17 система местного самоуправления

Статья 17. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

1. В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, указанных в статьях 15 и 16 настоящего Федерального закона, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

2. Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

3. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

См. комментарий к статье 17 настоящего Закона

Иногда оно подстраивалось как бы к городскому, образуя его нижний, второй «уровень». Иногда сословно-профессиональное самоуправление первенствовало в городах, а общегородские.

4. Местное самоуправление. Поскольку с образованием единого государства и принятием Конституции и Билля о правах, сформулировавшего принцип остаточной компетенции штатов.

Должностное лицо местного самоуправления – выборное либо работающее по контракту лицо.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской … — отсутствие целостной системы государственного территориального управления

Рождение городского самоуправления исторически было связано с сословным и … Внутреннее городское управление в странах Западной Европы, связанных с.

Впоследствии общинно-вотчинное управление закономерно стало перерастать в общее.

Государство и самоуправление. Государственная организация эпохи феодализма не исчерпывала полностью потребности обществ в административном и даже политическом.

3.3. Функции местного самоуправления. Конституцией РФ населению предоставлено право на местное самоуправление, самостоятельное решение вопросов местного значения.

5) установления порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью

Анализ ст. 3, 12, а также гл. 8 Конституции РФ показывает, что местное самоуправление, его органы не входят в систему государственной власти.

Конкретные формы осуществления местного самоуправления, структура органов местного … 2) организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и.

§ 1. Сущность, системы и компетенция местного самоуправления и управления. … Местное самоуправление — это один из устоев современной демократической системы управления.

В Англии уже в средние века земское (территориальное) самоуправление получило наибольшее распространение.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130), местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные.

Советская «социалистическая» система управления на местах в корне отличается от других прежде всего тем, что она, в сущности, отрицает местное самоуправление, а управление.

Еще одна форма осуществления народовластия–органы местного самоуправления. … Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий; оно обеспечивает решение.

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

3. Политико-административное устройство штатов и союзных территорий. Местное самоуправление и управление.

Местное самоуправление, предполагающее известную децентрализацию власти, самостоятельность органов местного самоуправления, стало формироваться в Российской.

Даниил Иванов. Местное самоуправление в Московском царстве

После прекращения деятельности вече и укрепления самодержавия на Руси местное самоуправление не исчезло, но приняло другие формы. Основными реформаторами стал Иван Грозный и его мать Елена Глинская.

С исчезновением веча демократия на Руси не исчезла насовсем. Новым этапом развития демократических институтов в Московском царстве стала губная реформа, затеянная в 1539 году матерью Ивана Грозного Еленой Глинской (самому Ивану IV тогда было 9 лет).

Были созданы новые органы местной власти – губные и земские избы во главе с губными и земскими старостами. Принципиальная новизна вновь создаваемых органов власти заключалась в том, что они были не назначаемыми, а выборными, причем во время выборов соблюдался принцип представительства от местных сословных групп.

Выбранным старостам поручили борьбу с наиболее опасными для государства преступлениями — «разбоями». В соответствии с положениями губной реформы дела о «лихих людях» изымались из ведения наместников и волостелей и передавались в ведение губных старост, которых выбирало провинциальное дворянство, а в черных землях — земских старост «(излюбленных голов)», избиравшихся зажиточным крестьянством. Что же такое «губа» в данном случае? Это наиболее крупный территориальный округ в России ХVI-ХVII вв. Примерно совпадал с волостью, а с ХVI в. — с уездом (хотя, впрочем, иногда губа могла включать и 2 уезда). Изначально губы существовали далеко не повсеместно (как нечто вроде эксперимента). Кроме того, губные учреждения на местах были созданы не путем ликвидации системы кормлений, а параллельно им, с тем, чтобы постепенно их вытеснить. Кормление — система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения. Она неизбежно порождала произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. В значительной степени именно необходимостью избавления от этого произвола и была вызвана реформа местного самоуправления.

Следующим значительным этапом реформы стал указ Ивана Грозного под названием «Приговор царской о кормлениях и о службах» лета 7064 (1555-1556 гг.). Кормление было окончательно отменено, в уездах и волостях, где не было помещичьего землевладения, черносошные крестьяне (крестьяне, которые несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу государства) и посадские люди получили право выбирать «излюбленных голов» (старост) и «лучших людей» — земских судей, целовальников. Требования к кандидатам были следующие: прожиточность (т.е. определенная мера состоятельности), грамотность и благонадежность.

Делопроизводство вел выборный земский дьяк. В своей работе они опирались на выборных от крестьянской общины — сотских, десятских, пятидесятских. Все земские выборные избирались на неопределенный срок, но могли быть переизбраны. Позже были введены ежегодные выборы.

Земские органы собирали подати, разбирали гражданские и второстепенные уголовные дела черносошных крестьян и посадских людей. В качестве наказания по обычным уголовным делам применялись битье кнутом на торговой площади, денежные взыскания. За серьезные, особенно противоправительственные, преступления полагалась казнь. К середине XVI в. органы губного и земского самоуправления функционировали как минимум в 160 городах России (без учета Украины и Сибири), а к середине XVII в. — в 226 городах.

Характерно формальное сходство с аналогичными процессами в европейских странах, где «вольные права» городам жаловались властью монаршей или феодальной. Уставные грамоты в содержательной части, в основном, совпадали с хартиями вольностей, регламентируя порядок формирования, состав, систему, а также компетенцию отдельных органов и должностных лиц, ответственность последних в случае неисполнения ими своих обязанностей. Особенностью русского права была более подробная характеристика полицейских и судебных функций.

Большие полномочия органов местного самоуправления позволяли минимизировать число чиновников. Во второй половине 17 века население Московского царства составляло 10-12 млн. человек. При этом к середине 17 века в государстве насчитывалось около 80 приказов, численность которых сильно варьировалось – от 3 до 400 человек. В 1640 году в Москве было 837 приказных людей. В 1660-е годы во всём государстве было порядка 100 дьяков(член приказа в качестве товарища бояр или непосредственный начальник приказа) и 1000 подьячих. К концу 17 века число приказных в Москве возросло до 3 тысяч человек. Таким образом, страной в 10-12 млн. человек управляло 3 тысячи чиновников. Или по 1 чиновнику на 3-4 тыс. человек населения. Во Франции конца 16 века на службе короля было не менее 30 тыс. чиновников, или 1 чиновник на 670 человек (её население на тот момент было примерно 20 млн.). Очевидно, что в этом плане государственное управление в Московском царстве было значительно эффективней, чем во Франции того времени – именно за счёт широкого самоуправления на местах.

К сожалению, в современной России, при современных средствах информатизации, связи и транспорта, насчитывается 1.46 млн. чиновников, или 1 чиновник на 1000 человек. Но это уже тема для отдельного разговора.

16.Система местного самоуправления в Российской Федерации.

Система местного самоуправления – это совокупность структурных элементов составляющих местное самоуправление.

Органы местного самоуправления: 1)представительный орган муниципального образования; 2)глава муниципального образования;

3)местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования); 4)контрольный орган муниципального образования; 5)иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, срок полномочий, а также иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек – на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Органы государственной власти субъекта РФ проводят местный референдум или сход граждан по данному вопросу, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума (схода граждан) выступила группа избирателей муниципального образования численностью не менее 3 процентов от общей численности избирателей муниципального образования. В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются: структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления; порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

17.Понятие правовых основ местного самоуправления. Принципы правового регулирования местного самоуправления.

Конституция РФ, федеральные законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления, которое определяется следующими факторами. Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление как особый уровень власти в государстве, специфическую форму осуществления народовластия, относя при этом местное самоуправление к основам конституционного строя Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

Таким образом, Конституция определяет пределы правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых, общих для всей территории России основ построения и функционирования местной, муниципальной власти.

Конституция РФ закрепляет в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муниципального развития в нашей стране.

К ним относятся, прежде всего, положения о признании и равной защите муниципальной собственности наряду с другими формами собственности; о праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

Кроме того, Конституция РФ, признавая право граждан на местное самоуправление, гарантирует его осуществление в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций через формы прямой и представительной демократии. Она определяет также сферу деятельности местного самоуправления, вопросы местного значения, допуская при этом возможность делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Конституция РФ устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления:

•самостоятельность определения структуры органов местного самоуправления;

•необходимость учета мнения населения при изменении границ, территории местного самоуправления;

•обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств;

•компенсация дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;

•запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами, а также судебная защита этих прав. Основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, закрепляемые Конституцией РФ, получили развитие в Законе об общих принципах организации местного самоуправления. В нем определены единые принципы формирования и развития основ местного самоуправления в нашей стране: правовых, территориальных, организационных и финансово-экономических.

Вместе с Конституцией РФ, Европейской хартией местного самоуправления он составляет, таким образом, юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Федерации.

При этом следует учитывать особую роль Закона об общих принципах организации местного самоуправления в системе федеральных законов.

Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления

1.Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

2.Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

3.Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

Система местного самоуправления в РФ: понятие, структура. Статьи по предмету Муниципальное право

СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА

А.Т. КАРАСЕВ, А.В. ЕЛЬКИНА

Карасев Анатолий Тихонович, профессор кафедры конституционного права УрГЮА, доктор юридических наук, профессор.

Елькина Александра Вячеславовна, соискатель кафедры конституционного права УрГЮА.

Системные представления об окружающей человека действительности развивали многие великие ученые: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, К. Линней, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, В. Ленин, А. Богданов, Л. фон Берталанфи. Большой научный вклад в развитие теории систем внесли Н. Винер, И. Блауберг, М. Месарович, А. Уемов, Ю. Урманцев, В. Садовский, Ю. Черняк, У. Эшби и многие другие. Термин «система» употребляется в разных значениях. Так, под системой понимается: «комплекс элементов, находящихся во взаимодействии» ; «нечто такое, что может изменяться с течением времени», «любая совокупность переменных. свойственных реальной логике» ; «множество элементов с соотношением между ними и между их атрибутами» ; «совокупность элементов, организованных таким образом, что изменения, исключения или введение нового элемента закономерно отражаются на остальных элементах» ; «взаимосвязь самых различных элементов», «все состоящее из связанных друг с другом частей» ; «отображение входов и состояний объекта в выходных объекта» и т.п.
———————————
Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования: Ежегодник. М., 1973. С. 29.
Агошкова Е.Е., Ахлибининский Б.В. // Вопросы философии. М., 1998. N 7. С. 170 — 179.
Холл А.Д., Фейджин Р.И. Определение системы // Исследования по общей теории систем. М., 1969. С. 252 — 282.
Топоров В.Н. Семантика и структура. М., 1983.
Бир С. Кибернетика и управление производством. М., 1965.
Месарович М. Теория иерархических многоуровневых систем. М., 1973. С. 125 — 140.

Современные исследователи продолжают развивать идеи своих предшественников. Так, например, В.Н. Волкова и А.Л. Денисов говорят о 30 определениях понятия «система» .
———————————
Волкова В.Н., Денисов А.Л. Основы теории систем и системного анализа. СПб., 1997.

Единого определения для понятия «система» нет и в настоящее время, но тем не менее все же более распространенным является определение, когда под системой понимают целостное образование, организованное в определенную структуру и взаимодействующее как самостоятельное целое с другими целостными образованиями.
Отличительным свойством системы является ее целостность. Комплекс объектов, рассматриваемых в качестве системы, представляет собой некоторое единство, целостность, обладающую общими свойствами и поведением. Система проявляется как целостный материальный объект, представляющий собой закономерно обусловленную совокупность функционально взаимодействующих элементов. Элементы осуществляют непосредственное участие в создании системы: без них, даже без какого-либо одного элемента, система не существует. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения. Элементы определяют сам характер связи внутри системы, т.е. природа и количество элементов обусловливают способ (структуру) их взаимосвязи.
Как и любое понятие, система конкретизируется в процессе рассмотрения ее основных свойств. Можно выделить четыре основных свойства:
1) система есть, прежде всего, совокупность элементов, которые при определенных условиях могут рассматриваться как системы; элементы являются всегда относительно самостоятельным целым, и если существуют элементы, то существует и система;
2) наличие существенных связей между элементами и (или) их свойствами, превосходящих по мощности (силе) связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему. Под существенными связями понимаются такие, которые закономерно, с необходимостью, определяют интегративные свойства;
3) наличие определенной организации, что проявляется в снижении степени неопределенности;
4) наличие качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности.
Система подразумевает, что ее элементы структурированы, находятся между собой в определенной упорядоченной связи и образуют в силу этого некоторую целостность . Различные элементы местного самоуправления находятся во взаимосвязи друг с другом, образуя систему местного самоуправления в Российской Федерации.
———————————
Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право. М., 2007. С. 42.

Существует несколько точек зрения ученых на толкование термина «система местного самоуправления». С.И. Кулиева под системой местного самоуправления предлагает понимать «совокупность взаимодействующих между собой самоуправляющихся систем, которые выступают в качестве составных частей» . По-другому подходят к определению системы местного самоуправления И.В. Выдрин и А.Н. Кокотов. По их мнению, система местного самоуправления — это совокупность местных сообществ жителей, муниципальных образований, их внутренних субъектов и институтов, взаимодействующих между собой и с внешней средой в процессе отправления самоуправленческих функций . Наиболее полной представляется точка зрения О.Е. Кутафина и В.И. Фадеева, в соответствии с которой под системой местного самоуправления следует понимать совокупность организационных форм местного самоуправления в рамках муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни .
———————————
Кулиева С.И. Местное самоуправление: конституционно-правовой статус и механизм функционирования. М., 1994. С. 40.
Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М., 2002. С. 48.
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2010. С. 141.

Единство системы местного самоуправления обусловлено тем, что она основывается на демократических принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных местных традиций и определяется населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно. Вместе с тем следует иметь в виду, что в отличие, например, от государственных органов Российской Федерации, образующих единую систему в рамках государства, местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующих муниципальных образований, а система местного самоуправления, сложившаяся в одном муниципальном образовании, совершенно не зависит от аналогичной системы в любом другом муниципальном образовании .
———————————
Там же. С. 133 — 134.

В качестве элементов системы местного самоуправления можно выделить следующие.
1. Формы осуществления местного самоуправления непосредственно жителями муниципального образования (глава 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (далее — Закон 2003 г. N 131-ФЗ )), в совокупности которых особое место занимают: местный референдум (ст. 22), муниципальные выборы (ст. 23), отзыв выборных лиц местного самоуправления (ст. 24) и другие.
———————————
Российская газета. N 202. 08.10.2003.

В этой группе особую роль играют муниципальные выборы. Это такая форма прямой демократии, которая обеспечивает непосредственное участие граждан в формировании выборных органов местного самоуправления и избрании выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.
Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления в соответствии со ст. 33 Закона 2003 г. N 131-ФЗ должны основываться на указанных в этой статье принципах. Этих принципов всего два.
Прежде всего, это — законность, т.е. соблюдение положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в процессе осуществления местного самоуправления.
Второй принцип — добровольность непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Это означает, что никто, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления, не могут принуждать граждан к участию в этом.
2. Следующий элемент — это деятельность органов местного самоуправления, включающая в себя: выборные коллегиальные органы (представительный орган, ст. 35), выборные единоличные органы (глава муниципального образования, ст. 36), невыборные, сформированные (назначенные) выборными органами или в ином порядке, предусмотренном уставом муниципального образования (глава местной администрации, местная администрация, ст. 37) .
———————————
См.: Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Указанная работа. С. 133 — 134.

Местное самоуправление осуществляет свою деятельность посредством органов, созданных для этой цели. Они в своей совокупности образуют единую систему, управляемую субъектом управления (руководителем муниципального образования), где сфера управления определяется исходя также из задач и функций местного самоуправления.
Отношения между органами и должностными лицами в муниципальных образованиях можно определить как внутрисистемные, поскольку они возникают при самостоятельном формировании управленческих структур в муниципальном образовании, определении системы органов и их взаимодействий, при распределении обязанностей между органами местного самоуправления и т.д. Существуют и внешние управленческие отношения с органами государственной власти, например, при исполнении органами местного самоуправления государственных полномочий (с органами государственной власти).
3. Значимым элементом системы местного самоуправления выступают инициативные формы участия жителей в местном самоуправлении (территориальное общественное самоуправление, клубы по интересам, связанные с решением вопросов местного значения, собрания граждан по месту жительства, народная правотворческая инициатива, участие в публичных слушаниях, обращения в органы местного самоуправления, обсуждение проблем, связанных с решением вопросов местного значения, в СМИ и т.п.). Инициативные формы участия жителей в местном самоуправлении — это та деятельность, на которую органы местного самоуправления обязаны реагировать, но они вправе как принимать к исполнению предложения граждан, выдвинутые в инициативном порядке, так и отказаться от реализации тех или иных предложений по мотивам нецелесообразности.
4. Не менее важным элементом является и деятельность муниципальных служащих. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) , имеющая целью обеспечение исполнения решений, принятых населением непосредственно, органами местного самоуправления, а также обеспечение гражданам условий для реализации инициативных форм участия в местном самоуправлении.
———————————
Российская газета. N 47. 07.03.2007.

Кроме внутренних структурообразующих взаимосвязей каждая целостная система должна иметь и свои собственные индивидуальные параметры, позволяющие ей на равных взаимодействовать с другими системами. Таким атрибутом системы местного самоуправления является прежде всего ее самостоятельность. «Под самостоятельностью местного самоуправления, — отмечает А.А. Замотаев, — следует понимать право населения муниципального образования непосредственно или через своих представителей без вмешательства каких-либо властных структур определять круг вопросов местного значения, принимаемых к своему ведению, и решать их, действуя в соответствии с законами и нормативными актами муниципального образования и в пределах, установленных ими» . Предпосылкой же целостной системы является ее неоднородность и противоречивость . Неоднородность элементов системы местного самоуправления не должна быть продиктована лишь оценками их совместимости и целесообразности сочетания в единой системе. Взаимосвязь элементов системы предполагает реальность и объективную возможность их совместного сосуществования. Неоднородность этих компонентов вызывает действие противоречивых сил, способствующих сцеплению компонентов, движению и развитию всей системы.
———————————
Замотаев А.А. Государственная власть и местное самоуправление в России // Проблемно-тематический сборник. М., 1998. С. 65.
Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. С. 65.

Как любой социальной системе, местному самоуправлению свойственна открытость, то есть способность адаптироваться к окружающей среде и воспринимать из нее полезные для развития системы свойства. Под влиянием окружающей среды проявляется такое свойство системы местного самоуправления, как самоорганизация. По словам Б.Г. Юдина, «самоорганизующиеся системы — это системы, способные при активном взаимодействии со средой изменять свою структуру, сохраняя в то же время целостность, и, действуя в рамках закономерностей, присущих окружению, выбирать одну из возможных линий поведения» . Особенностью проявления самоорганизации системы местного самоуправления является осуществление ее в рамках правовых норм. Однако это не может свидетельствовать о какой-то неполноценной самоорганизации, поскольку право само представляет собой «. динамическую, в известной степени саморегулирующуюся, самонастраивающуюся систему» .
———————————
Юдин Б.Г. Проблемы методологии системного исследования. М., 1970. С. 360 — 361.
Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 182.

Система местного самоуправления — это саморегулируемая система, способная при активном взаимодействии со средой изменять свою структуру, сохраняя в то же время целостность, а также выбирать одну из возможных линий поведения . Особенностью проявления системы местного самоуправления является осуществление ее в рамках правовых норм. Однако это не может свидетельствовать о какой-то неполноценной самоорганизации, поскольку право само представляет собой «. динамическую, в известной степени саморегулирующуюся, самонастраивающуюся систему» .
———————————
Юдин Б.Г. Методологические проблемы исследования самоорганизующихся систем. В кн.: Проблемы методологии системного исследования. М., 1970. С. 360 — 361.
Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 182.

Система местного самоуправления не сможет самостоятельно отрегулироваться, если внутри нее не будет устойчивости — т.е. когда система возвращается к исходному состоянию после прекращения воздействия, которое вывело ее из этого состояния. Устойчивость проявляется в виде способности приспосабливаться к изменяющимся условиям, и в этом случае очень важно установить все связующие элементы системы, принципы, то есть общие правила, по которым действуют все элементы системы, но не как автономные образования, а как единый организм. Устойчивость достигается в результате многократного взаимодействия элементов в рамках системы по единым принципам. Только в совокупности всех этих аспектов система местного самоуправления сможет выполнить свое предназначение и обеспечить устойчивость жизнедеятельности населения муниципальных образований.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

§ 3. Функции местного самоуправления

Под функциями местного самоуправления следует понимать основные направления муниципальной деятельности, отражающие роль местного самоуправления в публичном управлении.

В настоящее время в научном сообществе нет единства мнений относительно перечня функции местного самоуправления. Тем не менее, исходя из места местного самоуправления в публичном управлении в Российской Федерации и сложившейся системы полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, можно говорить о трех группах функций местного самоуправления:

функции по решению вопросов местного значения;

функции по осуществлению государственных полномочий, переданных на исполнение органам местного самоуправления;

факультативные (дополнительные) функции.

Очевидно, что каждая из названных групп функций в муниципальных образованиях может существенно различаться в зависимости от вида муниципального образования (включая особенности организации местного самоуправления, предусмотренные главой 11 федерального закона № 131-ФЗ), подхода субъекта Российской Федерации в наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и т.д. Поэтому целесообразно дать характеристику первой группы функций – функций местного самоуправления по решению вопросов местного значения, объединив их по признаку юридических свойств решаемых вопросов:

1) Обеспечение участия населения в решении местных дел. Данная функция предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления. Именно на местах – в общинах, сельских и городских поселениях, в которых проживает население, реализуется его участие в управлении местными делами.

2) Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Муниципальная собственность согласно ч. 2 ст. 8 Конституции РФ признается и защищается равным образом среди других форм собственности и составляет материальную базу местного самоуправления, без которой оно не может выполнять возложенные на него полномочия. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой и гарантией осуществления других функций местного самоуправления.

3) Обеспечение социально-экономического развития соответствующей территории. Органы местного самоуправления принимают программы развития соот­ветствующей территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

4) Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах. Зачастую данную функцию называют функцией социально-бытового обслуживания населения. Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населению услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.

5) Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории. Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. При осуществлении этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка (например, народные дружины).

Основные задачи по обеспечению данной функции Федеральный закон № 131-ФЗ возлагает на органы муниципальной милиции. Однако в отсутствии специального федерального закона, определяющего порядок организации и деятельности муниципальной милиции, вступление соответствующих правовых норм в юридическую силу отложено.

Основным субъектом обеспечения правопорядка на территории муниципального образования является полиция 1 . Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Одним из основных направлений деятельности полиции является обеспечение правопорядка в общественных местах.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, должностным лицам этих органов.

Тема 17. Концепция местного самоуправления: понятие, теории, признаки и функции;

Часть II. СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

По достижению предельного возраста пребывания на гражданской службе или ранее (например, в связи с истечением срока служебного контракта, по иным основаниям) гражданский служащий увольняется с гражданской службы.

Гражданский служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с трудовым, пенсионным законодательством и законодательством о гражданской службе.

Контрольные вопросы к теме 16

1. Раскройте понятие и основные функции государственной службы.

2. Правовой статус государственного служащего.

3. Управление государственной службой

4. На какие категории и группы подразделяются должности государственной гражданской службы

17.1. Понятие местного самоуправления

Понятие «самоуправление» еще недавно считалось в нашей стране чисто академическим в смысле его оторванности от реальной жизни. В настоящее время оно приобрело характер общеупотребительного. Однако «самоуправление» во многом остается для нас новым понятием. Рассмотрим его в сопоставлении с более общим и разработанным понятием – «управлением».

Управление – это внешнее воздействие, «поступающее» в систему извне, субъект управления воздействует на объект. В сложных социально-экономических системах существует несколько уровней управления. На нижнем уровне управления при наличии определенной свободы и самостоятельности появляются элементы самоуправления.

В прямом смысле слова термин «самоуправление» означает «сам управляю собой, своими делами», что предполагает определенного рода автономность, независимость субъекта при решении своих внутренних проблем.

Самоуправление – это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой, когда субъект и объект управления совпадают.

Государство как особо сложная социально-экономическая система имеет несколько уровней управления и соответственно несколько уровней публичной власти. В демократичном обществе местная власть функционирует на принципах самоуправления. В Российской Федерации как демократическом и федеративном государстве признается и гарантируется местное самоуправление.

В концепции местного самоуправления, принятой в настоящее время в мире, получило выражение либеральное представление о том, что граждане должны сами управлять своей жизнью, а роль государства – оберегать их от внешних врагов и следить за повсеместным соблюдением законов. Инструментом такого народного управления выступают органы местного самоуправления, которые в этом отношении нужно отличать от органов государственной власти по их роли и функциям в обществе.

Полноценное управление государством из единого центра или даже из центров субъектов федерации (в федеративном государстве) невозможно. Именно по этой причине в любой стране существуют муниципальные органы управления. Их существование продиктовано необходимостью управлять более мелкими территориальными единицами, причем управление это носит по преимуществу не политический, а хозяйственно-бытовой характер.

Непосредственные насущные потребности человека в большей мере сосредоточены не в рамках государства или региона, а в рамках той непосредственной территориальной единицы, в которой он проживает. Ему необходимо, чтобы его дом обслуживался коммунальными службами, чтобы в его населенном пункте работали магазины, школы, детские сады, чтобы функционировали дороги и так далее. Все эти непосредственные жизненные потребности человек не может решить самостоятельно. В то же время они сосредоточены на небольшой территории, поэтому для их решения и сложилась схема деления государства или региона (в федеративном государстве) на небольшие территориальные единицы, имеющие единую инфраструктуру, которая может автономно управляться для обеспечения непосредственных нужд ее жителей.

Понятие «местное самоуправление» многопланово и может быть рассмотрено в различных смысловых контекстах как:

— воплощение права граждан на управление местными делами;

— один из ключевых принципов конституционного строя, обеспечивающий деление власти по вертикали;

— способ осуществления народом своей власти посредством деятельности органов местного самоуправления, ответственных перед народом;

— показатель развитости гражданского общества и зрелости демократии.

Мы можем сформулировать следующее общее определение.

Местное самоуправлениеформа народовластия, обеспечивающая населению, входящему в состав некоторого территориального коллектива, возможность самостоятельно и под свою ответственность в пределах, установленных законами, решать вопросы местного значения.

В основе учения о местном самоуправлении лежит мысль о том, что население и образуемые им органы гораздо лучше могут сами решать задачи повышения уровня и качества жизни, эффективнее помогать людям, нежели государственные органы, государственные чиновники при централизованном управлении местными делами. Местное самоуправление позволяет демократизировать сам процесс управления, обеспечиваемый аппаратом, менее бюрократизированным и более приближенным к повседневным нуждам людей, чем громоздкий аппарат государства.

Местное самоуправление имеет свои атрибуты и критерии.

Атрибутами местного самоуправления в соответствии с действующим европейским и российским законодательством являются: территория, население, выборные органы, формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении, местный бюджет, местные налоги и сборы, муниципальная собственность, местные нормативные акты.

Лишь наличие всех этих атрибутов позволяет говорить о реальном местном самоуправлении.

Местное самоуправление есть уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению, избираемый населением и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.

Основным содержанием процесса становления и развития местного самоуправления стал поиск оптимального соотношения во взаимодействиях между местным сообществом и государством.

В зависимости от целей местное самоуправление может фактически материализоваться либо только в виде общественного или государственного институтов, либо в виде их сочетания. В отечественной науке объективно не смогла сформироваться современная теория и методология местного самоуправления. В этих условиях первостепенное значение приобретает рассмотрение имеющихся в литературе разных научных взглядов на природу местного самоуправления, а также соответствующих теорий, не утративших научного значения до настоящего времени.

В общественной науке сложились три основные теории местного самоуправления: общественная, государственная и государственно -общественная.

На первых порах ученые отдавали предпочтение общественной теории местного самоуправления.

Общественная теория предполагает строгое разграничение государственных и общественных дел. Круг общественных дел отличен от государственных, государственное вмешательство во внутренние дела недопустимо. Носителем власти в обществе является народ. Следовательно, общественная теория исходит из противопоставления местного общества государству требуя, чтобы каждое ведало только своими собственными интересами.

Государственная теория рассматривает местное самоуправление как часть государственного устройства и исходит из невозможности точного разграничения общинных и государственных дел. Согласно этой теории общинные дела – часть государственных дел, переданных для их исполнения на местах. Источником общинной власти является государство.

В настоящее время наука и практика показали, что природа местного самоуправления не может быть однозначно определена. Затруднительно четко выделять естественные местные дела, отличные от общегосударственных. Местное самоуправление одновременно содержит в себе элементы как государственного, так и общественного образования, что нашло отражение в теории двойственной, государственно — общественной природы местного самоуправления.

Большинство современных ученых этой теории, которая предполагает выполнение общиной как местных дел, не требующих вмешательства и контроля со стороны государства, так и определенного круга дел государственного значения. В последнем случае органы местного самоуправления выступают агентами государства на местном уровне и действуют под контролем государства.

17.2. Основные сущностные признаки местного самоуправления

Основные сущностные признаки местного самоуправления,отличающие его от государственной власти:

Во-первых, местное самоуправление, обеспечивая самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами, является одной из структур гражданского общества.

Во-вторых, местное самоуправление представляет собой не государственное, а общественное явление. Оно качественно отличается от государства. Если центральная управленческая власть есть власть суверенная, верховная, могущая себя реформировать, то местное самоуправление – власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью, то есть законом. Однако система местного самоуправления – это не государство в государстве: она интегрирована в общую систему управления делами государства и общества, хотя и занимает в ней особое место, обладая определенной автономией.

В-третьих, следует учитывать разграничение сфер компетенций властейцентральных, региональных и местного самоуправления, то есть ограниченность круга дел, вверяемых местному самоуправлению. Обычно к ведомству местного самоуправления относят дела местного хозяйства, местные вопросы, которые связаны с повседневными нуждами жителей, а также некоторые общегосударственные задачи, которые на него возлагает государство.

В-четвертых, следует указать на принцип локально — территориальной ограниченности, который всегда сопутствует самоуправлению. Система самоуправления функционирует и развивается на законодательно оформленных нижних и верхних территориальных уровнях (например, город, село, волость, уезд, район и тому подобное). Это пространство, отличающееся определенной целостностью, обозначается границами.

В-пятых, местное самоуправление представляет собой совокупность выборных и иных органов и институтов власти, включая разнообразные формы прямого волеизъявления граждан: местные референдумы, собрания, (сходы), ,муниципальные выборы и другое. Эта совокупность функционирует как единый механизм и обеспечивает организационную обособленность, автономность местного самоуправления.

В-шестых, местное самоуправление организуется и функционирует как структура, учитывающая историческую, национальную, этническую, культурную и иную общности соответствующего населения. Это позволяет строить местное самоуправление и его деятельность в максимальной степени разнообразно.

В-седьмых, местное самоуправление предполагает единство самостоятельности и ответственности при решении всех вопросов местного значения.

В-восьмых, местное самоуправление, самостоятельно решая вопросы местного значения, в своей деятельности исходит из интересов населения соответствующей территории. Они выявляются, анализируются и учитываются в деятельности органов местного самоуправления.

В-девятых, местное самоуправление опирается на правовую базу. Ее составляет многоуровневая система нормативно — правовых актов, регулирующих вопросы организации и деятельности местного самоуправления, его взаимоотношения с обществом и государством.

В-десятых, местное самоуправление – сложноорганизованный объект социальной действительности с общими характеристиками системы. Его отличает территориальная, организационно-структурная и социально-экономическая целостность составляющих элементов, находящихся во внутреннем взаимодействии. Преимущественно здесь люди рождаются, учатся, работают, образуют семьи и так далее. Как раз системообразующая роль «человеческого фактора» обеспечивает целостность муниципального образования.

Местное самоуправление представляет собой ту специфическую ветвь власти, которая одновременно выполняет три основные функции::

Первая — функция власти, политическая функция. Как одна из форм публичной власти местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимает обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивает охрану общественного порядка и другие. властные функции.

Вторая — хозяйственная функция. Как организатор местного хозяйства органы местного самоуправления выполняют экономические функции по жизнеобеспечению местного сообщества, оказывают жителям ряд важнейших общественных услуг.

Третья — общественная функция. Как часть гражданского общества, органы местного самоуправления обеспечивают самоорганизацию граждан для решения вопросов местного значения.

Таким образом, местное самоуправление имеет несколько значений: форма народовластия; способ осуществления гражданских прав; институт организационно и функционально обособленный в систему управления обществом и государством.

Местное самоуправление представляет собой многогранное и многоаспектное явление, сложную систему с развитыми внутренними и внешними связями.

Контрольные вопросы к теме 17

1. В чем заключается главная идея, суть местного самоуправления?

2. В чем состоит отличие местного самоуправления от местного государственного управления?

3. В чем состоит отличие местного самоуправления от самоуправления в общественных организациях и почему местное самоуправление должно иметь форму публичной власти?

4. В чем отличие и преимущества определений местного самоуправления, данных в Европейской хартии местного самоуправления и в российском законодательстве?

5. Какие теории пытались объяснить природу местного самоуправления и в чем их суть?

6. Чьи интересы выражает в обществе местное самоуправление и в чем состоят эти интересы?

7. Какие функции выполняет местное самоуправление в современном обществе?

8. Каковы основные проблемы развития местного самоуправления в России?

9. Какому типу экономики и чему более всего соответствует идеология местного самоуправления?

Смотрите еще:

  • Защита прав потребителей горячая линия беларусь Как защитить нарушенные права потребителя ? Заведующий сектором по защите прав потребителей управления торговли и услуг Мингорисполкома : тел. (8-017) 220 28 83 МИНСКАЯ ОБЛАСТЬ Начальник отдела организации […]
  • Воинская часть богандинка Воинская часть богандинка © 2000-2018 Тюменская Интернет-газета «Вслух.ру» По вопросам рекламы – +7 (3452) 688-978, [email protected] Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-54790 […]
  • Торговля людьми и похищение человека Похищение человека; незаконное лишение свободы; торговля людьми 1. Похищение человека (ст. 126 Уголовного кодекса РФ). Объект – личная свобода. Объективная сторона – захват и перемещение человека в иное место помимо […]
  • Земельный закон 93-фз Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого […]
  • Куплю земельный участок в абакане Земельные участки в Абакане Стоимость: 1000000 Р. 17702.25 $ € 14440.43 Общая площадь: 6 кв.м. Продам или обменяю на 1к. квартиру ,участок в черте города Абакан,6 соток. Обращаться 89235844984,после 17ч. до […]
  • Как заполнить уточненный реестр по 2 ндфл Реестр справок 2-НДФЛ Актуально на: 16 марта 2016 г. Если справки 2-НДФЛ вы представляете в свою ИФНС на бумажном носителе, то к ним вы должны приложить Реестр сведений о доходах физических лиц за отчетный год […]