Ндс в договоре 223-фз

Содержание:

Договор оказания услуг заключен в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». С 01.01.2019 произойдет увеличение ставки НДС с 18% до 20%. Как изменение ставки соотносится с договорными положениями о стоимости услуг/работ, если договор заключен на период с 01.01.2018 по 31.12.2020 (в договоре указано следующее: «Стоимость услуг составляет 118 рублей, в том числе НДС 18% в размере 18 рублей»)? Обязан ли заказчик пересмотреть и изменить стоимость услуг пропорционально изменению ставки НДС с 01.01.2019?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик не обязан изменять условие договора о цене в связи с изменением размера ставки НДС.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что ни Гражданский кодекс РФ, ни основывающейся на его положениях Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ, ч. 1 ст. 2 этого Закона) не определяют порядок формирования цены договора в зависимости от режима налогообложения, применяемого контрагентом, и не предписывают указывать в договоре, что стоимость товаров, работ или услуг налогом на добавленную стоимость (НДС) не облагается или, напротив, определена с учетом этого налога. Положениями п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ лишь определено, что в документации о закупке указываются сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
При этом необходимо учитывать, что в силу ст. 2 НК РФ, п.п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством. Соответственно, уплата тех или иных налогов, в том числе НДС, определяется налоговым законодательством, тогда как в рамках отношений между сторонами договора следует руководствоваться законодательством гражданским.
Как верно отмечено в вопросе, в соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», с 1 января 2019 года размер ставки НДС повышается с 18 до 20%.
В связи с этим отметим, что для целей применения налогового законодательства судебная практика рассматривает НДС как составную часть стоимости товаров (работ, услуг), уплачиваемую покупателями в составе цены договора, независимо от того, как вопрос решен в самом договоре (смотрите, например, определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1856-О-О, постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09).
Для целей гражданского законодательства, что, в частности, следует из ст. 424 ГК РФ, под ценой договора понимается согласованная сторонами сумма, уплачиваемая за исполнение по договору, независимо от того, из каких составляющих, включая налоговые, эта сумма складывается. Указание в тексте договора, что его цена «включает НДС» или установлена «без учета НДС», по существу отражает порядок определения этой цены (п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), но само по себе не влияет ни на размер этой цены, ни, тем более, на обязанность контрагента уплачивать НДС или его освобождение от данной обязанности (косвенно сказанное подтверждает позиция, высказанная в ответе на вопрос 3 письма Минэкономразвития России от 29.12.2011 N Д28-77).
Таким образом, для целей отношений, регулируемых Законом N 223-ФЗ, имеет значение именно цена, согласованная сторонами в ходе осуществления закупки и указанная в договоре, вне зависимости от того, включает она НДС или нет.
В рассматриваемом случае в договор включено условие о том, что стоимость услуг включает НДС 18%. Подавая заявку на участие в закупке и подписывая договор на указанных условиях, участник выразил свое согласие исполнить договор на условиях формирования цены с учетом НДС. Ни Законом N 223-ФЗ, ни иными законами не предусмотрена обязанность заказчика корректировать цену договора в связи с увеличением налоговых ставок. Поэтому в рассматриваемой ситуации исполнитель не вправе требовать увеличения цены договора в связи с увеличением размера ставки НДС. При этом, даже если условия договора в части включения в него информации об изменении налоговой ставки не будут изменены, с 01.01.2019 услуги должны оплачиваться с учетом новой ставки НДС*(1).
Отметим, что Закон N 223-ФЗ не содержит прямого запрета на изменение цены договора в ходе его исполнения, поэтому если такое изменение соответствует интересам заказчика, стороны не лишены возможности заключить соглашение о внесении соответствующих изменений в договор. Однако в таком случае необходимо учитывать правовую позицию Президиума ВС РФ, изложенную п. 16 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.), в соответствии с которой изменение договора, заключенного по правилам Закон N 223-ФЗ, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора, не допускается. В рамках данной консультации мы не можем оценить риски признания изменения цены договора неправомерным, так как окончательное решение по данному вопросу может принять только суд с учетом конкретных обстоятельств дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

17 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) По данному вопросу смотрите Вопрос: Каким образом указывать ставку НДС в договорах, заключаемых до 01.01.2019, в случае принятия закона о повышении ставки НДС с 01.01.2019 до 20% (сейчас ставка налога составляет 18%)? В настоящее время заключаются договоры, предусматривающие многоэтапное выполнение работ. То есть часть работ (или часть поставок, услуг) будет выполняться в 2018 году, часть в 2019 году (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2018 г.).

Пять советов по заключению и исполнению контрактов в связи с повышением НДС с 2019 года.

Если контракт или договор заключен вашим учреждением до 1 января 2019 года, а приемку по нему вы будете проводить уже в 2019 году, надо применять новую основную ставку НДС 20%.

Из этого правила есть исключение! Минфин России допускает изменение суммы крупных контрактов в связи с увеличением ставки НДС:

  • 10 млрд руб. – для федеральных контрактов;
  • 1 млрд руб. – для региональных контрактов;
  • 500 млн руб. – для муниципальных контрактов.

Обратите внимание! Приведенные выше цены крупных контрактов могут быть изменены по решению Правительства РФ, региона, местной администрации.

Для увеличения суммы договора должны выполняться условия:

  • надо получить согласие другой стороны договора;
  • изменение суммы договора не должно противоречить Положению о закупках.

Согласно контракту/договору, заключенному в 2018 году, цена услуги 118 руб., в том числе НДС 18 руб.

При приемке в 2019 году стоимость услуги в счете-фактуре должна быть также 118 руб., но НДС уже следует рассчитать и указать исходя из ставки 20%:

118 руб. : 120 х 20 = 19,67 руб.

На наш взгляд, такая схема имеет изъяны, но пока других методик для контрактов/договоров с твердыми ценами не предлагается.

Согласно контракту/договору цена услуги 118 руб., в том числе НДС 18 руб. В 2018 году оплачен аванс 30 руб. Исполнитель исчислил по ставке 18/118 и уплатил в бюджет НДС в сумме 4,58 руб (30 : 118 х 18).

При приемке в 2019 году стоимость услуги в счете-фактуре должна быть также 118 руб., но НДС уже следует рассчитать и указать исходя из ставки 20%:

118 руб. : 120 х 20 = 19,67 руб.

Причем в 2019 году исполнитель должен будет уплатить в бюджет сумму за минусом перечисленной в 2018 году: 15,09 руб. (19,67 – 4,58).

А еще не забудьте проверить, правильно ли вы отражаете в учете и отчетности контракты/договоры, заключенные в 2018 году конкурентными способами и предусматривающие приемку уже после 1 января 2019 года.

1. Такие закупки можно включить в план-график 2018 года:

  • при наличии в казенном учреждении «свободных» ЛБО на 2019 год;
  • если в бюджетном или автономном учреждении есть права на соответствующие закупки согласно Плану ФХД на 2019 год.

2. Если согласно размещенным в ЕИС извещениям о закупках конкурентными способами исполнение по контрактам запланировано на следующий 2019 год в пределах плановых назначений 2019 года, используйте такие проводки:

3. Заключение контракта в 2018 году отражайте в учете и отчетности так:

гр. 8 разд. 3 формы 0503128,

гр. 3 разд. 4 формы 0503175

гр. 7 разд. 3 формы 0503738,

гр. 3 разд. 4 формы 0503775

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Цену закупаемого бензина заказчики рассчитают по формуле.

Решение проблемы закупок моторного топлива в рамках 44-ФЗ с 11.04.2018 г.: анализ изменений законодательства

Полезные материалы

Консультации

Добрый день! Нужно ли включать суммы выданные под отчет в СГОЗ, который указывается в отчете о закупках у СМП и СОНКО во 2-ом разделе 1-ой строки?

Добрый день! Мы работаем по 44 ФЗ. ЛБО было выделено недостаточно для заключения всех контрактов по коммунальным услугам, но организации услуги предоставляли с начала года, выставляли счета, но мы не оплачивали. Сейчас лимиты поступили. Как правильно заключить контракт, в ПГ и ПЗ срок действия какой нужно указать? А так же в самом Контракте?

Здравствуйте. Скажите, какую цену нужно прописать в разделе 3 графе 3 показатель 3 отчета? Учреждением заключен контракт в начале года на передачу эл.энергии,в течение года были увеличены объемы оказываемых услуг и соответственно цена контракта (заключено доп.соглашение, которое размещено на сайте). В отчете об исполнении в разделе 3 графа 3 показатель 3 (цена контракта предусмотрено контрактом) указывается цена первоначальная или уже увеличенная на основании доп.соглашения? Из п.12 положения, утвержденного Постановлением № 1093 «Информация, предусмотренная графами 1 — 3 и 5 раздела I, графами 1, 3, 4 и 6 — 8 раздела II, графами 3 и 5 раздела III, графой 5 раздела IV и графой 3 раздела V формы отчета, должна соответствовать информации и документам, содержащимся в реестре контрактов» следует, что надо указывать измененную цену. А из п.п. «а» п. 26 в графе «Предусмотрено контрактом» указывается значение показателя, соответствующее контракту (показатели 1, 2, 5.2 в формате ДД.ММ.ГГГГ) следует, что нужно указывать первоначальную цену!

НДС в цене закупки

Продолжаем разбираться в теме начальной цены контракта (далее — НМЦ). В этот раз расскажем, всегда ли цена закупки включает НДС, можно ли вычесть налог из цены закупки и кто платит НДФЛ, если победитель — физическое лицо.

Правила для заказчика по 44-ФЗ

В законе и рекомендациях из приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013г. № 567 нет прямого указания на то, должен ли заказчик включать НДС в цену контракта. Заказчики руководствуются общими принципами 44-ФЗ и Налоговым Кодексом (НК), из которых можно сделать следующие три вывода.

НДС нужно включать всегда

Если объект закупки — объект налогообложения по НДС, заказчик всегда НМЦ с учетом налога на добавленную стоимость. Из правила есть исключение — товары, работы и услуги, которые не облагаются НДС. Перечень объектов указан в ч. 2 ст. 146 и ст. 149 НК. Среди них есть:

  • Земельные участки.
  • Медицинское оборудование.
  • Работы и услуги для улучшения ситуации на рынке труда.
  • Выполнение работ бюджетными и автономными учреждениями, а также учреждениями за счет субсидий и др.

Если вы победили в электронном аукционе, а заказчик выложил на площадке контракт, в котором не сказано, цена с НДС или без, пишите в ответ протокол разногласий и укажите, что необходимо дополнить или исправить.

Не включая НДС в НМЦ, заказчик ограничивает конкуренцию

Не включая НДС в стоимость товара, заказчик ставит в невыгодное положение поставщиков-плательщиков НДС. Например, если заказчик не укажет НДС в НМЦ закупки, а победит плательщик НДС, то заключить контракт можно только вычтя 18% из цены победителя:

  • Если увеличить итоговую цену на сумму НДС, это будет противоречить п. 2 ст. 34 44-ФЗ.
  • А если оплачивать товар без НДС — Налоговому кодексу.

Эту позицию выражает Минэкономразвития в письме от 11.04.2016 № Д28и-900. Удерживать НДС при оплате контракта неправомерно независимо от того, платит победитель закупки НДС или нет.

Нельзя добавить налог к цене контракта после подведения итогов

Цена контракта не может быть выше предложенной победителем закупки (п. 2 ст. 34 44-ФЗ). 44-ФЗ разрешает по согласованию сторон увеличить или уменьшить количество товара, но не больше чем на 10%. При этом допускается пропорционально увеличить или уменьшить сумму контракта (пп. б п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

НДС в коммерческих торгах и в закупках по 223-ФЗ

Заказчики не ограничены законом:

  • Могут устанавливать цены с учетом НДС или без.
  • Сами устанавливают правила, по которым оценивают заявки. Например, если заявки подадут участники, которые платят НДС и которые не платят, то их цены могут сравнивать без учета НДС.

Правила для поставщиков

В электронных аукционах и запросах котировок побеждает участник с минимальным ценовым предложением. Менять цену контракта нельзя, поэтому все налоги, которые победитель должен оплачивать, должны быть включены в предлагаемую цену. Рассмотрим три ситуации.

Поставщик — плательщик НДС

В этом случае участник закупки делает ценовое предложение, которая включает НДС. Заказчик полностью выплачивает стоимость контракта победителю после выполнения работ. Победитель перечисляет НДС с этой суммы в бюджет, как с любой другой сделки, и затем учитывает в декларации по НДС.

Поставщик на упрощенной системе налогообложения

Поставщик, применяющий «упрощенку», не платит НДС и находится в более выгодном положении, чем участник на ОСН. Например, поданы две котировочные заявки. В одной участник предложил цену «350 000 руб. (НДС не облагается на основании применения «упрощенки»)», а в другой — «389 400 руб., включая НДС».

Побеждает участник, предложивший более низкую цену контракта, то есть участник на спецрежиме. Вместе с тем цена товаров, которую предлагает второй участник, на самом деле ниже, чем цена первого участника (без учета НДС она составит 330 тыс. руб.)

Разберем три ситуации, когда в закупке с ценой с НДС побеждает «упрощенщик».

Ситуация 1. Заказчик заранее учитывает возможность, что в закупке победит «упрощенщик».

Например, пишет в проекте контракта: «Если подрядчик имеет право на освобождение от уплаты НДС в соответствии с налоговым законодательством, то слова «в том числе НДС» заменяются словами «НДС не облагается».

Если победит поставщик, который не обязан платить НДС, он указывает цену без налога и предоставляет документы на освобождение от уплаты. Заполнение графы «НДС не предусмотрен» не меняет существенных условий контракта.

2. Заказчик указал в контракте цену с формулировкой «в том числе НДС» и просит победителя выделить НДС в составе цены. Можно ли это сделать?

Это можно сделать, но для поставщика будет невыгодно, так как выделенный НДС придется перечислить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК). То есть стоимость товаров или услуг уменьшится на 18% (например, будет составлять 84 745 руб. 76 коп. вместо 100 000 руб.).

Как сказано выше, добавить НДС к цене тоже нельзя — сумма в контракте не может быть выше предложенной победителем. Советуем предложить заказчику подписать контракт на ту же цену, но без выделения НДС. Заказчик не может в одностороннем порядке уменьшить цену контракта на сумму НДС.

3. Заказчик установил цену закупки с НДС, выделил налог из предложенной цены и планирует перевести победителю сумму за вычетом НДС.

Исключить НДС и снизить цену нельзя, поскольку цена контракта является твердой, неизменной на все время исполнения контракта. Эта же позиция отражена и в определении Верховного суда РФ от 26.06.2015 №306-КГ15-7929.

Физические лица и НДС

Физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не платят НДС (ст. 143 НК РФ). То есть участник-физическое лицо не должен включать НДС в свое ценовое предложение, а заказчик не может требовать включить НДС в контракт или счет-фактуру. С физического лица заказчик должен удержать только НДФЛ, который он переводит в бюджет. Физические лица должны учесть это, предлагая свою цену в заявке.

В следующей статье цикла мы подробнее разберем случаи, когда можно менять цену контракта.

Владимир, добрый день!

В аукционной документации заказчик отразил особенности включения НДС в цену контракта в соответствии с законодательством. Так как вы не являетесь плательщиком НДС, заказчик перечисляет вам оплату по контракту за вычетом НДС.

Карэн, напишите, пожалуйста, примеры закупок работ или услуг, при оплате которых можно снизить базу НДФЛ.

Марина, это положение относится не только к госзакупкам, в этом все дело, а регулируется Налоговым Кодексом!Можно взять ЛЮБУЮ закупку по производству, например, видеоролика, в которой может принимать участие в том число любое физлицо (любой запрос котировок и не среди СМП). Например, №0168200002417007409 . Если услугу производит физ. лицо (не ИП!), то плательщик при оплате услуги обязан как налоговый агент удержать из суммы оплаты НДФЛ — этот пункт присутствует во всех без исключения гос. контрактах.

Предположим, поставщик услуги выиграл тендер с ценой 100 тыс. руб.. (в той закупке начальная цена меньше, но я в данном случае просто рассматриваю цифру как пример для расчета). Если исходить из того, что налогооблагаемая база составляет 100 тыс. руб., то «на руки» это физлицо получит 87 тысяч. НО (и в этом был мой вопрос), если я правильно понял те положения НК РФ, которые относятся к оплате труда физ. лица, налоговая база, облагаемая НДФЛ, должна быть уменьшена на величину документально подтвержденных расходов этого физлица, связанных с оказанием им услуги по договору (в случае видеоролика это могут быть билеты на проезд, проживание в гостинице, аренда техники и т.п.). Если это лицо не предоставляет бухгалтерии плательщика таких документов, то его расходы считаются в размере 25% от стоимости услуги (по памяти, для разных видов работ физлицом эта ставка разная, вилка составляет 10-30%, это я точно запомнил. Поставщик только обязан направить письменное уведомление об этом плательщику). Таким образом, 13% НДФЛ удерживается с суммы 75 тыс. руб., и на руки поставщик получит уже больше 90 тысяч (=100 000 — (75000*0,13)).
Это — теория. Я же хотел уточнить как обстоит дело на практике с такими платежами. Еще раз подчеркну, это относится только к покупке работ (услуг) по официальному договору (вообще, не только в госзакупках!) с физ. лицом, не оформленным как ИП (у ИП-шников своя система налогообложения, как известно).
Спасибо!

Наделены ли заказчики, действующие как по закону № 223-ФЗ, так и по закону № 44-ФЗ, правом устанавливать обязательное требование, чтобы участники закупки являлись плательщиками НДС?

Есть ли право у заказчика, действующего согласно Закону № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», устанавливать обязательное тре­бование, чтобы участники закупки являлись плательщиками НДС? Есть ли такое же право у заказчика, действующего согласно Закону № 44-ФЗ?

Заказчики ни по одному из указанных законов не могут устанавливать требования к участникам закупки о примене­нии общей системы налогообложения.

Заказчики, входящие в отдельные категории юридических лиц, должны устанавливать порядок формирования цены договора, включая учет налоговых платежей, а также вправе устанавливать систему оценки ценовых предложений участ­ников закупки, учитывая применяемую ими систему налого­обложения, при условии, что это не дискриминирует ни одну из категорий участников закупки.

I. Из п. 4 ст. 4 Закона № 44-ФЗ следует, что участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собствен­ности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льгот­ный налоговый режим налогообложения и (или) не пред­усматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компа­ния), а также любое физическое лицо. Ограничения и запрет допуска к участию в закупках в отношении иностранных лиц при выполнении работ, оказании услуг (а также в отношении предложения иностранных товаров, но не поставщиков) могут быть установлены Правительством РФ в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ.

Возможность ограничения участия в закупках в зависимо­сти от применяемой системы налогообложения законом не предусмотрена.

Требования, которые заказчик в любом случае обязан предъявить при осуществлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) к участникам закупки, перечислены в ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, требования, которые заказчик в любом случае вправе предъ­явить, — в ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, а дополнитель­ные требования, которые заказчик обязан предъявить к участникам закупки, если они установлены Правительством РФ, — в ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Ни в одной из этих норм требования о применении определенной систе­мы налогообложения либо об обязательной уплате НДС не содержатся. При этом, как следует из ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, иные требования к участникам закупок заказчики устанавливать не вправе.

Таким образом, заказчики, руководствующиеся Законом № 44-ФЗ, не вправе устанавливать требования к участникам закупок о применении определенной системы налогообложе­ния либо об обязательной уплате НДС.

Безусловно, при участии в закупке лиц, как являющихся, так и не являющихся плательщиками НДС, возникает ряд проблем в части определения составляющих цены контракта, однако это не является препятствием для участия в закупке лица, не являющегося плательщиком НДС, и заключения контракта с ним.

II. В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, участником закупки по этому закону также может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от орга­низационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, высту­пающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индиви­дуальных предпринимателей, выступающих на стороне одно­го участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Однако, в отличие от Закона № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ не содержит перечня требований, которые могут быть предъяв­лены к участникам закупки. Более того, за исключением пра­вила ч. 7 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допускающего установление требования об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона № 223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, Закон № 223-ФЗ не конкретизирует требования к участникам закуп­ки, которые вправе установить заказчик. Ограничения свободы заказчика в установлении таких требований следуют из ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, устанавливающей принципы закупок. Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ одним из принципов, которым обязаны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок, является равноправие, справед­ливость, отсутствие дискриминации и необоснованных огра­ничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Развитие этого принципа также содержится в ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, согласно которой требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установ­ленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. А в силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ еще одним из принципов закупки является отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки. В последнем случае, как представляется, формули­ровка не совсем точна. Очевидно, имеется в виду, что изме­ряемыми должны быть показатели, отражающие соответствие этим требованиям. С учетом этих ограничений заказчик, руководствующийся Законом № 223-ФЗ, свободен в установ­лении требований к участникам закупок.

Вместе с тем следует учитывать, что Закон № 223-ФЗ, как следует из ч. 1 ст. 2 этого закона, является частью граж­данского законодательства. При этом в силу ст. 2 НК РФ, п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство, по общему правилу, не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регули­руются налоговым законодательством. Обязанность уплаты НДС, равно как и освобождение от указанной обязанно­сти, устанавливается именно налоговым законодательством, которое применяется вне зависимости от воли участников гражданского оборота. Причем представляется очевидным, что освобождение от обязанности уплаты НДС связывается законодателем с необходимостью поддержки тех или иных отраслей экономики, стимулирования проведения тех или иных операций. Соответственно, ограничение участия лиц, не являющихся плательщиками НДС, в закупках по Закону № 223-ФЗ, исходя из логики законодателя, противоречит смыслу норм налогового законодательства, устанавливаю­щих освобождение от уплаты этого налога.

Кроме того, поскольку ставки НДС также устанавливают­ся налоговым законодательством и не могут быть изменены хозяйствующим субъектом по его воле, следует полагать, что требование об обязательной уплате НДС при исполнении договора по Закону № 223-ФЗ не может расцениваться как измеряемое.

Таким образом, по всей видимости, установление заказчи­ками, руководствующимися Законом № 223-ФЗ, требования к участникам закупки, несоблюдение которого влечет отказ в допуске к участию в закупке, о применении той или иной системы налогообложения или об обязательной уплате НДС при исполнении договора может быть квалифицировано как противоправное и дискриминирующее участников закупки, не являющихся плательщиками НДС в силу положений налогового законодательства.

Надо признать, что, несмотря на все усилия, найти офи­циальные разъяснения или материалы правоприменитель­ной практики, прямо разрешавшие бы данный вопрос, не удалось. Вместе с тем было найдено некоторое количество случаев, когда участники закупки обжаловали положения документации о закупке, устанавливающие различия в оценке заявок, в которых содержатся предложения по цене, вклю­чающие и не включающие НДС, именно как дискрими­нирующие участников закупки, не являющихся платель­щиками этого налога. Как правило, жалобы признавались необоснованными, но не потому, что контролирующие орга­ны или суды признавали правомерным ограничение уча­стия в закупке лиц, не являющихся плательщиками НДС, а поскольку в этих конкретных случаях документация о закупке такие положения не содержала. Речь шла об установлении системы оценки заявок, позволяющей сравнивать предло­жения по цене, как содержащие, так и не содержащие НДС (см. постановление АС Северо-Западного округа от 17.02.2017 № Ф07-13843/16, решение УФАС по Ленинградской области от 02.08.2016 № Р/05/29, решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 20.07.2016 № 02-111/18.1-16, решение УФАС по Иркутской области от 18.01.2017 № 21), либо об аналогичном описании порядка формирования цены договора, предусмотренном п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (см. также постановление Тринадцатого ААС от 03.04.2017 № 13АП-3389/17). Определение победителя про­цедуры определения контрагента в зависимости от упла­ты или неуплаты им НДС неизменно признавалось непра­вомерным (см. постановление Шестого ААС от 09.12.2014 № 06АП-6445/14, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 12.08.2015 № Т02-405/15, решение УФАС по Иркутской области от 18.01.2017 № 21, решение УФАС по Вологодской области от 20.11.2015 № 31-17АМ3/15, решение УФАС по Хабаровскому краю от 06.11.2014 № 8-01/310).

Следует полагать, что приведенные материалы косвенно подтверждают вывод о принципиальной невозможности установления заказчиками, руководствующимися Законом № 223-ФЗ, требования к участникам закупки об уплате НДС.

НДС в контракте по 44-ФЗ и 223-ФЗ. УСН и ОСНО

Контракт между заказчиком и поставщиком заключается по той цене, которая была признана лучшей в ходе торгов. Система налогообложения, под которую подпадает контрагент, не имеет значения. Перед заключением договора по результатам госзакупок необходимо рассчитать сумму НДС и прописать ее в контракте. В этой статье мы рассмотрим как это сделать, из чего формируется цена контракта и почему нельзя уменьшить размер оплаты победителю торгов на величину налога.

Что представляет собой НДС

Налог на добавленную стоимость (НДС) – это часть стоимости реализуемого товара, которая перечисляется в пользу государственного бюджета. Порядок расчета и уплаты такого налога устанавливается статьей 21 Налогового Кодекса России. Сегодня существует две системы налогообложения:

  1. Общая . Она применяется для тех предприятий, которые реализуют товар по цене, значительно выше себестоимости. Налоговая ставка составляет 18%, на отдельные группы товаров – 10%. Налог определяется из разницы, между себестоимостью товара и его продажной ценой.
  2. Упрощенная . Применяется для компаний, доход которых не превышает 150 миллионов рублей в год. При этом в ней не должно работать более 100 сотрудников, а оценочная стоимость самой фирмы не может превышать 150 миллионов рублей. Чаще всего под такие требования подпадают индивидуальные предприниматели. Упрощенная система не предусматривает уплаты НДС.

Перед заключением контракта заказчик уточняет у поставщика систему налогообложения, по которой он работает. Исходя из этого, рассчитывается сумма налога или указывается его отсутствие.

НДС в контракте по 44-ФЗ при УСН

При заключении договора в рамках 44-ФЗ в лице заказчика выступает государство. Согласно статье 34 указанного закона цена контракта определяется в ходе закупочной процедуры и остается твердой на протяжении всего срока действия договорных обязательств.

При формировании начальной максимальной цены контракта, которая прописывается в извещении и закупочной документации заказчик анализирует предложения на рынке. Расчет ведется с учетом НДС.

Статьей 3 44-ФЗ установлено, что участвовать в государственных закупках могут любые юридические и физические лица. Следовательно, компании, которые применяют упрощенные системы налогооблажения могут беспрепятственно заключать контракты с государственными заказчиками. При этом заказчик не вправе требовать пересчета цены контракта в связи с отсутствием НДС. Нарушение этой нормы грозит привлечению заказчика к ответственности по статье 7.30 части 4 КоАП России.

При составлении договора заказчик просчитывает сумму НДС. Для компаний, работающих по общей системе налогообложения из цены сделки вычисляется 18% и эта сумма прописывается в тексте документа. В последствии она находит отражение в выставленных поставщиком счет-фактурах. Если же компания находится на УСН, то в контракте прописывается фраза «НДС не облагается».

Сумма налога, которая была учтена при составлении НМЦК, становится для участников с упрощенной системой налогооблажения дополнительной прибылью. Такого мнения придерживается Министерство финансов России, о чем оно заявляет в письме № Д22-174 от 27.09.2010 года. Аналогичной позиции придерживается и ФАС, о чем она заявила в письме № АЦ/39173 от 06.10.2011 г.

Из этого следует, что компании, работающие по УСН, находятся в более выгодных условиях, чем остальные. В связи с этим Минфин России в своем письме № 03-07-07/02 от 02.02.2011 года заявил, что для таких компаний сумма контракта должна определяться за вычетом НДС. В Министерстве экономики и развития эту точку зрения не поддержали. В своем письме Д22-1741 от 27.09.10 они еще раз напоминают, что сумма контракта остается твердой не зависимо от системы налогообложения поставщика.

Мнения судей по этому вопросу также разделились. Известны случаи, когда суд принимал решение в пользу заказчиков, которые перечисляли на счет поставщиков сумму за вычетом НДС. Но есть и обратные ситуации, когда дело разрешается в пользу поставщика.

Налог при заключении контракта по с физическим лицом

В качестве подрядчика по государственному контракту может выступать и физическое лицо. При этом в контракт должно быть обязательно включено условие о том, что сумма, которую обязуется выплатить заказчик, будет уменьшена на величину НДФЛ. То есть в данном случае НДС заменяется налогом на доходы физического лица. На сегодняшний день он составляет 13%. Такая норма предусмотрена статьей 34 части 13 44-ФЗ.

Недоплаченная сумма перечисляется заказчиком в государственный бюджет. Тем самым исполняется требование статьи 226 Налогового Кодекса РФ. Это единственный случай снижения цены контракта, который официально подтвержден 44-ФЗ.

НДС при заключении контракта по 223-ФЗ

Напрямую правила проведения закупок и определения цены контракта не прописаны в 223-ФЗ. Заказчик должен руководствоваться собственным положением о закупках. В закупочной документации прописывается четкий порядок формирования итоговой цены контракта. При этом должны учитываться все дополнительные расходы, налоговые сборы, пошлины и так далее. Это правило предусмотрено статьей 4 частью 10 223-ФЗ.

Заказчик получает право самостоятельно определять порядок учета НДС при определении победителя. Это подтверждается письмами Минэкономразвития за номерами Д28и-2169 от 17.02.2016 г., ОГ-Д28-2554 от 07.12.2015г., Д28и-2654 от 28.08.2015г.

Чтобы избежать конфликтных ситуаций многие организации предпочитают проводить сравнение предложений участника без учета НДС. В дальнейшем сумма налога приплюсовывается к итоговой цене контракта при необходимости.

Величина НДС отражается в счет-фактуре, которую выставляет заказчику поставщик при поставке товара или оказании услуг. Компании, работающие по упрощенной системе, не выписывают клиентам таких документов. Это правило устанавливается статьей 346.11 Налогового Кодекса. Если заказчик ошибочно выделяет в платежном поручении сумму НДС, то платить ее не придется. Это подтверждается письмом Минфина за номером 03-1106/2/73239, а также статьей 173 Налогового кодекса.

Таким образом, любая компания не зависимо от применяемой к ней системы налогообложения может участвовать в государственных закупках. Контракт должен быть заключен по цене, определенной в ходе закупочной процедуры. При возникновении конфликтных ситуаций, касающихся выделения НДС, рекомендуется обращаться в суд.

Правомерность уменьшения цены контракта заказчиком, на сумму НДС

Дайте, пожалуйста, консультацию по поводу следующего вопроса:

Заказчик проводит запрос предложений.

В условиях котировки сказано «Цена договора должна включать НДС (в том случае, если участник размещения заказа является плательщиком НДС), стоимость товара, доставку товара по адресу: ____________________, тары, упаковки, затраты по оформлению сертификата качества и другой необходимой документации, налоги, сборы и другие обязательные платежи, связанные с исполнением договора, то есть являться конечной. Если участник размещения заказа не является плательщиком НДС, то сумма договора уменьшается на сумму НДС.»

И ещё цитата из условия «В случае подачи заявок с разным способом налогообложения (с НДС и без НДС), запрашиваемая цена приводиться к единому порядку (с НДС — равные условия для участников), и проводиться оценка. «

Т.е. получается, что когда определяют победителя, все равны и сравнивают конечную цену, без учета налогов. Наша организация не является плательщиком НДС и при расчете стоимости заказа мы не учитываем НДС. Следовательно, заключать контракт нам будет не выгодно.

Скорее всего такое требование заказчика является незаконным? На какой закон и статью нам можно ссылаться, при подаче разъяснения.

Ответы юристов (3)

Установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога.

Письмо ФАС России АЦ/39173 от 06.10.2011

Уточнение клиента

Спасибо, подали разъяснение.

18 Января 2016, 11:48

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте, закупка по 223ФЗ?

Уточнение клиента

Заказчик дал разъяснение, что нужно считать эту запись (про уменьшение суммы договора на сумму НДС ) ошибочной.

20 Января 2016, 04:42

так и должно быть .

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Смотрите еще:

  • Займ от частного лица в курске Взять деньги в долг в Курске Испорченная кредитная история, трудная ситуация в жизни, без работы? Звоните, окажем финансовую помощь каждому ! Поможем взять кредит гражданам РФ из любых регионов. Деньги через два часа […]
  • Воинская часть в уручье 120 Служившие в 120 омбр 339 омб Информация 168 записей к записям сообщества Партизанский (г. Минска) отдел Департамента охраны МВД Республики Беларусь осуществляет набор на службу в органы внутренних дел лиц, имеющих […]
  • Боголюбов са земельное право м проспект 2010 Земельное право. Под ред. Боголюбова С.А. 2- е изд., перераб. и доп. - М.: 2008 - 400 с. Настоящий учебник является вторым, переработанным и дополненным изданием и написан на основе материалов авторских лекционных […]
  • Адвокат адвокату друг товарищ и Человек не терпит насилия! ХАБІБУЛЛІН ВАДИМ МОНЕВ’ЯРОВИЧ ХАБИБУЛЛИН ВАДИМ МОНЭВЯРОВИЧ ВІДКРИТИЙ ЛИСТ п’ятниця, 13 травня 2005 року (1). Вищій кваліфікаційній комісії Адвокатури при Кабінеті міністрів України; (2). […]
  • Как вычислить ндс 18% из суммы формула Как считать НДС: правильно вычисляем 18% от суммы (пример, алгоритм) Как определить сумму НДС (вычисление) При реализации товаров, работ, услуг, передаче имущественных прав НДС предъявляется покупателю дополнительно к […]
  • Код вычета 118 в справке 2 ндфл Коды в 2-НДФЛ Актуально на: 26 января 2018 г. В конце 2015 года была утверждена форма справки по форме 2-НДФЛ (утв. Приказом ФНС от 30.10.2015 № ММВ-7-11/[email protected] ). Разного рода коды в 2-НДФЛ используются во многих […]