Административное право безопасность дорожного движения

33.5. Управление в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

Тема “безопасность движения” не может ограничиваться только вопросами взаимоотношений участников движения с Государственной автомобильной инспекцией – ГАИ. Действую­щее законодательство Республики Казахстан содержит ряд но­вых правовых положений, в основе которых содержатся идеи безопасности и более строгого регулирования всех вопросов обеспечения безопасности. Во-первых, безопасность дорожного движения вследствие имеющих место потерь, ущерба стала рас­сматриваться как часть общественной безопасности. Во-вторых, дорож­ное движение ориентируется все больше на обеспечение безопасности жизни, здоровья, имущественных и других инте­ресов путем создания правил дорожного движения, отвечаю­щих международным стандартам технического и материально­го оснащения дорожных магистралей, сервисных и иных (ме­дицинских, страховых и др.) услуг. В-третьих, факты дорожно-транспортных происшествий являются основанием возникно­вения не только административных, но и иных правоотношений.

Закон Республики Казахстан “О безопасности дорожного движения” от 15 июля 1996 г. закрепляет:

1) принципы и систему обеспечения безопасности дорож­ного движения;

2) государственную систему управления сфе­рой обеспечения безопасности дорожного движения;

3) поря­док организации дорожного движения в соответствии с основ­ными требованиями безопасности движения;

4) условия и по­следовательность проведения социально ориентированной политики при организации дорожного движения (страхование, медицинское обеспечение и другие меры).

Государственную систему управления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения возглавляет Правительст­во Республики Казахстан. Правительство в соответствии с За­коном “О безопасности дорожного движения” организует раз­работку и проведение единой государственной политики в сфе­ре обеспечения безопасности дорожного движения. Юридичес­кой формой реализации государственной политики в рассмат­риваемой сфере являются государственные программы, нор­мативные правовые акты, нормативы, обеспечивающие взаимо­действие различных органов, юридических лиц и участников дорожного движения в целях создания безопасного состояния дорожного движения, защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Министерства и иные центральные исполнительные органы:

— обеспечивают реализацию государственной политики в сфе­ре безопасности движения;

— определяют порядок подготовки водителей транспортных средств;

— обеспечивают проведение профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения, лицензирования, сер­тификации и иных действий по надзору и контролю в сфере безопасности дорожного движения;

— организуют все виды работ при строительстве, реконструк­ции, ремонте и содержании дорог республиканского значения.

Транспортная инспекция Министерства транспорта Респуб­лики Казахстан (Транспортная инспекция) осуществляет госу­дарственный контроль за соблюдением транспортного законодательства, правил безопасности и экологических требований при эксплуатации железнодорожного, морского, воздушного, автомобильного и речного транспорта.

Государственная автомобильная инспекция МВД (ГАИ – до­рожная полиция) является органом государственного контро­ля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В составе ГАИ имеются дорожно-патрульные, оперативно-розыскные, регистрационные и иные подразделения.

На ГАИ возлагаются контрольные функции за:

1) организа­цией безопасности дорожного движения;

2) реализацией адми­нистративно-властных полномочий при осуществлении контро­ля за соблюдением правил дорожного движения;

3) примене­нием прав по ограничению, запрещению эксплуатации транспортных средств или движения на дорогах.

Перечень административно-властных полномочий ГАИ до­статочно широк и разнообразен, начиная от права беспрепят­ственно посещать организации, независимо от форм собствен­ности, и требовать от всех соблюдения установленных правил, обеспечивающих безопасность дорожного движения, до при­менения специальных средств для принудительной остановки транспортных средств, если водитель не подчиняется законным требованиям работников ГАИ.

Государственный надзор за безопасностью дорожного движения

Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

  • приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
  • приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
  • соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
  • программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Способы обеспечения безопасности дорожного движения:

  • установление полномочий и ответственности ПравительстваРоссийской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
  • регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
  • осуществления деятельности по организации дорожного движения:
    • материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;
    • организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения и т. д.

Госавтоинспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Госавтоинспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, с военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.

Органы управления и подразделения Госавтоинспекции образуют систему Госавтоинспекции, в которую входят: федеральный орган управления Госавтоинспекции, территориальные органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации, подразделения Госавтоинспекции в районах, городах, округах и районах в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах, специализированные и иные подразделения Госавтоинспекции, научно-исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы.

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Административное право

Ею занимаются многие государственные и муниципальные органы. Для ее решения в 1936 г. была создана Государственная автомобильная инспекция, которая в 1998 г. была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Ее основной задачей является защита жизни и здоровья людей, имущества, интересов граждан и организаций путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Правовую основу деятельности ГИБДД образуют законы «О милиции», «О безопасности дорожного движения», КоАП РСФСР, утвержденное указом Президента Российской Федерации Положение о ГИБДД и многие другие акты.

ГИБДД — составная часть МВД РФ, внутриведомственное структурное подразделение МВД. В систему ГИБДД входят ее органы и территориальные, строевые и иные специализированные подразделения, научно-исследовательские учреждения. Федеральный орган инспекции — Главное управление ГИБДД — самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ. Территориальные органы инспекции — управления, отделы ГИБДД — структурные подразделения министерств, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Федерации. Подразделения ГИБДД в городах, районах — отделы, отделения ГИБДД-— структурные подразделения соответствующих ГОВД, РОВД.

Все территориальные органы и подразделения ГИБДД находятся в двойном подчинении. Линейно они подчинены соответствующему органу внутренних дел, а функционально — вышестоящему органу ГИБДД, Министр, начальник органа внутренних дел назначает руководителя соответствующего звена ГИБДД и его заместителей, решает вопросы об организации работы сотрудников ГИБДД, их продвижении и др. А вышестоящий орган ГИБДД осуществляет руководство нижестоящими звеньями инспекции лишь по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

Деятельность ГИБДД направлена на:

• обеспечение качества дорог (автомобильных дорог и улиц). Она участвует в их проектировании, приемке в эксплуатацию, обустройстве, контролирует их состояние и т. д.;

• обеспечение качества транспортных средств: их регистрацию, технические осмотры, проверку их состояния на дорогах и т. д.;

• обеспечение надлежащего поведения основных участников дорожного движения — водителей. Допуск их к управлению транспортными средствами, проверку их состояния, применение к ним мер принуждения и т. д.;

• воспитание иных участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, возчиков). Этим лицам разъясняются их права и обязанности. ГИБДД контролирует выполнение обязанностей, налагает взыскания на тех, кто их нарушил.

В деятельности ГИБДД имеются все элементы, характерные для административного надзора.

Во-первых, правотворческий: участие в разработке законов, постановлений Правительства, приказов МВД, иных правовых актов (федеральных, региональных, муниципальных), связанных с безопасностью дорожного движения, и внесение предложений по их совершенствованию.

Во-вторых, с целью предупреждения нарушений ГИБДД осуществляет:

• разъяснение законодательства о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных зданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасности поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;

• разработку мероприятий по повышению безопасности дорожного движения;

• выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;

• функции государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также иных технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности движения.

В-третьих, ГИБДД осуществляет предварительный контроль:

1) за соблюдением требований:

• к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;

• к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;

• к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;

2) путем принятия квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами: трамваями и троллейбусами, выдачи водительских удостоверений;

3) производя регистрацию и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, выдачу документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним;

4) в ходе государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним.

В-четвертых, ГИБДД большое внимание уделяет текущему контролю, ее сотрудники наблюдают за соблюдением правил всеми участниками дорожного движения. При этом они вправе:

• останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;

• использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог.

В-пятых, сотрудники ГИБДД решительно пресекают неправомерные действия. Законодатель позволяет им использовать большой арсенал пресекательных средств. Среди надзорных служб страны ни одна не обладает столь широкими полномочиями по пресечению нарушений и наказанию виновных.

• давать предписания об устранении нарушений;

• приостанавливать проведение на дорогах работ, осуществляемых с нарушением требований правовых актов;

• запрещать при несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;

• запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин, троллейбусов и трамваев при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения;

• изымать документы на право управления транспортными средствами и на провозимый груз;

• отстранять от управления, доставлять лиц, управляющих транспортными средствами, в медицинские учреждения для освидетельствования;

• осуществлять административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов;

• осуществлять задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания. Как сотрудники милиции, сотрудники ГИБДД применяют специальные меры пресечения: физическую силу, дубинки, наручники, огнестрельное оружие и др.

В-шестых, ежегодно ГИБДД привлекает к административной ответственности миллионы граждан. Так, только за 1 полугодие 1999 г. было оштрафовано почти 20 млн. лиц, лишены прав 20 тыс. водителей. Сотрудники ГИБДД вправе применять ко всем участникам дорожного движения такие взыскания, как предупреждение, штраф, а к водителям — еще и лишение прав на управление транспортными средствами.

Поскольку ГИБДД является составной частью милиции, помимо выполнения общих для любого административного надзора видов деятельности, она осуществляет и специфическую — милицейскую деятельность. Это, например:

• сопровождение транспортных средств с ценными грузами, детьми и др.;

• регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

• проведение работ по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств;

• осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказании им доврачебной медицинской помощи, транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;

• проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств.

[1] СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650. Ранее действовал аналогичный Закон от 19 апреля 1991 г.

Административно-правовые основы регулирования системы обеспечения безопасности дорожного движения (Занина Т.М., Четверикова А.И.)

Дата размещения статьи: 18.05.2015

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения является одной из актуальных социально-экономических проблем нашего времени. В октябре 2012 г. на уровне Правительства РФ было официально заявлено, что безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации .
———————————
О Концепции Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1995-р // СЗ РФ. 2012. N 45. Ст. 6282.

На дорогах страны ежегодно совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий (ДТП), гибнут тысячи людей. Так, по данным МВД России, в 2012 г. было зарегистрировано 203,6 тыс. ДТП, в результате которых погибло 27,9 тыс. человек, а за 9 месяцев 2013 г. зарегистрировано 146,5 тыс. ДТП, погибло 18,9 тыс. человек . В Концепции «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» четко обозначено, что аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Самое страшное, что в ДТП гибнут и становятся инвалидами дети (в 2012 г. от ДТП пострадали 20 879 детей в возрасте до 16 лет ). Обществу причиняется колоссальный ущерб в сумме, превышающей 200 млрд. руб. в год .
———————————
Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения за 2012 — 2013 гг. URL: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения: 29.10.2013).
О Концепции Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1995-р // СЗ РФ. 2012. N 45. Ст. 6282.
Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения за 2012 — 2013 гг. URL: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения: 29.10.2013).
Амбарцумян В.В. Безопасность дорожного движения: Учебное пособие / Под ред. д-ра техн. наук, проф. В.В. Сильянова. М.: Издательство МАДИ, 2009. 395 с.

Безусловно, существующий уровень безопасности дорожного движения, который является достаточно низким, влияет на национальную безопасность страны в целом, на ее внутреннюю составляющую и, кроме того, является фактором, негативно влияющим на обеспечение общественной безопасности, затрагивает важные конституционные права и свободы граждан России.
Государство должно обеспечивать безопасность всех участников дорожного движения, что является важнейшей функцией государства по обеспечению правопорядка. Непосредственная связь обеспечения безопасности дорожного движения с государственно-управленческой деятельностью определяет необходимость использования всего аппарата общей теории управления, являющегося фундаментальной основой научного знания административного права, позволяющего выявлять специфику управления применительно к конкретным сферам жизнедеятельности общества .
———————————
Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск: Смоленский гуманитарный институт, 1995. 144 с.

Дискуссионность вопросов, терминологическая неопределенность и многообразие научных подходов отечественного правоведения к трактовке понятий «дорожное движение», «безопасность дорожного движения», «общественная безопасность» во многом затрудняют решение задач обеспечения безопасности на дорогах. На это в своих исследованиях указывал В.И. Майоров . Как он отмечал, центральное место в числе объектов теоретического изучения обеспечения безопасности дорожного движения принадлежит исследованию понятия безопасности дорожного движения, от решения которого зависит создание эффективной концепции безопасности дорожного движения.
———————————
Майоров В.И. Содержание понятия «безопасность дорожного движения»: теоретические основы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2012. N 7(266). Вып. 29. С. 99 — 101.

Однако до настоящего времени отсутствует его общепризнанная дефиниция и наряду с нормативным определением безопасности дорожного движения существует множество научных точек зрения. Безопасность дорожного движения рассматривают как самостоятельную правовую категорию, отражающую «реальные правовые явления, функциональное назначение которой — обеспечение и восстановление правопорядка, предупреждение правонарушений» (А.В. Томилова ); как характеристику «института безопасности дорожного движения, подкрепленную законодательно и отражающую его как процесс степени защищенности участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий» (С.В. Полякова ).
———————————
Томилова А.В. Анализ научных подходов к определению понятия «безопасность дорожного движения» // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. N 2. С. 25 — 29.
Полякова С.В. «Безопасность дорожного движения»: истоки, история и реальность // Проблемы права. 2013. N 2. С. 109 — 112.

Рассматривая различные точки зрения, мы видим, что понятие «безопасность дорожного движения» трудноопределимо, поскольку является многоаспектным и сложным. Несмотря на его легальное определение в ряде Федеральных законов — от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» , от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности» , от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» , содержание указанного понятия продолжает оставаться дискуссионным.
———————————
О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.
О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.
О транспортной безопасности: Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.

Анализ содержания данного понятия в разных источниках указывает на то, что безопасность дорожного движения следует понимать как: 1) состояние, т.е. отсутствие происшествий и аварий на дорогах; 2) свойство дорожного движения сохранять заданную функциональность в пределах, обеспечивающих движение на дорогах; 3) условие, обеспечивающее процесс дорожного движения; 4) систему элементов, обеспечивающих защиту объекта от опасных внутренних и внешних воздействий дорожного движения. Однако следует помнить, что понятие «безопасность дорожного движения» является относительным, поскольку в действительном мире абсолютная безопасность недостижима в силу объективности существования опасности или риска в той или иной степени всегда.
Поэтому под безопасностью дорожного движения следует понимать систему состояний, свойств, условий и элементов дорожного движения, урегулированных нормами права, направленных на обеспечение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, возникающих в процессе дорожного движения.
Точка зрения о том, что «обеспечивать безопасность дорожного движения — это означает добиваться снижения общего количества дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых в условиях развития автомобилизации», была высказана в административно-правовой литературе более 20 лет назад В.В. Лукьяновым , однако продолжает сохранять свое значение и сегодня. Не вызывает сомнения настоятельная необходимость рассмотрения и комплексного изучения как безопасности дорожного движения, так и системы ее обеспечения в рамках теории административного права и процесса.
———————————
Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. М.: Транспорт, 1983. 250 с.

Поскольку дорожное движение представляет собой совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств, оно нуждается в правовом регулировании и в первую очередь — нормами административного права.
Позитивное обязывание и запреты, осуществляемые на властно-императивных началах, характерные для административного права, соответственно, применимы и для обеспечения безопасности дорожного движения, тем более что при помощи административно-правовых норм можно как определить систему безопасности и ее функции, так и установить порядок организации органов, непосредственно обеспечивающих безопасность, определить их административно-правовой статус и сферы деятельности.
Дорожное движение в результате правового воздействия приобретает определенный порядок, который является составной частью общественного порядка. Общественные отношения, опосредованные использованием техники, образующие сферу дорожного движения, нуждаются в гораздо большем позитивном регулировании, нежели другие виды отношений .
———————————
Томилова А.В. Указ. соч.

Обеспечение безопасности дорожного движения следует рассматривать как определенную систему, сложный механизм, состоящий из широкого круга субъектов, регламентированный значительным объемом правовых норм, в функционирование которого вовлечен значительный объем человеческих ресурсов.
Большинство авторов, обращавшихся к исследованию проблемы обеспечения безопасности дорожного движения, признают необходимость рассмотрения ее с точки зрения системного подхода, который предполагает всесторонний анализ сложных явлений — систем, функциональные части которых всегда должны находиться в органичном единстве и взаимодействии друг с другом.
В.И. Майоров в качестве элементов системы обеспечения безопасности дорожного движения выделяет три подсистемы: 1) подсистему, функционирование которой непосредственно удовлетворяет транспортную потребность общества, т.е. пространственное перемещение людей и грузов. Ее он обозначает как подсистему реализации транспортной возможности; 2) подсистему подготовки и обслуживания дорожного движения; 3) подсистему органов исполнительной власти, которые осуществляют функции государственного управления межотраслевого и отраслевого характера по отношению к подсистемам первого и второго уровней .
———————————
Майоров В.И. Указ. соч.

На проблемы построения системы обеспечения безопасности дорожного движения как межотраслевой системы управления и закономерности возникновения и сложности развития административных методов управления этой деятельностью указывал Б.В. Россинский, отмечая при этом необходимость рассмотрения «организационной структуры и специальных функций межотраслевых систем управления, проблемы разграничения контрольной и надзорной деятельности в межотраслевых системах управления, проблемы реализации административных методов управления и мер государственного принуждения в межотраслевой системе обеспечения безопасности дорожного движения» .
———————————
Россинский Б.В. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения: тенденции, проблемы и перспективы развития: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук / Академия МВД РФ. М., 1993. 28 с.; Молчанов П.В. Рецензия на диссертацию А.В. Лыткина «Производство по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения с использованием результатов применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме» // Административное право и процесс. 2013. N 7. С. 84 — 85.

Система обеспечения безопасности дорожного движения представляет собой сложную структуру взаимосвязанных элементов, опосредованных и регулируемых нормами административного права:
— субъектов, формирующих и контролирующих безопасность дорожного движения;
— правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, которые определяют основные направления деятельности государственных органов обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью;
— правовых мер (дозволений и запретов) и административно-правовых методов управления, реализуемых уполномоченными на то государственными органами.
Однако следует отметить, что безопасность дорожного движения как комплексный межотраслевой институт, соответственно, не может быть обеспечена только административно-правовым регулированием и даже безупречная эффективность работы указанных элементов системы не позволит решить проблему защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. В обеспечении безопасности дорожного движения тесно переплетаются экономические, инновационные, социальные и иные интересы государства, поэтому решение проблем, связанных с безопасностью дорожного движения, зависит от качества функционирования всех указанных и иных элементов на всех этапах — от разработки, изготовления и эксплуатации, их правильной организации, наличия средств технического и экономического анализа до использования научных достижений в данной области.

Литература

1. Амбарцумян В.В. Безопасность дорожного движения: Учебное пособие / Под ред. д-ра техн. наук, проф. В.В. Сильянова. М.: Издательство МАДИ, 2009. 395 с.
2. Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск: Смоленский гуманитарный институт, 1995. 144 с.
3. Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. М.: Транспорт, 1983. 250 с.
4. Майоров В.И. Содержание понятия «безопасность дорожного движения»: теоретические основы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2012. N 7(266). Вып. 29. С. 99 — 101.
5. Молчанов П.В. Рецензия на диссертацию Александра Викторовича Лыткина «Производство по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения с использованием результатов применения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме» // Административное право и процесс. 2013. N 7. С. 84 — 85.
6. Полякова С.В. «Безопасность дорожного движения»: истоки, история и реальность // Проблемы права. 2013. N 2. С. 109 — 112.
7. Россинский Б.В. Государственная система обеспечения безопасности дорожного движения: тенденции, проблемы и перспективы развития: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук / Академия Министерства внутренних дел РФ. М., 1993. 28 с.
8. Томилова А.В. Анализ научных подходов к определению понятия «безопасность дорожного движения» // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. N 2. С. 25 — 29.

Административно-правовое регулирование дорожного движения в Российской Федерации на современном этапе

юридические науки

  • Четверикова Александра Ивановна , преподаватель
  • Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации
  • БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
  • ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Похожие материалы

Безопасность дорожного движения не является новой проблемой, однако за последнее десятилетие деятельность в этом направлении на международном уровне получила новый импульс. Изучая указанную проблематику, хотелось бы обратиться к выступлению Генерального секретаря о глобальном кризисе в области безопасности дорожного движения, который ещё в 2009 г. отмечал, что, несмотря на свидетельства растущей информированности в вопросах безопасности дорожного движения и приверженности их решению, политическая воля и уровень финансирования далеко не соответствуют масштабам этой проблемы. И практики, и учёные солидарны в мнении о том, что указанный кризис требует, по сути, амбициозного видения, увеличения масштабов и размеров государственных и частных инвестиций в обеспечение безопасности дорожного движения и повышения качества сотрудничества. Так, в докладе Комиссии по глобальной безопасности дорожного движения за 2009 г. содержится призыв о проведении Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения. Это предложение получило одобрение со стороны широкого круга государственных деятелей, а также «Сотрудничества в рамках Организации Объединенных Наций в области безопасности дорожного движения».

В административно-правовой науке имеет место дискуссионный вопрос о правильности понимания термина «дорожного движение». Так, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Правила дорожного движения определяют дорожное движение как «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дороги». Однако, по мнению ряда ученых, приведённое определение не совсем корректно, так как допускает для выражения такого сложного явления, как дорожное движение, термин «совокупность». В научных работах Н.В. Якубенко, Р.И. Денисова, И.К. Шахриманьяна дорожное движение рассматривается как сложная открытая система, которая характеризуется целенаправленностью и динамичностью. Дорожное движение, включающее в себя пространственное перемещение людей и грузов, в целом не является стихийным процессом, а представляет собой результат сознательной и управляемой деятельности, причем эта деятельность не отдельных индивидуумов, а функционирование дорожно-транспортной системы государства.

Интересной в связи с этим представляется точка зрения А.А. Бахаева, который в своём диссертационном исследовании отмечает, что в настоящее время в административной правовой науке сложились относительно устойчивые представления об основных подходах к определению безопасности дорожного движения, аспекты которого следует сформулировать как:

  1. научно-правовую категорию,
  2. правовую категорию,
  3. социально-правовую категорию.

Рассматривая безопасность дорожного движения в первом значении, основываясь на анализе исторической ретроспективы изучения безопасности дорожного движения, учёный формулирует определение безопасности дорожного движения через его социально-экономическую и техническую сущность. В связи с этим делается вывод о том, что исследование данного понятия должно основываться на анализе двух базовых понятий – «дорожное движение» и «безопасность». Сопоставляя существующие в науке взгляды на понятие «дорожное движение» и анализируя дефиниции Федерального закона о безопасности дорожного движения и Правил дорожного движения, А.В. Бахаев предложил под дорожным движением понимать деятельность по удовлетворению личной и общественной потребности в пространственном перемещении людей, средств и продуктов их труда, основанную на использовании технического комплекса «транспортные средства – дороги», состоящую в управлении движением транспортных средств, перемещении на транспортных средствах без управления ими или естественном пешем передвижении по дорогам, протекающую в условиях постоянного риска возникновения неуправляемого движения механических транспортных средств и последующих негативных последствий в виде гибели, ранения людей, повреждения материальных объектов[1].

Изучение вопросов административно-правового регулирования в сфере отечественного дорожного движения обусловило необходимость более пристально рассмотреть юридическую категорию «правовое регулирование». Следует признать, что в юридической науке отсутствует солидарность по рассматриваемой проблеме. Так, например, С.С. Алексеев считает, что «под правовым регулированием следует понимать осуществляемое при помощи права и всей совокупности правовых средств юридическое воздействие на общественные отношения»[2].

При этом учёный констатирует, что категория «правовое регулирование» имеет основополагающее, ключевое значение для правоведения. Правовое регулирование, в отличие от иных форм правового воздействия, всегда осуществляется посредством своего «динамического инструментария» – специфического, присущего только праву юридического механизма, всей совокупности подвижных систем и структур, предназначением которых является обеспечение юридических гарантий в решении определённых правовых задач в рамках неких типов, моделей юридического воздействия на специфические общественные отношения. Классически принято считать, что отличительной чертой правового регулирования является наличие уникального правового механизма. По мнению правоведов, в общем смысле механизм правового регулирования может быть определен как «взятая в совокупном и неразрывном единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается эффективное правовое воздействие на общественные отношения»[3]. В нашем случае речь может идти о результативном воздействии на особую группу отношений, – складывающихся в связи с обеспечением безопасности дорожного движения.

Анализ законодательных актов с учетом их дальнейшей реализации, показал, что во многих случаях правовые нормы позитивно влияют на общественные отношения, и именно в этом выражается особая роль права для общества и государства. Предложенная С.С. Алексеевым трактовка правового регулирования позволяет воспринимать его как определенную систему, объединяющую в себе составные элементы – правовые средства, образуемую для гарантированного достижения правового результата. Солидарен с таким выводом и А.А. Долгополов, отмечающий при этом, что категория «правовое регулирование» должна существовать как система, функционировать и развиваться по тем закономерностям, которые присущи системе как философской категории[4].

В свою очередь, В.М. Корельский предлагает понимать категорию «правовое регулирование» как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.)[5], и, исходя из этого формулирует следующее определение: «правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств». Как следует из определения, под правовым регулированием можно понимать только целенаправленное воздействие на общественные отношения.

В теории административного права всегда необходимым являлся поиск эффективных правовых методов, способов, приемов, правовых мер, направленных на достижение эффективного управленческого воздействия.

В связи с этим в последние годы динамично меняется административное законодательство, совершенствуются административно-правовые институты. Проведены многочисленные исследования механизма административно-правового регулирования разнообразных общественных отношений. При этом большое внимание было уделено таким элементам механизма административно-правового регулирования, как административно-правовые нормы, административно-правовые отношения, акты применения норм административного права[6].

Говоря о сущности проблемы, следует сказать, что традиционно в административно-правовой литературе принято использовать термин «механизм административно-правового регулирования»[7]. Однако интересным представляется мнение профессора Ю.Н. Старилова, призывающего не увлекаться терминологией, заимствованной из технической сферы.[8] Нам представляется верным рассуждать в данном случае не об абстрактном правовом механизме, а о сложной системе административно-правового регулирования определённых правоотношений, в частности складывающихся по поводу организации дорожного движения, эксплуатации транспортных средств и привлечения к ответственности за деликты в рассматриваемой сфере.

В связи с этим полагаем, что в систему административно-правового регулирования дорожного движения логично было бы включить следующие основные компоненты:

  • Во-первых, административно-правовые нормы, которые, выступая первичными элементами регулятивного воздействия, существенным образом влияют на специфические правоотношения в области дорожного движения. При этом нормы права должны быть в центре рассматриваемой системы, так как «их отсутствие приведёт к её безжизненности…»[8].
  • Во-вторых, порядок применения норм административного права уполномоченными на то многочисленными субъектами, наделёнными властными полномочиями, а также порядок исполнения обязанностей, возложенных на участников дорожного движения и процедуры реализации их прав и законных интересов. Причём представляется верным мнение о том, что чиновник-правоприменитель обязан быть профессионалом, обладающим достаточно глубокими знаниями в юриспруденции, а также в других отраслях научного знания.
  • В-третьих, специфические административно-правовые отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются по поводу организации дорожного движения, обеспечения его безопасности.

Совершенно очевидно, что указанные элементы системы не могут существовать обособленно, так как должны находиться в строгой неразрывной и постоянной связи.

Список литературы

  1. Бахаев А.А. Административно-правовое регулирования дорожного движения: вопросы безопасности и ответственности: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.
  2. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С. 5.
  3. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002. С. 264.
  4. Долгополов А.А. Сущность режимного административно-правового регулирования // Административное право и процесс. 2012.№ 1. С. 18 – 22.
  5. Теория государства и права: учеб. для юрид. вузов и факультетов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2002. С. 257.
  6. Попугаев Ю.И. Вопросы административно-правового регулирования деятельности полиции в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. № 3. С. 33 – 34.
  7. Коренёв А.П. Административное право России: учеб.: в 3 ч. М., 1996. Ч. 1. С.40-41.
  8. Старилов Ю.Н. Административное право: в 2 ч. Ч. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1998. С. 371.

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Смотрите еще:

  • Ст 303 ч 1 ук рф судебная практика Проблемные вопросы фальсификации доказательств. В основе любого судебного решения лежат доказательства, которые должны всегда соответствовать требованиям процессуального законодательства. Между тем на практике нередко […]
  • Договор ренты схема Единый информационно-справочный центр ренты в Москве (495) 363-8120 [email protected] Понятие ренты и ее виды (схема) Договор пожизненной ренты (схема) Договор пожизненного содержания с иждивением […]
  • Пользование жилым помещением на основе договора найма Возмездное пользование жилыми помещениями на условиях договора коммерческого найма ВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ НА УСЛОВИЯХ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОГО НАЙМА Кириченко О. В., соискатель ученой степени, […]
  • Карточка по форме 18 воинский учет Оформление карточки учета организации Почему надо вести ВУ сотрудников Как только предприятие регистрируется, сведения о нем передаются в военный комиссариат (см. пункт 19 «Правил ведения Единого государственного […]
  • Подделка товарного знака статья ук Подделка товарного знака статья ук Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака по законодательству зарубежных стран Обратимся к опыту зарубежных государств по вопросу установления […]
  • Как не платить алименты с премии Вычитаются ли алименты с новогодней премии? Я военнослужащий у меня Премия на Новый год ! Чума приличная ! Из этой премии вычтут алименты ? Ответы юристов (1) Да, алименты вычитаются в т.ч. и из премий. В соответствии […]