминания, комментарии и прочее. Цена одинаковая, наполнение разное.
Прежде чем покупать книгу, задумайтесь. Если вы знакомы с Бэтменом недавно, если вы просто любите на досуге полистать комиксы и посмотреть на мужиков в лосинах и нелепых плащах, или просто хотите познакомиться со знаковыми комиксами – смело берите «Тихо!» и получите увлекательную историю с качественным рисунком за более чем разумную цену.
Если же вы без ума от Бэтмена, Моррисона или комиксов в целом, если вам опостылели стандартные супергеройские сюжеты, если вы хотите прикоснуться к чему-то по настоящему необычному и вас не смущает тот факт, что хард комиксов может содержать уйму фанатской информации об авторах, об истории самой лечебницы в комиксах, наличие огромного сценария с кучей комментариев, по объему превышающих сам комикс – смело берите «Лечебницу Аркхем» и садитесь читать ее вечером под настольной лампой – и будет вам счастье.

Или берите сразу обе книги, как я. И будет вам двойное счастье.

Грант Моррисон, Дэйв МакКин «Бэтмен: Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле»

Бэтмен: Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле

Batman: Arkham Asylum. A Serious House on Serious Earth

Графический роман, 1990 год; цикл «Вселенная Бэтмена»

В 1920 году доктор Амадей Аркхем сделал из своего поместья лечебницу. Много лет в неё сажали самых ужасных душевнобольных преступников, и теперь это место превратилось в один большой мозг, наполненный безумными кошмарами и мрачными тенями прошлого. А когда Джокер, пожалуй, самый неизлечимый из сумасшедших, устроил в этом месте бунт, на помощь как всегда явился он — Бэтмен, герой, ежедневно борющийся со злом Готэма.

И здесь Тёмному Рыцарю придётся столкнуться с самыми страшными кошмарами в его жизни.

— цикл «Вселенная Бэтмена» > Графические произведения > Бэтмен > Одиночные выпуски и Графические романы

Награды и премии:

Синяя мышь, 24 марта 2014 г.

Как лучше выразить безумие? Точным подбором слов, растворив его в сюжете, или точным подбором красок, сконцентрировав его на плоскости?

А что, если объединить оба способа, как объединили свои усилия писатель Моррисон и знакомый нам по обложкам «Сэндмена» художник Маккин?

Я открываю обложку, и…

Эй, что вы делаете? Я всего лишь читаю комикс про Бэтмена, того самого красавца-миллионера, которому так идет черный плащ, трагедия в прошлом, решительно выпяченный подбородок и кадры на фоне ночного неба!

Я просто пытаюсь следить за сюжетом, в котором Бэтмен отправился в лечебницу Аркхем, чтобы выручить заложников! Конечно, там его ждет толпа безумных суперзлодеев во главе с Джокером, и они вряд ли захотят поблагодарить Бэтмена за то, что он поместил их за такое удобное для хранения сухое, темное и прохладное место. Конечно, сама лечебница Аркхем – это «головоломка из камня и дерева, которую лучше не решать». Но, ребята, это ведь просто готический антураж с классическим «ужасом прошлого, навеки запечатленным в стенах» — историей о блестящем психиатре Амадее Аркхеме, чья мать сошла с ума и умерла в том самом доме, из которого он решил сделать лечебницу. О да, Аркхем руководствовался самыми благими намерениями, и как бы он мог узнать, что спустя несколько лет после открытия лечебницы будет беседовать в ней с маньяком, который зверски убил его жену и дочь? А потом превратится из главврача в пациента и умрет в стенах этого проклятого дома…

Тогда почему обломки моего разума летят рядом, подвешенные в невесомости падения в черный туннель истории Аркхема, и почему они совершенно бесполезны – хватайся не хватайся, а опоры не будет?

Может быть, потому, что нормальному миру супергероев принадлежит, да и то довольно условно, начало истории про лечебницу Аркхем и ее финал.

Бэтмен еще в том самом условно разумном начале признается комиссару Гордону, что боится идти в лечебницу. Он боится не Джокера, не Двуликого, не Страшилу и не Доктора Судьбу, которые нетерпеливо ждут его там, чтобы начать вечеринку – он боится самого сумасшествия. Боится, что, когда за ним закроется дверь лечебницы, он почувствует себя как дома. То есть – боится самого себя.

И, согласно неумолимым законам сюжета, — который все же по-своему логичен, — встречаясь с противниками прошлого, главное сражение он будет вести с самим собой.

А безумие благодаря таланту художника превращается из щекочущего нервы фона в саму сердцевину сюжета.

После финала самой истории остается еще две трети книги. Как и в геймановской «Стране снов», вторая треть — это сценарий комикса, а третья – примечания от издателей. Но, если в «Стране снов» эти две трети проходили в разряде необязательных приятностей, то в «Лечебнице Аркхем» сценарий становится ключом к сюжету.

Сколько намеков, аллюзий, парафраз вложено в сюжет, и какой мастерский сеанс психоанализа Бэтмена! В этом усилии втиснуть в книгу, как в чемодан перед поездкой, как можно больше смыслов и сведений и еще придавить сверху крышку, есть обаятельное литературное хулиганство, которое постфактум немного смягчает общий тон повествования.

А читать примечания совершенно обязательно, чтобы знать то же самое, что знал автор, создавая свой сюжет, который вырос не на пустом месте, а на довольно-таки тесно застроенном. Но финт с непривычной трактовкой образа главного героя удался Моррисону даже лучше, чем Гейману, который большую часть «Прелюдий и ноктюрнов» был вынужден оформлять главному герою прописку в мире комиксов. И, право, очень жаль, что издатели не одобрили намерение автора нарядить Джокера в костюм Мадонны.

В целом же «Лечебница Аркхем» — комикс, одинаково далеко выходящий как за рамки традиционного качественного комикса, так и за грань здравого смысла.

Читателю и Бэтмену удается вернуться – автор нас щадит. А в лечебнице Харви Дент подбрасывает монету, задумчиво глядя в окно на пятнистый лик Луны.

iRbos, 29 декабря 2013 г.

Нелегкая эта работа — из болота тащить бегемота. И как обычно еще сложнее писать текст на общепринятые шедевры, особенно когда издатель проделал отличную работу и лишил смысла привычные вступительные абзацы с рассказом о том «как это было сделано написано». Все можно найти в самой книге, поэтому отнимать свое и ваше время на это я не буду. Давайте лучше немного поговорим об Авторе. Это там тоже есть, но хотелось бы все же немного познакомить с ним читателя заранее. Подготовить почву, так сказать. Разумеется, люди, следящие за рубрикой Комиксов, о нем уже должны были знать из обзоров моего коллеги, а читающие комиксы и подавно, но я все равно расскажу. Итак, расцвет карьеры молодого паренька из Глазго, по имени Грант Моррисон, пришелся на так называемое «британское вторжение» (по аналогии с музыкальным, произошедшим в шестидесятых), когда DC comics в поисках свежей крови начало сманивать к себе многих британских авторов, что в последствие привело не только к выходу многих культовых работ, но и огромным изменениям во всем заокеанском медиуме в целом. Наряду с Аланом Муром, который и положил начало «вторжению» и Нилом Гейманом, был там так же и наш знакомый Грант. И хотя по комиксам Моррисона никогда не снимали фильмы, и автором мировых бестселлеров он тоже не стал, в том, что касается комиксов, Моррисон — фигура абсолютно равнозначная им обоим, а уж этих товарищей знают и уважают даже те, кто брезгливо морщится при слове на букву К. О чем говорят многочисленные голосования, опросы, награды, признание и на худой конец продажи. Да-да, та же Лечебница является одним из самых (если не самым) продаваемым комиксом в истории, но выходит у нас только сейчас. Пожалуй, единственное, о чем еще стоит упомянуть — это жанр. В отличие от многих других авторов вторжения, Моррисон в основном всегда тяготеет к суперегероике, поскольку сам от нее в безумном восторге. Так что помимо неординарного подхода в создание и нарративе, мистицизма и острого привкуса ЛСД, в его работах очень чувствуется, достаточно привычная уже сейчас, печать «фанатам от фаната». Поэтому, если вы все еще думаете, что комиксы про борцов с преступностью в обтягивающих костюмах — это «не круто», то возможно вы просто не знакомы с работами лысого волшебника. И вот теперь самое время закрутить краник «невероятного фонтана фактов» и перейти к самому комиксу. Тому, что находится практически в каждом топе и мастриде, а так же является первой по-настоящему успешной работой будущего мастера. И так, двери Лечебницы Аркхем отворяются.

Структурно комикс представляет собой две параллельные, но разделенные десятилетиями, истории. Первая — история Амадея Аркхема. Выдающегося психиатра, из-за душевной болезни матери посвятившего всего себя борьбе с этим недугом, и печально известного основателя не менее печально известной лечебницы. Вторая — непосредственно история Бэтмена, которому придется посетить эту лечебницу из-за бунта пациентов под предводительством Джокера. Разумеется, даже несмотря на существенную разницу во времени между историями, они тесно связанны. Сюжетно, психологически, эмоционально и, конечно же, местом действия. Аккуратно перетасованные, как колода карт (Таро?), две истории разворачиваясь перед нами, причудливо переплетаясь и создавая единое полотно. Вообще, создание из, казалось бы, несвязанных кусочков единого целого, является одним из примеров необычного на то время Моррисоновского нарратива и в дальнейшем станет одним из довольно часто используемых им приемов. В частности на нем полностью построена одна из самых знаковых его работ — Семь Солдат.

Сами истории густо замешаны на психологии, в особенности юнгианской, что не удивительно учитывая основное место действия, и представляют собой фактически зеркальные отражения друг друга. Постараюсь не сильно углубляться в спойлеры, скажу лишь, что история Аркхема — это долгий путь простого человека вниз. Углубление давнего надлома в человека под гнетом событий и низведение его в практически первобытное состояние. Не самая необычная история о том, как психиатр оказывается пациентом собственной клиники. Но исполнена она поистине мастерски и в своей кульминационной точке вполне может заставить вас серьезно понервничать. Ведь чем больше вглядываешься в бездну. В тоже время история Бэтмена — это история героя. (Помните про любовь Моррисона к супергероике и супергероям?) История сломленного героя, который проходит через все испытания и как сильная личность наоборот находит в себе какой-то внутренний баланс. Дело в том, что история написана в так называемую Темную Эпоху комиксов, фактически начатую Хранителями Мура, когда все комиксы о супергероях стали очень темными и мрачными, с уклоном в психологические, плавно переходящие в психиатрические, проблемы персонажей и прочую чернуху. Тот же Бэтмен стал просто ходячим примером всей посттравматической психологии, что хорошо видно в этом комиксе. Но из-за своей любви к жанру Моррисон вряд ли мог с этим смириться и так или иначе все делал наперекор этой моде. (Что впоследствии легло в основу идеологических разногласий между ним и Муром. И из-за чего они до сих пор друг друга на дух не переносят и как дети малые ругаются в разных интервью.) Так, даже несмотря на давящую атмосферу безумия и шизофрении, за создание которой во многом стоит поблагодарить Дэйва МакКина, ближе к концу все же можно разглядеть путь к свету и здравому рассудку. Собственно этот комикс и станет отправной точкой для очередного пересмотра фигуры Бэтмена и ее трансформацию в более привычный современный образ Темного Рыцаря. Правда, не только образ Бэтмена будут пересмотрен здесь. Получив фактически карт-бланш при создании Лечебницы, Моррисон задействовал, пускай и эпизодически, довольно многих его канонических врагов в довольно неканонических образах, создав не в последний раз свое уникальное видение привычных для многих персонажей. Но отдельно стоит отметить, разумеется, Джокера. Пускай совсем выйти за рамки Гранту не дали, но именно здесь звучит одна из самых интересных и во многом ключевых характеристик для этого персонажа, объясняющая его невероятные метаморфозы за все прошедшее с момента создания годы.

Даже при, казалось бы, не самом сложном сюжете подобное нагромождение и смешение различных деталей для неподготовленного читателя может быть несколько давящим, особенно учитывая, что обычно от комиксов о суперегероях такого и не ждешь, а ведь это еще и не все. Являясь давним поклонником учений Алистера Кроули и постмодернизма, Моррисон сделал настоящий пир для тех, кто сможет понять и осилить. Все-таки не просто так тут примечаний чуть ли не больше, чем самого комикса. Отсылки к масскультурным феноменам тут плотно перемешаны с Кроулианским мистицизмом, даже сам комикс во многом представляет собой старший аркан его колоды Таро. Что с учетом серьезной темы психологических расстройств и огромного количества намеков на Кэрролловскую Алису еще больше погружает нас в пучину безумия происходящего (Все страньше и страньше, не так ли?), за которую отвечает уже упомянутый выше Дэйв МакКин. Собственно именно рисунок МакКина как никакой другой больше всего подходит для этого комикса. Фактически он является тем цементирующим раствором, который не дает всем безумным и разнообразным идеям Гранта развалиться на составные части. Никогда фактически до коллабараций с Гейманом и Моррисоном комиксами не занимавшийся, МакКин имеет свой неповторимый, непривычный и во многом экстремальный для читателей комиксов стиль, сочетающий в себе искусство работы с коллажами и как будто выполненный цветными карандашами рисунок. Описать это лучше на словах у меня вряд ли получится, сказывается отсутствие хоть сколько-нибудь стоящего художественного образования, так что просто предлагаю (вдруг, кто еще не видел) оценить примеры.

Лично для меня МакКин очень близко подходит к Тэмплсмиту, которого я фактически не перевариваю, но какую-то невидимую черту он не пересекает, и я все еще могу его воспринимать, без ощущения, как куда-то со скрипом уезжает крыша.

Основными минусами произведения, пожалуй, являются довольно малый объем, из-за чего все происходящее спрессовано настолько плотно, что за одно прочтение есть огромный риск многое не уловить своими собственными рецепторами, даже с учетом костылей-примечаний. А так же то, что МакКина порой немного заносит. Пренебречь физическими возможностями человеческого организма для более красивого кадра? Нет проблем. С другой стороны мы все-таки в психушке, так что может быть, я просто слишком придираюсь. А вот привычные для Моррисона завершения сюжетных линий, которые в целом не плохи, просто слабее самих произведений, простить сложнее. Но, так или иначе, в целом температура по психбольнице у нас однозначно положительная. Поэтому давайте творить бесчинства и развлекаться. Только тише, тише, вдруг Джокер услышит.

Краткий анамнез: Вот так, совмещая, казалось бы, плохо совместимые вещи: фанатские штришки с намного более глубокими психологическими проблемами, постмодернистские веяния с супергероями, мистицизм с полным безумием и, лакируя все это неповторимым стилем МакКина, появляется на свет один из самых знаковых комиксов о Бэтмене и один из самых сильных комиксов Моррисона. Теперь и на русском. Читать обязательно.

P.S. Чуть более полный вариант находится в АК http://fantlab.ru/blogarticle28369

Deliann, 17 декабря 2013 г.

Ну и раз уже высказался про «Бэтмен. Тихо!», стоит сказать свое мнение про «Бэтмен: Лечебница Аркхем».

Первое, на что обращаешь внимание, открывая комикс, — рисовка. Очень мрачная, не всегда четкая, временами и вовсе пугающая, она сильно отличается от привычных работ про супергероев. И в данном случае это плюс комикса, т.к. картинка блестяще играет на сюжет и создает гнетущую атмосферу психиатрической лечебницы.

Сюжет, кстати, здесь не главное. Он просто предоставляет предлог для того, чтобы Бэтмен явился в Аркхем для встречи со своими самыми заклятыми врагами, а заодно и заглянул поглубже в себя. Борьба с внутренними демонами Темного рыцаря и есть то, ради чего все затевалось. При этом читателю дается возможность самостоятельно делать выводы о причинах безумств преступников, о психическом здоровье Брюса Уэйна и о том, что же такое лечебница Аркхем на самом деле. Кстати, именно истории психушки и ее основателя посвящена вторая сюжетная линия.

Если вы хотели взглянуть поглубже в душу Бэтмена и Джокера, а рисовка вас не отпугнула, то комикс однозначно рекомендуется к прочтению. Если же вам неприятны психологические триллеры с ноткой безумия, то от прочтения лучше воздержаться.

P.S. Комикс отлично смотрится на полке в одном ряду с «Песочным человеком», «Городом грехов» и «Хранителями».

Caash, 16 ноября 2013 г.

После этого комикса я понял почему некоторые произведения в данном жанре называют графические романы. После него я понял что комиксы это не только банальнаые сказки как добрые мужики в цветастых лосинах побеждают злых мужиков в цветастых лосинах. Да, есть «Ходячие мертвецы», «Хранители», «Город грехов» и много других серьёзных комиксов. Но по моему скромному мнению «Лечебница Архкем» оставила далеко позади их всех. Необычный, красивый, жуткий и интересный. Настоящий шедевр. И плюс отличное издание на русском языке, котороые приятно держать в руках и ещё более приятней поставить на полку рядом с любимыми книгами.

Леночка мертва, 23 мая 2015 г.

Это не комикс. Это книга, каждая страница которой — произведение искусства. Оргазм для моих глаз и чувства прекрасного. И как все точно, как все правильно.

И сюжет, и исполнение, и ваще.

Купила же, конечно, не раздумывая, и погибла ххххх Такое читать только на бумаге, потому что сканы и мониторы не могут передать всего того великолепия, что теснится под обложкой.

Damacon, 28 октября 2015 г.

Хотите узнать цену безумия? Эта графическая новелла покажет вам ее в полной красе. И только тогда вы зададитесь вопросом, а кто еще безумнее в это мире, люди, живущие на свободе или же психопаты и убийцы сделанные такими этим самым обществом и быть может тогда лечебница и станет самым спокойным местом на скорбной земле.

«Бэтмен: тихо»

СПб.:Азбука — Комикс-арт, 2013

Волна переводов важных западных комиксов началась лет пять назад, но, как ни странно, до историй про Бэтмена она все эти годы не докатывалась. В череде супергероев человек в костюме летучей мыши почти всегда вспоминается первым, но в русской культуре он до сих пор больше известен по фильмам. И вот вышли сразу две книги о Бэтмене. Обе они — не самый очевидный выбор для начала чтения. Мир «Бэтмена» за 75 лет существования невероятно разросся, запутался, и есть некоторое количество книг, позволяющих войти в него неофиту, не прибегая то и дело к помощи «Википедии». «Тихо» Джефа Лоэба и Джима Ли 2003 года, напротив, работает с этим уже сложившимся мифом. Это — образцовый современный «Бэтмен» — история о таинственном злодее, плетущем вокруг Готем-сити и его защитника сложную преступную сеть. Его особенность — здесь есть почти все главные персонажи бэтменовской мифологии: враги, друзья, возлюбленные, а романтическим отношениям героя с Женщиной-Кошкой уделено непривычно много внимания, за что этот комикс особенно любят. Несмотря на полеты и воскресения, «Тихо» — на самом деле очень классический мрачный детектив. Вышедшая в 1989 году «Лечебница Аркхем» — вещь совсем другого рода, одна из тех трех-четырех книг, что превратили «Бэтмена» в большое искусство. На фоне вошедших в комиксы 80-х реализма и рассудительности авторы «Лечебницы» Грант Моррисон и Дэйв Маккин сделали из «Бэтмена» мрачнейший сюрреалистический хоррор. Собственно Аркхем — заведение, где содержатся психопаты-преступники, сюда Бэтмен раз за разом отправлял Джокера, Двуликого и прочих своих главных врагов. В этой истории они бунтуют, захватывают лечебницу и требуют к себе героя, чтобы устроить с ним долгожданную игру в кошки-мышки. Оказавшись там, Бэтмен понимает, что главная опасность — не планы Джокера и компании, а безумие, таящееся в нем самом. Здесь почти нет привычных схваток и расследований, есть обрывочные диалоги, заполняющий страницы дьявольский хохот и стремительное схождение с ума героя, олицетворяющего разум и ответственность. Строится все это на картах Таро и детских страшилках, ар-нувошной графике и макабрически-кукольной эстетике мультфильмов братьев Куэй, кэрролловской «Алисе в Стране чудес» и хичкоковском «Психо», психоанализе и темной эзотерике Алистера Кроули (а между строк — в сценах знакомства Бэтмена с истязаемыми в аркхемских застенках безумцами — явно ухмыляется Мишель Фуко). «Лечебница Аркхем» очень умно написана и невероятно красиво нарисована, это, может быть, самый эстетский супергеройский комикс на свете. Однако чтобы вполне оценить эксперимент Моррисона и Маккина, стоит немного представлять себе его фон — типичные мужественные комиксы о Бэтмене. Поэтому «Лечебницу» и «Тихо» лучше читать не в хронологическом порядке.

Вообще-то такие книги нужны. Или даже — именно такие книги и нужны. Невозможно ведь требовать массового появления гениальных, значительных или даже просто заметных романов. А вот как раз такие вроде бы интеллигентные и занимательные произведения и должны быть основным ассортиментом отдела художественной прозы книжных магазинов, особенно учитывая то, что и автор, и главная героиня — женщины, а именно женщины, согласно всяческим статистикам, сегодня главные читательницы, и они хотят читать про себя.

Но почему-то на том месте, где «у них» находится, например, Анита Брукнер с ее нет, совсем не великими, но тонкими исследованиями женского сердца или Али Смит с ее совсем-совсем-совсем не великими, но проницательными хрониками разрушения семейных связей, у нас — Майя Кучерская с романом «Тетя Мотя».

Можно даже сказать, что в том, каков этот роман, вина не писательницы, которая его создала, а страны, в которой он создан. Потому что можно долго рассуждать и спорить о провинциальности или нет сегодняшней отечественной культуры в целом и литературы в отдельности, но есть один ее сегмент, который провинциален тотально и несомненно. Это романы, написанные женщинами о женщинах. И роман Майи Кучерской абсолютно вписывается в эту нишу.

Основной смысл этой книги выражен в словах подруги Тети Моти (прозвище главной героини дало название роману). Эта молодая, по-настоящему, а не наносно православная женщина говорит следующее: «Внутри жизни семейной кроется тайна. Тайна брака. Я все думала, почему брак — это таинство? Тайна в том, что двое становятся одной плотью. Если ты, несмотря ни на что, все-таки идешь, прешь в заданном направлении, происходит чудо, то самое. Ты начинаешь любить другого, как самого себя, потому что он и есть ты. По силе очень похоже на влюбленность, но спокойней, трезвее».

В принципе, нет ничего плохого в этой идее — мол, чувства, достигнутые совместной работой душ в браке, сильнее и важнее внебрачной любовной горячки. (Понимай это, к примеру, непутевая жена его превосходительства Алексея Александровича Каренина, может, с нею все кончилось бы по-другому). То есть эта идея даже настолько хороша, что по ее поводу написаны сотни книжек и даже снята пара фильмов Вуди Аллена.

А Майя Кучерская пишет обо всем как в первый раз. Но, к сожалению, без обаяния не оглядывающейся ни на что страсти и без сознательности превзошедшей все искушенности, а с честной жеманностью хорошей женщины, делящейся пережитым (ну, пережитым ее героиней) с полной уверенностью, что ее взгляд на любовно-семейную драму — он же такой неординарный.

В других местах похожее чаще становится достоянием женского журнала. У нас сегодня, выходит, это более чем полноценный роман.

Грант Моррисон: Бэтмен. Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле

Batman: Arkham Asylum

Аннотация к книге «Бэтмен. Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле»

В 1920 году, после смерти матери, страдавшей безумием, блестящий психолог Амадей Аркхем превратил фамильное гнездо в клинику для лечения душевных болезней. Он даже не подозревал, что тем самым положил начало кошмарной цепи событий.
Более полувека спустя лечебница для душевнобольных преступников Аркхем стала местом, где в унылых коридорах таятся мрачные тени. Дом из дурного сна. Головоломка из камня и дерева, которую лучше и не решать. Годами томились в плену этих давящих стен безумные и изуродованные враги Бэтмена. В обитых войлоком палатах и темных подвалах они вынашивали планы и плели интриги, мечтая о том дне, когда они восстанут и низвергнут царство здравомыслия. И вот этот день настал: первого апреля безумцы захватили лечебницу. Под предводительством Джокера они бросили жуткий вызов человеку, по чьей вине оказались в заточении, — Бэтмену.
Один из самых популярных графических романов всех времен впервые на русском языке! Издание включает специальные дополнения.

В 1920 году, после смерти матери, страдавшей безумием, блестящий психолог Амадей Аркхем превратил фамильное гнездо в клинику для лечения душевных болезней. Он даже не подозревал, что тем самым положил начало кошмарной цепи событий.
Более полувека спустя лечебница для душевнобольных преступников Аркхем стала местом, где в унылых коридорах таятся мрачные тени. Дом из дурного сна. Головоломка из камня и дерева, которую лучше и не решать. Годами томились в плену этих давящих стен безумные и изуродованные враги Бэтмена. В обитых войлоком палатах и темных подвалах они вынашивали планы и плели интриги, мечтая о том дне, когда они восстанут и низвергнут царство здравомыслия. И вот этот день настал: первого апреля безумцы захватили лечебницу. Под предводительством Джокера они бросили жуткий вызов человеку, по чьей вине оказались в заточении, — Бэтмену.
Один из самых популярных графических романов всех времен впервые на русском языке! Издание включает специальные дополнения, подготовленные к пятнадцатой годовщине выхода: сценарий с авторскими комментариями и первые наброски раскадровок.

Бэтмен. Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле Комикс

  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывы (4)
  • Категории

Непохожий на другие комиксы о Бэтмене, непохожий на другие супергеройские комиксы, непохожий на большинство других комиксов вообще — «Лечебница Аркхем» Гранта Моррисона и Дэйва МакКина наконец выходит на русском языке. Уникальная история о путешествии Бэтмена по больнице, где содержатся его злейшие враги впервые появилась в 1989 году и с тех пор пережила множество переизданий. В русскую версию, помимо комикса, входят 94 страницы сценария, написанного Грантом Моррисоном в 1988 году, и подробные комментарии, сделанные им для издания 2004 года, 32 страницы набросков-раскадровок, сделанных Моррисоном, 4 страницы послесловия главного редактора издательства Vertigo Карен Бергер и целых 56 страниц примечаний переводчика.

Смотрите еще:

  • Производство в суде апелляционной инстанции гражданский процесс Апелляционное производство по рассмотрению жалоб на решения мирового судьи Право апелляционного обжалования – это право на возбуждение апелляционного производства (производства в суде второй инстанции) по проверке […]
  • Апелляционное обжалование гпк Апелляционное обжалование гпк Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Как составить иск о признании отцовства Заявление об установлении факта признания отцовства Когда один из родителей умер, но не был вписан в таком качестве в свидетельство о рождении ребенка, подтвердить родственную связь поможет заявление об установлении […]
  • Основания обжалования решения суда первой инстанции Обжалование решения суда первой инстанции в порядке ГПК РФ Согласно ст. 320 ГПК РФ решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке. Право апелляционного […]
  • Подследственность ст 293 Подследственность Это совокупность признаков уголовного дела, в соответствии с которыми производство расследования относится к компетенции того или иного следователя или органа дознания. Различаются следующие […]
  • Продажа авто в рассрочку договор ДОГОВОР купли-продажи автомобиля с рассрочкой платежа дата и место подписания _________________, именуем__ в дальнейшем Продавец, действующ__ от своего имени, с одной стороны, и _________________, именуем__ в […]