122 статья тк тс

Статья 122 (ТК ТС) Таможенного кодекса Таможенного союза. Таможенная проверка

1. Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.

2. Таможенная проверка проводится таможенным органом государства — члена таможенного союза в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства — члена таможенного союза.

Под проверяемыми лицами понимаются:

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;

лицо, осуществляющее временное хранение товаров;

владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;

уполномоченный экономический оператор;

иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;

лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

3. При таможенной проверке таможенными органами проверяются:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

6) соблюдение установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза;

7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза.

4. Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств — членов таможенного союза.

5. При проведении таможенной проверки могут использоваться иные формы таможенного контроля, установленные статьей 110 настоящего Кодекса.

6. Проведению таможенной проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения.

7. Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.

8. Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов государства — члена таможенного союза в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза.

9. При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления таможенными органами принимаются меры в соответствии с законодательством государства — члена таможенного союза.

10. Порядок проведения таможенной проверки определяется главой 19 настоящего Кодекса.

11. Результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

12. Порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется законодательством государств — членов таможенного союза.

Изменения — (ТК ТС) Таможенный кодекс Таможенного союза

Редакция от 10.10.2014

Изменение пункта 1 статьи 2.

Редакция от 16.04.2010

Изменение пункта 2 статьи 1. || Статья 2 — изложена в новой редакции. || Дополнение пункта 2 статьи 3 частью второй. || Пункт 3 статьи 3 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 3 пунктом 4. || Изменение подпункта 5 пункта 1 статьи 4. || Изменение абзаца второго подпункта 23 пункта 1 статьи 4. || Изменение подпункта 27 пункта 1 статьи 4. || Изменение подпункта 31 пункта 1 статьи 4. || Изменение подпункта 34 пункта 1 статьи 4. || Изменение подпункта 39 пункта 1 статьи 4. || Дополнение пункта 1 статьи 4 подпунктом 41. || Пункт 3 статьи 4 — изложен в новой редакции. || Дополнение пункта 8 статьи 5 частью второй. || Изменение подпункта 7 пункта 1 статьи 6. || Часть вторая пункта 2 статьи 8 — изложена в новой редакции. || Дополнение пункта 1 статьи 12 частью четвертой. || Пункт 4 статьи 12 — изложен в новой редакции. || Изменение пункта 5 статьи 12. || Изменение подпункта 1 статьи 13. || Изменение подпункта 3 статьи 13. || Подпункт 2 статьи 14 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 14 подпунктом 3. || Дополнение статьи 14 подпунктом 4. || Изменение пункта 3 статьи 16. || Дополнение статьи 16 пунктом 6. || Изменение пункта 2 статьи 18. || Часть первая пункта 3 статьи 18 — изложена в новой редакции. || Часть вторая пункта 3 статьи 18 — изложена в новой редакции. || Изменение части первой пункта 4 статьи 18. || Изменение подпункта 2 статьи 19. || Подпункт 5 статьи 19 — исключен. || Подпункт 3 статьи 20 — изложен в новой редакции. || Дополнение статьи 20 подпунктом 4. || Дополнение статьи 20 подпунктом 5. || Дополнение пункта 1 статьи 23 частью четвертой. || Пункт 3 статьи 23 — изложен в новой редакции. || Статья 25 — изложена в новой редакции. || Дополнение пункта 1 статьи 28 частью четвертой. || Пункт 4 статьи 28 — изложен в новой редакции. || Статья 30 — изложена в новой редакции. || Изменение подпункта 4 статьи 31. || Дополнение пункта 1 статьи 33 частью четвертой. || Изменение пункта 2 статьи 33. || Пункт 3 статьи 33 — изложен в новой редакции. || Статья 35 — изложена в новой редакции. || Изменение подпункта 4 статьи 36. || Изменение пункта 3 статьи 38. || Изменение подпункта 1 статьи 39. || Дополнение подпункта 1 статьи 39 абзацем. || Подпункт 6 статьи 39 — изложен в новой редакции. || Изменение пункта 3 статьи 42. || Изменение пункта 2 статьи 45. || Изменение наименования главы 6. || Изменение наименования статьи 50. || Изменение пункта 1 статьи 51. || Изменение части первой пункта 3 статьи 51. || Изменение абзаца первого пункта 4 статьи 51. || Изменение пункта 4 статьи 52. || Изменение части первой пункта 7 статьи 52. || Изменение пункта 7 статьи 53. || Изменение пункта 3 статьи 54. || Дополнение пункт 3 статьи 58 частью второй. || Изменение пункта 1 статьи 64. || Изменение пункта 2 статьи 64. || Дополнение статьи 64 пунктом 5. || Изменение пункта 1 статьи 65. || Изменение части второй пункта 3 статьи 65. || Изменение пункта 5 статьи 65. || Пункт 6 статьи 65 — исключен. || Изменение наименования статьи 67. || Изменение статьи 67. || Изменение пункта 2 статьи 69. || Изменение пункта 2 статьи 70. || Дополнение статьи 70 пунктом 3. || Пункт 1 статьи 73 — изложен в новой редакции. || Изменение пункта 3 статьи 73. || Дополнение статьи 73 пунктом 6. || Изменение части второй пункта 2 статьи 74. || Изменение части второй пункта 4 статьи 76. || Изменение подпункта 4 пункта 2 статьи 80. || Пункт 4 статьи 80 — изложен в новой редакции. || Пункт 4 статьи 81 — изложен в новой редакции. || Изменение пункта 5 статьи 81. || Дополнение пункта 5 статьи 81 частью второй. || Пункт 2 статьи 82 — изложен в новой редакции. || Пункт 8 статьи 84 — исключен. || Изменение части первой пункта 5 статьи 85. || Статья 90 — изложена в новой редакции. || Изменение части первой пункта 1 статьи 91. || Изменение пункта 4 статьи 94. || Изменение пункта 6 статьи 94. || Изменение подпункта 2 пункта 2 статьи 96. || Изменение пункта 6 статьи 96. || Изменение пункта 7 статьи 96. || Изменение пункта 3 статьи 103. || Изменение пункта 1 статьи 104. || Изменение пункта 2 статьи 107. || Изменение пункта 3 статьи 107. || Изменение подпункта 11 статьи 110. || Изменение пункта 1 статьи 113. || Изменение части первой пункта 2 статьи 116. || Изменение подпункта 2 пункта 5 статьи 116. || Изменение части первой пункта 1 статьи 117. || Изменение пункта 1 статьи 118. || Пункт 2 статьи 119 — изложен в новой редакции. || Изменение части второй пункта 5 статьи 119. || Дополнение пункта 5 статьи 119 частью третьей. || Изменение наименования статьи 121. || Изменение пункта 1 статьи 121. || Подпункт 2 пункта 3 статьи 121 — исключен. || Изменение подпункта 4 пункта 3 статьи 121. || Дополнение статьи 121 пунктом 4. || Изменение подпункта 5 пункта 3 статьи 122. || Подпункт 6 пункта 3 статьи 122 — изложен в новой редакции. || Дополнение пункта 3 статьи 122 подпунктом 7. || Статья 124 — изложена в новой редакции. || Дополнение статьи 128 пунктом 4. || Изменение пункта 3 статьи 131. || Изменение части второй пункта 9 статьи 132. || Изменение части третьей пункта 9 статьи 132. || Изменение части пятой пункта 10 статьи 132. || Изменение части третьей пункта 12 статьи 132. || Изменение пункта 2 статьи 133. || Изменение пункта 4 статьи 133. || Изменение подпункта 4 пункта 1 статьи 134. || Изменение подпункта 5 пункта 1 статьи 134. || Изменение подпункта 6 пункта 1 статьи 134. || Изменение пункта 2 статьи 136. || Изменение подпункта 1 статьи 137. || Часть первая пункта 2 статьи 138 — изложена в новой редакции. || Изменение части третьей пункта 2 статьи 138. || Изменение части первой пункта 4 статьи 138. || Изменение части второй пункта 4 статьи 138. || Пункт 5 статьи 138 — изложен в новой редакции. || Пункт 2 статьи 139 — изложен в новой редакции. || Изменение наименования статьи 140. || Изменение абзаца первого пункта 1 статьи 140. || Изменение подпункта 2 пункта 1 статьи 140. || Изменение подпункта 5 пункта 1 статьи 140. || Изменение подпункта 8 пункта 1 статьи 140. || Изменение абзаца первого пункта 2 статьи 140. || Изменение подпункта 2 пункта 2 статьи 140. || Изменение подпункта 3 пункта 2 статьи 140. || Изменение пункта 3 статьи 140. || Изменение подпункта 1 пункта 1 статьи 141. || Подпункт 2 пункта 1 статьи 141 — изложен в новой редакции. || Изменение абзаца первого пункта 1 статьи 142. || Изменение подпункта 3 пункта 1 статьи 142. || Изменение подпункта 4 пункта 1 статьи 142. || Изменение подпункта 7 пункта 1 статьи 142. || Изменение части первой пункта 2 статьи 142. || Изменение части второй пункта 2 статьи 142. || Дополнение пункта 2 статьи 142 частью третьей. || Изменение части первой пункта 2 статьи 143. || Изменение части второй пункта 2 статьи 143. || Изменение части третьей пункта 2 статьи 143. || Изменение части четвертой пункта 2 статьи 143. || Изменение части второй пункта 3 статьи 143. || Изменение части третьей пункта 3 статьи 143. || Изменение части четвертой пункта 3 статьи 143. || Часть пятая пункта 3 статьи 143 — изложена в новой редакции. || Изменение части седьмой пункта 3 статьи 143. || Часть первая пункта 1 статьи 144 — изложена в новой редакции. || Изменение части второй пункта 3 статьи 144. || Изменение пункта 3 статьи 152. || Изменение пункта 5 статьи 152. || Изменение пункта 2 статьи 153. || Изменение пункта 1 статьи 155. || Изменение пункта 4 статьи 156. || Изменение пункта 1 статьи 157. || Пункт 2 статьи 158 — изложен в новой редакции. || Изменение абзаца двадцать девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 159. || Изменение абзаца двадцать первого подпункта 3 пункта 1 статьи 159. || Изменение части второй пункта 1 статьи 162. || Изменение части третьей пункта 1 статьи 162. || Изменение пункта 3 статьи 162. || Изменение части первой пункта 4 статьи 163. || Пункт 1 статьи 164 — изложен в новой редакции. || Изменение пункта 2 статьи 169. || Изменение части второй пункта 2 статьи 170. || Дополнение пункта 2 статьи 170 частью третьей. || Изменение пункта 1 статьи 173. || Пункт 2 статьи 173 — изложен в новой редакции. || Изменение статьи 178. || Изменение пункта 2 статьи 180. || Изменение части первой пункта 3 статьи 180. || Изменение части первой пункта 6 статьи 180. || Дополнение пункта 3 статьи 182 частью второй. || Пункт 5 статьи 182 — исключен. || Подпункт 2 пункта 1 статьи 183 — изложен в новой редакции. || Подпункт 4 пункта 1 статьи 183 — исключен. || Дополнение пункта 1 статьи 183 частью третьей. || Изменение пункта 2 статьи 183. || Изменение пункта 3 статьи 183. || Изменение части первой пункта 4 статьи 183. || Статья 184 — изложена в новой редакции. || Изменение абзаца первого пункта 3 статьи 185. || Подпункт 3 статьи 186 — изложен в новой редакции. || Статья 189 — изложена в новой редакции. || Изменение пункта 6 статьи 193. || Изменение подпункта 1 пункта 1 статьи 195. || Подпункт 2 пункта 1 статьи 195 — изложен в новой редакции. || Пункт 2 статьи 195 — исключен. || Пункт 4 статьи 195 — изложен в новой редакции. || Статья 196 — изложена в новой редакции. || Изменение подпункта 1 пункта 1 статьи 197. || Изменение подпункта 3 пункта 1 статьи 197. || Изменение подпункта 1 пункта 2 статьи 197. || Статья 200 — изложена в новой редакции. || Изменение пункта 1 статьи 201. || Пункт 3 статьи 202 — изложен в новой редакции. || Пункт 3 статьи 213 — исключен. || Изменение подпункта 3 пункта 2 статьи 215. || Дополнение пункта 3 статьи 215 частью четвертой. || Дополнение статьи 218 пунктом 3. || Изменение пункта 1 статьи 219. || Изменение части первой пункта 1 статьи 222. || Изменение пункта 4 статьи 232. || Изменение части первой пункта 3 статьи 234. || Изменение абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 240. || Изменение пункта 1 статьи 244. || Дополнение пункта 2 статьи 246 частью второй. || Дополнение пункта 2 статьи 248 частью второй. || Часть вторая пункта 1 статьи 249 — изложена в новой редакции. || Изменение подпункта 2 пункта 2 статьи 250. || Изменение части первой пункта 5 статьи 250. || Изменение подпункта 2 пункта 1 статьи 253. || Изменение пункта 1 статьи 259. || Изменение пункта 1 статьи 265. || Изменение пункта 1 статьи 269. || Дополнение пункта 2 статьи 271 частью второй. || Изменение части второй пункта 1 статьи 279. || Дополнение пункта 1 статьи 279 частью третьей. || Изменение пункта 2 статьи 281. || Изменение подпункта 1 пункта 4 статьи 283. || Изменение подпункта 2 пункта 4 статьи 283. || Изменение пункта 2 статьи 288. || Изменение пункта 3 статьи 288. || Изменение пункта 3 статьи 293. || Дополнение пункта 3 статьи 293 частью второй. || Изменение статьи 302. || Изменение пункта 1 статьи 304. || Изменение пункта 1 статьи 305. || Изменение подпункта 1 пункта 2 статьи 306. || Изменение части второй статьи 307. || Изменение пункта 2 статьи 331. || Изменение подпункта 2 пункта 1 статьи 332. || Изменение пункта 5 статьи 335. || Изменение части первой пункта 6 статьи 335. || Изменение части второй пункта 6 статьи 335. || Дополнение статьи 335 пунктом 7. || Дополнение пункта 1 статьи 337 частью третьей. || Изменение пункта 3 статьи 337. || Пункт 1 статьи 339 — изложен в новой редакции. || Изменение пункта 2 статьи 339. || Изменение подпункта 2 пункта 1 статьи 342. || Изменение части второй пункта 2 статьи 344. || Изменение пункта 1 статьи 345. || Дополнение пункта 1 статьи 345 частью второй. || Изменение части второй пункта 1 статьи 348. || Изменение пункта 3 статьи 354. || Изменение части третьей пункта 4 статьи 354. || Изменение подпункта 5 пункта 2 статьи 355. || Изменение подпункта 6 пункта 1 статьи 356. || Изменение наименования статьи 360. || Дополнение статьи 363 пунктом 4. || Изменение пункта 3 статьи 366. || Изменение статьи 372. || Статья 373 — исключена.

Статья 122. Таможенная проверка

СТ 122 ТК ТС

1. Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

2. Таможенная проверка проводится таможенным органом государства-члена таможенного союза в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства-члена таможенного союза.

Под проверяемыми лицами понимаются:

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;

лицо, осуществляющее временное хранение товаров;

владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;

уполномоченный экономический оператор;

иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;

лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

3. При таможенной проверке таможенными органами проверяются:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;

2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;

3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

6) соблюдение установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза;

7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза.

4. Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

5. При проведении таможенной проверки могут использоваться иные формы таможенного контроля, установленные статьей 110 настоящего Кодекса.

6. Проведению таможенной проверки должна предшествовать подготовительная работа, в процессе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, при необходимости разрабатывается программа ее проведения.

7. Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.

8. Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов государства-члена таможенного союза в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза.

9. При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления таможенными органами принимаются меры в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза.

10. Порядок проведения таможенной проверки определяется главой 19 настоящего Кодекса.

11. Результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

12. Порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Комментарий к Ст. 122 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

1. Анализ данной статьи показал, что в ней закреплен порядок применения такой формы таможенного контроля, которая предназначена для проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств и ранее не упоминалась в ТК РФ. По своему содержанию эту форму таможенного контроля можно сравнить с налоговыми проверками, которые раньше проводились с учетом положений части первой НК РФ.

2. Такая форма таможенного контроля, как таможенная проверка, проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного союза.

Проверяемыми лицами могут быть:

— перевозчик (в том числе таможенный перевозчик);

— лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;

— лицо, осуществляющее временное хранение товаров;

— владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;

— уполномоченный экономический оператор;

— иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;

— лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении или пользовании находятся товары с нарушением установленного порядка (в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу).

3. Объектами таможенной проверки выступают:

— факт помещения товаров под таможенную процедуру;

— достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров (причем проверять достоверность таких сведений уже после выпуска товаров таможенные органы вправе только в течение трех лет, начиная со дня, когда товары утратили статус находящихся под таможенным контролем (см. комментарий к ст. 99 ТК ТС ЕврАзЭС));

— соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

— соблюдение требований, установленных таможенным законодательством к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

— соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

— соблюдение установленных условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Таможенного союза;

— соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза.

Необходимо обратить внимание на то, что документы, которые необходимы для таможенного контроля, субъект предпринимательской деятельности должен хранить не менее пяти календарных лет, начиная с того года, в котором товары вышли из-под таможенного контроля. А это означает, что проверяемое лицо вправе не представлять проверяемым лицам документы за более ранние периоды.

4. Таможенная проверка может быть двух видов: камеральная (по месту нахождения таможенного органа) и выездная (по месту нахождения проверяемого лица). Она проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в законом установленном порядке.

Целесообразно отметить, что в Таможенном кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ) были также закреплены две формы проведения таможенной ревизии: общая и специальная, но при этом они не отличались ни по предмету, ни по порядку их проведения. ТК ТС ЕврАзЭС исправил данное положение, разделив таможенные проверки по характеру и способу проведения.

В комментируемом законодательном акте выездная таможенная проверка, являющаяся по своей сути аналогом таможенной ревизии по ТК РФ, подверглась более подробному рассмотрению по сравнению с камеральной проверкой. Более полно понятия этих проверок раскрыты в комментариях к ст. ст. 131, 132 ТК ТС ЕврАзЭС.

5. При проведении таможенной проверки могут применяться другие формы таможенного контроля, такие как: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности.

Более полно все эти формы раскрыты гл. 16 ТК ТС ЕврАзЭС.

6. Перед непосредственным проведением выездной таможенной проверки должна быть осуществлена подготовительная работа. В процессе подготовительной работы проверяющему органу надо определить перечень вопросов, которые подлежат проверке, а также при необходимости разработать программу проведения проверки.

Проведению таможенной проверки предшествует подготовительная работа, которая проводится должностными лицами уполномоченного подразделения на основании обоснованных предложений по выбору объекта (объектов) таможенной проверки, изложенных в докладной записке должностного лица уполномоченного подразделения на имя начальника этого подразделения (в ФТС России — служебной запиской на имя начальника (заместителя начальника) ГУФТДиТР), либо в поручении вышестоящего таможенного органа, либо в утвержденном начальником таможенного органа акте инспекторской проверки.

Согласно Приказу ФТС России от 29.04.2011 N 895 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки» должностные лица уполномоченного подразделения проводят подготовительную работу в минимальный срок, не превышающий по продолжительности 6 (шести) месяцев с даты наложения резолюции начальником уполномоченного подразделения на докладной, служебной записках, указанных в абзаце первом настоящего пункта, служебной записке структурного подразделения, инициирующего проведение таможенного контроля в форме таможенной проверки, структурного подразделения, проводившего инспекторскую проверку, либо с даты наложения резолюции начальником таможенного органа на письме вышестоящего таможенного органа с поручением о проведении таможенной проверки.

При назначении встречной выездной таможенной проверки подготовительная работа не может превышать 5 (пяти) рабочих дней с даты поступления поручения о проведении такой проверки в таможенный орган либо с даты наложения резолюции начальником уполномоченного подразделения на докладной записке, указанной в абз. 1 комментируемой части.

Подготовительная работа может включать следующие действия:

1) сбор сведений о проверяемом лице, в том числе:

— о месте нахождения юридического лица, месте осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) месте фактического осуществления их деятельности (далее — объекты проверяемого лица);

— о должности, фамилии, имени, отчестве руководителя юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) и лица, выполняющего функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера юридического лица, индивидуального предпринимателя;

— о внешнеэкономической деятельности проверяемого лица;

— о ранее проведенных в отношении проверяемого лица таможенных проверках или иных формах таможенного контроля и их результатах;

— иных сведений, необходимых для проведения таможенной проверки;

2) подготовка и направление запросов о представлении документов и сведений:

— в государственные органы и организации, а также в иные организации в соответствии с ч. 4 ст. 98 ТК ТС ЕврАзЭС (за исключением лица, в отношении которого по результатам подготовительной работы может быть назначена таможенная проверка);

— в другие структурные подразделения таможенного органа, назначившего проверку, или в таможенные органы;

3) изучение и анализ:

— документов и сведений, представленных лицом при осуществлении таможенных операций;

— информации, имеющейся у структурных подразделений таможенного органа, поступившей из таможенных, налоговых, правоохранительных и иных контролирующих органов, а также сообщений и заявлений российских и иностранных лиц, средств массовой информации и компетентных органов иностранных государств, международных организаций и прочих лиц;

— сведений, содержащихся в базе данных электронных копий таможенных деклараций и иных базах и банках данных таможенных органов Российской Федерации, в том числе поступивших из налоговых, правоохранительных и иных государственных контролирующих органов;

— информации, полученной из иных источников официальным путем;

4) уточнение перечня вопросов, подлежащих проверке;

5) подбор и изучение нормативных правовых актов, касающихся вопросов проверки;

6) анализ результатов применения форм таможенного контроля для принятия решения о назначении таможенной проверки (в том числе встречной).

Должностные лица уполномоченного подразделения, проводившие подготовительную работу, оформляют ее результаты в виде докладной записки на имя начальника (заместителя начальника, осуществляющего координацию и контроль деятельности уполномоченного подразделения) таможенного органа, содержащей сведения о должностном лице (лицах), проводившем подготовительную работу, о проведенных мероприятиях, а также обоснованные выводы о целесообразности либо нецелесообразности проведения таможенной проверки, предложения о форме таможенной проверки (камеральная, выездная) или применению иных форм таможенного контроля, предусмотренных главой 16 ТК ТС ЕврАзЭС.

Докладная записка визируется лицом (лицами), проводившим подготовительную работу, и подписывается начальником уполномоченного подразделения. Докладная запуска направляется для принятия решения начальнику (заместителю начальника, осуществляющему координацию и контроль деятельности уполномоченного подразделения) таможенного органа.

Если по результатам подготовительной работы сделан вывод о целесообразности назначения выездной таможенной проверки, к докладной записке прилагаются проект решения о проведении выездной таможенной проверки и программа ее проведения.

7. В ходе проведения таможенной проверки могут быть привлечены должностные лица других контролирующих государственных органов стран — участниц Таможенного союза (например, для разъяснения отдельных вопросов) с учетом национального законодательства в порядке, определяемом федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также совместными актами ФТС России и соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

Привлекаемые специалисты и эксперты из других государственных органов обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.

8. В случае выявления признаков административного правонарушения или преступления применяются меры с учетом национального законодательства.

Таможенные органы Беларуси, Казахстана и России следят за тем, чтобы деятельность в околотаможенной сфере осуществлялась без нарушений, в соответствии с законодательством ТС и национальным законодательством стран — участниц ТС. В настоящее время составы административных правонарушений и уголовных преступлений в таможенном законодательстве трех стран в основном похожи. Однако имеются и некоторые отличия.

В отношении составов административных правонарушений значительная их часть либо частично, либо полностью совпадает. Отличается терминология в связи с различиями терминологии в таможенном законодательстве.

Субъекты административной ответственности тоже практически совпадают. При этом в Беларуси повышенную ответственность несут физические лица — индивидуальные предприниматели, в России — должностные лица. В Беларуси должностные лица повышенную ответственность не несут, хотя должностным лицом вред может быть причинен значительно больший, чем обычным гражданином. В Казахстане кроме физических лиц, должностных и юридических лиц субъектами административной ответственности являются юридические лица — субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства, а также юридические лица — некоммерческие организации.

Есть значительные отличия в величине административных штрафов. Например, в Беларуси их размеры значительно выше, чем в Казахстане и России. Так, минимальный размер штрафа за перемещение товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (ч. 1 ст. 421 КоАП РК, ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ, ст. 14.2 КоАП РБ) на физическое лицо составляет в Казахстане — 5 МРП (месячных расчетных показателей) — около 1350 российских рублей, в РФ — около 1500 российских рублей, в Беларуси — 20 базовых величин, или примерно 7777 российских рублей.

Страны Таможенного союза договорились о единообразном подходе к привлечению к уголовной и административной ответственности, соблюдении принципов равенства перед законом, равенства защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном и административном процессах на территории Таможенного союза. С этой целью 5 июля 2010 года стороны подписали два международных документа: Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 50 «О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам»).

Вышеуказанным Договором с учетом общепризнанных принципов и норм международного права для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и государств — членов ТС определены принципы и порядок привлечения к уголовной и (или) административной ответственности за нарушения таможенного законодательства. Контроль за соблюдением таможенного законодательства возложен на таможенные органы трех стран. Установлены единые нормы для привлечения к уголовной ответственности за совершение уголовных преступлений на территории нескольких государств-участников.

В частности, лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той стороны, на территории которой выявлено это административное правонарушение. В данном случае административный процесс (производство) осуществляется по законодательству той страны, в которой лицо привлекается либо подлежит привлечению к административной ответственности.

Соглашение, названное выше, также учитывает общепризнанные принципы и нормы международного права. Документ призван обеспечить более широкое содействие в расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях и повысить эффективность сотрудничества в этой области, определяет порядок взаимодействия при расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях и информационного обмена. Практическая реализация Соглашения будет способствовать обеспечению соблюдения таможенного законодательства, четкого применения его норм, устанавливающих уголовную и административную ответственность за нарушения. Это повысит оперативность в расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях, а также качество их расследования .
———————————
Крапивина Л. В ТС действует единый подход к привлечению к ответственности за нарушения таможенного законодательства // belta.by/ru/person/comments/Lilija-Krapivina_i_510922.html.

Таким образом, принятые документы позволят таможенным службам Беларуси, Казахстана, России действовать согласованно и, несмотря на некоторые различия в законодательствах трех стран, применять единые подходы по привлечению к ответственности за нарушения таможенного законодательства.

На территории Российской Федерации административная ответственность регламентирована Кодексом РФ об административных правонарушениях (глава 30). Необходимо отметить, что у участников таможенной деятельности есть возможность обжаловать постановления, вынесенные таможенными органами по делам об административных правонарушениях таможенной направленности.

Постановление об административной ответственности обжалуется в течение 5 суток со дня получения копии обжалуемого постановления (ст. 30.3 КоАП РФ). Если в вышеуказанный срок лицо его не обратилось с жалобой, постановление вступает в законную силу.

Рассмотрение жалобы происходит в 10-дневный срок со дня поступления жалобы и всех материалов дела. При рассмотрении жалоб в судебных инстанциях сроки устанавливаются законодательством.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из нижеизложенных решений:

1) оставить без изменения постановление по делу, а жалобу без удовлетворения (то есть, по мнению вышестоящего таможенного органа (или должностного лица) или суда, нет нарушений законодательства и нет оснований для удовлетворения жалобы);

2) изменить постановление, если это не ухудшает положения лица (допустим, общество привлекли к административной ответственности, назначили двукратное наказание в виде штрафа, сумма которого составила 20 миллионов рублей, так как декларируемая партия составила 10 миллионов рублей. Общество обжалует в арбитражный суд это постановление. Суд считает, что таможенный орган доказал вину общества, но решает, что назначенное наказание несоразмерно совершенному правонарушению и уменьшает размер штрафа до 5 миллионов или применяет статью 2.9 КоАП РФ);

3) отменить постановление и производство по делу окончить (ст. ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность) и 24.5 КоАП РФ (основания, исключающие производство по делу) или при недоказанности правонарушения);

4) отменить постановление и возвратить его на новое расследование (при существенных процессуальных нарушениях — например, при неуведомлении таможенным органом лица о дате и месте разбирательства по делу);

5) отменить постановление и отправить дело по подведомственности (например, привлекли физическое лицо к административной ответственности, позже выяснилось, что он индивидуальный предприниматель. Постановление отменяют и передают дело для рассмотрения в арбитражный суд).

Например, по делу N А32-35468/2012 Арбитражный суд Краснодарского края вынес Решение о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни от 26.09.2012 по делу об административном правонарушении N 10309000-1024/2012 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ЮгТрансЛогистика» к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ в виде назначения административного штрафа в размере 100000 рублей.

9. Порядок проведения таможенной проверки определяется главой 19 ТК.

Более подробно положения о проведении таможенной проверки рассмотрены в статьях 131, 132, 133, 134, 135, 136 (см. комментарий к обозначенным статьям).

Порядок оформления результатов проверки приведен в ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС, ст. 178 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ, конкретизирован в Приказе ФТС России от 06.07.2012 N 1373 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки».

В соответствии со ст. 178 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ результаты таможенной проверки оформляются:

1) актом камеральной таможенной проверки при проведении камеральной таможенной проверки;

2) актом выездной таможенной проверки при проведении выездной таможенной проверки.

В акте таможенной проверки должны содержаться сведения, указанные в ч. 3 ст. 178 Федерального закона, не допускаются помарки, подчистки.

В соответствии с ч. 4 ст. 178 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ датой завершения таможенной проверки считается дата составления акта таможенной проверки, который утверждается начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим. Акт составляется в 2 (двух) экземплярах.

Акт камеральной таможенной проверки подписывается должностным лицом уполномоченного подразделения, проводившим камеральную таможенную проверку.

Акт выездной таможенной проверки подписывается председателем комиссии и членами комиссии по проведению выездной таможенной проверки.

Решение, акт, решения в области таможенного дела таможенного органа, принятые на основании акта, подлежат регистрации в журнале регистрации форм таможенного контроля, проводимых уполномоченными подразделениями. Образец указанного журнала и Правила его заполнения определяются Приказом ФТС России от 30.07.2012 N 1530 «Об утверждении образца и правил заполнения журнала регистрации форм таможенного контроля, проводимых подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров».

Все документы, имеющие отношение к проведению таможенной проверки, нумеруются и подшиваются в дело по результатам таможенной проверки с оформлением листа ознакомления с материалами таможенной проверки, листа-заверителя и внутренней описью материалов дела. Дело регистрируется в журнале. Номер дела должен соответствовать порядковому номеру по журналу.

10. Порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется в соответствии с Федеральным закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Например, Приказ ФТС России от 02.08.2012 N 1565 «Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций».

На основании акта таможенной проверки в случае неполной уплаты или неуплаты таможенных пошлин, налогов могут быть приняты такие решения:

— о стране происхождения товаров (ст. 110 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ);

— о корректировке таможенной стоимости товаров (ст. 68 ТК ТС ЕврАзЭС, ст. 112 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ);

— по классификации товаров (ст. 52 ТК ТС ЕврАзЭС, ст. ст. 106, 178 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ);

— о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары.

Не позднее пяти рабочих дней после принятия решения по итогам таможенной проверки (пяти рабочих дней после получения копий акта проверки и принятого решения таможенным органом, осуществившим выпуск товаров), влекущего обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенный орган должен оформить акт о неуплате таможенных платежей. На его основании оформляется требование об уплате таможенных платежей.

Форма этого документа утверждена (garantf1://12082892.0/) Приказом ФТС РФ от 30 декабря 2010 г. N 2711 «Об утверждении формы требования об уплате таможенных платежей».

Последовательность действий по результатам таможенной проверки предполагает прежде всего составление акта таможенной проверки, принятие на основании него решений в сфере таможенного дела и лишь затем обнаружение таможенным органом факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. Необходимость внесения изменений в решение о проведении выездной таможенной проверки может быть вызвана изменением состава должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение выездной таможенной проверки, установлением ранее неизвестных мест фактического осуществления деятельности проверяемого лица либо выявлением в решении о проведении выездной таможенной проверки технических ошибок (описки, опечатки).

Смотрите еще:

  • Временный запрет на выезд из рф Как отменяется временное ограничение (запрет) на выезд должников за границу? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Временное […]
  • Земельный закон 93-фз Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого […]
  • Статья упк 151 Уголовно-процессуальный кодекс РКСтатья 151. Сроки содержания под стражей и порядок их продления 1. Срок содержания под стражей при досудебном расследовании не может превышать два месяца, кроме исключительных случаев, […]
  • Задержание за вождение в нетрезвом виде Уволят ли военнослужащего по статье, если он повторно задержан за езду в нетрезвом виде? Здравствуйте. Прохожу службу по контракту уже 10 лет. Был задержан за вождение в нетрезвом виде в нерабочие время на нерабочей […]
  • Договор купли продажи аварийного автомобиля образец Договор-купли продажи битого автомобиля Как правильно продавать и оформлять договор купли-продажи битого а-м? Что должно быть прописано в договоре? Ответы юристов (2) Как правильно продавать и оформлять договор […]
  • Письмо написать с притензией Письмо-претензия о возмещении ущерба наша компания - один из ведущих итальянских производителей мебели. Пару месяцев назад я случайно обнаружила, что на сайте одного мебельного магазина (на главной странице сайта) […]