Право на охрану здоровья и медицинскую помощь картинки

Содержание:

Статья 41 Конституции РФ

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Статье 41 Конституции РФ

1. Здоровье — одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами (выбор профессии, свобода передвижения и др.). В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. О праве на охрану здоровья и медицинскую помощь говорится в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Под охраной здоровья населения понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека в целях активной долголетней жизни, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Состояние здоровья человека зависит от социально-экономических условий, работы систем жизнеобеспечения, психического состояния человека, удовлетворенности условиями жизни и т.д. Социально-экономические условия жизни населения в России, хотя и постоянно улучшаются, но до сих пор почти четверть населения находится за «чертой бедности»*(548), а медицинское обслуживание имеет существенные недостатки (считается, что для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень медицинской помощи, необходимо расходовать не менее 500 долл. США в год на человека, в 2004 г. в России расходовалось 80 долл.)*(549). В Указе Президента РФ от 10.01.2000 N 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»*(550) сказано, что здоровье населения (наряду с другими факторами) является одной из основ национальной безопасности. С учетом всех этих обстоятельств в России была принята и действует национальная программа в области здравоохранения — одна из четырех важнейших национальных программ (о национальных приоритетных программах см. комментарий к ст. 38), которая уже привела к существенным изменениям, а в перспективе эти изменения должны стать кардинальными. Однако на здравоохранение в России тратится 3,5% ВВП (рекомендуется не менее 5%). Россия занимает по этому показателю 65-е место (между Ливией и Македонией)*(551), по уровню здравоохранения — 125 место.

В целях обеспечения охраны здоровья населения в России принят ряд Федеральных законов: «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, выявленного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О предупреждении распространения туберкулеза», а также Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др. Правительство РФ в соответствии с этим законодательством приняло несколько специальных федеральных программ в области здравоохранения (о них — ниже).

Законодательство РФ устанавливает, что принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области здравоохранения и соответствующие государственные гарантии; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов и учреждений публичной власти, должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Для реализации этих принципов в России созданы системы государственного, муниципального и частного здравоохранения*(552). Первые две системы финансируются из соответствующих бюджетов, страховых взносов (из средств ЕСН делаются отчисления на медицину), других поступлений (включая благотворительные). Пациенты, пользующиеся услугами этих медицинских систем, самостоятельно не оплачивают базовые услуги, установленные перечнем Минздравсоцразвития России (они оплачиваются из Федерального фонда обязательного медицинского страхования). Оплачиваться могут медицинские услуги, оказываемые государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, если такие услуги не входят в базовый перечень (например, зубное протезирование при определенных условиях). Предприятия, учреждения и организации вправе заключать с государственными и муниципальными медицинскими учреждениями договоры о медицинском обслуживании их работников на возмездной основе (оплачивают предприятия, организации).

Для неграждан РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается за плату (в соответствии с постановлениями Правительства РФ в определенных случаях оплачиваемой является для неграждан РФ и скорая помощь). Частные лечебно-профилактические учреждения осуществляют свою деятельность за счет собственных доходов, пациенты сами оплачивают их услуги.

В России существуют два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования ежегодно утверждается парламентом. Постановлениями Правительства РФ средства из Федерального фонда передаются в бюджеты территориальных фондов для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования в виде субсидий по кварталам года. Особые субсидии территориальным фондам выделяются из Фонда обязательного медицинского страхования для медицинского страхования неработающего населения (детей)*(553). Страховые взносы для финансирования Фонда предоставляют предприятия, учреждения, организации по месту занятости работников (в том числе и частные предприятия, учреждения, уплачивающие ЕСН). В этот Фонд идут также определенные отчисления из государственного и иных бюджетов. Пользуются медицинским обслуживанием за счет такого фонда все граждане, включая членов семьи работника (обычно супруга, несовершеннолетние дети). Для неработающего населения (пенсионеров и др.) взносы в Фонд обязательного медицинского страхования делают органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий делают страховые взносы за свой счет (для них процент отчислений по закону несколько иной).

Все виды и объем первичной и специализированной медицинской помощи по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в соответствии с утвержденной базовой программой обязательного медицинского страхования оказываются бесплатно (прием у врача при амбулаторном лечении и лекарства при стационарном лечении пациент не оплачивает). Пациенты, пользующиеся услугами по данному Фонду, имеют для этого особый документ — карточку медицинского страхования, выданную от имени исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Бесплатно проводится периодическая диспансеризация населения, бесплатно или за плату определенным категориям лиц делаются профилактические прививки против некоторых эпидемических инфекционных болезней. За плату предоставляются дополнительные виды медицинской помощи, не входящие в базовую программу обязательного медицинского страхования (гомеопатическое лечение, нетрадиционные методы лечения и др.). Выплаты, производимые государством в связи с заболеваниями граждан, периодически индексируются. С 2009 г. Фонд социального страхования увеличил максимальный размер «больничных» до 18 720 руб.*(554)

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с одной стороны, сохранил прежние принципы здравоохранения, а с другой — перераспределил полномочия в сфере социальной политики между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями*(555). Как и прежде, все граждане РФ получают лечение по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования бесплатно в стационарных условиях (больницах) и при амбулаторном приеме у врача в соответствии с программой бесплатной медицинской помощи. Лекарства, выписанные по рецепту врача при амбулаторном приеме, необходимо оплачивать лицам, на которых не распространяется «социальная поддержка» в области медицины (этими словами Закон заменил термины «льготы» и «меры защиты»). Меры социальной поддержки (разные в зависимости от круга лиц) распространяются на определенные категории граждан РФ. Предусмотрены денежные компенсации за утрату здоровья и ежемесячные специальные выплаты лицам, подвергнувшимся радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС*(556), их семьям, детям, лицам, живущим на определенных территориях с правом на отселение, и т.д. Применяются меры социальной поддержки для оказания медицинских услуг участникам Великой Отечественной войны, участникам других боевых действий, определенным категориям инвалидов и др., которые получают лекарства бесплатно. Есть иные категории лиц, которые получают лекарства бесплатно или со скидкой (пенсионеры и др.). Детально эти вопросы регулируются постановлениями Правительства РФ от 12.12.2004 N 769 и от 17.10.2005 N 619, которые предусматривают меры по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, и по совершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные средства. Виды болезней и списки лекарств для лиц, пользующихся социальной поддержкой государства, перечисляются в приказах Минздравсоцразвития России. Такие списки систематически обновляются. Приказом Минздравсоцразвития России от 25.01.2007 N 84 утвержден перечень 574 санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются бесплатные путевки (с оплатой транспортных расходов) на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи*(557). С другой стороны, при перераспределении в 2004 г. полномочий некоторые из них (в том числе в области здравоохранения) были переданы на муниципальный уровень, где материальные средства не всегда достаточны для организации полноценного медицинского обслуживания.

Рассматривая вопросы о мерах социальной защиты, льготах, социальной поддержке, Конституционный Суд в целом ряде своих решений указывал, что возможна дифференциация прав по социально-оправданным категориям, устанавливал, что нужно учитывать экономические возможности государства, но если человек не может трудиться и обеспечить прожиточный минимум себе и семье, он вправе рассчитывать на получение поддержки от общества и государства. Выбирая формы социальной помощи (денежную, натуральную и др.), законодатель не должен допускать отказа от ранее принятых обязательств без введения соответствующих компенсационных механизмов. Меры компенсации законодатель выбирать вправе (льготы, субсидии, услуги и др.), но снижение жизненного уровня человека не может быть допущено, это противоречило бы Конституции (см.: Постановление КС РФ от 16.12.1997; Определение КС РФ от 27.12.2005 N 502-О*(558)). В Определении от 17.07.2007 N 624-О-П*(559) Суд указал на обязанность государства обеспечить инвалидам Великой Отечественной войны бесплатную замену транспортных средств после семи лет их эксплуатации. Это решение Суда относится к инвалидам войны, имеющим соответствующие медицинские показания, но затем высшие органы государства приняли решение об обеспечении всех инвалидов войны транспортными средствами к 2010 г.

Конституционный Суд неоднократно рассматривал вопросы иных льгот и социальной поддержки различных слоев населения. В связи с этим Председатель КС РФ В.Д. Зорькин указал на общее правило, которым, по его мнению, руководствовался Суд, а именно: изменения социального законодательства возможны (в том числе в сфере льгот), но «изменения форм, способов социальной защиты должны сопровождаться, во-первых, предоставлением гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, во-вторых, созданием компенсаторного механизма, позволяющего устранить либо смягчить негативные последствия такого изменения»*(560).

Наряду с Фондом обязательного медицинского страхования существует другой внебюджетный целевой фонд — Фонд социального страхования. Он формируется за счет отчислений от ЕСН, сюда идут страховые взносы от несчастных случаев на производстве и др. Из средств этого Фонда оплачивается пребывание работника (только работника) на больничном листе по временной нетрудоспособности (на это расходуется более 70% Фонда, в 2006 г. каждый второй работник брал больничный лист)*(561). С 2007 г. согласно Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» при расчете пособия по временной нетрудоспособности учитывается не стаж непрерывной работы, а общий стаж (100% средней заработной платы в период временной нетрудоспособности получает работник, имеющий минимум восемь лет общего стажа, до пяти лет стажа — 60% средней заработной платы, пять-восемь лет — 80%). Теперь при назначении пособия учитывается совместительство (врач выписывает два больничных листа), т.е. общий размер суммы, начисленной по больничному листу, увеличивается. При расчете пособий учитываются календарные дни, но существует максимальный размер пособия по болезни — 16 125 руб. (ранее — 15 тыс. руб.)*(562). Бесконечно находиться на больничном листе нельзя. После четырех месяцев болезни нужно переходить на инвалидность или решать вопрос иначе (например, путем увольнения).

Особое внимание уделяется охране здоровья детей. В Федеральном законе от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» содержится специальная ст. 10 об обеспечении прав детей на охрану здоровья. Она предусматривает бесплатную медицинскую помощь детям, диспансерное наблюдение, лечебно-оздоровительную работу, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей*(563).

Добровольное медицинское страхование осуществляется по желанию лиц, в индивидуальной форме. Заключается соответствующий страховой договор. По программам добровольного медицинского страхования граждане, другие лица получают медицинскую помощь за свой счет, делая личные взносы в страховую медицинскую организацию. Оплату за ту или иную конкретную медицинскую услугу осуществляет не застрахованное лицо, а страховая медицинская организация. При временной нетрудоспособности (заболевании и др.) обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание на основах, указанных выше, а больные получают заработную плату за дни болезни (по больничному листу) из особого Фонда социального страхования РФ.

Преступления, совершенные медицинским персоналом в своей служебной деятельности, подлежат уголовному наказанию. Такие судебные процессы имели место; эти вопросы рассматривают суды общей юрисдикции.

2. В России периодически принимаются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения. Комплексный характер имела программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», в составе которой были семь подпрограмм («Сахарный диабет», «Вакцинопрофилактика» и др.). Действовали программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией, наркоманией и др. Теперь принята Федеральная программа по предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними на 2007-2011 гг., состоящая из нескольких подпрограмм. Все такие программы финансируются из федерального бюджета. Наиболее крупной комплексной федеральной программой является действующая с 2006 г. Национальная приоритетная программа в области здравоохранения. Основное внимание в ней уделяется передовым методам лечения и внедрению высокотехнологичной медицинской аппаратуры. Свои программы в сфере охраны здоровья населения имеют субъекты РФ, крупные муниципальные образования. Эти программы финансируются из их бюджетов. Координация научных исследований в сфере охраны здоровья населения относится к компетенции Феде рации.

Развитие государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения связано с созданием новых учреждений, развитием существующих и особенно с внедрением новой медицинской техники и прогрессивных методов лечения. Создание медицинских учреждений, медицинская деятельность независимо от организационно-правовой формы, а также осуществляемая физическими лицами, занимающимися такой деятельностью без образования юридического лица, подлежат лицензированию (особая форма разрешения). Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено Правительством РФ, само лицензирование (за плату, сравнительно невысокую) осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, занимающимися управлением в сфере медицины. В целях совершенствования медицинского обслуживания населения (особенно в сельских районах) создана должность «врача общей практики». Для занятия медицинской деятельностью необходимо иметь соответствующий документ о медицинском образовании разного уровня (в зависимости от вида деятельности). Поскольку медицина развивается, появляются новые лекарства, аппаратура, методы лечения, действует система непрерывного медицинского и фармацевтического образования и переподготовки на базе действующих образовательных и научно-исследовательских учреждений (семинары для ознакомления с новыми методами лечения, курсы и т.д.). Научным центром в этой сфере является Академия медицинских наук РФ, имеющая в своем составе научно-исследовательские институты и лечебные учреждения. Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах (включая иностранных граждан), для занятия медицинской деятельностью в России должны сдать специальные экзамены в соответствующих медицинских учреждениях (утвержден их список), получить сертификат специалиста и лицензию. Статус некоторых специфических видов лечебных учреждений регулируется специальными актами Правительства РФ (например, учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь).

Часть 2 комментируемой статьи говорит также о поощрении деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, осуществлении в этих целях экологических и санитарно-эпидемиологических мероприятий. Основы законодательства РФ о развитии физической культуры и спорта предусматривают занятия физической культурой в учебных учреждениях в учебное время в соответствии с программами школ и вузов. Деятельность по развитию физической культуры и спорта должна отвечать требованиям приоритетного развития массового спорта, оздоровительно-профилактической физической культуры. В этих целях на средства федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, муниципальных образований строятся различные спортивные комплексы. Некоторые из них являются уникальными в мировой практике. В России действует специальный федеральный исполнительный орган по развитию физкультуры и спорта (с 2004 г. это Федеральное агентство по физической культуре и спорту, которое с мая 2008 г. подведомственно новому Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ), созданы массовые спортивные общественные организации (футбольные, хоккейные, легко атлетические и другие клубы и объединения), действуют организации, обеспечивающие выступления российских спортсменов на международных соревнованиях (Олимпийский комитет и др.). На таких соревнованиях российские спортсмены часто завоевывают призовые места. Некоторые виды спорта, однако, в России развиты недостаточно (например, футбол).

3. Часть 3 комментируемой статьи частично получила развитие в Федеральном законе от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации»*(564). Он запрещает скрывать определенную информацию, в частности относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию (в том числе санитарно-эпидемиологическую), необходимую для безопасности населения. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают, что граждане (это относится и к негражданам) имеют право получать информацию о факторах, влияющих на здоровье (авариях, пожарах, выбросах химических веществ, эпидемиях и т.д.), регулярно и своевременно. Такая информация предоставляется через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам в установленном порядке. Граждане вправе обжаловать отказ в предоставлении открытой информации или предоставление заведомо недостоверной информации, а также требовать возмещения ущерба, нанесенного в связи с получением недостоверной информации. Уголовный кодекс в ст. 237 предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. Кодекс РФ об административных правонарушениях говорит об ответственности за нарушение правил о распространении обязательных сообщений (гл. 13). Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с ГК (гл. 59). Трудовое законодательство устанавливает обязанность работодателя информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повредить здоровье (ст. 212 ТК).

ООН: система здравоохранения – одна из самых коррумпированных сфер в мире

Коррупция в медицине лишает права на охрану здоровья самых уязвимых граждан, особенно детей и бедняков.

В некоторых странах здравоохранение – один из самых коррумпированных секторов, причем коррупция в медицине становится нормой. Об этом сообщает в своем докладе Спецдокладчик по праву на здоровье Дайнюс Пурас. Он представил отчет на рассмотрение членов Генеральной Ассамблеи ООН.

Читайте также Объем теневых средств в украинской медицине составляет около 50 млрд грн — международные эксперты По словам эксперта ООН, коррупция в медицине лишает права на охрану здоровья самых уязвимых граждан, особенно детей и бедняков.

Кроме коррупции как таковой, которая является преступлением, все более привычными становятся нарушения принципов врачебной этики и социальной справедливости, отсутствие прозрачности и низкий уровень качества медицинской помощи.

Некоторые из причин коррупции в здравоохранении, считает Дайнюс Пурас, связаны с фармацевтической индустрией. Коррупция особенно широко распространена в сфере психического здоровья, где взаимодействие сектора здравоохранения, включая научные круги, с фармацевтическими компаниями носит непрозрачный характер.

Спецдокладчик рекомендовал правительствам защищать тех, кто поднимает вопросы коррупции в медицине.

«Я настойчиво рекомендую государствам распространять в медицинской среде информацию о нарушениях этических принципов и случаях конфликта интересов, и создать условия для того, чтобы люди не боялись сообщать о проявлениях коррупции, — заявил Дайнюс Пурас. – Это значит, что гражданам нужно рассказать об их правах, научить распознавать коррупцию и гарантировать защиту в том случае, когда они бьют тревогу».

Как подчеркивает эксперт ООН, системы здравоохранения должны обеспечить эффективность, прозрачность и подотчетность, и это касается как органов здравоохранения и частного сектора, так и самих государств.

Дайнюс Пурас добавил, что необходимо избегать ненужных и дорогих процедур, а для этого нужно просвещать широкую общественность.

Спецдокладчик призвал гоcударcтва выполнять требования Конвенции ООН против коррупции.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь картинки

Во время бригадных соревнований по А.Р.Б. травмировал плечо. Уже 2 дня нахожусь в мед.роте части. Никаких действий по лечению не оказывается, да и сами хирурги говорят, что нужно ехать в гарнизонную больницу. Но пока меня никуда не отправляют. Имею ли я право просить лечение в другом месте, если лечение в мед.роте части меня не устраивает?

Согласно положениям статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Положениями части статьи 25 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что военнослужащие имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования — на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу положений статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров.

Согласно пункту 6 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» военным прокурорам приказано осуществлять:

— надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации; исполнением законов, соблюдением прав военнослужащих органами военного управления и должностными лицами воинских частей;

Уважаемая Людмила Геннадьевна!

Согласно положениям пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» прохождение военной службы по контракту осуществляется в добровольном порядке.

Если права военнослужащего нарушаются, а его жалобы не рассматриваются, солдат или его родственники могут обратиться к командованию воинской части, в военную прокуратуру гарнизона, военного округа, к Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, на территории которого военнослужащий проходит срочную службу, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Здравствуйте! Мой сын проходит срочную службу пятый месяц в части 55443-15. Оказалось огромной проблемой отправлять больных солдат в госпиталь. Даже с инфекционным заболеванием добирались в госпиталь на общественном транспорте.У сына уже третий месяц опухшая нога- сильный варикоз, в госпиталь не отправляют, нет транспорта, некому везти. Что нужно ждать пока начнется гангрена? Мы что детей в армию на пытки отправляем, чтоб инвалидами возвращались? Человеческого отношения нет, одни унижения и оскорбления. Нормы отдыха не соблюдаются, если по пять суток подряд находятся в наряде.

Ответ:
Уважаемая Наталья Владимировна!

Рекомендуем Вам обратиться в Военную прокуратуру Западного военного округа: Санкт-Петербург, Невский пр., д.4. Телефон: 494-23-30. Военный прокурор округа – Егиев Артур Левонович.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь картинки

В ч. 1 ст. 41 Конституции РФ закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантировано наличие бесплатной системы медицинской помощи. Эта конституционная норма конкретизирована в ст. 20 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», согласно которой граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

С 1 января 2006 г. начал реализовываться приоритетный национальный проект «Здоровье».

Обеспечение его реализации — одна из важнейших задач всех государственных органов, включая органы прокуратуры. Проведенное исследование показало, что в целом состояние здравоохранения в России продолжает оставаться достаточно сложным и это во многом определяется многочисленными нарушениями законодательства об охране здоровья граждан, которые совершают должностные лица органов власти, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

При проверках прокуроры устанавливают неединичные факты смерти пациентов по вине медицинских работников в результате оказания некачественной медицинской помощи. Зафиксированы факты поборов с пациентов за оказание бесплатной медицинской помощи.

Многочисленны факты осуществления медицинской деятельности без соответствующей лицензии и случаи нецелевого расходования средств, выделенных на здравоохранение. Повсеместно растет количество фальсифицированной медицинской продукции, создающей реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Проведенный анализ показал, что количество выявляемых органами прокуратуры нарушений законодательства в сфере здравоохранения в целом по РФ за период с 2003 г. по 2007 г. увеличилось почти в 6 раз (с 10574 до 60490, или на 472,2%), в том числе незаконных правовых актов более чем в 2,5 раза (с 447 до 1280, или на 186,4%).

Сложившееся неудовлетворительное состояние исполнения законодательства о правах граждан на медицинскую помощь во многом следствие крайне низкой эффективности деятельности специализированных органов государственного контроля в этой сфере, которые своевременно не выявляют и не пресекают нарушения законодательства. До сих пор в некоторых регионах не исполняются либо выполняются ненадлежащим образом многие важные положения по реализации национального проекта «Здоровье», допускаются противоправные проявления в сфере здравоохранения.

Так, прокурор Саратовской области принес протест на п. 9 территориальной Программы государственных гарантий, в котором предусматривалось оказание гражданам бесплатной медицинской помощи при условии их постоянного проживания на территории Саратовской области. Это положение противоречит действующему законодательству. Согласно требованиям ст. ст. 17 и 20.1 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», государство, включая субъекты Федерации, обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от их места жительства (регистрации) и других обстоятельств. Следовательно, действие указанной территориальной Программы распространяется на всех граждан, обратившихся за медицинской помощью на территории области, независимо от их постоянного места жительства. Протест прокурора области был удовлетворен, а п. 9 указанной Программы приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Другой пример. В нарушение ст. 41 Конституции РФ, ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» и.о. министра здравоохранения Республики Татарстан принял распоряжение от 19 марта 2007 г., которым выписка рецептов на специфические противоопухолевые препараты для онкологических больных, в том числе льготных лекарственных средств, возложена только на ГМУЗ «КОД» МЗ РТ, ГУЗ «Казанский онкологический диспансер» и ГУЗ «Набережночелнинский онкологический диспансер», при этом не были учтены права онкологических больных, которые проживают в других районах республики, особенно больных, которые не могут передвигаться и не в состоянии доехать до указанных медицинских учреждений. По протесту прокурора указанное незаконное распоряжение изменено.

Негативно сказывается на эффективности мероприятий прокурорского надзора в сфере здравоохранения отсутствие в органах прокуратуры соответствующих методических материалов (рекомендаций, пособий и других изданий) научного и научно-прикладного характера, раскрывающих специфику и содержание предмета, объекта и пределов прокурорского надзора, современные действенные формы и способы выявления, устранения и предупреждения нарушений законодательства, регламентирующего права граждан на получение медицинской помощи.

Исходя из особой специфики медицинского законодательства и учитывая, что отказ медицинского работника в оказании заболевшему гражданину неотложной медицинской помощи в определенных конкретных случаях может повлечь (либо уже повлек) реальную угрозу его жизни или здоровью, прокурору необходимо в подобных острокритических ситуациях неотложно проводить проверки с привлечением специалистов соответствующего профиля.

Практика свидетельствует, что подобные неотложные проверки прокуроры проводят по сигналам об отказе выездов «скорой помощи» к тяжело больным, по фактам отказа медицинских учреждений в приеме беременных женщин, по фактам смерти в медицинских учреждениях пациентов, в том числе детей, и другим острым сигналам.

Регулярно и качественно проводимый анализ информации о совершенных правонарушениях, поступающей в органы прокуратуры, позволяет правильно определить объект конкретной проверки и составить план ее проведения.

Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Федеральный центр нейрохирургии»
Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Тюмень)

Охрана здоровья граждан

В соответствии со ст. 41, Главой 2. «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ (далее закон 323-ФЗ) в статье 18 закрепляется право на охрану здоровья граждан (ч.1 ст. 18). Согласно части 2 ст. 18 право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

В статье 19 закона 323-ФЗ закреплены права граждан на медицинскую помощь (ч.1 ст. 19). В соответствии с частью 2 ст. 19 каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Часть 3 статьи 19 гарантирует право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации (ч.4 ст.19).

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.02, кандидат юридических наук Литовка, Алла Борисовна

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Литовка, Алла Борисовна

Глава 1. ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И

МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1.1. Право на охрану здоровья: понятие, содержание, место в системе прав и свобод человека и гражданина.

1.2. Конституционное закрепление права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ .

2.1. Конституционно-правовые основы законодательного регулирования права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

2.2. Система реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

2.3. Защита конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование»

Актуальность темы исследования. Современные экономические преобразования, проводимые в России, убедительно показывают, что без экстренных мер, направленных на укрепление здоровья нации, увеличение продолжительности жизни, рождаемости и сокращения смертности страна не может осуществить намеченные задачи, достичь положительных результатов проводимых социальных реформ. Главными причинами, негативно влияющими на состояние здоровья населения России, являются следующие — низкий уровень заработной платы и пенсионного обеспечения, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояние окружающей среды, качество и структура питания, чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, что, естественно, способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни. За последние годы общая смертность населения России значительно I возросла, и сейчас она в 1,5 раза выше, чем в развитых странах; особенно возросла младенческая смертность, которая на сегодня в 2-3 раза выше, чем в развитых странах Европы и Америки.

Очень серьезной проблемой для общества стали социально обусловленные болезни,-такие как алкоголизм и наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем и др. В связи с этим, вопрос охраны здоровья населения России является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы. J

Конституция Российской Федерации в ст.41 закрепила права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Понятие охраны здоровья и медицинская помощь очень тесно взаимосвязаны, т.к. несут одну функцию — поддержания и сохранения здоровья человека. Медицинская помощь является одним из главных способов системы охраны здоровья, которая реализуется в России через государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения.

В развитие конституционных положений об охране здоровья граждан и медицинской помощи в Российской Федерации принят целый ряд законодательных и подзаконных нормативных правовых актов на всех уровнях, которые внесли определенный вклад в дело обеспечения защиты прав граждан на охрану здоровья. Главным законодательным актом в сфере охраны здоровья в России является Федеральный закон от 22 июля 1993 г. № 5487-1 « Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан ». Само название закона свидетельствует о том, что в нем закреплены основы законодательства об охране здоровья граждан. Данный закон, по основным принципиальным позициям устарел и не отвечает реалиям сегодняшней жизни, несмотря на целый ряд изменений, и дополнений принятых за одиннадцать лет его существования. Принятые после этого федеральные нормативные правовые акты базировались на нормах этого федерального закона, и естественно также требуют срочной переработки.

Таким образом, в России назрела острая необходимость принятия комплексного и всестороннего законодательного акта об охране здоровья граждан, который надежно защитил бы права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также четко прописал механизм реализации соответствующих прав и ответственность субъектов этих правоотношений . Для подготовки такого законодательного акта требуется глубокое научное осмысление права на охрану здоровья, его роль и место в системе социальных прав граждан Российской Федерации, а также анализ форм и Способов защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Все вышесказанное и определяет особую актуальность комплексного юридического исследования конституционно-правового регулирования охраны здоровья населения в Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы. Российская юридическая наука внесла определенный вклад в развитие правовой основы охраны здоровья и медицинского обеспечения в стране. Тема исследования социально значима и носит многогранный, комплексный характер. Особенно актуально то, что при переходе к новым общественным отношениям, базирующимся на принципах рыночной экономики, разделения на государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения привело к появлению целого ряда проблем в организации и управлении здравоохранением на всех уровнях, а также при реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Система охраны здоровья в России регулируется целым рядом отраслей права — конституционным , административным, гражданским, уголовным, экологическим, трудовым и др. Огромный вклад в развитие юридической науки в сфере охраны здоровья внесли российские и зарубежные ученые юристы на всех этапах ее становления.

Вопросы органйзации и управления здравоохранением рассматривались в трудах В.И. Акопова , A.JI. Адамишина, B.C. Андрееева, А.Г. Бережкова , JIM. Бердина, A.A. Бовы, СВ. Бахина , Л.Д. Воеводина, В.А. Ворогушина, Г.А. Дороховой , А.П. Горшенева, А.Ф. Герасименко, П.Е. Заблудовского , М.А. Ковалевского, А.Е. Козлова, В.А. Карташкина , В.И. Кричатова, В.А. Ковалева, Е.А. Лукашевой , В.В. Лазарева, И.А. Ледях, О.В. Леонтьева , Н.С. Малеина, Б.П. Максимова, Н.С. Малеки , М.Б. Мирского, В.И. Новоселова, Б.П. Назарова , В.Л. Попова, Н.П. Поповой, A.M. Рабеца , А.Н. Савицкой, Ю.Д. Сергеева, Т.С. Сорокиной и других. Однако системные и фундаментальные исследования по этой проблематике пока отсутствуют, что и определило выбор темы данного диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования выступают урегулированные норами права общественные отношения, возникающие между субъектами правового регулирования, в процессе охраны здоровья и оказания медицинской помощи гражданам в Российской Федерации.

Предмет диссертационного исследования составляют нормы права, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья, закрепленные в Конституции РФ, в международно-правовых актах, в отечественном законодательстве о здравоохранении и медицинском обеспечении, правоприменительная практика, а также нормативные акты, определяющие юридический механизм реализации прав и обязанностей субъектами отношений в сфере охраны здоровья и медицинской помощи.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационной работы является системное, комплексное, междисциплинарное, научно-правовое( исследование конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь во взаимосвязи с другими социальными правами, анализ и исследование законодательства об охране здоровья в Российской Федерации, изучение проблем реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь и на основе этого выработка конкретных законодательных1 предложений по защите прав пациентов в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели диссертант обозначил следующие основные задачи:

-произвести теоретико-правовой анализ содержания конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации;

-осуществить системный анализ права на охрану здоровья и медицинскую помощь, выявить специфические внутрисистемные связи между ними и другими социальными правами;

— уточнить понятие конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также рассмотреть его место в системе конституционных прав;

— определить и разграничить понятия: « система охраны здоровья », « медицинская помощь », « система здравоохранения »;

-проанализировать конституционно-правовые основы законодательного регулирования прав на охрану здоровья и медицинскую помощь;

— осуществить анализ действующей системы правового регулирования реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь и обосновать конкретные предложения по ее совершенствованию;

-уточнить понятия: « государственная система здравоохранения », « муниципальная система здравоохранения », « частная система здравоохранения » и осуществить анализ правовых основ их деятельности;

— определить мерто и роль медицинского страхования в реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

-рассмотреть и проанализировать формы и способы защиты конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также предложить проект законодательного акта « О защите прав пациентов » в субъекте РФ.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные методы исследования: диалектико-логический, структурно-функциональный, системный, аналитический, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие методы.

Теоретической основой диссертационного исследования являются труды ведущих российских ученых юристов в области теории права и государства, конституционного права: С.А. Авакьяна , М.В. Баглая, И.Н. Барцица, A.B. Васильева , Б.П. Елисеева, В.Б. Исакова, Д.А. Кери-мова, М.Н. Кузнецова , O.E. Кутафина, Б.М. Лазарева, В.В. Лазарева , Ю.И. Лейбо, Г.В. Мальцева, Т.Д. Матвеевой , Н.И. Матузова, М.Н. Марченко, B.C. Нерсесянца , Б.Н. Топорнина, В.Е. Чиркина, Т.М. Шамбы , Б.С. Эбзеева, А.И. Экимова, И.С. Яценко и др.

Источниковедческую базу диссертационного исследования составляют: Конституция Российской Федерации 1993 г. « Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан » от 22 июля 1993 г. №5487-1; Гражданский кодекс Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации; Закон Российской Федерации « О защите прав потребителей »; законы и нормативно-правовые акты по вопросам здравоохранения Хабаровского края, других субъектов Росt сийской Федерации, а также некоторых зарубежных стран.

Научная новизна работы определяется как характером изучаемого материала, так и подходом к решению перечисленных задач. В диссертации проведен наиболее полный в юридической литературе последних лет комплексный анализ конституционных прав личности в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, определено их место в системе конституционных социальных прав граждан Российской Федерации. Изучены конституционно-правовые основы законодательного регулирования реализации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь j

Основное внимание диссертант сосредоточил на исследовании способов реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь на федеральном, региональном и муниципальном уровне, на системе государственных гарантий охраны здоровья и медицинской помощи.

Выводы диссертанта сформулированы с учетом того, что цель права на охрану здоровья и медицинскую помощь, как одного из главных конституционных социальных прав, состоит в том, чтобы дать каждому человеку возможность сохранения здоровья посредством использования всех доступных обществу средств экономического, социального и медицинского характера в случае заболевания или увечья .

Изучение правоприменительной практики, а также проведенный комплексный анализ системы правового регулирования защиты конституционных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, позволил автору диссертации разработать концепцию и предложить проект регионального закона « О защите прав пациентов в Хабаровском крае ».

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные теоретические положения и выводы, выносимые автором на защиту и обладающие научной новизной:

— автор определяет субъективное право на охрану здоровья и медицин скую помощь как совокупность правомочий по использованию в своих интересах комплекса гарантированных законом мер политическоI го, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение, укрепление или восстановление здоровья;

— диссертант обосновывает идею комплексного содержания права на охрану здоровья и медицинскую помощь, включает в них право на охрану труда и право на отдых, право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии, право на социальное страхование и право на оказание квалифицированной медицинской помощи, а также в целом право на жизнь. Реализация права на охрану здо ровья и медицинскую помощь осуществляется государством через различные сферы и отрасли, но в основном через систему отрасли здравоохранения;

— автор диссертации полагает, что основными задачами государства в вопросе реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь являются: полное всестороннее нормативно-правовое регулирование процесса реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь на федеральном, региональном и муниципальном уровне; обеспечение прочной правовой и организационной основы деятельности государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; создание необходимых организационно-правовых условий для надежной защиты конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, используя для этого как судебные , так и досудебные способы защиты;

— в диссертации подробно изучен юридический институт медицинского страхования, который является неотъемлемой составной частью государственной системы реализации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь. Обоснована необходимость дальнейшего совершенствования правового регулирования соответствующих отношений. Приведены аргументы в пользу принятия законов об обязательном и добровольном медицинском страховании в Российской Федерации и ее субъектах;

— автором диссертации детально проанализирована система обеспечения и защиты прав пациентов в Российской Федерации, как составной части государственной системы реализации прав граждан на охрану здоровья;

— опираясь на анализ правоприменительной практики по защите прав пациентов в Российской Федерации, автор диссертации формулирует предложения, касающиеся принятия федеральных законов « О защите прав пациентов в РФ » и закона « О единых стандартах медицинской помощи в РФ и ее субъектах ». Универсальной основой нового подл хода к проблемам защиты прав пациентов, по мнению диссертанта, является стандартизация (обследования, лечения, реабилитации) и необходимость разработки оптимальных стандартов оказания медицинской помощи. Медицинские стандарты, кроме вышеуказанного назначения, могут стать основой для подсчета и подготовки минимальных стандартов бюджетной обеспеченности, что позволило бы прекратить « произвол » в финансировании здравоохранения, резко уменьшило бы базу коррупции в бюджетной сфере, позволило бы провести научно- обоснованную реструктуризацию учреждений здравоохранения, снизило бы необоснованные затраты учреждений и высвободило бы неквалифицированный медицинский персонал. Проведение этих мероприятий позволит решить ряд крупных практических задач, значительно улучшить качество медицинского обслуживания и увеличить размеры оплаты труда в здравоохранении; обоснована необходимость применения института страхования гражданско-правовой ответственности медицинских работников с целью обязательного и полного возмещения вреда, причиненного здоровью пациентов, а также с целью повышения ответственности медицинских работников на всех стадиях лечебного процесса: это, естественно, потребует создания четкой нормативно-правовой базы; автор диссертационного исследования обосновывает и предлагает создать на уровне субъекта Российской Федерации систему госу1 дарственного и общественного контроля за соблюдением прав пациентов при оказании им медицинской помощи. С целью реализации этого предложения предлагается создать комиссии по защите прав пациентов при органах здравоохранения субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления , а также предлагается создать общественные комиссии по защите прав пациентов при государственных учреждениях здравоохранения;

— учитывая значимость медицинской информации для психического со стояния пациента и, следовательно, для его здоровья, в целом, диссертант предлагает законодательно утвердить право пациента на достоверную информацию о состоянии его здоровья и право на информацию о преимуществах предлагаемых и альтернативных методов и форм оказания ему медицинской помощи;

-в сотрудничестве с Законодательной Думой Хабаровского края, автор диссертации разработал и предложил Закон Хабаровского края « О защите прав пациентов в Хабаровском крае », прилагаемый к данной диссертационной работе. Диссертант считает, что аналогичные законы должны быть приняты и в других субъектах Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержащиеся в исследовании обобщения и выводы, практические рекомендации и предложения призваны способствовать дальнейшему со1 вершенствованию законодательства об охране здоровья и надежно защитить конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Ряд содержащихся в диссертационном исследовании предложений могут быть рассчитаны на подготовку нормативных правовых актов на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также на работу органов и учреждений здравоохранения на всех уровнях.

Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания курсов конституционного права и отраслевых юридических дисциплин, а также при подготовке учебной и учебно-методической литературы по этим дисциплинам. Исследуемая тема конкретизируется на современном юридическом материале. Положения и выводы, полученные в результате проведенного исследования, используются в учебном процессе в виде раздела курса

Медицинское право» для студентов всех факультетов Дальневосточного государственного медицинского университета. Полученные результа ты исследования внедрены в практику деятельности Хабаровского фонда обязательного медицинского страхования по вопросу защиты прав застрахованных и пациентов.

Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование, основные положения работы были обсуждены и поддержаны на заседаниях методологических семинаров и кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, а также на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточной академии государственной службы, нашли свое отражение в научных публикациях автора, его выступлениях на всероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических конференциях.

Структура работы определяется объектом, предметом, целью, задачами исследования и включает введение, две главы, включающие пять параграфов, заключение, список использованных нормативных правовых актов и научной литературы.

Заключение диссертации по теме «Конституционное право; муниципальное право», Литовка, Алла Борисовна

В итоге проведенного анализа круга вопросов, охватывающих проблему прав граждан в области охраны здоровья, здравоохранения, в целом, можно сформулировать следующие обобщающие выводы и предложения по данной проблеме, которые сводятся к следующему:

1. Проблема носит сложный, комплексный и многогранный характер, она охватывает вопросы и аспекты конституционного права, административного права, муниципального, гражданского права, а также частично финансового и трудового права, экологического права, в определенной части — правоохранительную сферу, в частности, уголовное право. Таким образом, диссертация находится на « стыке » ряда фундаментальных, ключевых отраслей российского права;

2. Принципиальное значение для развития отраслей права и институтов, в том числе в сфере охраны здоровья, дала Конституция Российской Федерации 1993 года.

В первую очередь, таких институтов, как защита прав и свобод человека и гражданина, рассматриваемые в ст.2 как обязанность государства, а также развитию жизненно важных для гражданского общества, населения, личности таких отраслей, как образование, «- здравоохранение, социальная защита человека, демократические начала правоохранительной сферы.

Закрепив положения о социальном характере Российского государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, Конституция РФ дала новый и серьезный импульс развитию и совершенствованию многих демократических начал и принципов.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты;

3. Конституция РФ юридически закрепила конституционно-правовые основы и гарантии в сфере охраны здоровья, медицинской помощи гражданам и всего населения, а ст.41, являющаяся концентрированным выражением этой части социальной сферы, в емкой, но весьма содержательной форме утвердила три основополагающих начала, составляющие медицинское обеспечение и в известной, значительной мере сами основы российского здравоохранения на современном этапе.

— каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений;

— в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию;

— сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с Федеральным законодательством.

Существенное значение имеет экологический аспект охраны здоровья, сформулированный в ст.42 Конституции РФ: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;

4. Конституция РФ, при всей ее всеобъемлющем характере и широте охвата вопросов, в том числе в сфере охраны здоровья, не может адекватно регламентировать все аспекты и вопросы, относящиеся к данному блоку социальной сферы. Поэтому объективно необходимо федеральное законодательство о здравоохранении (текущее, с регламентированием основ и деталей), без которых система здравоохранения (государственная, муниципальная, частная) не сможет активно и эффективно функционировать;

5. Указанные обстоятельства побудили законодателя подготовить и принять 22 июля 1993 г. « Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан ». Это фундаментальный Федеральный закон, который развивает и дополняет правовые основы и гарантии медицинского обеспечения и, одновременно, детализирует, конкретизирует и дифференцирует статус, положения, структуру, компетенцию органов и учреждений здравоохранения;

6. Основные принципы охраны здоровья, закрепленные в Основах: соблюдение прав челрвека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение этих прав государственными гарантиями ; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья;

7. Предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности.

Предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения получают лицензию на основании сертификата соответствия условий их деятельности установленным стандартам. В случаях оказания медицинской помощи по нескольким профилям в лицензии указывается отдельно каждый вид деятельности.

Выдачу указанных лицензий и сертификатов проводят лицензионные комиссии, создаваемые органом государственного управления субъекта Российской Федерации или местной администрацией, по поручению соответствующего органа государственного управления субъекта Российской Федерации. Это, в целом, обеспечивает эффективный контроль за медицинской деятельностью. При несоответствии условий деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения установленным стандартам лицензия и сертификат не выдаются. При этом лицензионные комиссии могут определить допустимые виды деятельности либо установить срок повторного лицензирования .

Лишение лицензий, а также приостановление их действия осуществляется лицензионными комиссиями при несоблюдении предприятиями, учреждениями и организациями требований стандартов качества медицинской помощи. Решение лицензионной комиссии может быть об4 жаловано в суд должностными лицами предприятий, учреждений и организаций;

8. Ценность Основ состоит также в том, что в них содержатся права отдельных групп населения в области охраны здоровья: права семьи, права беременных женщин и матерей, права несовершеннолетних , права граждан пожилого возраста, права инвалидов, права иностранцев и лиц без гражданства . Кроме того, в них урегулированы права пациента, право граждан на информацию о состоянии здоровья, согласие на медицинское вмешательство, отказ от медицинского вмешательства. Все это существенно демократизирует процесс медицинского обеспечения и эффективность функционирующих систем здравоохранения;

9. Основы предусматривают также различные виды медицинской экспертизы : медико-социальную, судебно-медицинскую, судебно-психиатрическую и др.;

10. В Основах имеется раздел об ответственности за причинение вреда здоровью граждан в виде возмещения затрат на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий; ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья. Это усиливает правоохранительный характер сферы здравоохранения.

Весьма существенное значение для функционирования медицинского обеспечения и здравоохранения имеет утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 года №350 «Положение о лицензировании медицинской деятельности», ряд выдержек из которого, ввиду их важности, диссертант приводит ниже:

— лицензированию подлежит медицинская деятельность, осуществляемая юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Лицензирование медицинской деятельности осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида медицинской деятельности в течение установленного срока и определяет обязательные для исполнения требования (условия) его осуществления.

Таким образом, в настоящее время имеется серия комплексных (хотя частично устаревших), но важных для функционирования системы здравоохранения правовых актов и документов.

Но, как показывает медицинская практика и анализ названных актов и документов, при всей их полезности, их набор, комплекс, а главное степень и характер, уровень решения различных вопросов и аспектов медицинского обеспечения, явно недостаточны для современных требований и условий функционирования здравоохранения.

Поэтому один из главных выводов: объективно и настоятельно требуется принятие единого Федерального закона об охране здоровья в Российской Федерации, комплексного акта, в котором регламентировались бы основные, ключевые и фундаментальные вопросы и аспекты медицинского обеспечения и здравоохранения, или, например, Кодекса охраны здоровья Российской Федерации.

Контуры такого Федерального закона призваны включать, с учетом имеющихся мнений разных профилей медицинской помощи, по крайней мере, следующие моменты и составные части, компоненты:

— первое — четкое определение целей, задач и путей реализации проблем здравоохранения в России;

— второе — конкретизацию и определение предмета правового регулирования и задач предлагаемого закона;

— третье — закрепление в правовых нормах государственной политики в области здравоохранения;

— четвертое — гарантированность принципа обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью;

— пятое — формулирование системы, полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере здравоохранения;

— шестое — обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления и органов здравоохранения субъектов РФ;

— седьмое — государственное нормативное регулирование в области здравоохранения, включающее федеральные стандарты качества медицинской помощи, санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, инструкции • и другое, а также медицинское страхование в различных видах и формах;

— восьмое — государственные целевые программы в области здравоохранения;

— девятое — лицензирование деятельности в области здравоохране1 ния (перечень лицензируемых видов деятельности в области здравоохранения, порядок выдачи лицензии, виды контроля качества медицинской помощи);

— десятое — организации здравоохранения (учредители организаций здравоохранения;- права организаций здравоохранения; особенности частного сектора; организация и специфика муниципального здравоохранения);

— одиннадцатое — медицинское страхование и его виды;

— двенадцатое — международное сотрудничество в области здравоохранения и др.

Конечно, подготовка и принятие широкомасштабного Федерального закона о здравоохранении — дело первостепенной важности и не может надолго откладываться.

Во главе с Конституцией РФ, такой Федеральный закон призван стать правовой основой и, одновременно, надежной юридической гарантией стабильного, активного и эффективного здравоохранения.

Однако, проблемы, поставленные в диссертации или обусловленные ею, имеют более широкий диапазон.

Чтобы здравоохранение приобрело прочную стабильную и, одновременно, достаточно динамичную правовую базу необходим дополнительно комплекс нормативно-правовых актов, которые сделают эту систему мобильной, гибкой, отвечающей все возрастающим и новым условиям и требованиям в условиях рыночной экономики.

В этом плане, если иметь в виду широкий социальный аспект, в качестве обобщающего итогового вывода является следующее:

— здравоохранение — важнейшая часть социальной сферы гражданского общества;

— медицинская помощь носит сложный, комплексный, межотраслевой характер;

— охрана здоровья немыслима без прочной конституционной и административно-правовой основы. Поэтому данное диссертационное исследование в доминирующей части — это юридическое, правовое исследование;

— как в Конституции РФ, так и в текущих федеральных законах и иных нормативно-правовых актах о здравоохранении должны быть основательно усилены правовые гарантии медицинской помощи, их формы, виды, отражена специфика и способы реализации;

— необходимо упорядочить всю систему самостоятельных структурных подразделений здравоохранения; I

— следует теснее связать понятия « здравоохранение » и « медицинское страхование », рассматривать их, в целом, как единый феномен, развивать, совершенствовать систему обязательного медицинского страхования, без которого не может быть эффективного и здравоохранения, продолжать укреплять правовую базу обязательного медицинского страхования, как формы социальной защиты граждан в условиях формирования и функционирования рыночной экономики, гражданского общества и правового государства в России.

Как видно из проведенного анализа, действующей системы правового регулирования вопросов охраны здоровья граждан, в Российской Федерации, наиболее слабым звеном в данной системе является проблема защиты прав пациентов, как одной из форм общей защиты прав граждан на охрану здоровья. В правовом плане это « белое пятно » в российской правовой системе. Данная сфера общественных отношений в Российской Федерации до настоящего времени оказалась не урегулированной специальными законами как на федеральном уровне, так и на региональном уровне. Учитывая исключительную важность данного вопроса, автор разработал и предлагает свой вариант проекта закона « О защите прав пациентов в Хабаровском крае », по просьбе Законодательной Думы Хабаровского края.

Перечисленные и многие другие обобщения, выводы и рекомендации призваны спос9бствовать совершенствованию здравоохранения в России, его составных частей, каждой из трех систем здравоохранения -государственной, муниципальной, частной, а также органов и звеньев Государственного санитарно-эпидемиологического надзора .

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Литовка, Алла Борисовна, 2005 год

1. Нормативные правовые акты1. Конституция РФ, 1993 г.

2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318.

3. Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации » // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 17, ст. 602.

4. Закон РФ от 09 июня 1993 года N 5142-1 « О донорстве крови и ее компонентов » // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 28, ст. 1064.

5. Федеральный зак;он от 30 марта 1995 года, N 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,-N-14, ст. 1212.

6. Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650.1.. Научная литература

7. Юридические основы деятельности врача. Учебное практическое пособие./ В.И. Акопов , A.A. Бова. М.: Экспертное бюро, 1992.

8. Ануфриев, Е.А. Социальный статус и активность личности. М., 1984.

9. Добровольное медицинское страхование / С.Г. Акерман , С.Е Ви-зерс, С.Н. Голубев, P.M. Зелькович , А.Е Исакова, Б.Е. Шрайбман. -М.: Российский издательский дом, 1995.

10. Азаров A.B. Деятельность страховщика по защите прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования.// Проблемы социальной жизни, здравоохранения и истории медицины. -1999. -№1.

11. Социальное страхование. Пособие для страховых курсов и школ./

12. A. Барит, Б. Милютин М., 1928.

13. Белявский A.B. Судебная защита чести и достоинства. М., 1966.

14. Безлипкин Б.Т. Судебная защита чести и достоинства граждан в охранительных отношениях // Правоведение. 1990. — №1.

15. Охрана чести и достоинства личности в СССР / A.B. Белявский,1. B.А. Придворнов М., 1971.

16. Бердин JI.M. Вопросы права и деонтологии в подготовке и воспитании врача. Ярославль: ЯМИ, 1986.

17. Бердичевский, Ф.Ю. Уголовная ответственность медицинского персонала за нарушение профессиональных обязанностей . М.: Юрид. лит., 1976.

18. Беляцкин С.А. Возмещение морального вреда. СПБ , 1917.»

19. Бондарь Н.С. Самоуправление народа и социально-экономические права граждан СССР: конституционный аспект. Ростов, 1988.

20. Бахин C.B. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. -1991. №2.

21. Бахин C.B. Всеобщая декларация 1948 года: от каталога прав человека к унификации правового статуса личности// Правоведение . -1998.- №4.

22. Бэшем Артур JI. Чудо, которым была Индия. М.: Наука, 1997.

23. Блюм А.И. Врачебно-санитарный обзор за 1914г. Хабаровск, 1995.

24. Индия в древности / Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин . М.: Наука, 1985.

25. Беретков А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М.: МГУ , 1991.

26. Борьба за власть советов в Приморье (1917-1922): Сборник документов. Владивосток: Приморское книжное изд-во, 1955.

27. Веселовский Б.Б. История земства за 40 лет Т. 1-4. — СПб., 19901991.

28. Венедиктов Д.Д. Всеобщее право на здоровье и реализация его в различных странах мира. М.: Медицина, 1981.

29. Венедиктов Д.Д. Итоги и уроки Алма-Атинской конференции. М.: Медицина, 1981.1

30. Венедиктов Д.Д. Врач и здравоохранение в России (к итогам второго пироговского съезда врачей).// Экополитика здравоохранения. -1997.-№7/19.

31. Витрук Н.В. Основы правового положения личности в социальномjобществе.-М. 1979.

32. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М. 1985.

33. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Ин-фра-М-Норма, 1997.

34. Воеводин А.Д. Конституция 1977 и проблемы правового положения личности // Проблемы государственного права развитого социализма. -М., 1986.

35. Очерки китайской медицины / В.Г.Вогралик, Э.С. Вяземский . М.: Медгиз, 1961.

36. Вогралик В.Г. Слово о китайской медицине. Горький, 1959.

37. Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 г. М., 1957.

38. Геродот. История в девяти книгах. М.: Ладомир, 1993.

39. Гиппократ. Избранные книги М.: Сварог, 1994.

40. Гиппократ. Сочинения (пер.с нем.). М.: Медгиз, 1944.

41. Гелинг К. Опыт гражданской медицинской полиции , примененный к законам российской империи. М., 1842.

42. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М. 1990.

43. О законотворческой работе субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан./ Н.Ф.Герасименко, Ю.И. Григорьев , Л.Б Истомина. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999.-№4.

44. Гурдус В.О. Концептуальные подходы к развитию ДМС , его сочеIтание с системой ОМС . М.: Фед.ФОМС, 1996.

45. Горшенев А.П. Теоретические вопросы личных конституционных прав советских граждан. Саратов, 1972.

46. Григорьян Б.Т.Человек, его положение и признание в современном мире. -М., 1986.’

47. Демократия и достоинство личности / В.Е .Гулиев, Ф.М. Рудинский . -М. 1983.

48. Современная медицина и право / Ян Дргонец , Павел Холлендер. -М.: Юрид.лит., 1991.I

49. Дальянева Л.А. Предъявление иска в суде. М., 1966.

50. Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование экономических отношений.// Правоведение. -1984. №6.5255,56,57,58,59,60,61,62,63,64,65

Смотрите еще:

  • Исполнение областного бюджета за 2011 Закон Томской области от 6 июля 2012 г. N 127-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2011 год" (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 26 июня 2012 г. N 379) Закон Томской области от 6 июля 2012 […]
  • Воинская часть богандинка Воинская часть богандинка © 2000-2018 Тюменская Интернет-газета «Вслух.ру» По вопросам рекламы – +7 (3452) 688-978, [email protected] Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-54790 […]
  • Повторное административное правонарушение это Повторное административное правонарушение это Вопросы повторной административной ответственности и повторного привлечения к административной ответственности достаточно популярны. Популяры они потому, что если есть […]
  • Федеральный закон об исполнительном производстве статья 6 Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) […]
  • Основания обжалования решения суда первой инстанции Обжалование решения суда первой инстанции в порядке ГПК РФ Согласно ст. 320 ГПК РФ решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке. Право апелляционного […]
  • Какие справки нужны при увольнении с работы 2018 Справки при увольнении Актуально на: 11 января 2018 г. Главный документ, который работодатель обязательно должен выдать работнику в день увольнения, это его трудовая книжка. Но кроме того по письменному запросу […]