Страхование жизни и здоровья сотрудников уис

Обязательное страхование жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы: некоторые проблемы правового регулирования. Статьи по предмету Страховое право

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

А.В. СТЕПАНЮК

В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» все сотрудники, работники и служащие учреждений, исполняющих наказание, и следственных изоляторов подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай их смерти (гибели) или увечья . Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы относится к числу важнейших гарантий их правовой защиты и социальной поддержки. В настоящее время существует специальная система правового регулирования обязательного страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы, в которую входят:
———————————
См.: Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. N 33. Ст. 1316.

1) Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (далее — Закон об обязательном страховании) ;
———————————
См.: Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1474.

2) Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 855 «О мерах по реализации ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (далее — Постановление Правительства РФ) . Этим Постановлением были утверждены Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, и Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая (далее — Перечень увечий);
———————————
См.: Собрание законодательства РФ. 1998. N 32. Ст. 3900.

3) Приказ Минюста РФ от 13 апреля 2006 г. N 114 «Об утверждении Инструкции о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» .
———————————
См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 20.

В целом наличие подобной достаточно детальной системы правового регулирования следует приветствовать. Однако, как показывают практика и внимательный анализ положений законодательства об обязательном страховании жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы, указанная система обладает рядом существенных недостатков, которые, по нашему мнению, весьма ощутимо снижают степень эффективности правовой защиты указанной группы сотрудников.
Одним из таких недостатков Закона об обязательном страховании, по нашему мнению, является механизм установления страховых сумм. Так, в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона об обязательном страховании размеры страховых сумм сотрудникам уголовно-исполнительной системы, а в случае их гибели (смерти) — выгодоприобретателям определяются исходя из окладов месячного денежного содержания сотрудников уголовно-исполнительной системы, включающих в себя месячные оклады по занимаемой должности и месячные оклады по специальному званию, установленные на день выплаты страховых сумм.
Согласно п. 2 ст. 5 Закона об обязательном страховании страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах: 1) в случае гибели (смерти) сотрудника в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, — 25 окладов каждому выгодоприобретателю; 2) в случае установления сотруднику инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы: инвалиду I группы — 75 окладов; инвалиду II группы — 50 окладов; инвалиду III группы — 25 окладов; 3) в случае получения сотрудником в период прохождения сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) — 10 окладов, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) — 5 окладов.
Несовершенство указанного механизма состоит в том, что страховые суммы определяются именно исходя из окладов месячного денежного содержания. Подобный вывод можно проиллюстрировать на основании примера. Если, например, в аварию попадет служебный автомобиль, в котором будут находиться сотрудник-водитель в звании рядового и руководитель учреждения, исполняющего наказание, в звании подполковника, то даже при наличии совершенно одинаковых увечий они получат совершенно разные, значительно отличающиеся страховые суммы. Получается, что за совершенно одинаковые травмы, которые причиняют лицам в целом сходные страдания, они получают разные суммы. Подобное положение нельзя признать справедливым, поскольку оно ставит сотрудников фактически в неравное положение. Ситуация, при которой оценка страданий человека производится через призму должности и звания, является абсурдной.
В подобной ситуации в выигрыше оказывается страховщик, поскольку очевидно, что лиц высшего и старшего начальствующего состава организаций уголовно-исполнительной системы гораздо меньше, чем лиц рядового, младшего и среднего начальствующего состава, поэтому проблема выплаты крупной страховой суммы будет возникать реже. Кроме этого, руководящая деятельность лиц высшего и старшего начальствующего состава, как правило, не связана с непосредственным риском для жизни и здоровья (например, работа с контингентом осужденных, пресечение нарушений режима и т.д.), что тоже снижает степень страхового риска.
По нашему мнению, чтобы избежать достаточно очевидного неравенства между сотрудниками уголовно-исполнительной системы при осуществлении страховых выплат, следует установить размеры страховых сумм либо в минимальных размерах оплаты труда, устанавливаемых законом, либо в твердой денежной сумме. Примером здесь может служить п. 5 ст. 31 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» , в соответствии с которым обязательное личное страхование спасателей производится на сумму не менее 20 тыс. руб. (ранее этот размер составлял сумму не менее 200 минимальных размеров оплаты труда).
———————————
См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 35. Ст. 3503.

К числу недостатков Закона об обязательном страховании следует отнести еще одно обстоятельство. В соответствии со ст. 4 Закона об обязательном страховании к числу страховых случаев относится получение сотрудником уголовно-исполнительной системы в период прохождения службы тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии). Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым и легким, определяется Правительством РФ (абзац 3 п. 1 ст. 11 Закона об обязательном страховании). Перечень увечий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. N 855, является исчерпывающим, поэтому его расширительное толкование не допускается, а причинение увечий, не включенных в список, не является страховым случаем. При этом является очевидным, что, учитывая сложность человеческой физиологии, все возможные разновидности увечий, ранений и травм в один перечень включить невозможно. Однако с момента принятия в Перечне увечий изменялся лишь заголовок, но сам Перечень не дополнялся. В практике применения положений Закона об обязательном страховании жизни и здоровья неоднократно возникали случаи, когда травма или ранение, полученные при исполнении служебных обязанностей, приводили к госпитализации, хирургическому вмешательству и длительному лечению, но отсутствие в Перечне увечий указания на достаточно редкую травму позволяло страховщику отказать в выплате страховой суммы. Получается, что для осуществления выплаты имеет значение не столько степень тяжести увечья, сколько факт, включено оно в Перечень увечий или нет. По нашему мнению, механизм определения степени тяжести травм и увечий, при наличии которых производится страховая выплата, нуждается в совершенствовании. Основанием для осуществления страховой выплаты должно являться только заключение медицинской комиссии о степени тяжести причиненного увечья. Здесь является уместной следующая аналогия. При решении вопроса об уголовной ответственности за причинение вреда здоровью, в соответствии с УК РФ, за основу берется степень тяжести причиненного вреда, а не конкретный вид травмы или увечья. Почему же, когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, такой механизм является возможным, а когда речь идет о защите прав и интересов сотрудников уголовно-исполнительной системы, как, впрочем, и военных, и милиционеров, и представителей иных «опасных» служб, этот механизм не применяется?
Завершая рассмотрение проблем правового регулирования обязательного страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы, необходимо отметить, что существование данного института является важным показателем степени правовой и социальной защищенности указанных сотрудников. Однако изучение Закона об обязательном страховании показывает несовершенство его отдельных механизмов, которое нуждается в устранении.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Страховое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее — Закон № 52-ФЗ) жизнь и здоровье сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в течение одного года после окончания службы (далее — застрахованные лица), является объектом обязательного государственного страхования.

Страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования в соответствии со статьей 4 Закона № 52-ФЗ являются:
гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы;
смерть застрахованного лица до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы;
установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы;
установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы;
получение застрахованным лицом в период прохождения службы увечья (ранения, травмы, контузии).

Услуги по обязательному государственному страхованию застрахованных лиц уголовно-исполнительной системы в 2011-2012 годах осуществлялись Закрытым акционерным обществом «Московская акционерная страховая компания» (ЗАО «МАКС»).

Услуги по обязательному государственному страхованию застрахованных лиц уголовно-исполнительной системы в 2013-2017 годах осуществлялись Открытым акционерным обществом «Чрезвычайная страховая компания» (ОАО «ЧСК»).

Услуги по обязательному государственному страхованию застрахованных лиц уголовно-исполнительной системы в 2018 году осуществляются Обществом с ограниченной ответственностью Страховая компания «ВТБ Страхование» (ООО СК «ВТБ Страхование») на основании государственного контракта от 04.06.2018 № 31юр/18.

Информация для ФСИН России

Для сотрудников, имеющих специальные звания, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН России)

Вступил в действие Государственный контракт от 06.02.2017 № 2юр/17 на оказание услуг по обязательному государственному страхованию, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации», заключенный между ФСИН России и ОАО «ЧСК» по обязательному государственному страхованию в 2017 году жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания.

Согласно вышеуказанного Государственного контракта, а также ранее заключенных Государственных контрактов, ОАО «ЧСК» несет ответственность по страховым случаям, которые наступили в период с 01 января 2013 года по 31 декабря 2017 года, и осуществляет выплаты страховых сумм вне зависимости от срока обращения застрахованных лиц (выгодоприобретателей) по страховым случаям, произошедшим в вышеуказанный период.

Информация о сроке и условиях обязательного государственно страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания, страховых случаях и размерах выплат страховых сумм, о порядке осуществления страховой выплаты, а также перечень документов, представляемых в ОАО «ЧСК» и необходимых для получения страховой суммы, представлены в Памятке застрахованному лицу.

Внимание. На обязательное государственное страхование в 2018 году жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы ФСИН России не заключен Государственный контракт с ОАО «ЧСК»

Страхование жизни и здоровья сотрудников уис

Следует отметить, если застрахованное лицо (выгодоприобретатели) не успело (успели) реализовать свое право на получение страховых сумм ввиду смерти, неполученные им (ими) суммы подлежат выплате его (их) наследникам на основании свидетельства о праве на наследство (п. 19 Инструкции о проведении обязательного государственного страхования) 1 .

Спорные вопросы по выяснению обстоятельств наступления страховых случаев и, соответственно, прав выгодоприобретателей на получение страховых выплат рассматриваются и решаются на комиссиях по вопросам выплат пособий, денежных компенсаций, сумм в возмещение материального ущерба, которые создаются центральным аппаратом и территориальными органами ФСИН России (п. 28 Инструкции о проведении обязательного государственного страхования).

Основания освобождения страховщика от выплаты страховой суммы предусмотрены статьей 10 Закона № 52-ФЗ в случаях, если страховой случай:

— наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, признанного в установленном судом порядке общественно опасным;

— находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;

— является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью.

На практике страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного

лица на военной службе, службе, военных сборах 2 .

На наш взгляд, перечень оснований, в соответствии с которыми страховщик освобождается от выплаты страховой суммы, должен быть дополнен еще одним, а именно: если смерть застрахованного лица наступила вследствие самоубийства. Так как самоубийство является ни чем иным как умышленным причинением застрахованным лицом смерти.

Решение об отказе в выплате страховой суммы принимается страховщиком и сообщается выгодоприобретателю и страхователю в письменной форме с обязательным мотивированным обоснованием причин указанного отказа.

Выплата страховых сумм выгодоприобретателю (независимо от места его жительства, места прохождения им военной службы, службы, военных сборов) производится страховщиком на территории Российской Федерации в российских рублях способами, предусмотренными договором страхования.

Выплата страховых сумм производится страховщиком в 15-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате. Днем выплаты страховых сумм считается день перечисления (выплаты) страховых сумм застрахованным лицам или иным выгодоприобретателям.

С целью оперативного осуществления выплат страховых сумм и исключения случаев их задержки в кадровом подразделении, которое оформляет соответствующие документы, ведется журнал регистрации, выдачи и направления документов по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм (см. Приложение 1).

ФСИН России совместно со страховщиком осуществляют учет количества страховых случаев и выплат страховых сумм.

При одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований по обязательному государственному страхованию по случаям, установленным настоящей статьей, обязательное государственное страхование осуществляется только по одному основанию по выбору должностного лица 1 .

Размер страховых выплат установлен статьей 5 «Страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям. Страховая сумма, применяемая для расчета страховой премии» Закона № 52-ФЗ. Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

— в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы либо до истечения одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы — 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях;

— в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы либо до истечения одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы:

— инвалиду I группы — 1 500 000 рублей;

— инвалиду II группы — 1 000 000 рублей;

— инвалиду III группы — 500 000 рублей;

— в случае получения застрахованным лицом в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) — 200 000 рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) — 50 000 рублей.

Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.

Так, в 2014 г. было зарегистрировано 4702 страховых случая с сотрудниками УИС. Сумма выплат застрахованным лицам и выгодоприобретателям составила более 1 400 236,07 тыс. рублей, из которых:

1. по 178 фактам гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения службы выплачено373 546,95 тыс. руб.;

2. по 33 фактам смерти застрахованного лица до истечения одного года после увольнения со службы выплачено68 830,51 тыс. руб.;

3. по 743 фактам установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы, либо до истечения одного года после увольнения со службы, из них:

— 25 — по установлению 1 группы инвалидности выплачено 36 763,31 тыс. руб.;

— 310 — по установлению 2 группы инвалидности выплачено 331 347,67 тыс. руб.;

— 408 — по установлению 3 группы инвалидности выплачено 223 740,33 тыс. руб.;

4. по 3748 фактам получения застрахованным лицом в период прохождения службы увечья (ранения, травмы, контузии), из них:

— по 732 случаям получения увечья тяжелой степени выплачено 154 295,43 тыс. руб.;

— по 3016 случаям получения увечья легкой степени выплачено 211 711,87 тыс. руб.

Следует отметить, что наибольшую долю выплат (42,27%) составляют страховые случаи, связанные с установлением группы инвалидности застрахованным лицам 1 . Сумма страховых выплат сотрудников представлена в Приложении 5.

Если в период прохождения службы в учреждениях и УИС либо до истечения одного года после увольнения со службы в учреждениях и органах УИС застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.

В п. 2 ст. 5 Закона № 52-ФЗ указано, что размер страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством РФ. Названные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы 1 .

В настоящее время согласно п. 1 Постановления Правительства РФ № 1609 «Об индексации в 2015 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы» 2 страховые суммы, установленные п. 2 ст. 5 Закона № 52-ФЗ, в 2015 г. подлежат индексации: рассчитываются с применением коэффициента 1,055 (в 2013 г. – 1,055 3 ; в 2014 г. – 1,05 4 ).

Таким образом, страховые выплаты ежегодно индексируются и в 2015 г. будут выплачиваться в следующих размерах:

— в случае гибели (смерти) застрахованного лица – 2 110 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях;

— в случае установления застрахованному лицу инвалидности: 1-й группы – 1 582 500 рублей; 2-й группы – 1 055 000 рублей; 3-й группы – 527 500 рублей;

— в случае получения застрахованным лицом увечья (ранения, травмы,

контузии): тяжелое увечье (ранение, травма, контузия) – 211 000 рублей; легкое увечье (ранение, травма, контузия) – 52 750 рублей.

Полученные страховые суммы согласно пп. 1 п. 1 ст. 213 НК РФ 1 не подлежат обложению НДФЛ: при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном действующим законодательством.

Как отмечает В.В. Шаханов, правоприменительная практика свидетельствует о том, что страховые компании иногда уклоняются от выплат страхового возмещения, очевидно, в надежде на то, что не каждый сотрудник уголовно-исполнительной системы станет добиваться восстановления своего нарушенного права в суде 2 . В соответствии со статьей 11 Закона № 52-ФЗ в случае необоснованной задержки страховщиком выплаты страховых сумм страховщик из собственных средств выплачивает выгодоприобретателю неустойку в размере 1 процента страховой суммы за каждый день просрочки.

Так, например, Саратовским областным судом в 2014 г. в апелляционном порядке было обжаловано решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 10 июня 2014 г. о взыскании страхового возмещения в размере 2000000 руб. и неустойки в размере 607400 руб. с ЗАО «МАКС» истцами в равных долях. Требования истцов были мотивированы тем, что супруга Т., мать несовершеннолетнего Т.Л.Л., дочь М.В. и М.З. — Т.М.В. проходила службу в органах уголовно-исполнительной системы с 9 августа 1993 года. 30 декабря 2011 года Т.М.В. была уволена из УИС России на основании пункта «б» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по достижению предельного возраста). Т.М.В. умерла. По заключению ВВК по заболевание Т.М.В., умершей в течение года после увольнения из органов УИС получено в период прохождения службы.

ЗАО «МАКС» отказывала в выплате страхового возмещения в связи с тем, что срок действия заключенного с ней контракта закончился в 2011 г., а страховой случай наступил в 2012 г. в период действия договора об обязательном государственном страховании сотрудников УИС с ООО СК «ВТБ» Страхование». Однако суд пришел к выводу, что право на получение страхового возмещения возникло у истцов на основании Федерального закона № 52-ФЗ, а обязанность по выплате страховой суммы возникла у страховой компании ЗАО «МАКС» на основании контракта от 18 апреля 2011 года, по которому Т.М.В. являлась лицом, застрахованным в 2011 году, а также в течение одного года после окончания службы в органах внутренних дел.

Рассмотрев все обстоятельства дела, Саратовский областной суд определил решение Энгельсского районного суда Саратовской области в части взыскания страхового возмещения в размере 2000000 руб. и неустойки в размере 607400 оставить без изменения 1 ).

А.В. Стасюк в Законе об обязательном страховании выделяет существенный недостаток. Так, в соответствии со ст. 4 Закона об обязательном страховании к числу страховых случаев относится получение сотрудником УИС в период прохождения службы тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии). Перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым и легким, определяется Правительством РФ (абзац 3 п. 1 ст. 11 Закона об обязательном страховании). Перечень увечий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 2 , является исчерпывающим, поэтому его расширительное толкование не допускается, а причинение увечий, не включенных в список, не является страховым случаем. При этом является очевидным, что, учитывая сложность человеческой физиологии, все возможные разновидности увечий, ранений и травм в один перечень включить невозможно. Однако с момента принятия в Перечне увечий изменялся лишь заголовок, но сам Перечень не дополнялся. В практике применения положений Закона об обязательном страховании жизни и здоровья неоднократно возникали случаи, когда травма или ранение, полученные при исполнении служебных обязанностей, приводили к госпитализации, хирургическому вмешательству и длительному лечению, но отсутствие в Перечне увечий указания на достаточно редкую травму позволяло страховщику отказать в выплате страховой суммы. Получается, что для осуществления выплаты имеет значение не столько степень тяжести увечья, сколько факт, включено оно в Перечень увечий или нет 1 . По нашему мнению, механизм определения степени тяжести травм и увечий, при наличии которых производится страховая выплата, нуждается в совершенствовании. Основанием для осуществления страховой выплаты должно являться только заключение медицинской комиссии о степени тяжести причиненного увечья.

Следующая проблема, с которой сталкиваются сотрудники (выгодоприобретатели) при оформлении документов на получение страховой выплаты, связана с определением страховщика, которому необходимо отправлять документы. Так как условиям государственного контракта срок действия страхования может выходить за пределы срока действия государственного контракта. Суды при рассмотрении данного вопроса пришли к выводу, что страховые случаи, происходящие в период действия договора страхования с конкретным страховщиком, определяют объем обязанностей именно этого страховщика 1 . Следовательно, если страховой случай произошел в период действия государственного контракта с определенным страховщиком, то и подача документов о выплате страховых сумм должна производиться именно этому страховщику, даже если на момент обращения с ним не был заключен государственный контракт на новый срок. В силу п. 3 ст. 425 ГК РФ подача страхователем заявления о наступлении страхового случая по истечении срока действия договора по общему правилу не является законным основанием для отказа в выплате страхового возмещения при наступлении страхового события в период действия договора страхования. Судебная практика подтверждает данные выводы, например, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 7 октября 2014 г. по делу № 33-5643 2 .

Как отмечает Е. Джабазян, Федеральным законом № 86-ФЗ был исключен абз. 2 п. 4 ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ. Ранее положение о том, что несвоевременная выплата страховщиком страховых сумм по причине задержки внесения страхователем страховых взносов не является основанием для выплаты штрафа, было признано не соответствующим Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 г. № 17-П 3 ) 4 .

Таким образом, размеры страховых выплат застрахованным сотрудникам УИС и выгодоприобретателям (членам семей умерших (погибших) сотрудников) по договору обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников УИС осуществляется в фиксированных денежных суммах, независимо от специального звания и занимаемой сотрудником должности. Как показывает практика, значительное число страховых случаев наступает не в служебное время, поэтому размер страховой выплаты должен зависеть о того, находился сотрудник при наступлении страхового случая при исполнении служебных обязанностей или нет.

Страхование сотрудников ФСИН

Для сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (ФСИН России).

ФСИН России заключила с ООО СК «ВТБ Страхование» Государственный контракт № 31юр/18 от 04 июня 2018 года на оказание услуг по обязательному государственному страхованию сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Предметом настоящего Контракта является страхование в 2018 году жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, начиная с 01 января 2018 года.

Выплата страховых сумм производится в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 855 утвержден перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховых сумм застрахованным и перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, при наличии которых принимается решение о наступлении страхового случая у застрахованных лиц.

Порядок оформления документов на выплату страховых сумм установлен Инструкцией о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста РФ от 13 апреля 2006 года № 114.

Непосредственной организацией и проведением выплат страховых сумм занимается Управление обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих.

Застрахованные и выгодоприобретатели, работники финансовых и кадровых служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы могут оперативно получить справочную и консультативную помощь по вопросам связанным с организацией обязательного государственного страхования, подготовкой документов и получением страховых сумм.

Страховые документы необходимо направлять в Компанию по адресу: 101000, г. Москва, Чистопрудный бульвар, д.8, стр. 1.

Экспедиция для приема документов по вышеуказанному адресу работает пн-чт с 9:00 до 19:00, пт с 9:00 до 17:45, сб-вс — выходные дни.

Приказ Минюста РФ от 13 апреля 2006 г. N 114 «Об утверждении Инструкции о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минюста РФ от 13 апреля 2006 г. N 114
«Об утверждении Инструкции о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»

С изменениями и дополнениями от:

16 августа 2007 г., 18 апреля 2013 г.

Приказом Минюста РФ от 31 июля 2009 г. N 231 подготовлены изменения в настоящий документ. Указанные изменения подлежат регистрации в Минюсте РФ

Во исполнение Федерального закона от 28.03.1998 N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1474) и постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 32, ст. 3900) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 18 апреля 2013 г. N 55 в пункт 2 внесены изменения

2. Федеральной службе исполнения наказаний (Г.А. Корниенко) обеспечить исполнение утверждаемой Инструкции.

3. Признать утратившими силу:

приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.08.1999 N 254 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23.09.1999, регистрационный N 1913);

приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 08.09.2003 N 214 «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30 августа 1999 г. N 254» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10.09.2003, регистрационный N 5059).

Информация об изменениях:

Приказом Минюста РФ от 18 апреля 2013 г. N 55 в пункт 4 внесены изменения

4. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Министра А.А. Смирнова.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 апреля 2006 г.

Регистрационный N 7768

Инструкция
о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы
(утв. приказом Минюста РФ от 13 апреля 2006 г. N 114)

С изменениями и дополнениями от:

16 августа 2007 г., 18 апреля 2013 г.

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок оформления документов и выплаты страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1474)*(1) и постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 32, ст. 3900).

2. В период мобилизации, военного положения и в военное время порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяется законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

II. Объекты и субъекты обязательного государственного страхования

3. Объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы*(2).

4. Жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы по день окончания службы.

При наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим статьи 4 Федерального закона (подпунктами «а» и «б» пункта 9 настоящей Инструкции), эти лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения службы.

5. Если жизнь и здоровье застрахованных лиц подлежат обязательному государственному страхованию также в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, то им или членам их семей страховые суммы выплачиваются по их выбору только по одному основанию.

Выплата страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы производится независимо от сумм, причитающихся застрахованным лицам по другим видам договоров страхования, за исключением случаев, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.

6. Страхователем по обязательному государственному страхованию*(3) является Федеральная служба исполнения наказаний. Территориальные органы ФСИН России, ее учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы*(4), не вправе выступать в качестве страхователя по данному виду страхования.

7. Страховщиком по обязательному государственному страхованию*(5) может быть страховая организация, имеющая разрешение (лицензию) на осуществление обязательного государственного страхования и заключившая со страхователем договор обязательного государственного страхования.

8. В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию*(6) в случае гибели (смерти) застрахованного лица являются:

супруг (супруга), состоящий (состоящая) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ней (с ним);

родители (усыновители) застрахованного лица;

дедушка и бабушка застрахованного лица — при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или содержали его не менее трех лет;

отчим и мачеха застрахованного лица — при условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет;

дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими 23 лет;

подопечные застрахованного лица.

III. Страховые случаи

9. В соответствии со статьей 4 Федерального закона страховыми случаями при осуществлении обязательного государственного страхования*(7), с наступлением которых возникает право на получение страховой суммы, являются:

а) гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

б) установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы либо до истечения одного года после увольнения со службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

в) получение застрахованным лицом в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии).

Смотрите еще:

  • Согласно конституции органы исполнительной законодательной и судебной власти в рф Статья 10 Конституции РФ Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти […]
  • Подготовка уголовных дел к судебному разбирательству Уголовный процесс Сайт Константина Калиновского Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс. СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»). Раздел III. Производство в суде первой инстанции Глава 16. Стадия […]
  • Наркологический диспансер замена прав Замена прав и психоневрологический диспансер Истёк срок водительского удостоверения, начала проходить медицинскую комиссию и в пнд мне сказали, что на меня есть архивная Карта, поэтому справку просто так не получить и […]
  • Фз 273 ст 16 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Ст. 16, 28 (п.3 пп.12), 91 (п 1. 15 пп.4) Порядок применения организациями, - презентация Презентация была опубликована 3 года назад […]
  • Как делить квартиру после развода если она в ипотеке Квартира в ипотеке: как при разводе лучше всего делить? Если семейной идиллии наступил конец, а семья проживает в квартире, взятой в ипотеку, то перед разведенной парой встают многочисленные вопросы. Кому и в какой […]
  • Право на достоинство личности ограничение Статья 56 Конституции РФ 1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные […]