Англосаксонская система права характерна для

Конспекты юриста

Англосаксонская правовая система и система обычного права

Англосаксонская правовая система

Великобритания, Канада, США, Новая Зеландия и др.

Начало ведет из права Великобритании. Основным источником права является судебный прецедент, т.к. основные творцы права – это судьи (Верховные). НПА присутствует как источник права, но в подавляющем меньшинстве по сравнению с судебным прецедентом, виде закона. Правовой обычай используется в качестве источника права в сфере публичного права, например, в Конституции, т.к. для этой семьи характерно отсутствие писаной конституции, но в тех государствах, в которых она есть (США, 1787 г.), все равно правовой обычай регулирует отношения в области конституционного права.

Система права не делится на отрасли частного и публичного права, однако присутствует деление права на материальные и процессуальные, с приоритетом процессуальных норм.

Для системы права характерно деление права на общее право (прецедентное право), право справедливости – это система альтернативных прецедентов, созданных не судом, а лордом канцлером пожалобам на решение судов, статутное право – это право короля и парламента.

Обычное (традиционное) право

Страны экваториальной, южной Африки, Мадагаскар, Камерун, Тога и др.

Основным источником права являются обычаи, которые регулируют семейные, имущественные отношения, исполнения обычаев приравниваются к уважению предков. Право этой семьи это не право индивида, а право группы. Характерно наличие права метрополий (колонизаторов).

Публичное право – совокупность норм, регулирующих общественные отношения, затрагивающие интересы общества в целом. Признаки:

  • — императивность норм;
  • — ориентация на удовлетворение публичных, общественных интересов;
  • — иерархичность отношения субъектов публичных отношений (власти подчинения);
  • — одностороннее волеизъявление субъектов;
  • — санкция преимущественно штрафного (карательного) характера;
  • — большая степень централизованного урегулирования (государство).

Частное право – совокупность норм, регулирующих общественное отношение затрагивающие интересы отдельных граждан, юридических лиц. Признаки:

  • — равенство субъектов правоотношений;
  • — диспозитивное содержание правового регулирования;
  • — свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав;
  • — ориентация на удовлетворение личных/корпоративных интересов;
  • — правовосстановительные санкции;
  • — децентрализованность, т.к. субъекты могут своей волей определить условия собственного поведения (например, брачный договор в СП, договор подряда в ГП и т.д.).

Англосаксонская система права характерна для

Англосаксонская правовая система представлена следующими странами: Англия, США, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Индия, бывшие колонии Британской империи.

В Англии периода нормандского завоевания существовало разрозненное, не связанное между собой локальное нормотворчество, основанное большей частью на местных обычаях. Начиная с X в., королевские судьи начинают формирование единого для всей страны прецедентного права. Вырабатываемые решения принимаются за основу всеми иными судьями. В отсутствие прецедента судья самостоятельно формулирует решение по делу. Таким образом, судья осуществляет нормотворческие функции. Постепенно складывается единая система судебных прецедентов — так называемое общее право. Общее право — это судебное право, вырабатываемое судьями в процессе рассмотрения конкретных правовых споров — казусов.

Одновременно существует и статутное право — система нормативно-правовых актов, и прецедентное. Но главный источник англосаксонского права — судебный прецедент. Судья здесь — субъект правотворчества. Известны аксиомы англосаксонского права: «право только там, где есть судебная защита», «закон — это то, что о нем говорят судьи», «если нет прецедента — право молчит». Сила прецедента определяется местом суда в иерархии судебной власти. Низшие суды прецедентов не создают. При этом каждый судья формально связан решениями вышестоящих и аналогичных судов.

Для англосаксонской системы права характерен не нормативный, а казуальный тип юридического сознания: факт здесь сравнивается не с нормативной моделью, а с другим аналогичным казусом, судебной и правоприменительной практикой. Поэтому такой тип права часто называют казуальным. Нормы права в англосаксонских правовых системах носят весьма детальный, казуистичный характер, поскольку формулируются в виде прецедентов при решении конкретных казусов — дел. Огромное значение придается формализованным процедурам, процессуальным нормам, средствам юридической защиты.

Отсутствует деление права на частное и публичное. Как правило, нет и отраслевого деления норм. В англосаксонской модели формальный приоритет принадлежит законодательству, но фактически все зависит от усмотрения судьи, от того, как он истолкует и применит норму закона.

Именно на судебное решение, а не на первоначальную норму закона ориентируются участники правоотношений.

Поэтому судебное решение имеет фактический приоритет перед законодательством. В США суды осуществляют конституционный контроль за соответствием законодательных актов Конституции страны, устанавливая прецедентные нормы и вырабатывая общеправовые принципы.

К достоинствам англосаксонской правовой семьи относится гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью, быстрое приспособление права к изменяющейся обстановке. К недостаткам — несистематизированность системы права, его казуистичность, недостаточная определенность.

Англосаксонская правовая система

Возникновение, развитие и распространение англосаксонской правовой системы. Англосаксонская правовая система в отличие от романо-германской возникла несколько раньше – в XI веке. Ее возникновение и формирование связано с историей английского права, поскольку вплоть до XVIII в. история англосаксонского права – это история английского права. По мнению Р. Давида, в истории английского права можно выделить четыре основных периода: период англосаксонского права, период становления общего права, период расцвета общего права и его соперничества с правом справедливости и период развития и систематизации законодательства[110].

Первый период – период англосаксонского права (с V в. до 1066 г.) – характеризуется наличием многочисленных законов и обычаев варварских племен германского происхождения (англов, саксов, датчан и др.). Римское господство, длившееся в Англии четыре столетия (от императора Клавдия до начала V в.), не оказало какого-либо заметного влияния на право Англии. После прекращения римского господства обосновавшиеся в Англии варварские племена не имели общего для всех права. В стране действовали не связанные между собой в единую систему сугубо местные, локальные обычаи. После обращения Англии в христианство (596 г.) существовавшие в ней законы, такие как Правда Этельберта (около 600 г.), Правда Инэ (около 690 г.), Правда короля Альфреда (около 890 г.), Законы Этельстана (первая половина X в.), регулировали очень ограниченный круг общественных отношений. В 1017 г. датский король Кнут (Канут), захвативший Британию, издал общие для всего государства законы. Тем не менее, действующее право по-прежнему оставалось сугубо местным.

Второй период – период становления общего права – начинается с 1066 г., с нормандского завоевания Англии Вильгельмом I Завоевателем, и длится до 1485 г., до установления династии Тюдоров. После нормандского завоевания в стране продолжали действовать старые англосаксонские обычаи, поскольку Вильгельм Завоеватель и его преемники неоднократно подтверждали, что будут соблюдать старые «добрые» законы и обычаи. И надо заметить, что английские юристы и судьи до сих пор упоминают и даже применяют тот или иной закон англосаксонской эпохи. Вместе с тем нормандское завоевание Англии оказало серьезное влияние на развитие английского права. В стране установилась сильная централизованная власть короля, и одним из направлений ее усиления стало расширение юрисдикции королевских судов. Во второй половине XII в. в Англии возникает институт разъездных судей, которые при разрешении дел на местах руководствовались законодательными актами королей, местными обычаями и практикой местных судов. По возвращении в свою резиденцию они обобщали судебную практику и на ее основе вырабатывали общие нормы права, которыми руководствовались королевские суды при рассмотрении дел как в центре, так и во время выездов на места. В результате усилиями королевских судов постепенно было создано так называемое «общее право» (Common Law). С середины XIII и до середины XIV вв. зарождается основной принцип общего права: решение вышестоящего суда является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом. Позднее этот принцип получит название судебного прецедента.

Третий период – период расцвета общего права и его соперничества с правом справедливости – начался с 1485 г. и продлился до 1832 г. В этот период наряду с общим правом сформировалось и так называемое право справедливости. Начиная с XIV в., частные лица, не имея возможности добиться решения в королевских судах или будучи недовольными решением, вынесенным по их делу, обращались к королю и просили его из милости решить их дело «по совести», «по справедливости». Такое обращение обычно проходило через лорд-канцлера, который являлся духовником и исповедником короля. Лорд-канцлер передавал, если считал целесообразным, жалобу королю и тот ставил ее на рассмотрение в своем совете. Со временем обращение к королю приняло общий характер и превратилось в обычное обжалование решений судов и даже в способ полностью или частично обойти королевские суды. В XV в. лорд-канцлер становится все более и более автономным судьей, единолично решающим дела от имени короля и совета, делегировавших ему эти полномочия. Появляется суд канцлера («суд справедливости»), а сам канцлер перестает быть духовником и исповедником короля и превращается в настоящего судью. Судопроизводство осуществлялось канцлером единолично и в письменной форме, однако в отличие от королевских судов без тех процедур, которые предусматривало общее право. Лорд-канцлер при вынесении решений руководствовался не нормами права, а своей совестью, т. е. внутренним убеждением. Вместе с тем при вынесении решений канцлеры опирались также на принципы римского и канонического права. Так появилось право справедливости, которое было более гибким и более подвижным, чем общее право. Формально оно дополняло общее право и восполняло его пробелы, однако к XVII в. получило такое развитие и влияние, что стало угрожать существованию общего права. Конфликт, возникший между общим правом и правом справедливости, привел в начале XVII в. к соглашению, согласно которому юрисдикция лорд-канцлера продолжает существовать, но она не должна расширяться за счет судов общего права и канцлерский суд будет осуществлять юрисдикцию не произвольно, а в соответствии с прецедентами права справедливости. Кроме того, с 1621 г. был разрешен контроль палаты лордов за решениями суда канцлера. Так возник дуализм английского права, который сохранился до наших дней и стал одной из характерных черт англосаксонской правовой системы.

Четвертый период – период развития и систематизации законодательства – имеет точкой отсчета 1832 г. и продолжается до настоящего времени. В самом начале этого периода были проведены довольно радикальные правовая и судебная реформы. Была проведена огромная работа по расчистке законодательства, освобождению его от архаичных, давно не действующих актов. В ряде областей английского права целые массивы нормативных актов подверглись консолидации. В результате проведенной судебной реформы все суды были уравнены в правах. Было ликвидировано формальное различие между судами общего права и канцлерскими судами справедливости. При этом все суды получили возможность применять как нормы общего права, так и нормы права справедливости. В этот же период в результате усиления роли парламента и государственной администрации резко возрастает значение законодательных и административных актов, наблюдается быстрое развитие английской правовой системы в направлении ее сближения с континентальной правовой системой.

Возникнув и сформировавшись в Англии, англосаксонская правовая система, которую называют также системой общего права, получила не менее широкое распространение в мире, чем романо-германская правовая система. Ее распространение осуществлялось, как правило, путем колонизации, хотя в отдельных случаях имела место и добровольная ее рецепция. В настоящее время англосаксонская правовая система, кроме Англии, существует в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Индии и ряде других стран. Несмотря на некоторые особенности, англосаксонская правовая система во всех странах, в которых она утвердилась, имеет общую структуру и одинаковые источники.

Структура англосаксонского права. Для структуры англосаксонского права характерно следующее. Во-первых, англосаксонское право не знает деления на публичное и частное. Это обусловлено, прежде всего, тем, что английская правовая система не восприняла римское право и не реципировала его. Кроме того, в Англии деление права на публичное и частное издавна не признавали, так как видели в нем отказ от идеи правового государства, согласно которой государство и его органы должны быть подчинены праву. Для английского права, как это видно из истории его формирования, характерно деление на общее право и право справедливости. Причем такое деление сохраняется и в настоящее время и присуще не только английскому праву, а праву всех государств, входящих в англосаксонскую правовую семью.

Во-вторых, в англосаксонском праве, и в первую очередь в английском, отрасли права, особенно материального, выражены не столь четко, как в романо-германской правовой системе. Англосаксонское право – это право процессуалистов и практиков. До XIX в. в Англии главным для юриста было уметь найти форму иска, позволявшую обратиться в Королевский суд и избежать тех препятствий, которые предусматривала формальная процедура. Поэтому процессуальные вопросы выдвигались для английских юристов на первый план. За последнее столетие английская судебная процедура значительно упростилась, однако по-прежнему ей уделяется первостепенное внимание.

В-третьих, нормы англосаксонского права известным образом отличаются от норм романо-германского права. В англосаксонском праве существует два вида правовых норм: законодательные и прецедентные. Законодательные нормы англосаксонского права ничем не отличаются от норм романо-германского права. Так же как и в романо-германском праве – это абстрактные правила поведения общего характера. Прецедентные же нормы – это судебные решения по конкретному делу, точнее, определенная их часть. Английские юристы к прецедентной норме относят сущность решения (мотивировку решения и юридическое заключение по делу). Все остальное для них является «попутно сказанным». Поскольку английские юристы рассматривают право главным образом как право судебной практики, для них нормы права – это положения, которые берутся из основной части судебных решений. Поэтому даже законодательные нормы английские юристы воспринимают только в том случае, когда они истолкованы судебной практикой.

Источники англосаксонского права. Отличается англосаксонская правовая система от романо-германской и по своим источникам. Наиболее важным источником англосаксонского права является судебный прецедент. Зародившись в XIII–XIV вв., правило прецедента, согласно которому английские суды обязаны придерживаться решений, принятых их предшественниками, прочно укоренилось лишь с первой половины XIX в. В настоящее время прецеденты в Англии создаются только высшими судебными инстанциями: в основном Палатой лордов, Апелляционным судом и Высоким судом. При этом решения, вынесенные Палатой лордов являются обязательными для всех судов; решения, принятые Апелляционным судом, обязательны для всех нижестоящих судов и (кроме уголовного права) для самого этого суда; решения, принятые Высоким судом, обязательны для низших судов. Решения других судов и квазисудебных органов обязательного прецедента не создают и могут служить лишь примером.

Другим источником англосаксонского права является нормативный правовой акт (закон, статут). Классическая теория видит в законе второстепенный источник права. Согласно этой теории закон привносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой. В нем следует искать не принципы права, а только решения, которые уточняют или подкрепляют принципы, выработанные судебной практикой. В настоящее время в связи с бурным развитием законодательства закон в англосаксонском праве играет не меньшую роль, чем судебная практика, однако в целом оно продолжает оставаться правом судебной практики.

К источникам англосаксонского права относятся также правовой обычай, доктрина и разум. Это вспомогательные источники права, которые применяются в основном при восполнении пробелов в действующем праве. Правовой обычай в настоящее время имеет очень ограниченное значение. В Англии он может считаться обязательным только в том случае, если является старинным обычаем (существовавшем до 1189 г.). Это требование, правда, не распространяется на торговые обычаи, которые тоже являются источниками права. Определенную роль как источники права играют доктрина и разум. В Англии некоторые научные труды, написанные судьями (Глэнвиллом, Литлтоном, Коком), имеют огромный авторитет среди судей. Что же касается разума, то общее право в целом считается правом разума, так как формирование общего права всегда было связано с поиском наиболее разумных решений. Это имеет место и в настоящее время.

Особенности правовой системы США. Несмотря на то, что национальные правовые системы государств, входящих в англосаксонскую правовую семью, имеют много общего с правовой системой Англии, у них имеются и свои особенности. В этом плане заслуживает внимания правовая система США, которая отличается от правовой системы Англии большим своеобразием. Это своеобразие выражается в следующем:

во-первых, в федеративном характере права США. Право США помимо деления на общее право и право справедливости имеет деление на федеральное право и право отдельных штатов. В этой связи возникает вопрос: существует ли в США федеральное общее право или общим является только право штатов? В 1938 г. Верховный Суд США утвердил принцип, согласно которому федерального общего права не существует. В настоящее время этот принцип твердо укоренился в американском праве. Вместе с тем он не носит абсолютного характера, поскольку федеральное общее право признается существующим в сферах, подпадающих под исключительную компетенцию федеральной законодательной власти;

во-вторых, в наличии федеральной Конституции;

в-третьих, в дуализме правовой системы. В США наряду с прецедентным правом действует система законодательства, хотя законодательные нормы включаются в правовую систему США лишь после их неоднократного применения и истолкования судами;

в-четвертых, в некоторых различиях в отдельных отраслях права. Например, конституционное право США предусматривает контроль судов над конституционностью законов, чего нет в Англии. Отличается от английского и американское процессуальное право;

в-пятых, в значительной гибкости и маневренности американского права. Это проявляется, прежде всего, в том, что высшие суды США (Верховный Суд США и верховные суды штатов) не считают себя связанными своими собственными прецедентами и могут изменить свою практику. Кроме того, каждый штат является суверенным, в связи с чем правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы соответствующего штата. Иными словами, суды одного штата не обязательно должны ссылаться на судебные решения другого штата, и могут принять собственные решения;

в-шестых, в кодифицированном характере законодательства. Если в Англии основной формой систематизации законодательства была и остается консолидация, то в США – это кодификация. Начиная с конца XVIII в. и вплоть до второй половины XX в., в США на уровне отдельных штатов были разработаны и приняты отраслевые кодексы (уголовные, гражданские, гражданские процессуальные и др.). Кодификационная работа проводилась и на федеральном уровне. Так, в XX в. был подготовлен и принят федеральный Уголовный кодекс, разработан и одобрен федеральный Свод законов, периодически обновляемый каждые шесть лет, одобрен Торговый кодекс и т. д.

В литературе отмечаются и некоторые другие особенности правовой системы США.

Англо- саксонская правовая система

Англосаксонская правовая система представлена следующими странами: Англия, США, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Индия, бывшие колонии Британской империи.

В Англии периода нормандского завоевания существовало разрозненное, не связанное между собой локальное нормотворчество, основанное большей частью на местных обычаях. Начиная с X в., королевские судьи начинают формирование единого для всей страны прецедентного права. Вырабатываемые решения принимаются за основу всеми иными судьями. В отсутствие прецедента судья самостоятельно формулирует решение по делу. Таким образом, судья осуществляет нормотворческие функции. Постепенно складывается единая система судебных прецедентов — так называемое общее право. Общее право — это судебное право, вырабатываемое судьями в процессе рассмотрения конкретных правовых споров — казусов.

Одновременно существует и статутное право — система нормативно-правовых актов, и прецедентное. Но главный источник англосаксонского права — судебный прецедент. Судья здесь — субъект правотворчества. Известны аксиомы англосаксонского права: «право только там, где есть судебная защита», «закон — это то, что о нем говорят судьи», «если нет прецедента — право молчит». Сила прецедента определяется местом суда в иерархии судебной власти. Низшие суды прецедентов не создают. При этом каждый судья формально связан решениями вышестоящих и аналогичных судов.

Для англосаксонской системы права характерен не нормативный, а казуальный тип юридического сознания: факт здесь сравнивается не с нормативной моделью, а с другим аналогичным казусом, судебной и правоприменительной практикой. Поэтому такой тип права часто называют казуальным. Нормы права в англосаксонских правовых системах носят весьма детальный, казуистичный характер, поскольку формулируются в виде прецедентов при решении конкретных казусов — дел. Огромное значение придается формализованным процедурам, процессуальным нормам, средствам юридической защиты.

Отсутствует деление права на частное и публичное. Как правило, нет и отраслевого деления норм. В англосаксонской модели формальный приоритет принадлежит законодательству, но фактически все зависит от усмотрения судьи, от того, как он истолкует и применит норму закона.

Именно на судебное решение, а не на первоначальную норму закона ориентируются участники правоотношений.

Поэтому судебное решение имеет фактический приоритет перед законодательством. В США суды осуществляют конституционный контроль за соответствием законодательных актов Конституции страны, устанавливая прецедентные нормы и вырабатывая общеправовые принципы.

К достоинствам англосаксонской правовой семьи относится гибкость, оперативность, связь с повседневной жизнью, быстрое приспособление права к изменяющейся обстановке. К недостаткам — несистематизированность системы права, его казуистичность, недостаточная определенность.

54) Правовая система современной России: общая характеристика.

Правовая система — совокупность права, юр. практики и господствование идеологии отдельного государства.

1. Субъект ПС – человек: до настоящего времени S не выделялся: личность занимала второстепенное положение в российской и советской действительности. S – носитель прав и обязанностей, участник правоотношений. Позитивистская теория права: эти свойства S приобретает в силу правовых норм (т.е. в письменном праве); социологический подход: S – тот, кто реально участвует в правовой деятельности; естественно-правовая доктрина: от рождения. КРФ: человек, его права и свободы являются высшей ценностью; они неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения > человек – центр российской ПС, а все остальные Sы – ЮЛ, общества – лишь производные образования, в результате деятельности человека.

2. правосознание — совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание возникает, когда человек начинает осознавать свою сущность. Отсутствие личностного самосознания приводит к формированию правового нигилизма – система взглядов и представлений, отрицательно оценивающих роль права в жизни общества. В правовую идеологию нигилизм проникал через марксизм-ленинизм. Маркс: «коммунисты находятся в оппозиции праву». Ленин определял диктатуру пролетариата как государственную власть, не связанную и не ограниченную никакими законами, опирающуюся на насилие. В правовой психологии – антинародная политика д.л. Исключение – одиночки 60-х гг 20 века положили начало диссидентскому, правозащитному, движению в СССР. Лишь с середины 80-х гг – новый этап в развитии правового сознания – внимание общества стало сосредоточиваться на идеях прав и свобод личности, на идеях формирования такого политического устройства, при котором государство зависит от гражданского общества.

3. правовая деятельность: правотворческая деятельность ОГВ; правоприменительная деятельность правоохранительных органов; Деятельность по реализации права – правовое поведение граждан.

4. правовые тексты, нормативно правовые акты – писаное право: Позитивистская теория: правовые акты – центр ПС. Естественно-правовая доктрина: правовые акты – не более чем важный компонент ПС.

Выводы. РФ на стадии реформирования. Основное направление ее развития — построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

Признаки рос. прав. системы: 1) единая иерархически построенная система источников писаного права; 2) главная роль в формировании права – законодателю; 3) высокий уровень нормативных обобщений при помощи кодифицированных нормативных актов; 5) много подзакон.норм.акты; 6) деление на отрасли; 7) имеет значение юр.доктрина, разрабатывающая основные принципы (теорию) построения правовой семьи; 8) правовые обычай и судебный прецедент выступают в качестве дополнительных источников.

В Конституции РФ признано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

В то же время носителем суверенитета и источником государственной власти является многонациональный народ, а в конечном счете человек и гражданин, объединенный в крупную социальную общность – российский народ, население Российской Федерации. Таким образом, из основания правовой системы вырастает государственность в целом.

Стратегическими целями развития российской политической системы и государственности сегодня являются:

1) построение такого государственно-правового механизма, который был бы действительно направлен на реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правах человека как высшей ценности;

2) отработка системы реального воздействия человека на государство через институты гражданского общества, которые пока находятся в стадии становления.

55) Романо-германская правовая семья.

Происхождение: XII-XIII веках в результате рецепции римского права, феодальные нормы в деревнях не соответствовали принципам «вольных» городов => потребовались нормы формального равенства и независимости, ставшие обще-континентальными. Кроме экономики повлияли социально-культурные предпосылки: разв-ие образования, искусства – право университетов, + благословение католич. церкви. Процесс завершился разработкой национального з-ва. Сейчас идет процесс пр-ой интеграции стран, сближение и унификации их пр-ых систем.

Особенности норм. Обобщенный, абстрактный хар-р и утверждение законодателем. Системно-иерархический хар-р. Но возникает проблема конкретизации и толкования норм на практике.

Источники. Закон – важнейший, принимается парламентариями, имеет высш. юр силу и распространяется на все и вся – выражают волю большинства, социально справедливы. Все З подразделяются на конституционные и текущие, среди них важное место занимают кодексы. Подзаконные акты: декреты, регламенты, инструкции. Обычай сущ-ет, но выполняет второстепенную роль, но в законах закреплена возм-ть его использования для восполнения пробелов зак рег-ия. Суд практика – уточняет положения З, а иногда идет с ними в разрез, должны учитываться нижестоящими судами – публикуются и стан-ся частью ПС.

Структура. Деление права на публичное и частное, где преобладают диспозитивные нормы. Последовательное отраслевое деление норм.

Романо-германская правовая семья включает в себя либеральные государства континентальной Европы, латиноамериканских государств, стран Ближнего Востока, франкоговорящих стран и Японии.

Внутри Романо-германской правовой семьи отечественные авторы выделяют две правовые группы: романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания и другие) и германскую (Германия, Австрия, Швейцария и другие). Французские авторы включают в романо-германскую систему три подсистемы: латинскую, германо-скандинавскую и латиноамериканскую.

Романо-германская правовая система первоначально возникла в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных обычаев, затем в процессе колонизации распространилась на другие континенты. Вначале рецепция римского права (заимствование и воспроизведение) имела доктринальный характер: римское права изучалась в итальянских, французских и германских средневековых университетах. Постепенно по мере роста товарного производства и рыночных отношений нормы частного римского права стали восприниматься законодателем. Принятие гражданских кодексов во Франции в 1804 г., а затем в Германии, Швейцарии и других государствах Европы завершила формирование романо-германской правовой семьи.

Характерными чертами этой правовой системы являются наличие писаного права в форме законов и подзаконных актов, единая иерархическая система источников права, включающая в себя конституцию, кодексы, текущие законы и подзаконные акты. Обычай как источник права в этой системе не имеет самостоятельного значения. Судебная практика относится к числу вспомогательных источников права. Таковым признается «кассационный прецедент».

Во всех странах романо-германской семьи существует деление права на частное и публичное. К публичному праву относятся те отрасли, которые определяют компетенцию, порядок деятельности органов государства и отношение государства к индивиду. К частному праву относятся отрасли и правовые институты, регулирующие отношения частных лиц между собой. Некоторые отрасли права доктрина относит к «смешанному праву», в частности, трудовое права, где нормы частного и публичного права тесно переплетены между собой. Одинаковые исходные принципы, правовые понятия и категории, выработанные доктриной, обеспечивают сходную структуру отраслей и правовых институтов.

56) Права человека и права гражданина: понятие, проблема соотношения и взаимосвязи. Роль и место прав человека в гос-правовом регулировании.

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающего его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых актах государства, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития человека, общества и государства.

В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей Декларации права человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН (1948). Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991) и КРФ (1993).

Права гражданина – совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых гос актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и гос-ва.

Права гр-на обязательно закрепляются в конституциях и иных законод-х актах и также обязательно гос-вом декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифи-ют чел-ка как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности – правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Их объем может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Личность – человек, гражданин, иностр гражданин, лицо без гражд-ва, беженец. Права личности хар-ют индивидуальные особенности чел-ка, степень его соц зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В наст время в международно-правовых актах, в литер-ре, закон-ве развитых гос-в категории «права человека», «права гражданина», «права личности» употребляются обычно в одном и том же значении.

Соотношение и взаимосвязь:

* имеют естественную природу, неотъемлемы от индивида,

* внетерриториальны и вненациональны,

* существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства,

* являются объектом международно-правового регулирования и защиты.

* характеризуют человека как представителя рода

* В случае закрепления в закон. актах государства становятся и правами гражданина

* совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства.

* обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах

* государством декларируется и обеспечивается их защита.

* квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

* находятся в постоянном развитии, отражают динамику общественных отношений и рост правосознания граждан. Примером может служить возникновение права на информацию и закрепление его в ст. 29 Конституции РФ.

* нельзя абсолютизировать и отрывать от реальной жизни. В ряде документов допускаются ограничения некоторых прав и свобод ввиду общественной безопасности, экологического равновесия и т.п.

* обязательно корреспондируют обязанности.

Общепринятыми критериями классификации прав и свобод человека и гражданина являются сферы жизнедеятельности общества Виды: гражданские (личные), экономические, политические, социальные, культурные, экологические и информационные.

1. Гражданские (личные) права представляют собой совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающих индивидуальность и оригинальность личности во взаимоотношении с государством и обществом (право на жизнь, достоинство, свободу, тайну переписки и личной жизни и т.д.);

2. Экономические права – это правомочия, отражающие экономические аспекты естественных прав человека и обеспечивающих одновременно хозяйственную автономность индивидов и их взаимосвязи друг с другом и обществом (право частной собственности, владение, пользование и распоряжение, предпринимательскую деятельность).

3. Политические права определяют возможность граждан в управлении государством и обществом (право на гражданство, проведение собраний, митингов, избирать и быть избранным).

4. Социальные права отражают уровень материального развития конкретного государства и общества, их способность обеспечивать достойный уровень жизни и социальную защищенность индивида (право на труд, соц. обеспечение, право на жилище, медицинскую помощь).

5. Культурные права влияют на духовно-культурные отношение, обусловливают независимость и самобытность формирования духовного мира личности (право на пользование родным языком, свобода совести и вероисповедания, право на образование, свобода творчества).

6. Экологические права призваны обеспечивать нормальные условия проживания человека на Земле и на конкретной территории (право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии).

7. Информационные права характеризуют новую эпоху развития личности и общества (свобода мысли и слова, получать и распространять информацию, свобода СМИ).

57) Правовая культура: понятие и виды. Критерии и пути формирования правовой культуры личности.

Правовая культура – обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта, а также в степени гарантированности государством и гражданским обществом прав и свобод человека.

Правовую культуру классифицируют в зависимости от субъектов-носителей:

1. правовую культуру личности;

2. правовую культуру общества.

ПК общества – разновидность общей культуры, представляющая собой систему ценностей, достигнутых человечеством в обл права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния закон-ва, юр практики и др.

ПК личности – обусловленные правовой культурой общества степень и хар-р прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

В качестве промежуточной разновидности правовой культуры можно назвать правовую культуру социальных групп. Группы-носители правовой культуры выделяются по различным признакам: профессиональным, возрастным, демографическим и т.д. Групповая правовая культура складывается под влиянием правовой культуры личностей, образующих ту или иную группу.

Показатели правовой культуры личности следующие:

1. знание и понимание права;

2. уважение права в силу личного убеждения;

3. привычка поступать в соответствии с законом;

4. правовая активность.

ПК личности хар-ет уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал гос и соц жизни, КРФ и иных законов. ПК личности означает не только знания и понимание права, но и правовые суждения о нем, как о соц ценности, и активная работа по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка.

Важнейшим показателем правовой культуры, как общественной, так и индивидуальной, является уровень правосознания. Отрицательные стороны правосознания формируют такие явления как правовое бескультурье, правовой нигилизм.

Правовой нигилизм – это отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений.

О ПК личности можно судить по ее поведению в правовой сфере, т.е. использовать признаки и критерии, свойственные ПК общества, но только на индивидуальном уровне, например:

Правовая культура общества зависит от:

· уровня развития правового сознания населения (личности), т. е. от того, насколько глубоко освоены такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров

· уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из теоретической — деятельность ученых-юристов, образовательной — деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и практической — правотворческой и правореали-зующей, в том числе правоприменитсльной, деятельности. Понятно, что правовая культура общества во многом зависит от уровня развития и качества правотворческой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества. Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и многих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

· Уровня правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правопримените-ля и др.).

· 4 уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления.

58) Юридический процесс: понятие и виды.

Юридический процесс – урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности компетентных государственных органов, состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.

Особенности юридического процесса:

1. властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;

2. деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;

3. деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.

Основания для классификации:

1. По характеру принимаемых решений:

б. правоприменительный: — производство по установлению фактов, имеющих юридическое значение;

— процесс рассмотрения споров; — процесс определения мер юридической ответственности.

2. По отраслевому признаку:

в. Гражданский (его разновидность – Арбитражный процесс).

Результат правотворческого процесса — нормативные правовые акты. Процедуры принятия нормативных актов и степень урегулированности этих процедур процессуальными нормами существенно различаются в зависимости от органа правотворчества: парламент, президент, министр, областная дума, губернатор области, руководитель предприятия и т.д. Особую значимость имеет законодательный процесс, а потому со стадии законодательной инициативы и до вступления закона в силу он регулируется Конституцией российской Федерации, федеральными законами, регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Результат правоприменительного процесса — принятие индивидуального юридического решения по рассматриваемому делу или вопросу. Процедуры принятия правоприменительных решений многообразны. Они более просты для органов и должностных лиц исполнительно-распорядительной власти (указ Президента РФ о назначении на должность министра, приказ руководителя о приеме работника на работу и т.п

В ходе праворазъяснительной деятельности издаются специфические юридические решения – интерпретационные правовые акты, которые отличаются как от нормативных, так и от правоприменительных актов.

Теорию юридического процесса в нашем праве активно разрабатывал проф Грошенев и его научная школа. Юридический процесс эти ученые определяют как комплексную систему правовых форм деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц , а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права.

Следует уточнить что надо понимать под термином «форма деятельности» Это совокупность требований к действиям участников процесса, направленным на достижение определенного результата.

Чаще всего юридический процесс рассматривают как правоприменительный

Вспомним, что правоприменением называют наиболее активную форму реализации права, когда компетентный орган государства осуществляет свои властные полномочия и принимает решения обязательные для органов и лиц, которым они адресованы

Однако, в современной правовой науке юридический процесс трактуется и в более широком смысле и связывается не только с правоприменением , но и с правотворчеством Действительно правотворческий процесс представляет собой порядок, осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта. Т е существует две точки зрения Процесс как правоприменительный и процесс как правотворческий. Нетрудно заметить что правотворческий процесс, так же как административный, уголовный и гражданский процессы, он носит официальный характер. Возникает вопрос правомерно ли употреблять термин «процесс» применительно к правотворческой процедуре? Это вопрос является дискуссионным (Алексеев).

59) Правовое воспитание и правовое обучение: понятие и формы. Эффективность правового воспитания в современной России.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Правовое воспитание имеет своей целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

Объектами правового воспитания являются отдельные люди, социальные и профессиональные группы, в том числе государственные чиновники.

Субъектами правового воспитания в обществе выступают семья, школа, различного рода специализированные государственные и общественные организации, средства массовой информации.

Содержанием правового воспитания является формирование у различных лиц системы устойчивых правовых знаний, правовых навыков, правомерной мотивации их поведения, готовности отстаивать и законными способами защищать свои права.

Формами правового воспитания являются: системы дошкольного и школьного правового образования; юридические курсы в средних специальных и высших учебных заведениях, заведениях по переподготовке кадров и повышению квалификации; правовая пропаганда (СМИ); самообразование; издание лит-ры по юр проблематике; устная правовая пропаганда (лекции, беседы, консультации)

Специфической формой правового воспитания является деятельность специальных школ для трудных подростков, воспитательная работа, проводимая в рамках исправительных учреждений.

Правовое обучение – передача, накопление и усвоение знаний о праве.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Различие: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону создания, а обучение – на рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.

По этой причине основной упор в деле повышения правовой культуры общества должен быть сделан на правовое обучение, информирование населения о существующих юридических предписаниях. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше чем в России. Тем более важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства, т.е. в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.

60) Правовой статус личности: понятие, содержание, виды.

Правовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

1. эта категория носит собирательный, универсальный характер. Она как бы вбирает в себя правовые статусы: гражданина; иностранного гражданина; лица без гражданства; беженца; вынужденного переселенца.

2. данная категория отражает индивидуальные особенности человека и реальное положение его в системе многообразных общественных отношений.

3. права и свободы, составляя основу правового статуса личности, не могут быть реализованы без других его компонентов: без коррекспондирующих правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в необходимых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения человека.

4. категория правового статуса позволяет увидеть права, свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем.

Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

1. Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах.

2. Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны.

3. Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы — гражданским, трудовым, административным правом и др.

4. Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

5. Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т.п.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с) .

Смотрите еще:

  • Временный запрет на выезд из рф Как отменяется временное ограничение (запрет) на выезд должников за границу? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Временное […]
  • Земельный закон 93-фз Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого […]
  • Статья упк 151 Уголовно-процессуальный кодекс РКСтатья 151. Сроки содержания под стражей и порядок их продления 1. Срок содержания под стражей при досудебном расследовании не может превышать два месяца, кроме исключительных случаев, […]
  • Задержание за вождение в нетрезвом виде Уволят ли военнослужащего по статье, если он повторно задержан за езду в нетрезвом виде? Здравствуйте. Прохожу службу по контракту уже 10 лет. Был задержан за вождение в нетрезвом виде в нерабочие время на нерабочей […]
  • Договор купли продажи аварийного автомобиля образец Договор-купли продажи битого автомобиля Как правильно продавать и оформлять договор купли-продажи битого а-м? Что должно быть прописано в договоре? Ответы юристов (2) Как правильно продавать и оформлять договор […]
  • Письмо написать с притензией Письмо-претензия о возмещении ущерба наша компания - один из ведущих итальянских производителей мебели. Пару месяцев назад я случайно обнаружила, что на сайте одного мебельного магазина (на главной странице сайта) […]