Смена руководителя обособленного подразделения

Смена руководителя в обособленном подразделении

При смене руководителя ОП организации следует представить в ИФНС сообщение об изменениях в ранее сообщенные сведения об ОП по форме N С-09-3-1

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения, в частности, обо всех изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях в течение трех дней со дня изменения соответствующих сведений.

На основании таких сообщений налоговыми органами по месту нахождения обособленных подразделений осуществляется учет изменений в сведениях об обособленных подразделениях организаций (п. 3 ст. 84 НК РФ).

В связи с изменениями, внесенными в НК РФ, информацию об изменениях в ранее сообщенные сведения об обособленном подразделении рекомендовано представлять (направлять) в налоговый орган по форме N С-09-3-1.

Таким образом, при смене руководителя обособленного подразделения организация обязана в трехдневный срок направить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение по форме N С-09-3-1, указав в нем сведения о новом руководителе обособленного подразделения.

Виды услуг от «AAA-Investments LLC»

  • Регистрация компаний (ООО/ИП; ПАО/АО)
  • Регистрация некоммерческих организаций
  • Регистрация изменений
  • Купля-продажа доли
  • Изменения УК
  • Изменения в видах деятельности общества (ОКВЭД)
  • Приведение устава в соответствие с ФЗ N 312-ФЗ
  • Смена названия, юридического адреса
  • Ликвидация и реорганизация ООО/ПАО/АО (ЗАО)
  • Прекращение деятельности в качестве ИП
  • Прочие услуги
  • Внесение в реестр малого предпринимательства г. Москвы

Мы рады видеть Вас среди наших Клиентов!

Обособленные подразделения — правовая информация

В современных рыночных условиях компании для увеличения доходов придумывают различные схемы повышения рентабельности, внедряют новые способы производства. Организации стремятся расширить границы бизнеса, продвинуть товар (услуги) на рынки сбыта не только в ближайшие, но и отдаленные регионы страны. Одним из эффективных способов добиться положительных результатов является создание филиала (представительств).

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения данного подразделения (п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Гражданское законодательство выделяет следующие виды обособленных подразделений: филиалы и представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ).

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности.

Налоговый кодекс РФ предлагает свой подход к понятию «обособленное подразделение». Под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от головной организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Статьей 209 Трудового кодекса РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ является место осуществления этой организацией деятельности через свой филиал или представительство.

В Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160 и ФАС Московского округа от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04 указывается, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей.

Даже одно созданное стационарное рабочее место создает обособленное подразделение, которое полагается регистрировать в налоговой инспекции (Письмо МНС России от 29 апреля 2004 г. № 09-3-02/1912 «О признании одного рабочего места обособленным подразделением»).

Если работники трудятся на дому и налогоплательщик не оборудовал для них стационарные рабочие места, обособленное подразделение не считается созданным. Однако, работа на дому должна быть закреплена в трудовых договорах с сотрудниками.

Таким образом, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого организация создает рабочие места и осуществляет свою деятельность сроком более одного месяца. Отсутствие какого-либо вышеперечисленного признака обособленного подразделения не ведет к созданию организацией филиала или представительства (Письма Минфина РФ от 05.08.2005 N 03-02-07/1-211, от 08.08.2006 N 03-02-07/1-212).

Порядок создания филиала (представительства) для обществ с ограниченной ответственностью определен Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.

Что касается акционерных обществ, то для них порядок образования филиала (представительства) определен Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Создание филиалов и открытие представительств общества входит в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества. Внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества.

На основании решения (протокола) о создании филиала, открытии представительства исполнительным органом общества (директором) издается приказ о создании обособленного подразделения, в котором указываются наименование, место нахождение филиала (представительства), назначается руководитель, устанавливаются сроки постановки на учет в налоговых органах.

Этим же приказом может быть утверждено Положение о филиале (представительстве) — внутренний документ, содержащий сведения о правоспособности обособленных подразделений, видах осуществляемой ими деятельности, целях их создания, правах и обязанностях, структуре управления, процедуре заключения сделок, полномочиях руководства, возможностях распоряжаться денежными средствами, а также порядок ликвидации филиала (представительства) и др.

На основании приказа вносятся изменения в учредительные документы организации.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Но реалии жизни таковы, что решение о создании обособленных подразделений принимается, как правило, уже после регистрации учредительных документов вновь создаваемой организации. Поэтому при создании филиала или представительства необходимо внести изменений в учредительные документы организации.

Процедура государственной регистрации изменений в учредительные документы, связанные с созданием обособленных подразделений установлена Федеральным Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для внесения изменений в учредительные документы общества необходимо представить в регистрирующий орган по месту своего нахождения следующий пакет документов:

  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • изменения в учредительные документы. Текст изменений может быть представлен юридическим лицом как в виде отдельного письменного документа, прилагаемого к уставу (учредительному договору), так и в виде новой редакции устава (учредительного договора);
  • платежное поручение об уплате госпошлины. За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, предусмотрена госпошлина в размере 400 руб. (п. 3 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).

Что же касается содержания сведений, которые необходимо отразить в Уставе, то на основании п. «н» ст. 5 вышеуказанного закона в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения о полном наименовании филиала (представительства) и его месте нахождения.

Какое-либо изменение в наименовании или месте нахождении филиала (представительства) либо ликвидация последних также должны влечь внесение соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в целях обеспечения достоверности содержащихся в них сведений.

При отсутствии должным образом зарегистрированных учредительных документов юридического лица с внесенными в них сведениями о созданных филиалах и представительствах можно говорить о несоответствии учредительных документов действующему законодательству.

Изменения учредительных документов, в том числе и в части сведений о филиалах, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Процедура создания обособленного подразделения на порядок проще, чем создание филиала (представительства) общества. Открытие обособленного подразделения находится в компетенции исполнительного органа (директора) и оформляется приказом о создании. В учредительных документах общества сведения об обособленном подразделении не содержатся, следовательно, при открытии или закрытии обособленного подразделения в учредительные документы вносить ничего не нужно.

Необходимо знать, что обособленное подразделение не следует регистрировать в налоговой инспекции, если оно находится на территории того же муниципального образования, что и сама организация.

После внесения изменений в учредительные документы организация обязана встать на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства). Необходимо помнить о сроке постановки на учет, а именно заявление должно быть подано в налоговый орган в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Существенными обстоятельствами при создании обособленного подразделения являются факт и момент создания подразделения, так как срок подачи заявления о постановке на налоговый учет исчисляется именно с момента создания филиала. При этом нет оснований считать таким моментом день принятия внеочередным собранием участников общества (наблюдательным советом, директором) решения об открытии филиала (представительства) (Постановление ФАС Центрального округа от 05.05.2004 по делу № А14-8354-03/23/18).

Не является созданием обособленного подразделения подготовка нового места деятельности (приобретение помещения, его оборудование, ремонтные работы и т.п.). Срок для уведомления налогового органа начинает исчисляться лишь с момента фактического создания рабочих мест, т.е. их окончательной подготовки к осуществлению деятельности (Постановление ФАС Московского округа от 24.08.2001 № КА-А41/4467-01).

Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления по форме № 1-2 –Учет, утвержденного Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 № САЭ-3-09/[email protected] «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц».

При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе головной организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание филиала или представительства (п. 1 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Обычно налоговые органы требуют предоставить нотариальную копию такого свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены: учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо выписка из ЕГРЮЛ, либо Положение о филиале (представительстве), либо распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения.

При отсутствии документов, подтверждающих создание филиала или представительства, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения. При наделении организацией обособленного подразделения полномочиями по уплате налогов по месту его нахождения представляется документ, подтверждающий указанные полномочия (п.2.1.4 Приказа МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Налоговым кодексом РФ. Следовательно, установленный Налоговым кодексом РФ перечень документов является исчерпывающим.

На практике налоговые органы формируют свой список документов, как правило, они дополнительно требуют представить для постановки на налоговый учет следующие документы:

  1. копии учредительных документов;
  2. положение о филиале (представительстве);
  3. копия свидетельства о государственной регистрации головной организации;
  4. приказ о назначении на должность директора и главного бухгалтера подразделения;
  5. сведения о директоре и главном бухгалтере, как головной организации, так и филиала;
  6. договор аренды нежилого помещения для обособленного подразделения;
  7. письмо, подтверждающее полномочия обособленного подразделения по уплате налогов;
  8. выписка из ЕГРЮЛ в отношении головной организации.

Филиалу или представительству не присваивается отдельный от головной организации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), так как обособленное подразделение не является самостоятельным налогоплательщиком. В документообороте обособленное подразделение использует непосредственно ИНН головной организации.

Однако обособленному подразделению будет присвоен свой, отличный от головной организации, код причины постановки на учет (КПП). Он будет указан в Уведомлении о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.

Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов осуществить постановку обособленного подразделения на учет и выдать соответствующее уведомление.

В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии)подразделения организация обязана в течение одного месяца со дня закрытия письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения.

Заявление по форме № 1-4-Учет о снятии с налогового учета утверждено Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-09/[email protected] Налоговые инспекторы могут потребовать от организации и дополнительные документы, например копию приказа о закрытии обособленного подразделения, подлинник уведомления о постановке обособленного подразделения на налоговый учет.

Согласно п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ организации обязаны письменно сообщать обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в течение одного месяца со дня создания представительства или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение. Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения головной организации.

Форма такого сообщения утверждена Приказом ФНС РФ от 17.01.2008 № ММ-3-09/[email protected] «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации».

К сообщению по форме № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения» прилагаются копии документов, подтверждающих создание (закрытие) представительства.

Зачастую возникает вопрос, что делать организации, если обособленное подразделение, продолжая работать, меняет свое место нахождение?

В Налоговом кодексе РФ не содержатся нормы, предусматривающие изменение места нахождения обособленного подразделения, и такой термин как «изменение места нахождения» в действующем законодательстве относится только к юридическому лицу.

В случае осуществления деятельности по новому адресу (например, при заключении договора аренды на новые помещения) организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия представительства, то есть осуществить все вышеописанные действия.

В соответствии с п.п. 1 ч. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы или представительства.

Однако если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, а также не указано в качестве таковых в учредительных документах организации, то такая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения.

При этом уплата налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, производится головной организацией по месту ее нахождения.

Создавая обособленное подразделение необходимо помнить о том, что ответственность за их деятельность несет головная компания.

Суды прямо указывают, что филиалы, представительства организаций не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

В связи с этим ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов и пеней несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство) (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Узнать о том, что организация создала обособленное подразделение и не поставила его на учет, налоговый орган может, например:

  • при выездной проверке самой организации, если из документов следует, что организация несет расходы по содержанию объекта (собственного или арендованного), расположенного на другой территории, нежели головное подразделение организации. Например, платит за электричество, воду, перечисляет арендную плату;
  • выездной проверке арендодателя, сдавшего в аренду имущество обособленному подразделению. Но выявить незарегистрированное подразделение налоговый орган, проверяющий арендодателя, может только в том случае, если будет сверять фактическое местонахождение арендаторов со сведениями ЕГРЮЛ.

Какова же ответственность за то, что организация своевременно и в установленном порядке не встала на учет по местонахождению представительства?

Если организация не сообщит в налоговую инспекцию об открытии филиала, как того требует п. 2 ст. 23 Налогового кодекса, то ее оштрафуют на 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Данная статья предусматривает ответственность за непредставление налоговой инспекции сведений, необходимых для осуществления контроля.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей (ст. 129.1 НК РФ). Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Одновременно в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок может быть оштрафовано и должностное лицо, ответственное за представление указанного сообщения. Размер штрафа составляет от 300 до 500 рублей.

Если компания опоздает с подачей заявления о постановке филиала на учет в инспекции, то с нее взыщут штраф в размере 5000 или 10 000 руб. (если срок задержки более 90 календарных дней) (ст. 116 НК).

При этом пострадать может не только сама организация, но и ее руководители — директор и главный бухгалтер. За несвоевременную подачу заявления о постановке на учет в налоговой инспекции должностных лиц могут наказать штрафом в размере от 500 до 1000 рублей.

Ведение деятельности без постановки на налоговый учет наказывается штрафом в размере 10% от доходов, полученных организацией за время такой активности, но не менее 20000 руб. (ч. 1 ст. 117 Налогового кодекса РФ). При функционировании без постановки на учет более 90 календарных дней размер штрафа возрастает до 20% от доходов за период работы без постановки на учет, но не менее 40 000 рублей (ч. 2 ст. 117 Налогового кодекса РФ).

Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Кроме того, ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений), необходимых для налогового контроля, между Налоговым кодексом РФ (ст. ст. 126 и 129.1) и КоАП РФ (ст. 15.6) проводится только по кругу лиц, привлекаемых к ответственности. К ответственности за непредставление документов (сведений) по НК РФ (ст. ст. 126 и 129.1) привлекаются организации, а по КоАП РФ (ст. 15.6) — должностные лица организаций.

Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3 — 15.9 и 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций.

Ответственность за нарушение налогового законодательства установлена главами 15, 16 и 18 Налогового кодекса РФ. Субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Следовательно, применение одновременно штрафных санкций, как к юридическому лицу, так и к должностному лицу данного юридического лица является правомерным.

Копирование и использование материала возможны только с письменного разрешения администрации сайта Юрисконсульт.СПб.Ру

Автор: Зайцева Людмила, юрист

Надо ли сообщать о смене руководства?

Статьи по теме

И генеральный директор, и главный бухгалтер, как и все остальные «рядовые» работники, не застрахованы от увольнения — не важно, по какому основанию. Но если при увольнении «обычных» работников проблем, как правило, не возникает, то при уходе руководящих сотрудников может возникнуть вполне логичный вопрос: должна ли организация уведомить о происшедшей смене государственные органы и контрагентов? И есть ли ответственность за неуведомление?

Новый директор и бухгалтер

До недавнего времени ситуация с уведомлением о смене должностных лиц организации была простой: никого уведомлять не требовалось. Но с некоторых пор все поменялось. Теперь, если в организации произошла смена директора (генерального директора или другого лица, которое имеет право без доверенности действовать от ее имени), об этом факте придется сообщить в инспекцию. Правда, такое требование установлено не Налоговым кодексом, а статьей 5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Поэтому и уведомлять инспекцию надо не как налоговый орган, а как орган регистрирующий. Надо заметить, что срок для направления такого уведомления очень сжатый: три дня с момента назначения нового директора.

В этот срок в налоговую инспекцию (которая в данном случае выступает в качестве регистрирующего органа) надо подать заявление о внесении в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (форма Р 14001). При этом никаких документов к нему прилагать не надо, так как всю ответственность за правильность указанных сведений несет заявитель.

А вот о смене главного бухгалтера налоговую, в какой бы ипостаси она ни выступала, уведомлять не надо.

Однако налоговые органы все же требуют такую информацию. При этом они ссылаются на письмо МНС России от 06.09.2000 № ВГ-6-12/ 717. Этим письмом рекомендовано территориальным налоговым органам при изменении сведений о руководителе и (или) главном (старшем) бухгалтере организации требовать у организации копию документа (либо выписку из него) о назначении нового руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации. Кроме того, там есть совет запрашивать реквизиты документов, удостоверяющих личность, а также копию свидетельств о постановке на учет руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации.

Однако такие требования неправомерны. Ведь ни НК РФ, ни Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ни закон о государственной регистрации юрлиц не требуют извещать налоговиков о смене главного бухгалтера. Как нет и ответственности за непредставление таких сведений.

Помимо этого Единые требования к формированию налоговых деклараций (утверждены приказом МНС России от 31.12.02 № БГ-3-06/ 756) предполагают, что сведения об изменении в составе лиц, подтверждающих достоверность и полноту заявляемых в декларации сведений (то есть руководителя и главного бухгалтера), должны быть отражены в налоговой декларации.

В то же время, согласно статье 80 НК РФ, налоговые органы не могут требовать включения в декларацию сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов. А сведения о смене бухгалтера с этим никак не связаны.

Схожая ситуация и с необходимостью уведомления государственных органов о смене главного бухгалтера или руководителя обособленного подразделения организации. Напрямую такая обязанность нигде в законодательстве не установлена. Однако налоговики, руководствуясь уже упомянутым письмом, требуют представления и таких сведений. Еще раз заметим, что организация не обязана извещать налоговиков о смене руководящего состава своих обособленных подразделений.

Правда, о ликвидации самого подразделения налоговиков проинформировать придется. Этого требует статья 23 НК РФ. На сообщение отведен один месяц со дня ликвидации подразделения.

Ответственность за неуведомление налоговиков о происшедших изменениях будет зависеть от того, в каком качестве не была уведомлена налоговая инспекция.

Так, если инспекцию не уведомили именно как налоговый орган (при ликвидации обособленного подразделения), ответственность будет наступать по статье 126 НК РФ. Штраф составит 50 рублей. Кроме того, в соответствии со статьей 15.6. КоАП РФ за такую провинность должностное лицо организации (то есть руководителя) можно оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей.

Если же о смене руководства организации забыли уведомить налоговую инспекцию в качестве регистрирующего органа, ситуация сложнее. С одной стороны, статья 14.25 КоАП РФ установила ответственность за непредставление или несвоевременное представление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. За это для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 5 тыс. рублей. Но, с другой стороны, из названия этой статьи следует, что она относится лишь к самим органам, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. То есть к налоговой инспекции, а не к организациям.

Сразу заметим, сами налоговики считают, что штраф по этой статье применим и к должностным лицам организации. Поэтому скорее всего оспаривать привлечение к такой ответственности придется в суде.

Смена директора обособленного подразделения

Обособленное подразделение меняет свой адрес, переезжает в другой регион (было в Московской обл. переезжает в Москву). В этом случае необходимо закрыть одно и открыть другое обособленное подразделение?

При смене адреса ОП закрывать и снова открывать его не требуется. Об изменении сведений об адресе подразделении нужно сообщить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации. Сделать это нужно в трехдневный срок со дня изменения адреса ОП путем подачи сообщения форме № С-09-3-1. Порядок уведомления инспекции описан в рекомендации № 1. Ответственность за неуведомление о смене адреса ОП может наступить по п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Юрист.

1. Рекомендация. Как изменить сведения об обособленном подразделении ООО

Как изменить сведения о простом обособленном подразделении ООО

Закон не устанавливает, к компетенции какого органа ООО относится вопрос об изменении сведений о простом обособленном подразделении. Как правило, такое решение принимает единоличный исполнительный орган (генеральный директор), поскольку именно он руководит текущей деятельностью общества.*

Вместе с тем, устав общества и (или) Положение об обособленном подразделении могут предусматривать, что изменения в сведения о подразделении вносятся по решению:

  • общего собрания участников;
  • совета директоров (наблюдательного совета);
  • коллегиального исполнительного органа (правления);
  • руководителя филиала (представительства).

В решении (приказе генерального директора) необходимо указать, какие именно сведения подлежат изменению: наименование, место нахождения, сведения об организационно-штатной структуре подразделения и т. д.

Пример формулировки приказа об изменении сведений о простом обособленном подразделении ООО

1. Изменить наименование обособленного подразделения «Владимирский офис Общества с ограниченной ответственностью Альфа » на «Рязанский офис Общества с ограниченной ответственностью Альфа ».

2. Считать местом нахождения «Рязанского офиса Общества с ограниченной ответственностью Альфа » следующий адрес: г. Рязань, ул. Лесная, д. 69».

Закон устанавливает, что об изменении сведений о простом обособленном подразделении нужно сообщить в налоговую инспекцию по месту нахождения ООО (абз. 3 подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ ). Так, общество должно представить сообщение по форме № С-09-3-1. утвержденной приказом ФНС России от 9 июня г. № ММВ-7-6/[email protected] Однако сделать это необходимо только тогда, когда изменились наименование и (или) место нахождения подразделения. В других ситуациях (например, когда поменялись функции подразделения) уведомлять инспекцию не требуется.*

Форма № С-09-3-1 содержит указание только на три обстоятельства, о которых необходимо уведомить налоговую инспекцию:

  • изменилось место нахождения подразделения;*
  • изменилось наименование подразделения;
  • изменилось и место нахождения, и наименование подразделения.

Сообщение нужно представить в инспекцию в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об изменении сведений о простом обособленном подразделении.

Нужно ли уведомлять налоговую инспекцию по месту нахождения простого обособленного подразделения ООО о том, что изменились наименование и (или) адрес подразделения

Налоговая инспекция по месту нахождения простого обособленного подразделения самостоятельно учитывает изменения в сведениях о таком подразделении. Делается это на основании сообщения, представляемого в соответствии с пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 3 ст. 84 НК РФ ). В частности, если ООО изменило адрес простого обособленного подразделения, инспекция по месту нахождения подразделения самостоятельно снимает общество с учета в этом налоговом органе (абз. 3 п. 4 ст. 84 НК РФ ).

Таким образом, обществу достаточно подать сообщение в свою налоговую инспекцию, а инспекцию по месту нахождения простого обособленного подразделения уведомлять не нужно.*

кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда

старший эксперт ЮСС «Система Юрист»

кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»

2. Налоговый кодекс РФ

«Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи. обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации,* месту жительства индивидуального предпринимателя:

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:*

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;*».

Персональные консультации по учету и налогам

Лучшие ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву. Ответы специалистов по налогообложению, бухгалтерскому учету и праву.

Смена руководства предприятия: как внести изменения в учетные данные?

by admin Липень 15,

Налоговики ответили на следующий вопрос: какой порядок внесения изменений в учетные данные плательщиков налогов, в том числе в случае смены руководителя или главного бухгалтера?

Контролеры отмечают, что согласно п. 9.2 разд. IX Порядка внесения изменений в учетные данные плательщиков налогов в случае возникновения изменений в данных или внесения изменений в документы, которые подаются для постановки на учет, кроме изменений, которые вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — ЕГР), и изменений, о которых налогоплательщик сообщил по основному месту учета, плательщик налогов обязан в течение 10 календарных дней со дня внесения изменений в указанные документы подать в контролирующий орган уточненные документы в таком же порядке, как и при постановке на учет. Дополнительное регистрационное заявление по формам № 1-ОПП, № 5-ОПП подается с пометкой «Изменения» или по форме № 1-РПП — с пометкой «Перерегистрация, изменения».

Плательщики налогов — юридические лица и обособленные подразделения юридических лиц обязаны подать регистрационное заявление по форме № 1-ОПП с пометкой «Изменения» со сведениями относительно лиц, ответственных за ведение бухгалтерского и/или налогового учета юридического лица, обособленных подразделений юридического лица, в контролирующий орган в 10-дневный срок со дня постановки на учет или возникновения изменений в учетных данных налогоплательщиков.

Таким образом, в отношении плательщиков налогов, сведения о которых включаются в ЕГР.

— информация о смене руководителя обновляется в органах доходов и сборов на основании сведений, полученных от государственного регистратора, в порядке, определенном Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей»;

— информация о главном бухгалтере обновляется на основании заявления по ф. № 1-ОПП с пометкой «Изменения» и уточненных документов.

Что касается налогоплательщиков, сведения о которых не включаются в ЕГР. то информация о смене руководителя и/или главного бухгалтера обновляется на основании уточненных документов и заявления по ф. № 1-ОПП.

Категория 119.06 Информационно-справочного ресурса «ЗІР»

Смена директора и обособленное подразделение

Одним из распространенных процессов в деятельности любого предприятия является смена директора и обособленное подразделение не является исключением. К категории обособленных подразделений относятся филиалы и представительства. Особенностью этой группы организаций является то, что самостоятельными юридическими лицами они не являются. Их имущество принадлежит головной организации, и действуют они на основании и в рамках, которые утверждает руководство управляющей компании. При смене генерального директора информацию в учредительные органы передает головная организация. Ситуация может произойти по следующим причинам: окончание трудового договора, неэффективность работы, личные причины и пр.

Как проводится смена генерального директора

  • Поскольку головное предприятие является юридическим лицом, то процедура смены руководителя должна быть выполнена в строгом соответствии с законом. При несоблюдении законов или несвоевременном информировании контролирующих органов на предприятие налагают штрафные санкции.
  • В случае принятия решения о смене директора, которое закреплено в протоколе общего собрания участников, заявление о внесении изменений и пакет необходимых документов должны быть своевременно переданы в налоговую инспекцию. После внесения информации в ЕГРЮЛ она выдает выписку, подтверждающую корректировку данных.
  • Заявление на внесение изменений, составленное по форме, в обязательном порядке заверяется у нотариуса. Форму 14001 должен заверить у нотариуса лично директор предприятия. Подать документы в налоговую может как он сам, так и его доверенное лицо.

Особенности смены генерального директора в обособленном подразделении

Представительства и филиалы не являются самостоятельными юридическими лицами, поэтому смена директора в обособленном филиале не нуждается в регистрации государственными органами. Регистрирующий орган просто ставят в известность о произошедшем факте. Правила информирования в различных субъектах федерации различаются. В основном достаточно направить в налоговую инспекцию уведомление и копию приказа о назначении нового директора. Ответственность за своевременное извещение контролирующих органов несет головное предприятие, поскольку, как уже было сказано выше, именно оно выступает в качестве юридического лица и имеет законное право осуществлять все подобные действия.

Смотрите еще:

  • Ч 2 ст 116 налогового кодекса рф Статья 116 НК РФ. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе Новая редакция Ст. 116 НК РФ 1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в […]
  • Ст 84 гк рф Ст 84 гк рф Законодательные акты, которые могут пригодиться при создании ТСЖ Управление в товариществе на вере и ведение его дел 1. Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. […]
  • Ст 195 упк Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы См. комментарии к статье 195 УПК РФ О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 195 настоящего Кодекса […]
  • Исковое заявление взыскание аванса по договору подряда Образец искового заявления о расторжении договора подряда, взыскании аванса, неустойки, убытков, компенсации морального вреда Октябрьский районный суд г. Кр-рска Адрес: г. Кр-ярск, пр-т Ленина, д.2 Тел.: […]
  • Создание обособленного подразделения бланк 2014 Подаем сообщение о создании обособленного подразделения Ваша организация открывает обособленное подразделение. Вы уже точно определились, что у вас будет именно просто подразделение, а не филиал или представительство. […]
  • Закон о приватизации государственного имущества в рк ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН от 23 декабря 1995 года №2721 (по состоянию на 9 января 2007 года) Глава 1. Общие положения Статья 1. Понятие приватизации Приватизация означает продажу государственного имущества в […]