3 статья 55 гк рф

3 статья 55 гк рф

Законодательные акты, которые могут
пригодиться при создании ТСЖ

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС
Статья 55 .

Представительства и филиалы юридического лица

1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

1.Хотя филиалы и представительства и названы в п.1 обособленными подразделениями (более обособленными, чем обычные подразделения или составные части) юридического лица, они все-таки продолжают оставаться его составными частями, вследствие чего сами юридическими лицами быть не могут, собственной гражданской правосубъектностью и правоспособностью не обладают. Поэтому филиалы и представительства как таковые в качестве организаций в гражданском правоотношении представительства участвовать не могут. В качестве представителя юридического лица может выступать руководитель филиала или представительства. Поэтому именно ему, на его имя, а не филиалу или представительству в целом, выдается доверенность, определяющая круг его полномочий. Совместное Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 (п.20) требует наличия у руководителя филиала или представительства (должностного лица) доверенности и в том случае, когда его полномочия определены учредительными документами юридического лица, что не вполне соответствует п.3 ст.53 ГК.

2. Согласно п.2 ст.25 АПК «иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения обособленного подразделения». В этих случаях стороной по делу является юридическое лицо, взыскание производится судом с него или в пользу него.

3. Различие между филиалом и представительством состоит в объеме и характере функций того и другого. Из сопоставления пп.1, 2 коммент. статьи явствует, что круг функций филиала шире: он может включать и функции представительства. Если юридическое лицо превращает свой филиал (представительство) в юридическое лицо, это подразделение перестает быть филиалом (представительством) и вообще подразделением другого юридического лица. В составе, внутри юридического лица не может существовать другое юридическое лицо; это нарушало бы принцип имущественной обособленности и противоречило ст.48 ГК. Налицо реорганизация в форме выделения или разделения (п.1 ст.57). Выделившееся юридическое лицо и то, из которого оно выделилось, могут вступать в гражданские, в том числе договорные, правоотношения между собой и с другими лицами, а возможная зависимость одного из них от другого регулируется специальными нормами ГК (см. ст.105, 106 о хозяйственных обществах).

Copyright © 2005 — 2015

Статья 55. Представительства и филиалы юридического лица

1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

Комментарий к статье 55 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена представительствам и филиалам — двум видам обособленных подразделений, расположенных вне места нахождения ЮЛ, которые отличает друг от друга единственный (функциональный) признак. Представительства предназначены только для представления интересов ЮЛ и осуществления его защиты, филиалы же могут выполнять: а) все без исключения функции или б) какую-либо часть функций ЮЛ; в) в том числе и функции представительства. Отсюда функции филиала шире функций представительства (ср. п. п. 1 и 2 ст. 55).

Представительства и филиалы могут иметь как коммерческие, так и некоммерческие организации любой формы. Данное право может быть реализовано в пределах и за пределами РФ с соблюдением законодательства соответствующего государства. Представительства (филиалы) — подразделения (т.е. составные части) ЮЛ, и в этом смысле они сопоставимы с другими его подразделениями (цехами, бригадами, участками, линиями, производствами и т.п.). Как и другие подразделения, сами представительства (филиалы) не являются ЮЛ, а значит, не имеют правоспособности, о чем закон говорит прямо и однозначно, не предусматривая исключений (абз. 1 п. 3 ст. 55 ГК, п. 4 ст. 5 Закона о некоммерческих организациях).

Представительства (филиалы) имеют два специфических признака:
а) географическую обособленность, т.е. расположенность вне места нахождения ЮЛ, которое определяется местом его государственной регистрации, осуществляемой по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а при его отсутствии — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица (п. 2 ст. 54 ГК);
б) факультативность: ЮЛ может не иметь представительств (филиалов) в принципе, с одной стороны, с другой — закрытие всех имеющихся представительств (филиалов) никак не сказывается на существовании ЮЛ. По этой причине от представительств (филиалов) следует отличать те обособленные подразделения, существование которых носит не факультативный, а необходимый характер и которые в сумме образуют ЮЛ (например, расположенные в разных районах города факультеты и институты, входящие в состав образовательного учреждения).

2. Представительства (филиалы) наделяются имуществом создавшего их ЮЛ (абз. 1 п. 3 ст. 55). Ввиду их географической обособленности данное имущество экономически учитывается на их отдельном балансе, но из-за отсутствия у них правоспособности не имеет и не может иметь юридического обособления. Поэтому данное имущество может быть объектом взыскания по обязательствам ЮЛ, причем независимо от того, идет ли речь об обязательствах, связанных с деятельностью данного (другого) представительства (филиала). По обязательствам, связанным с деятельностью представительства (филиала), ответственность несет ЮЛ, при этом его ответственность является полной и не ограничивается объемом имущества, предоставленного представительству (филиалу). Представительства (филиалы) действуют на основании положений, утвержденных ЮЛ (абз. 1 п. 3 ст. 55). Открытие представительств (филиалов) требует наличия соответствующей информации в учредительных документах ЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55).

Руководство деятельностью представительства (филиала) осуществляет руководитель, который назначается ЮЛ и действует на основании доверенности (абз. 2 п. 3 ст. 55). Поэтому участники гражданского оборота вступают в правоотношения не с представительством (филиалом) ввиду отсутствия у них правосубъектности, а с создавшим их ЮЛ через физическое лицо — руководителя представительства (филиала), который является представителем ЮЛ по закону и действует в его интересах по доверенности (подробнее см. гл. 10 ГК). Полномочия руководителя должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях учредительных документов ЮЛ и положений о филиале (представительстве) либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель. При разрешении спора из договора, подписанного руководителем от имени филиала (представительства), и без ссылки на то, что договор заключен от имени ЮЛ и по его доверенности, следует выяснить, имел ли руководитель на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале (представительстве) и доверенности. Сделки, совершенные руководителем при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени ЮЛ. Руководитель вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных ст. 187 ГК (п. 20 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

3. Представительства (филиалы) следует отличать от дочернего общества (ст. 105 ГК, ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, ст. 6 Закона об акционерных обществах), особенно если последнее состоит из одного лица, т.е. является одночленным (абз. 2 п. 1 ст. 66 ГК). Создание и представительства (филиала), и дочернего общества может протекать в условиях стремления ЮЛ распространить сферу своего экономического влияния на другие районы. Однако представительства (филиалы) не являются ЮЛ (а значит, испытывают больший контроль и влияние со стороны ЮЛ, которое в то же время ответственно за их деятельность); напротив, дочернее общество, хотя бы и одночленное, — ЮЛ со всеми вытекающими отсюда последствиями (в том числе самостоятельной ответственностью). Представительства (филиалы) могут создавать любые ЮЛ, дочернее общество — только хозяйственные общества и товарищества. Кроме того, при создании одночленным хозяйственным обществом дочернего общества следует учитывать ограничения, предусмотренные абз. 2 п. 2 ст. 88 и абз. 2 п. 6 ст. 98 ГК, которые не распространяются на случаи создания представительства (филиала).

Статья 55 ГК РФ. Представительства и филиалы юридического лица

Новая редакция Ст. 55 ГК РФ

1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

Комментарий к Ст. 55 ГК РФ

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами, их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55).

Необходимо иметь в виду, что соответствующие полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала.

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснить, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Необходимо также учитывать, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных ст. 187 (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.06.1996 N 6/8).

Другой комментарий к Ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Филиалы и представительства юридического лица являются его территориально обособленными подразделениями. Различие между представительством и филиалом заключается в том, что если представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица, т.е. с целью совершения для него юридических действий (п. 1 ст. 55), то деятельность филиала состоит в осуществлении как юридических, так и фактических действий, посредством которых могут выполняться все или определенная часть функций (целей) юридического лица, в том числе и функции представительства (п. 2 ст. 55).

В соответствии с абз. 3 п. 3 комментируемой статьи филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Как правило, филиалы и представительства создаются и ликвидируются самим юридическим лицом. Однако законодательство РФ предусматривает, что в отношении некоторых организаций вопросы создания и ликвидации их филиалов (представительств) находятся в компетенции ее собственника. Так, в соответствии с абз. 5 п. 3 ст. 8 Закона о высшем и послевузовском профобразовании филиалы государственных и муниципальных высших учебных заведений создаются учредителем (учредителями) по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.

2. Согласно п. 3 комментируемой статьи гражданская правосубъектность (правоспособность и дееспособность) филиалов и представительств производна от правосубъектности создавшего их юридического лица. Ее пределы определяются в соответствии с законом самим юридическим лицом в положении о данном филиале или представительстве. При этом законодательством РФ для некоторых видов юридических лиц может быть предусмотрена обязанность получения лицензии филиалом самостоятельно (такая обязанность предусмотрена, например, абз. 7 п. 3 ст. 8 Закона о высшем и послевузовском профобразовании).

Юридическое лицо наделяет филиал (представительство) соответствующим имуществом, которое учитывается одновременно на балансе филиала (представительства) и на балансе юридического лица. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств (филиалов), юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое было закреплено за филиалами (представительствами).

3. Руководитель филиала (представительства) назначается уполномоченным органом юридического лица. При этом представительства и филиалы юридического лица не являются его органами (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 16 сентября 1997 г. N 435/96 // Вестник ВАС РФ. 1998. N 1).

Для осуществления юридических действий от имени юридического лица организация должна выдать руководителю филиала (представительства) доверенность. Она выдается руководителю (директору) филиала (представительства) как конкретному физическому лицу, поскольку филиал (представительство) не является самостоятельным субъектом права.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 при определении компетенции руководителя филиала (представительства) необходимо исходить из того, что соответствующие полномочия руководителя должны быть удостоверены доверенностью и не могут основываться лишь на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, положении о филиале (представительстве) и т.п., либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала (представительства).

При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в положении о филиале или доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица.

Ст. 55 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 55. Представительства и филиалы юридического лица.

15 мая 2017

28 апреля 2017

27 апреля 2017

26 апреля 2017

20 сентября 2016

Что предпринять если заказчик нарушает законодательство, тонкости участия в закупках филиалов и представительств российских компаний и спорные вопросы участия в электронных торгах. Мы задали три вопроса Алексею Павлову — ведущему эксперту направления КонсультантПлюс компании «КАДИС».

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Если предприятие является филиалом АО и находится в сельской местности, чей юридический адрес учитывается для получения пособия до 3х лет, работающим на селе?

О применении УСН организацией, создающей филиалы

Добрый вечер. При перевозке груза транспортной компанией был нанесен ущерб имуществу. Акт о повреждении составлен. Компания отказывается оплатить ущерб, требуя документы, подтверждающие стоимость имущества. Но повреждено личное имущество, и чеки естественно не сохранились. Кроме того, груз был оценен при отправке, что указано в транспортных документах. Разве в данной ситуации не должна фигурировать при возмещении оценка, проставленная в договоре? Претензия к транспортной компании осталась без официального ответа. Головной офис компании в Москве, перевозился груз в регион, и там же был составлен акт о повреждении и в этот же филиал направлена претензия. Куда мне подавать иск? По адресу головного офиса, или по месту работы филиала. При всех контактах головной офис перенаправляет в филиал, куда подавалась претензия.

скажите пожалуйста, если при строительстве объекта капитального строительства требовался госстройнадзор, но проведен не был. А при вводе в эксплуатацию предоставление заключения госстройнадзора обязательно. Какие мероприятия необходимо осуществить для получения данного заключения. Все остальные документы необходимые для строительства есть?

Вопрос относится к городу Тверь

О применении УСН организацией, создавшей обособленное подразделение

Здравствуйте! Помогите разобраться: администрация предприятия центральный офис который находиться в другом регионе РФ (намного южнее), что бы не проводить сокращение штата по причине отсутствия объёмов работ в моём регионе район Крайнего Севера, хочет перевести подразделение, не меняя его название на новое место дислокации в другой более южный регион РФ. Сам я постоянно проживаю и работаю на постоянной основе по 5 дневной рабочей недели в подразделении данной компании территориально расположенном в РКС. Предлагают работу на идентичной должности, с таким же должностным окладом но уже без северного коэффициента и надбавки к з/п и всех дополнительных льгот согласно «Закона о Северах». Вопрос: имеет ли администрация компании предлагать данный вариант трудоустройства, в противном случае грозит при моём отказе по стечению 2-х месяцев с момента ознакомления с приказом увольнение с 2-х недельным пособием и компенсацией за неиспользованный отпуск. Как вы понимаете это не сокращение и совсем другие д/с. Подскажите, какую формулировку нужно указать в уведомлении (или совсем не подписывать) для последующего обращения и решения этого вопроса в трудовую инспекцию, прокуратуру или суд. И ещё где нужно будет подавать заявление по месту регистрации компании или по месту основного места жительства.

Вопрос относится к городу Komi

Уточнение от 4 мая 2015 — 09:58
Здравствуйте! В продолжении разговора, у меня будут уточнения по теме в моём ТД не прописан адрес нахождения подразделения, есть Приказ о его создании и Положение где указан почтовый адрес. Данное подразделение в котором я работаю не является обособленным и не имеет регистрации в Госорганах Республики. В кол/договоре компании при сокращении о переводе в другую местность не предусмотрено. С учётом этих обстоятельств администрация компании может при моём отказе в переезде в другую местность, просто уволить без сокращения. Спасибо.

Уточнение от 5 мая 2015 — 14:30
Хотел ещё добавить уточнение по вопросу данное подразделение в котором я работаю не является обособленным и не имеет регистрации в Госорганах Республики. В кол/договоре компании при сокращении о переводе в другую местность не предусмотрено. Юрист и ОК компании данную проблематику трактуют вот так: » Одним из оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя является ликвидация предприятия. Правила о расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации применяются при прекращении деятельности филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, расположенных в другой местности (ч. 4 ст. 81 ТК РФ). Хотя указанная норма наряду с филиалами и представительствами юридического лица называет и иные обособленные структурные подразделения, расположенные в другой местности, с точки зрения гражданского законодательства обособленными структурными подразделениями юридического лица, расположенными в другой местности, являются только филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ). Нормы Налогового кодекса РФ не распространяют своего действия на трудовые отношения (п. 1 ст. 2 НК РФ). ЭГБ «Полюс» является структурным подразделением Общества, не являясь при этом ни представительством, ни филиалом. Таким образом, изменение местонахождения ЭГБ «Полюс» безусловно является изменением организационных условий труда. Ст. 74 ТК РФ не запрещает работодателю изменять условия труда при неизменности трудовой функции работника. Согласно ст. 74 ТК РФ, в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя (т.е. в одностороннем порядке). О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 ТК РФ. В соответствии со ст. 178 ТК РФ, выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора в связи с отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (пункт 7 части первой статьи 77 ТК РФ). Таким образом, поскольку на основании приказа №100-31/57 от 30.04.2015г. имеет место изменение организационных условий труда (места работы) без изменения трудовой функции, о чем работники экспедиции и были уведомлены, прекращение трудовых отношений с работниками не согласившимися продолжать трудовые отношения по новому адресу, на основании ч.4 ст.74ТК РФ и п.7 ч.1 ст.77 ТК РФ является обоснованным». Кто прав . Спасибо.

Исходя из статьи 55. можно сделать вывод, что в филиале не обязательно назначать гл бухгалтера, бухгалтерский учет будет вестись в головной орг-ии, даже если у филиала планируется свой р/с

Вопрос относится к городу Санкт Петербург

Здравствуйте! Обязан ли филиал Московского банка , работающий в г. Владивосток регистрироваться в налоговой службе г. Владивостока с получением своего ИНН и других реквизитов юр. лица по месту нахождения во Владивостоке? Куда делать запрос о реальности сделанного банком платежа пошлины за исковое заявление? С уважением, Светлана Петровна.

Вопрос относится к городу Владивосток

Организация находится на УСН. Если в другом городе открою обособленное подразделение я автоматом перехожу на ОСНО?

Вопрос относится к городу Воронеж

О применении ЕНВД в отношении розничной торговли с транспортных средств.

Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

СТ 55 ГрК РФ.

1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

13) подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, и если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны. Местоположение границ такой зоны должно быть согласовано с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении такой зоны (границ такой зоны), за исключением случаев, если указанные органы являются органами, выдающими разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Предоставление предусмотренных настоящим пунктом документов не требуется в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства и в результате указанной реконструкции местоположение границ ранее установленной охранной зоны не изменилось.

3.1. Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

3.2. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

3.3. Документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7, 8, 12 и 13 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

3.4. По межведомственным запросам органов, указанных в части 2 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), предусмотренные частью 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся эти документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

4. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.

4.1. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы. Документы, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи, в которых направление указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи документов осуществляется исключительно в электронной форме.

5. Орган или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

6. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи;

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства;

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка градостроительным регламентом.

6.1. Неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

7. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и количестве этажей планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 — 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, а в случае строительства или реконструкции объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения также предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса раздела проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренного пунктом 4 части 9 статьи 51 настоящего Кодекса описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением случая, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства осуществлялись в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства).

8. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

9. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос», выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

10.1. Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

10.2. В случае, предусмотренном пунктом 13 части 3 настоящей статьи, обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию являются представленные заявителем текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны. При этом данное разрешение одновременно является решением об установлении охранной зоны указанного объекта.

11. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.

11.1. После окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.

11.2. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия разрешение на ввод в эксплуатацию такого объекта выдается с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

12. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

13. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию орган, выдавший такое разрешение, направляет копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства.

Комментарий к Ст. 55 Градостроительного кодекса РФ

1. Проверка соблюдения градостроительных требований на стадии ввода объекта в эксплуатацию является дополнительной гарантией того, что даже при нарушении экологических и иных требований на более ранних стадиях проектирования и строительства объекта, такие объекты не будут работать без устранения выявленных нарушений. Достижению этой же задачи служит четкое закрепление взаимных прав и обязанностей застройщиков (заказчиков) и органов государственной власти и органов местного самоуправления, как в комментируемой статье, так и иных статьях данной главы.

Комментируемую статью ГрК РФ следует рассматривать в контексте Закона о техническом регулировании. До вступления в силу соответствующих технических регламентов действует старая схема по проверке соответствия параметров принимаемого в эксплуатацию объекта санитарным правилам приемочной комиссией в порядке, указанном ст.12 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и иных нормативно-правовых актах.

Согласно п.3 ст.7 Закона о техническом регулировании, в техническом регламенте в целях его принятия могут содержаться правила и формы оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия), определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия в отношении каждого объекта технического регулирования и (или) требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме. Следовательно, предусмотренная комментируемой статьей процедура является одной из разновидностей форм оценки соответствия параметров объекта требованиям технических регламентов. При этом учет, например, экологических требований в свете Закона о техническом регулировании и норм данной главы будет происходить следующим образом. Как отмечается ч.6 комментируемой статьи, будет являться правомерным решение об отказе в выдаче разрешения на строительство, в случае отсутствия разрешения на строительство (когда оно необходимо в силу закона) либо иного документа, предусмотренного ч.3 комментируемой статьи, а также:

а) не соответствия объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка. Как следует из ч.3 ст.44 ГрК РФ, в составе градостроительного плана земельного участка указывается, например, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке. Однако не требуется предоставление градостроительного плана земельного участка для ввода объекта в эксплуатацию в случае, если разрешение на строительство выдано до введения в действие ГрК РФ, а также в некоторых иных случаях (ч.2 ст.4 Вводного закона).

Следовательно, если параметры построенного объекта капитального строительства не совпадают с предусмотренными градостроительным планом (построен экологически опасный объект, объемы негативного воздействия которого на состояние окружающей среды выходят за установленные рамки), то ввод такого объекта в эксплуатацию будет правомерно запрещен.

б) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации. Согласно ч.12 ст.48 ГрК РФ, в состав проектной документации объекта капитального строительства в обязательном порядке включается раздел, содержащий перечень мероприятий по охране окружающей среды. Его отсутствие влечет за собой тот же запрет на ввод объекта в эксплуатацию.

в) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство. При выдаче разрешения на строительство в обязательном порядке к заявлению об его выдаче должно прикладываться положительное заключение государственной экспертизы проектной документации. Как следует из ч.5 ст.49 ГрК РФ, предметом данной экспертизы как раз и является оценка соответствия проектной документации экологическим, санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям (например, требованиям о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию хозяйственных и иных объектов, влияющих на состояние водных биоресурсов и среду их обитания (ст.50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).

Следовательно, без учета экологических и иных требований безопасности объекта капитального строительства не будет положительного заключения экспертизы и, автоматически, разрешения на строительство.

Отслеживать исполнение указанных экологических, градостроительных и иных требований будут органы государственного строительного надзора. При этом примечательно, что ч.7 ст. 54 ГрК РФ не допускает осуществление при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства иных видов государственного надзора, кроме государственного строительного надзора. Данную норму нельзя толковать как возможность появления муниципального строительного надзора и контроля, поскольку органы местного самоуправления, как известно, не входят в систему органов государственной власти. Мы полагаем, что такие функции за органами местного самоуправления не закреплены ни комментируемым законом, ни Законом о местном самоуправлении. Другое дело, что орган исполнительной власти РФ или субъекта РФ может наделить на определенный срок или бессрочно конкретный орган местного самоуправления государственным полномочием в соответствующем порядке, в том числе и в части государственного надзора при строительстве, реконструкции, ремонте объектов капитального строительства.

2. Необходимо иметь в виду, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию имеет четко определенную сферу действия, привязанную к сфере действия разрешения на строительство. Поэтому не требуется получения на ввод объекта в эксплуатацию, например, при строительстве гражданином гаража либо садового домика (см. ч.17 ст.51 ГрК РФ). Разрешения же на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим и юридическим лицам до введения в действие ГрК РФ, признаются действительными.

До установления Правительством РФ формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию определяется уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления (ст.8 Вводного закона). При этом если бесплатность выдачи разрешения на строительство четко предусмотрена ч.15 ст.51 ГрК РФ, то комментируемая статья применительно к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию оставляет данный вопрос открытым.

Весьма характерным является установление четко определенных сроков выдачи государственными и муниципальными должностными лицами разрешений на ввод объекта в эксплуатацию. На проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства и принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) заявителю разрешения на строительство им отводится десять дней. При этом отказ в выдаче разрешения на строительство должен быть мотивирован и может быть оспорен в судебном порядке. Данная норма обеспечит своевременность и правильность выдачи разрешений на строительство и позволяет создать правовые основы борьбы с затягиванием сроков выдачи документов.

3. Правовые последствия получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию наиболее ярко показаны в Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Они заключаются в том, что по договору участия в долевом строительстве застройщик может передать возведенный им многоквартирный дом участникам долевого строительства только после получения разрешения на ввод в эксплуатацию такого объекта (ст.4). При этом на застройщика возлагается обязанность по передаче объекта долевого строительства в срок не более двух месяцев (но не позднее предусмотренного договором срока) с момента получения разрешения на строительство (п.3 ст.8).

Кроме того, согласно ст.16 того же закона, основанием для государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства являются документы, подтверждающие факт его постройки (создания), — разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в состав которых входит объект долевого строительства, и передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства. Застройщик передает разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или нотариально удостоверенную копию этого разрешения в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации права собственности участников долевого строительства на объекты долевого строительства не позднее чем через десять рабочих дней после получения такого разрешения.

4. За нарушение предусмотренных законодательством требований о вводе объектов в эксплуатацию предусмотрена административная, дисциплинарная, уголовная и иные виды юридической ответственности. Так, КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических требований при вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов (ст.8.1), нарушение норм и правил безопасности при вводе в эксплуатацию гидротехнического сооружения (ст.9.2), нарушение правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию, в том числе заселение жилых домов и использование гражданских и производственных объектов без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию (ч.2 ст.9.2), а также ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов осуществляющих государственный надзор на указанных объектах (ст.9.9).

Согласно ст.246 УК РФ, нарушение правил охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, могут быть привлечены к уголовной ответственности. Специальной нормой (ст.255 УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил охраны и использования недр при вводе в эксплуатацию горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.

Смотрите еще:

  • Устиновский мировой суд участок 3 Устиновский мировой суд участок 3 Судебный участок № 3 Устиновского района г.Ижевска Удмуртской Республики Аппарат мирового судьи Мировой судья Азиева Екатерина Юрьевна Помощник мирового судьи Расстриженкова Нина […]
  • Право на достоинство личности ограничение Статья 56 Конституции РФ 1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные […]
  • Санкт-петербург займу деньги под расписку Дам деньги в долг в Санкт-Петербурге частное лицо Оформляем кредит через один,свой банк. Работаем с любой кредитной историей. Работаем с испорченной кредитной историей, просрочками, стоп листами и т.п. Проводим заявку […]
  • Как пройти медкомиссию на водительские права череповец Водительская комиссия в Вологде и Череповце. Для того чтобы получить водительские права в Череповце или Вологде, необходимо пройти водительскую комиссию. Сделать это можно в любой поликлинике города Вологды или […]
  • Комментарии к статье 22 гк рф Статья 22. Недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина 1. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных […]
  • Полежаевский материнский капитал Материнский капитал в Омске и Омской области Статистические данные свидетельствуют о росте рождаемости в Омской области в течение нескольких последних лет. Источником позитивных изменений является грамотная социальная […]