Соотношение права и свободы

Соотношение права и свободы

«…правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения неотчуждаемых прав и свобод» [1] .

Как мы уже неоднократно подчеркивали, в современном демократическом обществе, на первое место, ставятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев населения и т.д.). Возникающие между ними противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод.

Часть 2 ст.17 Конституции РФ провозглашает, что «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения». Это означает, что каждый человек при рождении приобретает важнейшие элементы общечеловеческих ценностей, составляющих внутреннюю структуру личности, — «естественные» права и свободы, свойственные социальной природе человека, которые необходимы для человеческого существования, и могущие быть утраченными только после его смерти.

Действующая Конституция России исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы. Они принадлежат людям от рождения; как сказано в ст. 17, права и свободы человека неотчуждаемы, т.е. они не могут быть приобретены (даже у государства) и не могут быть никому переданы (ч. 2 ст. 17). Поэтому даже отказ от них недействителен. Точно так же права гражданина в полном объеме приобретаются в большинстве случаев с рождением (в некоторых случаях — с принятием российского гражданства), достижением определенного возраста и являются столь же неотчуждаемыми.

Как определить категорию «права и свободы человека и гражданина»?

Права и свободы – высшая ценность, признаваемая, соблюдаемая и защищаемая государством.

В советском конституционном праве, под правами человека понимались «суть те же права человека, которые оформлены юридически и поставлены под охрану го­сударства» [2] . Исследователи, основываясь на Конституции СССР отмечали: «поня­тия прав человека и прав личности с точки зрения государственно-правовой формы их закрепления совпадают» [3] .

Современные эксперты, дают такое определение: «Права и свободы человекаэто общепризнанные социальные возможности личности, обеспечение которых реально в условиях достигнутого человечеством прогресса» [4] . Соответственно конституционные права и свободы – это установленные Конституцией РФ социальные возможности личности.

Характер многих конституционных прав и свобод, неотъемлемых от человека, делает ненужной какую-либо активную юридическую деятельность гражданина, направленную на их получение. Они и так принадлежат ему с момента рождения. Реализация конституционных прав и свобод выражается в действиях государства по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на права и свободы гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. И только при необходимости гражданин сам предпринимает активные, юридически значимые действия по осуществлению, защите своих конституционных прав и свобод.

Обладателями (субъектами) этих прав и свобод являются: каждый человек (т.е. гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства), а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует и государство.

Различие между человеком и гражданином как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции. Права и свободы человека принадлежат и гражданину Российской Федерации, и лицу, не являющемуся таковым. Конституция определяет круг носителей таких прав словами «все», «каждый», «лицо» («. имеет право» и т.п.) или словом «никто» («. не должен подвергаться») (ст. 19-30, 34, 35, 37, 39-51, 53, 54 и др.).

В тех же многочисленных случаях, когда речь идет о правах и свободах, прежде всего политических, принадлежащих только гражданам Российской Федерации, статьи Конституции прямо указывают на это (ст. 31-33, 59-62). В отдельных случаях Конституция особо говорит о правах иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 63).

Разберемся в содержании понятий «права» и «свободы». Выступают ли они синонимами или же это самостоятельные категории?

Вопрос о разграничении понятий «прав» и «свобод» является дискуссионным.

Отдельные исследователи не разделяют данные понятия, или не акцентируют на этом внимание [5] . Как подчеркивает В.Д.Карпович, соотношение понятий «право» и «свобода» характеризуется прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое — субъективное право любого человека или только гражданина Российской Федерации [6] .

Между тем, различие прав человека и прав гражданина, обусловленное различием права и закона, — «прогрессивная демократическая идея, которая имеет длительную историю».

Как отмечает В.В. Лазарев, Конституция РФ юридически закрепила эту идею в качестве конституционного принципа, основы конституционного строя. Конституционно-правовая доктрина и общечеловеческая практика выработала различие понятий прав и свобод человека. Иногда в литературе отмечается, что свобода — это тоже право на определенный вид свободного поведения. В действительности в различии права и свободы человека заложен глубокий смысл. Свобода — это самостоятельное поведение носителя свободы, которое должно иметь адекватную форму пользования ею. Свобода человека обеспечивается и защищается государством, но не регламентируется им. … Право — это четко очерченная государством возможность свободного поведения в тех рамках, которые определены законом [7] .

[1] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд. — М., 2002. — С.246

[2] Б. С. Эбзеев. Советское государство и права человека. Изд-во Саратовского ун-та. 1986. — с.82.

[4] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев. — СПС «Гарант». — 2003 г. – с.47.

[5] См. например: Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Окунькова Л.А. — М.: Издательство БЕК. — 1994 г.

[6] Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.- с.259.

[7] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев. — СПС «Гарант». — 2003 г. – с.253.

Вопрос 3. Соотношение понятий права и свободы человека в современном конституционном праве

Если говорить о юридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах (международные документы, конституции и др.), их реализации, а также о механизмах защиты, то трудно провести между ними четкую границу – идентичные понятия. Свободы это те же права.

То и другое – субъективное право любого человека или только гражданина РФ.

Но в тоже время анализ конституционного законодательства показывает, что термин «св.» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: “каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…”(статья 28 Конституции РФ). В то время как термин “пр.» определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). При этом “право” может самой Конституцией включаться в состав “свободы”.

Однако разграничение между правами и свободами провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями так же именуют “свободами”.

Если рассмотреть их с точки зрения правомочий в отношении «человек – государство», то различия выразятся в следующем:

Свободы человека – сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью правовых норм границы, на которых человек действует по своему усмотрению. Государство не только само должно воздерживаться от вмешательства в мои свободы, но должно обеспечить защиту границ моих свобод от вторжения власти и вмешательства других лиц (негативные свободы). Лишь закон может установить пределы свободы (напр., законы, ограничивающие свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе – ст.29 Всеобщей декларации прав человека, ст.18 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Права человека – признанные гарантируемые государством возможности действий человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия «св.ч.» в «пр.ч.» фиксируется конкретная область, направление деятельности индивида. Данным правом можно воспользоваться, реализовать его, либо не воспользоваться, ведь право не обязанность. Напр., граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Вместе с тем в РФ в последнее время многие не реализуют избирательное право. Безусловным является право на жизнь. И также известно, что иногда люди добровольно отказываются от этого права.

Часть 2 ст.17 Конституции РФ провозглашает, что «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения». Это означает, что каждый человек при рождении приобретает важнейшие элементы общечеловеческих ценностей, составляющих внутреннюю структуру личности, — «естественные» права и свободы, свойственные социальной природе человека, которые необходимы для человеческого существования, и могущие быть утраченными только после его смерти.

Действующая Конституция России исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы. Они принадлежат людям от рождения; как сказано в ст. 17, права и свободы человека неотчуждаемы, т.е. они не могут быть приобретены (даже у государства) и не могут быть никому переданы (ч. 2 ст. 17). Поэтому даже отказ от них недействителен. Точно так же права гражданина в полном объеме приобретаются в большинстве случаев с рождением (в некоторых случаях — с принятием российского гражданства), достижением определенного возраста и являются столь же неотчуждаемыми.

Определение и соотношение права человека и свободы человека;

Закрепление в ст. 2 и других статьях Конституции РФ, а также международных актах термина «права и свободы человека» требует от каждого юриста ответов на вопросы: тождественны или нет понятия «права человека» и «свободы человека»; если нет, то в каком соотношении они находятся; в чем сходство и отличие этих понятий?

Если говорить о юридической природе, нормативном закреплении прав и свобод в правовых актах (международные документы, конституции и др.), а также о системе защиты и механизмах их реализации, то трудно провести между ними четкую границу[202]. В этой плоскости это идентичные понятия. Свободы — это те же права[203]. «Свобода есть право делать все, что разрешено законом»[204], — писал Ш. Монтескье. (Заметим, что сегодняшнее понятие свободы звучит по-другому: свобода есть право делать все, что не запрещено законом). Иногда даже употребляются формулы «право на свободу»: например, Всеобщая декларация прав человека (ст. 18) гласит: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии…».

Сходство понятий «право человека» и «свобода человека», писал Л. Д. Воеводин, заключается в том, что и то, и другое определяется через возможность. И в том, и в другом случае говорится о возможности избрать тот или иной вид поведения, пользоваться предусмотренными конституцией социальными благами, как в собственных интересах, так и в интересах общества[205].

Однако следует указать, что по своей юридической природе права человека и свободы человека близкие, но не совпадающие явления[206]. В этих понятиях есть и определенная специфика.

«Свобода» как термин употребляется в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению[207]. В какой бы стране ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) — он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения[208]. «Человек, — писал Н. М. Коркунов, — нуждается в обеспечении ему известной свободы от государственного вмешательства, во-первых, как индивид, как обособленная личность; во-вторых, как участник других, отличных от государства, общений»[209].

Но иное дело — свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.). В этом узком смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова.

Постулаты учения о свободе легли в основу Конституции РФ, а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так, в ч. 2 ст. 17 устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а в ч. 3, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Термин «свобода» в Конституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм.

Если рассмотреть право человека и свободу человека с точки зрения правомочий в отношении «человек — государство», то различия выразятся в следующем. Свободы человека — сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться. Оно лишь очерчивает с помощью конституционных норм границы, контур, территорию, на которой человек действует по своему выбору, усмотрению. То есть в отношениях между государством и человеком существуют не только «права на» положительные действия со стороны государства, но и «свободы от» вмешательства государства и его органов в определенные «человеческие» сферы[210]. «Основной принцип правового или конституционного государства, — писал Б. А. Кистяковский, — состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна и не может преступить. Ограничение власти в правовом государстве создается признанием за личностью неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав»[211]. Вопросам субъективной свободы государствовед Н. М. Коркунов посвятил даже специальную главу «Пределы государственного вмешательства»[212].

Государство не только само должно воздержаться от интервенции во внутренний мир человека (свобода совести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания), но и обеспечить защиту границ его свобод от вторжения, вмешательства других лиц.

Анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата[213]: «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ст. 29); «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (ст. 37). Государство законодательно защищает правомерное поведение человека, но одновременно и ограничивает выход за пределы дозволенных свобод. Например, демократическому государству нет никакого дела до моих религиозных убеждений, оно не должно влиять на приверженность человека тому или иному вероисповеданию, устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной — это мои свободы, мой выбор. Однако государство в соответствии со ст. 55 Конституции РФ, ст. 29 Всеобщей декларации прав человека и ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах вправе ввести законы, ограничивающие, например, свободу совести исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Последние тому примеры — ограничения деятельности религиозных сект «Белое братство» на Украине, «Аум Синрике» в Японии.

Л. Д. Воеводин и М. А. Краснов отмечают, что «цель провозглашения конституционных свобод — определить границы самостоятельности гражданина, сферу его самодеятельности и свободного выбора того или иного варианта поведения и указать, в каких областях жизни личность имеет право на невмешательство государственных органов, должностных лиц, иных граждан в осуществление данной конституционной свободы и на защиту от возможного незаконного вмешательства»[214]. Логика исследования приводит авторов к выводу о том, что в обществе в отношениях человека и государства первый должен быть огражден сферой «невмешательства».

Выводы, сделанные отечественными правоведами в далеком и недавнем прошлом, особую актуальность приобретают в современной России. Это объясняется тем, что «человек в новом государстве не может довольствоваться пассивной ролью, он требует проявления своей личности в области целого ряда общественных и политических отношений, поэтому понятие свободы в государстве значительно расширяется и обнимает собой проявление самоопределения индивида в области как индивидуальной, так и общественной и политической жизни; говоря о свободе в государстве, необходимо разуметь все те нормы, которые гарантируют свободное проявление индивида в сфере общественных и политических отношений»[215].

Права человека — приобретенные от природы или установленные и гарантированные государством возможности, правомочия, действия человека в описанной, указанной в законе сфере. В отличие от понятия «свободы человека», в «правах человека» фиксируется конкретная сфера, направление деятельности индивида. Как справедливо считает Е. И. Козлова, понятие «право» преимущественно предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности каких-то организаций[216].

Государство обязуется обеспечить и защитить правомерные действия человека в указанной в законе сфере, области[217]. Здесь уже не предполагается возможности выбора, варианта действия внутри данного права. Данным правом можно воспользоваться, реализовать его, либо нет. Ведь право не обязанность. Например, граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Вместе с тем в последнее время в России многие не реализуют это право. Безусловным и однозначно определенным является право каждого на жизнь. И также известно, что иногда люди добровольно отказываются от этого права.

Таким образом, различия в использовании терминов «право» и «свобода» восходят к традициям естественно-правовых учений, обусловлены как историей их возникновения, так и смысловой нагрузкой. В современном конституционно-правовом словоупотреблении термин «свобода» обычно используется для обозначения гарантируемой правом сферы автономии (самозаконности, своенравия) субъекта, внутри которой он вправе действовать по-своему, по собственному (свободному) усмотрению и выбору. Термин же «право» используется для обозначения правомочия субъекта на конкретно определенное действие и поведение.

Поэтому, несмотря на единство двух рассматриваемых понятий, они в международных документах и Конституции РФ употребляются неоднозначно. Хотя в понятийно-правовом смысле эти термины равнозначны. Ведь право — это форма свободы, а свобода возможна лишь в форме права.

Идеи равнозначности «права» и «свободы» были четко выражены еще в конце XIX в. Г. Еллинеком в работе «Система субъективных публичных прав»[218]. Все субъективные права человека, согласно его концепции, делятся на три группы: 1) свобода личности от государства; 2) права личности на положительные услуги со стороны государства; 3) права личности на участие в организации государства. Разделявший взгляды Г. Еллинека Б. А. Кистяковский по поводу этой концепции пишет: «Что касается первой категории субъективных публичных прав, то они все заключаются в свободах, почему их часто и называют просто свободами и политическими свободами, гарантируемыми конституцией»[219].

Таким образом, становление и развитие прав человека имеет длительную историю, сопровождается борьбой доктрин и традиций, характерных для той или иной страны. Несмотря на давность возникновения самой идеи прав человека, подлинный смысл они обретают только на основе принципов демократии, свободы, справедливости, равенства, признания самоценности человека. На такой основе стало возможным закрепление основных фундаментальных прав человека в Конституции РФ.

§ 1. Права и свободы человека: структура, понятие, соотношение

Уже отмечалось, что права и свободы, взятые в единстве с обязанностями, составляют ядро правового статуса личности. В первой главе понятия прав, свобод и обязанностей были охарактеризованы в самом общем виде.

Прежде всего нужно заметить, что права человека как правовое явление есть достаточно сложное структурное образование, в котором можно выделить ряд блоков.

Понятийный блок. Существуют вполне определенные различия между схожими, часто неправомочно отождествляемыми и широко употребляемыми в языке обыденной практики, юридической науки и публицистики понятиями: «права человека», «права гражданина», «права» и «свободы» человека, «основные права человека», «иные права человека», «права индивида» и «коллективные права», «права личности», «свободы личности». Это требует проведения достаточно четких смысловых границ между этими понятиями.

Временной блок. Права человека могут различаться во временном срезе, т.е. с точки зрения их возникновения (в этом случае речь идет о так называемых «поколениях» прав человека).

Предметный блок. Права человека различаются также и по сферам предметной жизнедеятельности людей — экономические, социальные, политические и др.

Юридический блок. В данном случае речь идет о юридическом (нормативно-правовом) закреплении прав и свобод. Это конституционно закрепленные права и свободы, международно-правовое закрепление, права и свободы, предусмотренные иными законодательными актами (в том числе материальными и процессуальными), подзаконными актами и актами локального действия.

Обратимся вначале к наиболее «тонкой» материи, касающейся различения терминов и понятий «права» и «свободы». Дело в том, что очень часто в юридических документах эти термины употребляются вместе («права и свободы человека»). Так, в ст.2 и ряде других статей Конституции РФ речь идет о правах и свободах человека, что дает основание для предположения о различном содержании этих двух понятий. Такое же положение имеет место и в международно-правовых документах. Из этого следует, по меньшей мере, два вывода, имеющие немаловажное значение: во-первых, содержание понятий «права» и «свободы», несмотря на свою близость, действительно различно, а, во-вторых, юридическая природа отражаемых этими понятиями явлений, и тем самым система соответствующих гарантий, идентична, одинакова что по отношению к правам человека, что по отношению к его свободам.

Но сначала о том, что же объединяет права и свободы, провозглашенные государством и закрепленные в различных юридических актах, прежде всего и главным образом в Конституции. Прежде всего, и те, и другие всегда означают определенную юридическую возможность для лиц поступать определенным образом. Поэтому «возможность» есть тот самый исходный конструктивный элемент, который и дает первоначальное представление о правах и свободах человека, гражданина, личности. В правовом общении имеющиеся у лица права и свободы всегда ассоциируются с наличием у него предоставленных законом возможностей.

При таком толковании прав и свобод (как возможности) центр тяжести переносится из сферы раскрытия внутреннего содержания возможности в область превращения ее в действительность. Но тогда приходится учитывать еще одно важное свойство возможности. Чтобы стать реальностью, превратиться в действительность, возможность должна осуществиться в активной, целенаправленной деятельности человека. Другими словами, юридическая возможность не превратиться автоматически, без приложения усилий со стороны самого человека, в действительность. Именно в ходе деятельности, в процессе осуществления конкретных действий, направленных на превращение возможности в реальность, последняя и становится осуществленной. А для этого человек избирает такой вариант своего поведения, который и приведет к нужным для него результатам. Иными словами, главным элементом всякого юридического права и юридической свободы следует признать возможность свободно избирать вариант своего поведения, его вид и меру, позволяющих воплотить эту возможность в нужную для человека (для его потребностей и интересов) реальность.

Теперь что касается различий между правами и свободами. Проведенные учеными-юристами многочисленные анализы текстов конституционных актов дают основания для следующих выводов.

Термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности для индивидуального выбора, не очерчивая при этом конкретного результата такого выбора. Иными словами, здесь законодатель имеет в виду главным образом волевую направленность и форму правового поведения человека, а не тот результат, который может быть достигнут: —

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ) —

Каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29) —

Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 39) —

Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций (ст.20 Всеобщей декларации прав человека) и др.

Термин же «право» определяет, в отличие от предыдущего, во-первых, преимущественно конкретные действия человека, приводящие к определенному результату, и, во-вторых, как бы «намекает» на то, что данная возможность может быть реализована при условии более или менее достаточно подробно описанной юридической процедуры. —

Каждый имеет право участвовать в управлении делами государства —

Каждый имеет право избирать и быть избранным и т.п.

Тем не менее, термины «права» и «свободы» очень часто употребляются как синонимы и даже «поддерживают», дополняют и сопровождают друг друга. Поэтому различение терминов является скорее данью традиции, что сложилась еще в XVII-XIX столетиях.

Право и свобода

1. Понятие свободы: многообразие подходов

2. Соотношение свободы и права как идеальных сущностей и реальных понятий

Основные понятия и определения:

Свобода, мера свободы, позитивное право, тип правового регулирования.

1. При соотношении права и свободы возникают проблемы, связанные не только с определением понятия «право», но и с понятием «свобода». Нет слова, которое получило бы столь разнообразное значение и не производило бы столь различное впечатление на умы.

Если в советские времена под правом понималась «возведенная в закон воля господствующего класса», то уже в конце 80-х ему противопоставлялось понятие о праве как о воплощении свободы, равенства, справедливости. Поэтому право иногда определялось как «мера свободы». Эти теоретические позиции были порождены стремлением связать общее понятие права с концепцией прав и свобод человека, получившей признание в период так называемой «перестройки» общества.

Понятие права как воплощение свободы порождает ряд сомнений. Оно подходит для определения так называемого естественного права, содержащегося в общественном правосознании, оказывающего влияние на оценку проектов законов, на выработку законодательных предположений и т.д. Однако для определения сущности действующего (позитивного) права такое определение не годится. Если право – воплощение свободы, то логичен вывод – чем больше права, тем больше свободы. Однако истории известны правовые системы, настолько дотошно определявшие все сферы жизни общества, что свободному усмотрению людей места практически не оставалось. Тотальное регулирование всех общественных отношений и главное — пресечение новшеств идеализировались некоторыми политико-правовыми доктринами.

2. Соотношение права и свободы зависит от типа правопонимания, а также от метода, при помощи которого исследуется категория свободы.

Например, в философской системе Канта понятия право и свобода неразрывно связаны. Нет свободы, нет и права. Свобода – тот всеобщий критерий, на основании которого можно отличать правовое от не правового. И этот критерий содержится не в эмпирической действительности (в реально существующей жизни), а только в разуме.

Если говорить о соотношении исторически конкретного права и степени свободы в том или ином государстве, то речь пойдет уже о соотношении позитивного права и свободы.

Однако в этом случае возникают проблемы в силу неясности самого слова «свобода». Нет слова, которое получило бы столь разнообразное значение и не производило бы столь различное впечатление на умы.

Как было отмечено, в позитивистских теориях соотношение права и свободы переходит в более практическую плоскость – как способность права обеспечивать политическую, экономическую степень свободы и социальные права граждан.

В данном случае степень свободы зависит от типа правового регулирования:

1. Разрешено все, что не запрещено законом. В этом случае обеспечивается максимум свободы.

2. Запрещено все, что не разрешено законом. Здесь уже можно говорить об отсутствии свободы.

Контрольные вопросы к теме 22

1. Какие проблемы могут возникать при соотношении права и свободы?

2. Докажите, что соотношение права и свободы зависит от типа правопонимания.

3. Назовите определения права через категорию свободы.

4. Как соотносятся право и свобода в позитивистских концепциях?

Права и свободы: соотношение, особенности

Права и свободы человека и гражданина занимают особое и без преувеличения приоритетное место в конструкции Конституции РФ. Стремясь воплотить в тексте Конституции РФ идеалы современного демократического государства, ее разработчики посвятили правам и свободам человека и гражданина специальную главу. Личные права и свободы не только открывают данную главу, но и представлены шире, чем остальные права.

Соотношение понятий «право» и «свобода» характеризуется, прежде всего, тем, что в значительной степени это синонимы то и другое – субъективное право любого человека или только гражданина РФ. Но иногда между этими понятиями проводится различие. Анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…». В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека. При этом «право» может самой Конституцией включаться в состав «свободы». Однако четкое разграничение между правами и свободами провести трудно.

Права человека и права гражданина рассматриваются обычно вместе, но их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного, хотя те и другие носят неотъемлемый характер.

Личные права призваны обеспечивать свободу индивида как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Главное назначение гражданских прав состоит в том, чтобы обеспечить приоритет индивидуальных ориентиров развития каждой личности. Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, они не связаны с понятием гражданства и не вытекают из него.

Личные права и свободы человека имеют ряд особенностей.

Они принадлежат каждому человеку от рождения и являются неотчуждаемыми и неприкосновенными. Они не могут быть отменены никакими правовыми актами, что подтверждается частью 2 статьи 55 Конституции РФ.

Они реализуются непосредственно, т.е. без какого бы то ни было правоприменительного акта. Личными правами обладают все без исключения люди.

Реализация личных прав осуществляется объективно, независимо от воли людей. Этот вывод можно сделать на основе следующих положений: в процессе жизнедеятельности человек принужден непрерывно осуществлять выбор вариантов своего поведения, поскольку это обусловлено особенностью его биологической организации. Человек не в состоянии быть несвободным по своему желанию, и, таким образом, право на свободу также реализуется объективно. Права на достоинство и неприкосновенность реализуются человеком с рождения, и он не может отказаться от их реализации. . остальная часть текста, формулы, таблицы, изображения скрыты

Смотрите еще:

  • Что указывать в счет фактуре на аванс Порядок заполнения авансовых СФ В статье представлены возможные варианты заполнения авансового счета-фактуры в 1С на примере получения безналичной оплаты в счет предстоящих поставок. на что обратить внимание при […]
  • Понятие источника муниципального права рф Лекция 1: «Муниципальное право и его место в системе российского права» 1.4. Источники муниципального права Источниками муниципального права являются правовые акты, содержащие муниципально-правовые нормы. Существует […]
  • Код вычета 118 в справке 2 ндфл Коды в 2-НДФЛ Актуально на: 26 января 2018 г. В конце 2015 года была утверждена форма справки по форме 2-НДФЛ (утв. Приказом ФНС от 30.10.2015 № ММВ-7-11/[email protected] ). Разного рода коды в 2-НДФЛ используются во многих […]
  • Статья 14 фз 132 Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (постатейный) Комментарий будет полезен не только обычным путешественникам, но и […]
  • Непосредственный объект ст 105 Непосредственный объект ст 105 Родовым объектом убийства является личность (по названию раздела VII УК РФ «Преступления против личности»). В теории права существует мнение, что между понятиями «личность» и «человек» […]
  • 4pda вопрос задать Обсуждение:4PDA Ну и что про это написать? Я, например не знаю с чего начать, например. Нужен человек с форума, кэп например. Статья нужна! Хороший, годный сайт, куча прошивок, софта, игр, кладезь для анонимуса. А […]