Свидетели тк рф

Статья 164 ТК РФ. Понятие гарантий и компенсаций (действующая редакция)

Гарантии — средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 164 ТК РФ

1. Основные права и обязанности работника в области социально-трудовых отношений определены в ст. 21 ТК.

2. Гарантии, установленные законодательством и обеспечивающие реализацию предоставленных работникам прав, могут иметь как нематериальный (например, сохранение места работы, должности, предоставление другой работы), так и материальный (сохранение среднего заработка на период учебного отпуска, ежегодного отпуска, служебной командировки) характер.

Предоставление работнику вакантной должности при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников и в других случаях является средством, обеспечивающим внутреннее трудоустройство работника.

Гарантии, установленные при заключении трудового договора, в частности возможность обжаловать в суд отказ в заключении трудового договора, являются способом защиты прав работника.

Осуществление работником предоставленного права на отдых обеспечивается при условии сохранения за ним места работы (должности) и среднего заработка.

3. Цель компенсационных выплат — возмещение расходов, понесенных работником в связи с выполнением трудовой функции. Затраты, произведенные работником при выполнении трудовых обязанностей, должны быть возмещены ему в виде денежных выплат. Законодательством в ряде случаев предусмотрено предоставление работнику одновременно гарантий и компенсаций, например в случае сдачи крови и ее компонентов.

Помимо возмещения расходов, понесенных работником, законодательством предусмотрена денежная компенсация морального вреда, причиненного работнику (ст. 237 ТК).

4. Федеральными законами предусмотрено исполнение гражданами государственных, общественных обязанностей; например, согласно ст. 25.6 КоАП РФ свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, или на основании ч. 6 ст. 56 УПК РФ свидетель не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя или в суд. О гарантиях и компенсациях работникам, привлекаемым к исполнению ими государственных, общественных обязанностей, см. ст. 170 ТК.

5. Коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором могут быть предусмотрены иные случаи получения работником гарантийных, компенсационных выплат по сравнению с законодательством, а также устанавливаться более высокие размеры таких выплат.

Как правильно оформить прогул работнику по ТК РФ?

Прогул работника предприятия должен быть оформлен в соответствии с действующим трудовым законодательством. Как доказать отсутствие сотрудника на рабочем месте? Какими документами необходимо подтвердить данный факт? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.

Что считается прогулом

Согласно ТК РФ прогул — это отсутствие сотрудника на рабочем месте согласно рабочему графику без уважительных причин. Он признается грубым нарушением работником трудовой дисциплины и условий трудового договора с работодателем, а также несоблюдением правил внутреннего трудового распорядка.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с порядком составления правил трудового распорядка и скачать образец заполнения данного документа. Читайте статью «Правила внутреннего трудового распорядка – образец 2018».

А что же понимают под прогулом современные работодатели? Конечно, неявка работников на работу вовремя может доставить руководству компании немало хлопот. И работодатели часто припугивают персонал увольнением за опоздание на работу, задержку после обеденного перерыва, ранний уход с работы и т. д. Но перечисленные ситуации, как правило, не являются прогулами.

С другой стороны, в ТК РФ нет четкого перечня уважительных причин. Наши законодатели оставляют данный вопрос на усмотрение руководства предприятия. Видимо, руководитель должен самостоятельно оценить степень уважительности причины отсутствия на рабочем месте. К уважительным причинам можно отнести болезнь, смерть близких людей, стихийные бедствия, ДТП на дороге, жилищные проблемы, требующие незамедлительного решения, и др. Каждое подобное отсутствие должно быть подтверждено больничным листом, справкой из медицинского учреждения, ГИБДД, управляющей жилищной компании и т. д.

ВАЖНО! Если сотрудник заранее в устной форме предупредил руководителя о своем отсутствии на работе, прогулом это считаться не будет. Особенно когда данный факт смогут подтвердить другие работники предприятия — непосредственные свидетели.

Прогулы сотрудников могут создать проблемы в деятельности организации, в том числе финансовые. К примеру, сбой в производственном процессе предприятия, функционирующего по непрерывному циклу, неподписанный договор на крупную коммерческую сделку, в результате которой предприятие могло увеличить объем выручки, и т. д.

Важные условия для признания прогула

В судебной практике известны случаи, когда прогульщики выигрывали судебные процессы по причине неправильно оформленного и документально не подтвержденного факта прогула и восстанавливались на работе. Вот почему работодатель должен тщательным образом оформить все документы, связанные с прогулом. При этом не стоит делать это задним числом. Как показывает практика, такие факты доказуемы и суд встанет на сторону сотрудника, допустившего прогулы.

В каких же случаях отсутствие сотрудника на работе расценивается как прогул:

  • При отсутствии работника на рабочем месте в течение всей рабочей смены (даже если она длится менее 4 часов).

Если за сотрудником документально не закреплено рабочее место и он находился на территории организации, работодатель не сможет поставить ему официальный прогул. Вывод: закрепляйте за каждым сотрудником рабочее место в трудовом договоре при его поступлении на работу.

  • При отсутствии сотрудника на рабочем месте более 4 часов.

При этом если сотрудника не было ровно 4 часа, такое отсутствие не будет считаться прогулом.

  • При отсутствии на работе по неуважительным причинам.

Каждое свое отсутствие на рабочем месте сотрудник должен подтвердить оправдательными документами. К примеру, больничным листом, вызовом в суд или на дознание, справкой из медицинского учреждения и другими документами. При этом уволить беременную женщину, которая допустила прогул, работодатель не имеет права.

  • При доказанности факта прогула.

Каждый прогул должен быть документально зафиксирован. В противном случае, если работник обратится в суд, правосудие будет не на стороне работодателя.

Статья 81 ТК РФ в 2018 году

В ст. 81 ТК РФ, а именно подп. «а» п. 6, говорится о том, что в случае прогула работодатель на законных основаниях может уволить работника. При этом должны быть соблюдены условия, о которых говорилось ранее.

Но всегда ли руководитель должен уволить работника за прогул? Данная статья дает ему право сделать это, но не устанавливает такую обязанность. Законодатели оставляют право выбора за руководством компании. Оно может вынести сотруднику выговор, замечание или просто оставить прогул без внимания.

В некоторых случаях увольнение работника возможно из-за его ухода в самовольный отпуск без предупреждения руководства. На каждом предприятии должен быть составлен ежегодный график отпусков. Он доводится до сведения работников. Отсутствие графика признается нарушением норм трудового законодательства.

Узнайте, как правильно составить график отпусков, и скачайте его бланк на нашем сайте. Читайте статью «График отпусков – бланк и образец заполнения в 2018 году».

Но в любом случае уход в отпуск без согласования с руководством является нарушением трудовой дисциплины, и сотрудник может быть привлечен к ответственности за прогул.

Вам также могут быть полезны статьи:

Порой бывает и так, что прогулом заканчивается желание работника уволиться по собственному желанию. Сотрудник пишет заявление на увольнение и, не отработав 2 недели, не выходит на работу в положенное время.

Если работодатель увольняет работника за прогул, он делает соответствующую отметку в его трудовой книжке со ссылкой на ст. 81 ТК РФ.

Как доказать прогул работника

Основная сложность при документальном оформлении прогула работника состоит в том, чтобы доказать неуважительность причины его отсутствия на рабочем месте. В некоторых случаях работник не может поставить руководителя в известность о своем отсутствии на работе по объективным причинам. К примеру, произошла аварийная ситуация на дороге, сотрудника неожиданно госпитализировали в реанимацию и т. д.

ВАЖНО! Не нужно сразу же день прогула готовить приказ об увольнении или дисциплинарном взыскании. Главное — зафиксировать факт отсутствия человека на его рабочем месте в присутствии нескольких свидетелей.

Для этого отдел кадров должен составить акт об отсутствии сотрудника в произвольной форме на бланке компании. Он подписывается свидетелями, которые могут подтвердить ситуацию. Помимо этого, в акте следует указать место составления, дату и обязательно точное время, Ф. И. О. сотрудника, составившего данный документ, а также свидетелей.

После составления акта и до выяснения причин отсутствия потенциального прогульщика на рабочем месте (если оно есть) в табеле учета рабочего времени по форме Т-12 и Т-13 проставляется отметка «НН» (неявка по невыясненным причинам). В дальнейшем, если сотрудник представит оправдательные документы, отметка «НН» исправляется, к примеру, на «Б» (больничный лист). При отсутствии у работника таких документов проставляется «ПР» (прогул).

На нашем сайте вы можете узнать порядок заполнения табелей учета рабочего времени, а также скачать их бланки. См. статьи:

Когда сотрудник появится на рабочем месте, с него следует в обязательном порядке взять объяснительную в письменной форме о причинах прогула (при отсутствии оправдательных документов). Известны случаи, когда уволенный за прогул работник подал на своего работодателя исковое заявление в суд о незаконном увольнении и выиграл судебный процесс.

Почему же увольнение может быть признано незаконным, если факт прогула был доказан? Сотрудник может сослаться на последний абзац ст. 192 ТК РФ и тот факт, что работодатель даже не поинтересовался причинами прогула и не оценил тяжесть проступка и обстоятельства его совершения.

ВАЖНО! В случае прогула обязательно требуйте с работника письменное объяснение.

Но бывают случаи, когда работники отказываются давать пояснение о причинах прогула в письменной форме. Тогда работодателю следует выдать работнику под роспись уведомление о необходимости представить объяснительную. В документе нужно указать количество дней, в течение которых работник должен пояснить свое отсутствие. Это 2 рабочих дня (ст. 193 ТК РФ).

Если работник отказался получать уведомление или не представил объяснительную по истечении установленного времени, это также следует зафиксировать актом в присутствии свидетелей.

Документальное оформление прогула работника

Итак, мы разобрались, в каких случаях отсутствие сотрудника на рабочем месте считается прогулом и как его доказать. А как оформить прогул работника и его последствия документально?

Окончательное решение о наказании работника за прогул принимает сам работодатель. Сотрудник может быть привлечен к ответственности за прогул в виде:

  • Увольнения. При увольнении за прогул не нужно составлять 2 приказа — о наложении дисциплинарного взыскания и расторжении трудового договора. Достаточно приказа о расторжении трудового договора. В качестве основания для такого приказа указываются докладные записки, акты, объяснительная от работника, табель учета рабочего времени, то есть документы, которые доказывают факт прогула и обосновывают увольнение.
  • Дисциплинарного взыскания. Оно оформляется приказом руководителя учреждения. Этот приказ не имеет унифицированной формы, поэтому каждое предприятие может разработать свой образец приказа. За основу можно взять унифицированные формы других приказов, чтобы не забыть указать в документе все необходимые реквизиты. К примеру, приказ по форме Т-6 о предоставлении сотруднику отпуска.

В таком приказе необходимо отразить следующие моменты:

  • факт нарушения работником трудовой дисциплины, то есть самого прогула, с указанием его даты;
  • документы, которые доказывают факт прогула работника (докладные записки, акты, объяснительная от работника, табель учета рабочего времени);
  • вид наказания (последствия нарушения): выговор, замечание, лишение очередной премии и т. д.

На нашем сайте вы можете скачать пример бланка приказа о дисциплинарном взыскании. См. статью «Приказ о дисциплинарном взыскании – образец и бланк».

Для того чтобы при необходимости наказать работника за прогул, работодатель должен при приеме на работу ознакомить его с трудовыми обязанностями (трудовым договором, должностной инструкцией) и правилами внутреннего трудового распорядка под личную роспись. Тогда после вынесения решения об увольнении или дисциплинарном взыскании, в случае если сотрудник обратится в суд, будет больше шансов, что правосудие встанет на сторону работодателя.

Прогул — это отсутствие сотрудника на рабочем месте более 4 часов в соответствии с рабочим графиком. Это грубое нарушение работником трудовой дисциплины, условий трудового договора с работодателем и правил внутреннего трудового распорядка. Для признания прогула необходимо соблюдение ряда условий:

  • отсутствие работника на рабочем месте в течение всей рабочей смены;
  • отсутствие сотрудника на его рабочем месте более 4 часов;
  • отсутствие на работе по неуважительным причинам;
  • доказанность факта прогула.

В случае прогула работодатель должен потребовать с работника письменное объяснение его отсутствия на рабочем месте. Сотрудник может быть привлечен к ответственности за прогул в виде:

  • увольнения, которое оформляется приказом о расторжении трудового договора с работником;
  • дисциплинарного взыскания, которое также оформляется соответствующим приказом.

Каждый неправильно оформленный документ может повлиять на исход судебного процесса не в пользу работодателя, если сотрудник обратится в суд из-за незаконного увольнения. Так что все документы должны быть составлены надлежащим образом в нужное время и при необходимости подписаны свидетелями данной ситуации.

Статья 387. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии по трудовым спорам

СТ 387 ТК РФ.

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной
регистрации указанной комиссией.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение
десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного
им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается
лишь по письменному заявлению работника. В случае неявки работника или его представителя на
заседание указанной комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. В случае вторичной
неявки работника или его представителя без уважительных причин комиссия может вынести
решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о
рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного настоящим Кодексом.
Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать
специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный
комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует
не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов,
представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается
председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

Комментарий к Ст. 387 Трудового кодекса РФ

1. Законодательство не устанавливает какой-либо специальной формы заявления, подаваемого в КТС. Главное, чтобы в нем были сформулированы все требования заявителя.

2. Заявление должно быть зарегистрировано в КТС. Обычно для этого в КТС существует специальный журнал. При распределении обязанностей среди членов КТС целесообразно одному из них поручить прием заявлений и их регистрацию. Это может быть, например, секретарь комиссии или сотрудник, которому поручено вести делопроизводство в КТС.

3. Трудовой кодекс устанавливает достаточно жесткие сроки для рассмотрения спора в КТС — 10 календарных дней с момента поступления заявления.

4. По общему правилу спор рассматривается в присутствии работника или его представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается, если работник представит в комиссию соответствующее письменное заявление.

В случае неявки работника или его представителя на заседание комиссии откладывается рассмотрение спора и назначается другая дата. Если же работник или его представитель не являются на заседание комиссии повторно без уважительных причин, последняя вправе снять заявление с рассмотрения.

В пределах установленного законом трехмесячного срока работник может вновь обратиться в комиссию с заявлением о рассмотрении своего вопроса.

5. Трудовой кодекс не содержит детального регулирования процедуры рассмотрения трудовых споров в КТС и определяет ее лишь в общих чертах, поэтому КТС имеет право самостоятельно решать эти вопросы. Целесообразно на локальном уровне разработать регламент работы КТС, включив в него основные положения, закрепленные в ТК РФ, и предусмотрев специфические особенности организации или ее структурного подразделения, в рамках которых действует комиссия.

6. Комиссия вправе приглашать на свое заседание и выслушивать свидетелей и специалистов, а также представителя работодателя.

Она вправе запрашивать все необходимые для рассмотрения спора документы. Для работодателя их представление является юридической обязанностью. Более того, работодатель (его представители) обязан представлять необходимые документы в срок, установленный комиссией.

7. Принцип паритетности, положенный в основу создания и деятельности комиссии, реализуется и при определении кворума. На каждом заседании должно присутствовать не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

8. Ход работы комиссии и ее результаты отражаются в протоколе, который подписывается председателем КТС или его заместителем и заверяется печатью.

9. В подавляющем большинстве индивидуальных трудовых споров вынесение решений связано с исследованием документов, подтверждающих или опровергающих заявленные работником в КТС требования.

В заявлении работника, подаваемом в КТС, должны быть четко выражены его требования, к нему нужно приложить подтверждающие эти требования документы.

10. Членам КТС могут оказывать помощь нормы гражданского процесса. Если заявление не содержит конкретных требований, к нему не приложены соответствующие документы и не дан их перечень, судья оставляет такое заявление без движения и выносит определение, в котором указывает, какие недостатки должен устранить заявитель, поскольку они препятствуют дальнейшему движению заявления. В определении также устанавливается срок для устранения указанных недостатков. Если в указанный срок недостатки устранены, заявление принимается к производству; если этого не сделано, оно возвращается заявителю со всеми поступившими документами.

В подобных случаях КТС может поступать аналогичным образом, обязав работника представить соответствующие документы в определенный комиссией срок. По отношению к работодателю это прямо установлено в данной статье ТК РФ.

11. Если работник не конкретизировал свои требования, а в том виде, в котором они изложены, их рассмотрение невозможно, КТС возвращает заявление работнику со всеми приложенными документами. Однако, если работник не представил доказательства тех обстоятельств, на которые ссылается, КТС не возвращает ему заявление, но при рассмотрении спора по существу может признать недоказанными доводы работника и (или) потребовать дополнительные доказательства.

Не следует возвращать заявление работнику в случае уклонения работодателя от представления в КТС необходимых для разрешения спора расчетов и документов. При таких обстоятельствах должно действовать правило, в соответствии с которым содержащиеся в заявлении сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, стороной, не представляющей по требованию КТС письменные доказательства, признаны.

Статья 170 ТК РФ. Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей

Новая редакция Ст. 170 ТК РФ

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Комментарий к Статье 170 ТК РФ

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. Так гласит статья 170 Трудового кодекса РФ.

Другой комментарий к Ст. 170 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 170 ТК РФ предусматривает принципиально иной подход к предоставлению гарантий и компенсаций работникам, привлекаемым к исполнению государственных и общественных обязанностей, чем ранее действовавшее законодательство. Обязанность работодателя исчерпывается освобождением работника от работы, а компенсацию неполученного заработка обязан произвести тот государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей. Размер компенсации определяется законом или иным нормативным правовым актом.

2. Перечень государственных или общественных обязанностей в Трудовом кодексе отсутствует, указывается лишь на то, что исполнение государственных или общественных обязанностей в рабочее время должно быть предусмотрено Трудовым кодексом или федеральным законом.

К числу государственных или общественных обязанностей, выполняемых в рабочее время на основании федеральных законов, относятся:

— участие в деятельности избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума;

— участие зарегистрированного кандидата в выборах в представительные органы государственной власти или в представительные органы местного самоуправления;

— осуществление полномочий доверенного лица в период проведения выборов в представительные органы государственной власти или в представительные органы местного самоуправления;

— осуществление депутатских полномочий на непостоянной основе;

— осуществление функций народных, арбитражных и присяжных заседателей;

— явка в качестве потерпевшего, свидетеля, их законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого в органы дознания, к следователю, прокурору, в налоговый орган, к должностному лицу, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или в суд;

— выполнение специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом;

— выполнение воинских обязанностей;

— выполнение обязанностей спасателей на нештатной основе и на общественных началах.

3. Гарантии и компенсации в связи с участием в деятельности избирательных комиссий и комиссий по проведению референдумов, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, предусмотрены п. 17 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (в ред. от 26 апреля 2007 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

Кроме того, член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

4. Гарантии и компенсации зарегистрированному кандидату в выборах Президента РФ, выборах в представительные органы государственной власти или в представительные органы местного самоуправления предусмотрены ст. 41 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Работодатель обязан по заявлению зарегистрированного кандидата освободить его от работы в любой день и на любое время в период со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов.

Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе работодателя уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.

Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии — с даты выбытия. Если соответствующая избирательная комиссия назначит на основании закона повторное голосование, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.

5. Гарантии и компенсации работникам, являющимся доверенными лицами кандидатов в Президенты РФ, в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотрены ст. 43 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Кандидат, а также избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, вправе назначить доверенных лиц, количество которых устанавливается законодательством. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата (представления избирательного объединения, избирательного блока) и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск.

6. Осуществление депутатских полномочий на непостоянной (без освобождения от основной деятельности) основе может быть предусмотрено представительным органом государственной власти субъекта РФ (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (в ред. от 10 мая 2007 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также представительными органами местного самоуправления (Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ (в ред. от 21 июля 2005 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»; см. также законы субъектов РФ и уставы муниципальных образований). Законы субъектов Федерации могут устанавливать социальные гарантии этим лицам.

7. В соответствии со ст. 8 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2005 г.) «О судебной системе РФ» участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей является гражданским долгом. За время участия в отправлении правосудия присяжным, народным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с федеральными законами за народными и арбитражными заседателями сохраняется средний заработок по месту их основной работы.

8. Присяжными заседателями в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ (в ред. от 31 марта 2005 г.) «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении дела судом. Вызов необходимого числа присяжных заседателей в суд для участия в рассмотрении дел осуществляется судом в порядке, установленном УПК, один раз в год на десять рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, то и на все время рассмотрения этого дела.

Присяжному заседателю выплачивается судом за счет средств федерального бюджета вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи соответствующего суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за это время.

Командировочные расходы возмещаются присяжному заседателю в порядке и размере, установленных законодательством для судей, а также ему возмещаются транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно по тарифам, действующим в данной местности.

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей в суде учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

За присяжным заседателем по месту его основной работы сохраняются все гарантии и компенсации.

Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя во время исполнения им обязанностей в суде не допускаются. Время исполнения обязанностей присяжного заседателя учитывается во все виды стажа.

9. Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются граждане РФ, наделенные в установленном порядке полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей.

Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.

Арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.

Время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа.

За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации (см. Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ (в ред. от 30 июня 2003 г.) «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ»).

10. Статья 131 УПК РФ предусматривает возмещение работающим и имеющим постоянную заработную плату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым недополученной ими заработной платы за время, затраченное в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд. Пункт 7 ст. 56 АПК устанавливает, что граждане, вызванные в арбитражный суд в качестве свидетелей, имеют право на возмещение расходов, связанных с вызовом в суд, и получение денежной компенсации в связи с потерей времени. Аналогичное правило предусмотрено п. 3 ст. 70 ГПК. На основании ст. 25.14 КоАП потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются в установленном Правительством РФ порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Таким образом, во всех случаях вызова в органы дознания, предварительного следствия, в прокуратуру, в суд (кроме Конституционного Суда РФ), к должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, за гражданином сохраняется средний заработок по месту его работы, а также возмещаются понесенные расходы. Порядок возмещения недополученного заработка и понесенных расходов предусмотрен Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1990 г. N 245 (в ред. от 4 марта 2003 г.).

Лица, отвлеченные от работы в связи с вызовом в органы предварительного следствия, дознания, в прокуратуру, в суд, имеют право:

а) на выплату компенсации за недополученный заработок в размере среднего заработка за все рабочие дни недели по графику, установленному по месту постоянной работы;

б) на компенсацию расходов по проезду к месту явки и обратно. Компенсация указанных расходов выплачивается на основании проездных документов, но не свыше:

по железной дороге — стоимости проезда в плацкартном (купейном) вагоне;

по водным путям — стоимости проезда в каютах, оплачиваемых по V — VIII группам тарифных ставок на судах морского флота, и в каюте III категории на судах речного флота;

по шоссейным и грунтовым дорогам — стоимости проезда транспортом общественного пользования (кроме такси).

При пользовании воздушным транспортом возмещается стоимость билета обычного класса.

Помимо расходов по проезду при представлении соответствующих документов, возмещаются страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, стоимость предварительной продажи проездных документов, затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходы по проезду автотранспортом (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэродрому, если они находятся за чертой населенного пункта.

С разрешения органа, производящего вызов, свидетелям, потерпевшим, законным представителям потерпевших, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым при непредставлении проездных документов оплачивается минимальная стоимость проезда между местом постоянного жительства и местом явки;

в) на компенсацию расходов по найму жилого помещения и оплату суточных за дни вызова в органы дознания, предварительного следствия, в прокуратуру, суд или к соответствующему должностному лицу, включая время в пути, выходные и нерабочие праздничные дни, а также время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами; компенсация производится в порядке, установленном законодательством о возмещении командировочных расходов. Суточные не выплачиваются, если у свидетеля, потерпевшего, законного представителя потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.

Плата за бронирование мест в гостиницах возмещается в размере 50% от возмещаемой стоимости места за сутки.

Соответствующие суммы выплачиваются органом, производящим вызов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, — из средств, специально отпускаемых по смете на указанные цели, а по гражданским и арбитражным делам — из сумм, вносимых сторонами, кроме случаев, когда стороны освобождены от уплаты судебных расходов по делу; в этих случаях оплата производится из средств, отпускаемых по смете.

Порядок и размеры возмещения расходов участникам производства по делам об административных нарушениях (потерпевшим, свидетелям, специалистам, экспертам, переводчикам и понятым) определяется Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2003 г. N 140 (СЗ РФ. 2003. N 10. Ст. 905).

В соответствии со ст. 131 НК и Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298 (СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1601), в аналогичном порядке свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные, а за работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы. Выплата указанных сумм производится на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета.

11. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г. N 58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом» (СЗ РФ. 1997. N 4. Ст. 551) лицам, привлекаемым с их согласия к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом и не входящих в круг их служебных обязанностей, выплачивается единовременное денежное вознаграждение в 5-кратном минимальном размере оплаты труда, а также сохраняется заработная плата в размере не ниже среднего заработка по месту работы в случае выполнения ими специальных задач в рабочее время.

12. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (в ред. от 12 апреля 2007 г.) «О воинской обязанности и военной службе» на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, а также на время военных сборов граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Им также возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы) и обратно, а также командировочные расходы.

Аналогичные гарантии предоставляются при медицинском освидетельствовании гражданам, направляемым на альтернативную гражданскую службу.

Расходы, понесенные организациями, компенсируются им за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 704 (в ред. от 29 мая 2006 г.) «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

На время прохождения военных сборов и связанных с ними мероприятий граждане освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и возмещаются расходы по проезду, найму (поднайму) жилья и суточные в соответствии с Положением о проведении военных сборов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 333 (СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2525).

13. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (в ред. от 18 декабря 2006 г.) «О пожарной безопасности» предусматривает создание подразделений добровольной пожарной охраны. Добровольными пожарными признаются граждане, непосредственно участвующие на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. В соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к выполнению социально значимых работ могут привлекаться совершеннолетние трудоспособные граждане в свободное от работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца и не более чем на четыре часа подряд. Таким образом, никаких гарантийных и компенсационных выплат лицам, привлекаемым к участию в добровольной пожарной охране, действующее законодательство не устанавливает.

14. В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ (в ред. от 9 мая 2005 г.) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования могут создаваться как на постоянной штатной основе, так и на нештатной и добровольной основе. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставной задачей которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, обучения по программам подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.

Спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Спасатели, не прошедшие аттестации, утрачивают статус спасателей.

Спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций в течение года предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не более 15 суток из расчета один день отпуска за 24 часа работ. Спасателям нештатных и добровольных аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно-спасательных формирований, взамен дополнительного отпуска может выдаваться денежная компенсация в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г. N 67 (СЗ РФ. 1997. N 4. Ст. 53) установлены размеры и порядок выплаты денежной компенсации взамен дополнительного отпуска спасателям нештатных и добровольных (общественных) аварийно-спасательных формирований, а также спасателям, не входящим в состав аварийно-спасательных формирований, привлекаемым к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Компенсация выплачивается из расчета один день отпуска за 24 часа фактически отработанного времени в порядке, установленном для выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск.

Расходы, связанные с выплатой денежной компенсации взамен дополнительного оплачиваемого отпуска и оплатой труда спасателей, производятся за счет средств, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, привлекающими спасателей к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Смотрите еще:

  • Исковое заявление о расторжении брака с детьми образец мировому судье Исковое заявление о расторжении брака Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон иска о расторжении брака за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу юридическую помощь, в том […]
  • Займ от частного лица в курске Взять деньги в долг в Курске Испорченная кредитная история, трудная ситуация в жизни, без работы? Звоните, окажем финансовую помощь каждому ! Поможем взять кредит гражданам РФ из любых регионов. Деньги через два часа […]
  • Если не дали чек ккм Штраф за невыдачу кассового чека Обновление: 13 марта 2017 г. Законодательство РФ предусматривает ответственность в виде штрафа за невыдачу кассового чека (в т.ч. в 2017 году). Рассмотрим нормативные положения, […]
  • Работа судебный медицинский эксперт Работа судебно медицинского эксперта в Московской области По запросу работа судебно медицинский эксперт в Московской области на сайте HotWork.ru собрано 8 вакансий. За эту неделю добавлено 88 свежих вакансий. Успешно […]
  • Ст 330 ч2 ук рф судебная практика Приговор по статье 330 УК РФ (Самоуправство) Приговор Тушинского районного суда г. Москвы по части 1 статьи 330 УК РФ «Самоуправство». Именем Российской Федерации Москва 08 августа 2017 года Судья Тушинского районного […]
  • Претензия в магазин на некачественный товар Претензия в магазин на некачественный товар Руководителю . (наименование организации) (адрес и ее местонахождение) проживающего по адресу: . контактный тел. . Претензия потребителя на некачественный товар с требованием […]