Понятие учреждения гк рф

Понятие учреждения гк рф

Гражданский кодекс Российской Федерации:

Статья 123.22 ГК РФ. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

7. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

8. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

Вернуться к оглавлению документа: Гражданский кодекс РФ Часть 1 в действующей редакции

Статья 123.21. Основные положения об учреждениях

1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

3. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 — 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

4. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

Комментарий к статье 123.21 Гражданского Кодекса РФ

Часть 1 комментируемой статьи дает общее определение учреждения как формы некоммерческой организации и закрепляет его основные юридические характеристики.

Основным признаком является цель, для достижения которой создается учреждение. Она состоит в осуществлении не связанных с извлечением прибыли функций управленческого, социально-культурного, образовательного, медицинского характера.

Другим обязательным признаком учреждения является правовой режим имущества, передаваемого ему учредителем (собственником) для осуществления его деятельности. Данное имущество предоставляется учреждению только на праве оперативного управления (сущность и особенности этого вещного права подробно рассматриваются в комментарии к статье 296).

Далее комментируемая статья закрепляет виды учреждений, обусловленные правовым статусом учредителя и формой собственности имущества, передаваемого им учреждению. Виды учреждений таковы:
— частное (создается физическим или юридическим лицом);
— государственное или муниципальное (создается, соответственно, Российской Федерацией, субъектом РФ либо муниципальным образованием в порядке реализации их правосубъектности как участников гражданско-правовых отношений).

Государственные и муниципальные учреждения, в свою очередь, могут быть бюджетными и автономными.

Статус частного учреждения не имеет детальной законодательной регламентации. Статья 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в целом воспроизводит положения части 1 комментируемой статьи, акцентируя при этом внимание на частноправовом статусе учредителя.

В отношении же государственных и муниципальных учреждений законодательный материал более обширен.

Так, статья 161 Бюджетного кодекса РФ устанавливает особенности правового положения бюджетных учреждений. Главная их особенность состоит в том, что имущественную основу бюджетных учреждений составляют средства бюджета соответствующего уровня (федерального, субъекта РФ, муниципального). Операции с бюджетными средствами эти учреждения ведут только через специально открытые им лицевые счета. Расходование бюджетных средств данными учреждениями может осуществляться только в соответствии с бюджетной сметой.

Автономное учреждение — это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Статус этих учреждений устанавливается Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Автономное учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, открывать счета в кредитных организациях, быть истцом и ответчиком в суде.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам этого учреждения, а учреждение не отвечает по долгам учредителя.

Особенности обращения взыскания на имущество учреждений рассмотрены в информационном письме Президиума ВАС РФ от 14 июля 1999 года N 45. Подчеркивается, в частности, что учреждение отвечает по своим обязательствам только денежными средствами, находящимися в его распоряжении. Даже при недостаточности указанных денежных средств взыскание не может быть обращено на иное имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, а также на имущество, приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником по смете.

Классификация учреждений по форме собственности и статусу учредителя носит исчерпывающий характер. При рассмотрении же их с точки зрения целевой характеристики классификационный перечень будет выглядеть значительно более обширным, поскольку виды общественно полезной деятельности, для осуществления которой могут создаваться учреждения, достаточно разнообразны.

Деятельность учреждений, функционирующих в различных сферах общественной жизни, регулируется рядом специальных законов. Так, например, работа образовательных учреждений определяется Законом РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» и Федеральным закон от 22 июля 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», специфика работы медицинских учреждений отражена в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1.

Статья 123.22. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

СТ 123.22 ГК РФ

1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

7. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

8. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

Комментарий к Ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ

1. Комментируемая статья устанавливает общие положения порядка исполнения обязательств отдельными типами государственных и муниципальных учреждений.

Пункт 1 комментируемой статьи констатирует факт деления всех государственных и муниципальных учреждений на 3 типа — казенные, бюджетные и автономные. При этом п. 2 комментируемой статьи определяет, что порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. В данном случае речь идет прежде всего о применении норм БК РФ (см. ст. ст. 6, 161 и др.), ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (см. ст. 2 и др.) и ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (см. ст. ст. 9, 9.1, 9.2 и др.).

Общее правило для всех типов государственных и муниципальных учреждений, закрепленное в п. 3 комментируемой статьи, выражается в отсутствии ответственности государственного и муниципального учреждения по обязательствам собственников своего имущества.

2. Пункты 4 — 6 комментируемой статьи развивают общие положения об ответственности учреждений. В частности, п. 4 определяет, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Понятие казенного учреждения закреплено в БК РФ. Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии со ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ.

3. Пункт 5 комментируемой статьи определяет особенности ответственности бюджетного учреждения. Указанный тип государственного или муниципального учреждения отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. В том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

В соответствии со ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

4. Понятие автономного учреждения дано в ст. 2 ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Особенностью имущественной ответственности автономного учреждения является тот факт, что оно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

5. Пункт 7 комментируемой статьи не устанавливает никаких ограничений по преобразованию государственных или муниципальных учреждений в иные некоммерческие организации, если эта возможность предусмотрена правовым актом в форме закона.

6. Пункт 8 комментируемой статьи нормативно закрепляет метод рамочного регулирования правового положения государственных и муниципальных учреждений. Его суть в том, что императивным образом очерчиваются пределы усмотрения, в том числе нормативного, какого-либо субъекта. В этих пределах названный субъект сам избирает линию собственного поведения. Именно поэтому законодатель выделяет тот факт, что особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

7. Применимое законодательство:

— БК РФ (см. ст. ст. 6, 161 и др.);

— ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (см. ст. 24);

— ФЗ от 10.11.2009 N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» (см. ст. 2 и др.);

— ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (см. ст. 2 и др.);

— ФЗ от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (см. ст. 26);

— ФЗ от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (см. ст. 26);

— ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (см. ст. ст. 9, 9.1, 9.2 и др.);

— Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания»;

— Постановление Правительства РФ от 26.05.2015 N 503 «Об отдельных вопросах согласования (одобрения) сделок, совершаемых федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук»;

— Постановление Правительства РФ от 23.05.2013 N 436 «Об отдельных вопросах согласования (одобрения) некоторых сделок, совершаемых федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»;

— Постановление Правительства РФ от 18.10.2007 N 684 «Об утверждении Правил опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества»;

— Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 590 «О порядке осуществления федеральным бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления»;

— Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества»;

— Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 «О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения».

8. Судебная практика:

— Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» ;
———————————
Следует учитывать, что ст. 120 ГК РФ утратила силу согласно ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ с 01.09.2014.

— Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (см. п. п. 2, 15.1);

— Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.06.2016 по делу N А56-33686/2015 (о взыскании с федерального государственного казенного учреждения задолженности и неустойки по договору теплоснабжения, а при недостаточности денежных средств у учреждения — с Российской Федерации в лице Минобороны РФ в порядке субсидиарной ответственности);

— Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2016 N 20АП-3537/2016 по делу N А54-7108/2015 (о взыскании задолженности за содержание и текущий ремонт общего имущества собственников помещений, неустойки, судебных расходов);

— Апелляционное определение Свердловского областного суда от 05.04.2016 по делу N 33-5815/2016 (об обязании государственного учреждения обеспечить безопасные условия проживания несовершеннолетних граждан в общежитии, обязании собственника имущества учреждения в лице исполнительного органа субъекта РФ обеспечить финансирование соответствующих мероприятий);

— Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.04.2016 N Ф01-966/2016 по делу N А39-628/2015 (о взыскании неустойки по муниципальным контрактам на выполнение работ в целях обеспечения муниципальных нужд городского округа);

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.08.2016 N Ф05-10839/2016 по делу N А40-232265/15-171-1960 (о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности);

— Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.07.2016 N Ф08-4466/2016 по делу N А22-3984/2015 (о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности по налогам);

— Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.06.2016 N Ф10-1794/2016 по делу N А14-4897/2015 (о взыскании задолженности по оплате оказанных услуг, а при недостаточности имущества, находящегося в распоряжении у муниципального учреждения, субсидиарную ответственность возложить на муниципальное образование);

— Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.07.2016 N Ф07-5471/2016 по делу N А56-53383/2015 (о ликвидации муниципального совета местного самоуправления местного образования «Многоквартирный жилой дом»);

— Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.08.2015 N Ф07-5504/2015 по делу N А05-13074/2014 (о признании недействительным (ничтожным) заключенного с муниципальным учреждением договора о возмещении убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения);

— Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2016 N 04АП-2118/2016 по делу N А78-16449/2015 (о признании недействительными решений антимонопольного органа о привлечении к ответственности за совершение правонарушения);

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2016 N 12АП-6624/2016 по делу N А06-550/2016 (о взыскании задолженности, неустойки, судебных издержек на оплату услуг представителя).

Основные положения об учреждениях

Это организация, созданная единственным лицом, правоспособность которой ограничена выполнением социально-культурных, управленческих и иных некоммерческих задач.

Одной из распространенных форм некоммерческих организаций является учреждение. Порядок его создания и деятельности определен в ст. 123.21 – 123.23 ГК, а также законом «О некоммерческих организациях». Помимо этих норм, статус и виды таких организаций регулируют положения специальных законов.

Понятие и основные особенности учреждения

Общая характеристика, включая понятие учреждения, дана в ст. 123.21 ГК. Однако определение, предусмотренное этой нормой нельзя назвать полным. Чтобы получить исчерпывающее понятие, требуется рассмотреть основные признаки этой организации.

Основные особенности учреждений

Учреждение имеет следующие основные черты:

  • Это унитарная организация. При создании не допускается соучредительство (множество участников).
  • Это некоммерческая организация. Такой статус подразумевает специальную правоспособность. Она не может выходить за рамки целей, для выполнения которых создано учреждение. В качестве них называются управление, социально-культурные функции и направления некоммерческого характера. Примером таких организаций может служить музей.
  • Учредитель остается собственником имущества переданного этой организации. Оно, как и приобретенное в ходе деятельности, находится у юрлица на праве оперативного управления.

Учитывая эти признаки, можно сформулировать следующее определение.

Учреждение – это организация, созданная единственным лицом, правоспособность которой ограничена выполнением социально-культурных, управленческих и иных некоммерческих задач, имущество которой находится у нее на праве оперативного управления.

Правоспособность учреждения

Правоспособность учреждения ограничивается возможностями вести деятельность, соответствующую функциям. Помимо управления и социально-культурной сферы, это может быть образование (многие школы созданы в форме муниципальных учреждений, а ВУЗ представляет государственное учреждение). Другим распространенным примером служат исправительные учреждения.

Правоспособность учреждения тесно связана с необходимостью обслуживания тех или иных потребностей его учредителя. Если говорить о государстве или муниципальных образованиях, то создание таких организаций прямо связано с реализацией тех или иных функций публично-правовых структур. Функция поддержки медицины осуществляется через такое бюджетное учреждение, как больница и поликлиника, а функция общественной безопасности – через исправительные учреждения.

Дополнительным ограничивающим правоспособность фактором является нахождение имущества у таких организаций на праве оперативного управления. Оно требует согласия собственника на совершение сделок.

Учреждениями может извлекаться материальная выгода. Однако она должна иметь источники, которым соответствует тип деятельности. Примером служат образовательные учреждения, которые могут оказывать платные услуги по обучению.

Виды учреждений

Согласно классификации, предусмотренной ГК РФ, среди таких организаций выделаются:

  • частное учреждение;
  • муниципальное учреждение;
  • государственное учреждение.

Критерием разделения является статус учредителя (собственника переданного имущества). К первым принадлежат любые частные лица, а ко вторым и третьим публично-правовые образования.

Особенности частных учреждений

Этот тип организаций не имеет каких-либо больших особенностей, отличающих его от общих положений об учреждении. Оно создается в целях реализации социально-культурных функций. Примером может быть такой вид учреждения как частная картинная галерея или музей.

Требования к числу участников также дублируют общие положения и не допускают более 1-го учредителя.

Частное учреждение функционирует на средства собственника полностью или частично. Первый вариант предусмотрен при отсутствии собственных доходов, а второй при наличии приносящей выгоду деятельности.

Если у собственника возникнет необходимость привлечь в частное учреждение дополнительные ресурсы, он может преобразовать его в другой тип некоммерческой организации (АНО или фонд).

Особенности учреждений, создаваемых публично-правовыми образованиями

Такие виды учреждений, как муниципальные или государственные создаются решениями уполномоченных органов власти. Нормами ГК, помимо категории «вид учреждения», устанавливает понятие «тип муниципального или государственного учреждения». Ч. 1, ст. 123.22 ГК перечисляет их. Согласно этой норме муниципальное или государственное учреждение может иметь следующий тип:

Казенные учреждения

Определение казенного учреждения дает бюджетное законодательство. Ст. 6 БК понимают под ним организацию, оказывающее государственные или муниципальные услуги, либо исполнение соответствующих функций в целях, связанных с реализацией полномочий публично-правового образования, имеющее бюджетное финансирование.

Бюджетные учреждения

Бюджетные учреждения описаны в ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях». Ими признаются юрлица, создаваемые публично-правовыми субъектами для реализации полномочий в сферах науки, образования и культуры, а также здравоохранения, соцзащиты, спорта, занятости граждан и в иных сферах, действующие на основании государственных или муниципальных заданий, с правом оказания платных услуг сверх них.

Они не вправе распоряжаться недвижимостью и полученным за счет собственника ценным имуществом. Однако, если последнее приобретено на собственные доходы, то оно может быть реализовано.

Автономные учреждения

Этот тип урегулирован законом «Об автономных учреждениях». Положения ст. 2 и 3 этого документа позволяют определить его следующим образом. Автономным учреждением является некоммерческая организация, созданная публично-правовым субъектом для реализации своих функций в различных сферах, обладающая правом распоряжаться переданным имуществом, за исключением недвижимых вещей и ценных движимых предметов.

Правоспособность автономного учреждения предполагает совершение сделок с имуществом собственника. В качестве ограничений выступает недвижимость и ценные предметы. В качестве примера последних можно указать предметы искусства или другие раритеты.

Особенности ответственности учреждений

Если речь идет о частном учреждении, то положения закона ограничивают его ответственность теми денежными средствами, которые находятся в кассе или на счетах. Однако их может оказаться недостаточно. В этом случае, кредитор вправе привлечь собственника, на которого распространяется материальная субсидиарная ответственность по таким обязательствам.

Положения, касающиеся казенных учреждений, предполагают аналогичные правила. В случае недостаточности денежных средств, материальная субсидиарная ответственность возлагается на собственника. При этом, ее несут РФ, субъект РФ, либо муниципальное образование, а не орган осуществляющий полномочия учредителя (создатели).

Ответственность бюджетного учреждения распространяется не только на денежные средства, но и на все находящееся на праве оперативного управления имущество.

Положения ст. 123.22 ГК вводят запрет на обращение взыскания на особо ценное движимое имущество, переданное решениями участников, а также на недвижимость, вне зависимости от способов его приобретения.

Материальная субсидиарная ответственность участников при недостаточности имущества бюджетных учреждений возможна только в случает причинения вреда гражданам. Ее также несут публично-правовые образования.

Претензии кредиторов автономных учреждений можно удовлетворять за счет переданного ему имущества. Если недвижимость или ценные движимые вещи были получены от участников, либо куплены на средства учредителя, на них не обращается взыскание. Материальная субсидиарная ответственность собственника возможна в случаях причинения вреда гражданам.

Статья 123.22 ГК РФ. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

Текущая редакция ст. 123.22 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

2. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

3. Государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.

4. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

5. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.

6. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

7. Государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом.

8. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

Комментарий к статье 123.22 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает общие положения порядка исполнения обязательств отдельными типами государственных и муниципальных учреждений.

Пункт 1 комментируемой статьи констатирует факт деления всех государственных и муниципальных учреждений на 3 типа — казенные, бюджетные и автономные. При этом п.2 комментируемой статьи определяет, что порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. В данном случае речь идет, прежде всего, о применении норм БК РФ, ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и ФЗ от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Общее правило для всех типов государственных и муниципальных учреждений, закрепленное в п.3 комментируемой статьи, выражается в отсутствии ответственности государственного и муниципального учреждения по обязательствам собственников своего имущества.

2. Пункты 4-6 комментируемой статьи развивают общие положения об ответственности учреждений. В частности, п.4 определяет, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Понятие казенного учреждения закреплено в БК РФ. Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии со ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ.

3. Пункт 5 комментируемой статьи определяет особенности ответственности бюджетного учреждения. Указанный тип государственного или муниципального учреждения отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом. В том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

В соответствии со ст. 9.2 ФЗ от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение — некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

4. Понятие автономного учреждения дано в ст. 2 ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Особенностью имущественной ответственности автономного учреждения является тот факт, что оно отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

5. Пункт 7 комментируемой статьи не устанавливает никаких ограничений по преобразованию государственных или муниципальных учреждений в иные некоммерческие организации, если эта возможность предусмотрена правовым актом в форме закона.

6. Пункт 8 комментируемой статьи нормативно закрепляет метод рамочного регулирования правового положения государственных и муниципальных учреждений. Его суть в том, что императивным образом очерчиваются пределы усмотрения, в том числе нормативного, какого-либо субъекта. В этих пределах названный субъект сам избирает линию собственного поведения. Именно поэтому законодатель выделяет тот факт, что особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

7. Применимое законодательство:
— БК РФ;
— ФЗ от 10.11.2009 N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»;
— ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
— ФЗ от 04.05.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»;
— ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;
— ФЗ от 26.05.96 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
— ФЗ от 12.01.96 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
— письмо Минэкономразвития РФ от 21.06.2011 N 12702-АЛ/Д08.

8. Судебная практика:
— постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21;
— постановление Президиума ВАС РФ от 01.10.2013 N 3911/13;
— постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 7463/12;
— определение КС РФ от 24.12.2012 N 2268-О;
— определение ВАС РФ от 06.05.2014 N ВАС-5010/14;
— решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.04.2014 по делу N А60-42588/2013.

Консультации и комментарии юристов по ст 123.22 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 123.22 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Смотрите еще:

  • Земельный участок используется не по целевому назначению Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению Информация об […]
  • 39 173 гпк рф 39 173 гпк рф Судебный участок № 126 Еланского района Волгоградской области О П Р Е Д Е Л Е Н И Е р.п. Елань Волгоградской области 14 марта 2012 года Мировой судья судебного участка № 126 (Еланский район) […]
  • Как продать квартиру неприватизированную и с долгом Как продать неприватизированную квартиру с долгами по ЖКХ? Здравствуйте. Вопрос стоит в том,что у моей семьи есть 2х комнатная квартира. В которой я прописана,но к своему счастью не проживаю. Они ее целиком и полностью […]
  • Адвокат завгородний Адвокат завгородний ЗАПИСНАЯ КНИЖКА НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ РЕКЛАМА ТРИБУНА ФОТОАЛЬБОМ МАГАЗИН ГОСТЕВАЯ КНИГА ФОРУМ ГАЗЕТА БИЗНЕС-АДВОКАТ ЖУРНАЛ ДОМАШНИЙ АДВОКАТ ПОДПИСКА СУДЫ г.МОСКВЫ Контактная информация: […]
  • Как правильно продать аккумулятор Открываем магазин автомобильных аккумуляторов Сферы бизнеса Основные доводы в пользу открытия специализированного магазина по продаже автомобильных аккумуляторов: для открытия магазина не нужны большие торговые […]
  • Как не потерять стаж при увольнении Когда прерывается трудовой стаж после увольнения С 01 января 2007 года действует несколько другой порядок определения непрерывности трудового стажа гражданина. До этого, если при переходе с одного места работы на […]