Налоговый резидент статья 207

Содержание:

Статья 207. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2001 года Федеральным законом от 29 декабря 2000 года N 166-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ.

2. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 30 сентября 2013 года N 268-ФЗ.

2.1. Налоговыми резидентами в 2015 году признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 379-ФЗ)
3. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ).

Комментарий к статье 207 НК РФ

Статья 207 Налогового кодекса РФ определяет, что плательщиками налога на доходы физических лиц признаются:
— физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;
— физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников в России.

Обратите внимание: в отдельную категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).

К физическим лицам, согласно терминологии Налогового кодекса РФ, относятся:
— граждане Российской Федерации;
— иностранные граждане;
— лица без гражданства.

Документом, подтверждающим принадлежность к гражданству Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или удостоверение личности гражданина РФ; до получения этих документов — свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство.

Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации. Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом.

Лицом без гражданства признается человек, не имеющий гражданства Российской Федерации и доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Важно определить, является ли человек налоговым резидентом или нет. Для бухгалтера ответ на этот вопрос имеет существенное значение. Дело в том, что доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, облагаются НДФЛ по повышенной ставке — 30 процентов вместо 13 (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса РФ). Кроме того, доходы, полученные налогоплательщиком-нерезидентом, при расчете НДФЛ не уменьшаются на стандартные налоговые вычеты (подробнее о том, как рассчитать НДФЛ с доходов нерезидентов, см. раздел «НДФЛ с доходов, выплаченных иностранцам»).

Понятие «налоговый резидент» закреплено в статье 11 Налогового кодекса РФ. Так, налоговым резидентом является физическое лицо, фактически находящееся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Чтобы правильно определить срок пребывания человека на территории России, необходимо использовать правила, установленные статьей 6.1 Налогового кодекса РФ. Согласно этой статье «течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало».

Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается на следующий день после того дня, как этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается со следующего дня после его отъезда за границу.

Даты отъезда и прибытия человека на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам паспортного контроля в документе, удостоверяющем личность. Для российских граждан таким документом является загранпаспорт, служебный паспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка. Для иностранных граждан и лиц без гражданства — их действительный документ, удостоверяющий личность гражданина и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве.

Если же отметки паспортного контроля в удостоверяющем личность документе отсутствуют, то могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания человека на территории России.

Федеральный закон N 137-ФЗ внес поправки в главу 23 Налогового кодекса РФ. Они будут действовать с 1 января 2007 года. Статья 207 Налогового кодекса РФ пополнилась двумя пунктами, дающими определение налоговых резидентов. Предпринимателям напомнили, что налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения человека в стране не должен прерываться на периоды его выездов за пределы России для краткосрочного лечения или обучения. Резидентами, кроме того, являются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти местного самоуправления независимо от фактического времени нахождения в РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 207 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 207 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Если гражданин РФ находился в стране менее 183 дней в календарном году, то при продаже недвижимости он должен уплатить НДФЛ в размере 30%

Налоговики рассказали, что если физлицо, не являющееся в 2017 году налоговым резидентом РФ (то есть находящееся в 2017 году на территории России менее 183 дней) планирует продать в 2017 году жилой дом, находящийся в РФ, то полученный им доход от продажи будет подлежать обложению НДФЛ по ставке 30%.

При этом НК РФ не установлена обязанность по представлению налогоплательщиком в налоговый орган при представлении им налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) документов, подтверждающих нахождение налогоплательщика в иностранном государстве (письмо ФНС России от 27 сентября 2017 г. № ГД-3-11/[email protected]).

Напомним, что налогоплательщиками НДФЛ признаются физлица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физлица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (ст. 207 Налогового кодекса).

В свою очередь налоговыми резидентами признаются физлица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

По итогам налогового периода устанавливается налоговый статус физлица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период. Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).

В то же время доход, полученный от продажи жилого дома, находящегося на территории России, относится к доходам от источников в РФ (подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ).

Следует также учитывать, что в отношении доходов, полученных от продажи жилого дома физлицом, не являющимся налоговым резидентом РФ, налоговая база определяется без применения налоговых вычетов, а также без учета срока владения проданным имуществом. Такой доход облагается НДФЛ по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Узнать, в каком случае нерезидент РФ не является налогоплательщиком НДФЛ , можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Таким образом, физлицо, получившее доход от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности, по итогам налогового периода самостоятельно исчисляет и уплачивает суммы НДФЛ в соответствующий бюджет исходя из сумм такого дохода, а также представляет в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в порядке, установленном ст. 229 НК РФ (подп. 2 п. 1, п. 2-4 ст. 228 НК РФ).

Статья 207. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

2.1. Налоговыми резидентами в 2015 году признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации.

3. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

4. В случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, такое физическое лицо независимо от срока фактического нахождения в Российской Федерации может не признаваться в этом налоговом периоде налоговым резидентом Российской Федерации, если в этом налоговом периоде такое физическое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства.

Физическое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не признается налоговым резидентом Российской Федерации на основании его заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с приложением документа, подтверждающего налоговое резидентство этого физического лица, выданного компетентным органом иностранного государства (сертификата налогового резидентства).

Указанное в настоящем пункте заявление представляется в срок, предусмотренный настоящим Кодексом для представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период.

Комментарий к Ст. 207 НК РФ

Статья 207 НК РФ определяет, что плательщиками налога на доходы физических лиц признаются:

— физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;

— физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, но получающие доходы от источников в России.

Обратите внимание: в отдельную категорию плательщиков налога на доходы физических лиц выделены индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также нотариусы, адвокаты, частные детективы и иные лица, занимающиеся частной практикой.

К физическим лицам согласно терминологии НК РФ относятся:

— граждане Российской Федерации; — иностранные граждане; — лица без гражданства.

Документом, подтверждающим принадлежность к гражданству Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ, до его получения — свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство.

Иностранным гражданином признается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации. Принадлежность к гражданству иностранного государства подтверждается иностранным паспортом.

Лицом без гражданства признается человек, не имеющий гражданства Российской Федерации и доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Важно определить, является ли человек налоговым резидентом или нет. Для бухгалтера ответ на этот вопрос имеет существенное значение. Дело в том, что доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, облагаются НДФЛ по повышенной ставке — 30% вместо 13 (п. 3 ст. 224 НК РФ). Кроме того, доходы, полученные налогоплательщиком-нерезидентом, при расчете НДФЛ не уменьшаются на стандартные налоговые вычеты.

Налоговыми резидентами являются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом период нахождения человека в стране не должен прерываться на периоды его выездов за пределы России для краткосрочного лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья. Резидентами, кроме того, являются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти местного самоуправления независимо от фактического времени нахождения в РФ.

Налоговый статус физического лица определяется на каждую дату получения им дохода исходя из фактического времени нахождения физического лица на территории Российской Федерации.

183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

Доходы физических лиц, находящихся в Российской Федерации более 183 дней за 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 13% (Письмо Минфина России от 26 июня 2014 г. N 03-04-05/30670).

При этом применение положений ст. 6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется. Данная позиция неоднократно отражалась в различных официальных документах Минфина России, в последний раз — в Письме от 21 марта 2011 г. N 03-04-05/6-157.

Даты отъезда и прибытия человека на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам паспортного контроля в документе, удостоверяющем личность. Для российских граждан таким документом являются загранпаспорт, служебный паспорт, дипломатический паспорт, паспорт моряка. Для иностранных граждан и лиц без гражданства — их действительный документ, удостоверяющий личность гражданина и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве.

Если же отметки паспортного контроля в удостоверяющем личность документе отсутствуют, то могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания человека на территории России.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. список лиц, признаваемых налоговыми резидентами, расширяется.

Так, согласно п. 2.1 ст. 207 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя») налоговыми резидентами в 2015 г. признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 г. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации.

Статья 207 НК РФ. Налогоплательщики

Текст статьи.

Комментарии к статье

Какова ставка НДФЛ для физических лиц, не являющихся предпринимателями?

Формула расчета сумм НДФЛ проста: сумма налога = сумма дохода, умноженная на его ставку. При этом размер ставки зависит от статуса налогоплательщика, а также вида облагаемого налога.

Согласно п. 2 статьи 207 НК РФ и п. 1 статьи 224 НК РФ ставка НДФЛ для резидентов РФ (граждан, проживающих на территории страны свыше 183 дней за 12 месяцев), равна 13%. Такая же ставка действует для нерезидентов, которые:

    осуществляют трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

работают по найму в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;

получили статус высококвалифицированных специалистов;

участвуют в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

признаны беженцами или получили временное убежище;

считаются членами экипажей судов, ходящих под российским флагом.

Налоговая ставка в размере 9% используется в отношении доходов, полученных в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным от ипотечных сертификатов участия до 1 января 2007 года.

Дивиденды от долевого участия в деятельности российских организаций облагаются НДФЛ по ставке 15%. А ставка в 30% «работает» в отношении доходов по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ. Кроме того, НДФЛ в размере 30% от полученных сумм придется заплатить нерезидентам.

Еще одна налоговая ставка, в размере 35%, действует для физических лиц, не являющихся предпринимателями, в отношении:

— сумм выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, если их стоимость превышает 4 тысячи рублей (п. 28 статьи 217 НК РФ);

— процентных доходов по рублевым вкладам, если они превышают ставку рефинансирования ЦБ, действующую в течение периода, за который начислены указанные проценты, увеличенную на 5%, а по вкладам в иностранной валюте — в случае получения доходов свыше 9% годовых (статья 214.2 НК РФ);

— сумм экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, если сумма процентов по договору больше суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых (п. 2 статьи 212 НК РФ).

Нужно ли платить НДФЛ с процентов, полученных от депозита в иностранном банке?

В соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» граждане РФ в течение месяца после открытия вклада за рубежом в иностранном банке обязаны уведомить об этом налоговую инспекцию по месту жительства. Если налогоплательщик будет признан резидентом РФ, ему придется платить НДФЛ по ставке, предусмотренной в случае получения доходов в виде процентов по депозиту. Если же гражданин РФ не будет иметь статус налогового резидента, платить налог на доход ему не придется (п.2 статьи 207 НК РФ). При этом важно, что, независимо от времени проживания за границей, резидентами РФ считаются российские военнослужащие, сотрудники госорганов и органов местного самоуправления, проживающие за границей в связи с командировкой или службой.

Учитывая, что иностранные банки не имеют лицензии ЦБ РФ, на доходы, полученные от вкладов в них, не распространяется правило об уплате НДФЛ в размере 35% в случае, если сумма процентов превышает 9% годовых. В целом же такой доход облагается НДФЛ по ставке 13% на основании п. 1 статьи 224 НК РФ, подтвержденном на практике Апелляционным определением Московского городского суда от 30.11.2012 по делу N 11-25333.

Чтобы правильно рассчитать налог на доход в виде процентов, полученных от депозитов в иностранном банке, необходимо перевести полученную сумму в национальную валюту по курсу ЦБ на дату ее получения на счет. Если налогоплательщик ранее уплатил часть налога за рубежом, ему следует получить справку об удержанных суммах. Эти данные помогут уменьшить сумму НДФЛ, подлежащую уплате в РФ, но только если между Россией и иностранным государством, где был открыт вклад, существует соглашение об избежании двойного налогообложения.

Статья 207 НК РФ. Налогоплательщики

СТ 207 НК РФ.

1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

2.1. Налоговыми резидентами в 2015 году признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в Российской Федерации на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не прерывается на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации.

3. Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

4. В случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, такое физическое лицо независимо от срока фактического нахождения в Российской Федерации может не признаваться в этом налоговом периоде налоговым резидентом Российской Федерации, если в этом налоговом периоде такое физическое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства.

Физическое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не признается налоговым резидентом Российской Федерации на основании его заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с приложением документа, подтверждающего налоговое резидентство этого физического лица, выданного компетентным органом иностранного государства (сертификата налогового резидентства).

Указанное в настоящем пункте заявление представляется в срок, предусмотренный настоящим Кодексом для представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период.

Комментарий к Ст. 207 Налогового кодекса

В статье 207 НК РФ определяется круг лиц, которые являются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В своем письме Минфин России от 15.03.2011 N 03-04-06/6-41 указал, что при направлении работников на работу за границу на длительный период времени, когда они все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняют по месту работы в иностранном государстве, получаемое ими вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

До момента, пока сотрудники организации будут признаваться в соответствии со статьей 207 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации, указанные доходы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

В случае если в течение налогового периода статус сотрудников организации меняется на нерезидентов и остается таким до конца налогового периода, такие лица в соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ не признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такие лица не имеют.

Применение положений статьи 6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.

Указанный порядок определения налогового статуса физических лиц используется независимо от налогового периода, за который производится такое определение.

В связи с указанной формулировкой у налоговых агентов часто возникали вопросы о том, являются ли резидентами работники, направленные в долгосрочную командировку в другую страну на срок более 183 календарных дней.

Помимо этого, много сложностей возникало при обложении налогом на доходы физических лиц выплачиваемых доходов работнику за конкретный период, когда изменялся статус резидентства. Многочисленные разъяснения финансового и налогового органов не делали ситуацию проще (см., например, письма Минфина России от 22.04.2009 N 03-04-06-01/105, от 20.04.2009 N 03-04-06-01/98, Управления ФНС по г. Москве от 30.01.2009 N 18-15/3/[email protected]).

Для преодоления данной ситуации необходимо уточнить определение налогового резидентства физических лиц, в перспективе возможно предоставление возможности определения налогового резидентства на основании центра жизненных интересов физического лица. Также предполагается внесение в главу 23 НК РФ инструмента предварительного резидентства, в соответствии с которым при определенных условиях физическое лицо может быть признано налоговым резидентом Российской Федерации с момента прибытия на территорию Российской Федерации. Невыполнение указанных условий при этом влечет за собой возврат к общим правилам определения налогового резидентства с перерасчетом налога. Реализация данного предложения позволит в определенных случаях взимать налог на доходы физических лиц с момента получения дохода по ставке 13 процентов.

Минфин России разъяснил, что НК РФ не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Налоговый статус физических лиц определяется на основании фактического времени их нахождения на территории Российской Федерации, которое должно быть документально подтверждено.

В случае если по итогам налогового периода срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации будет составлять не менее 183 дней, данное лицо независимо от его гражданства будет являться налоговым резидентом Российской Федерации и его доходы в виде пенсии, полученной от российского негосударственного пенсионного фонда, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

Если физическое лицо по итогам налогового периода не будет признаваться налоговым резидентом Российской Федерации, то есть срок его нахождения на территории Российской Федерации будет составлять менее 183 дней, его доходы от источников в Российской Федерации в виде сумм пенсии подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 30 процентов (см. письмо Минфина России от 17.06.2010 N 03-04-05/6-331).

Из изложенного, следует, что при определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период.

Кроме того, необходимо отметить, что при определении статуса физического лица в качестве налогового резидента РФ не имеет значения наличие либо отсутствие у физического лица гражданства РФ.

Исходя из этого, налоговыми резидентами РФ также могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.

В письме Минфина России от 04.04.2014 N 03-04-05/15215 разъясняется, что при определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения им дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году). Налоговый статус физического лица определяется налоговым агентом на каждую дату выплаты ему дохода исходя из фактического времени его нахождения на территории Российской Федерации.

Окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за год, устанавливается по итогам налогового периода. Если физическое лицо приобретает налоговый статус резидента Российской Федерации, который в налоговом периоде более не изменится, налоговому агенту необходимо произвести перерасчет сумм налога на доходы физических лиц, удержанных с доходов физического лица от источников в Российской Федерации, исходя из налоговой ставки 13 процентов.

Указанный перерасчет производится в отношении доходов, полученных с начала налогового периода. При этом в случае, если налогоплательщик продолжает работать на территории Российской Федерации по окончании налогового периода, его налоговый статус не меняется.

На практике между налоговыми органами и налогоплательщиками имеются споры, в частности, о том, будет ли учитываться при определении налогового статуса физического лица в качестве налогового резидента РФ день въезда в Российскую Федерацию.

Согласно официальной позиции, изложенной в письме от 29.12.2010 N 03-04-06/6-324, при определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.

Однако арбитражные суды придерживаются иного мнения.

Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 11.03.2010 N А54-3126/2009С4 пришел к выводу, с учетом положений статьи 6.1 НК РФ, что при определении налогового статуса физического лица не учитывается день въезда на территорию Российской Федерации.

В письме от 19.07.2010 N 03-04-05/6-401 контролирующий орган заметил, что НК РФ не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Налоговый статус физических лиц определяется на основании фактического времени их нахождения на территории Российской Федерации, которое должно быть документально подтверждено.

Анализируя пункт 3 статьи 207 НК РФ, Минфин России в письме от 09.12.2010 N 03-04-06/6-296 разъяснил, что специального порядка определения налогового статуса в отношении сотрудников организации, исполняющих трудовые обязанности по обслуживанию военной техники за пределами Российской Федерации, НК РФ не предусмотрено и налоговый статус указанных лиц определяется в общем порядке.

Как отметил Минфин России, специального порядка определения налогового статуса в отношении физических лиц — членов семей сотрудников органов государственной власти, командированных на работу за пределы Российской Федерации, пункт 3 статьи 207 НК РФ не содержит. Налоговый статус данных лиц определяется в общем порядке в соответствии с пунктом 2 статьи 207 НК РФ (см. письмо от 23.12.2009 N 03-04-05-01/1019).

В своем письме от 26.08.2009 N 03-04-05-01/662 Минфин России пояснил, что специального порядка определения налогового статуса иных лиц, направляемых для работы за пределы Российской Федерации, в том числе в составе дипломатических представительств, консульских учреждений и торговых представительств Российской Федерации, статья 207 НК РФ не содержит. Налоговый статус таких лиц определяется в общем порядке с учетом пункта 2 статьи 207 НК РФ.

А в письме от 24.12.2009 N 20-20/3/3508 финансовое ведомство указало на то, что если вольнонаемные граждане различных государств, работающие в воинских формированиях ОГРВ, получают вознаграждение за работу на территории иностранного государства, то такие доходы относятся к доходам от источников за пределами Российской Федерации.

Таким образом, указанные граждане, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получают вознаграждение за работу в воинских формированиях, дислоцированных за пределами Российской Федерации, не относящееся к доходам от источников в России.

Следовательно, данные физические лица не являются плательщиками налога на доходы физических лиц в России.

Также необходимо обратить внимание, что физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в отношении доходов в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, в том числе по трудовому договору о дистанционной работе, полученных от источников за пределами Российской Федерации, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц не признаются.

Данная позиция также получила отражения в разъяснениях официальных органов. См., например, письмо Минфина России от 31.03.2014 N 03-04-06/14026.

Порядок определения статуса налогового резидента и нерезидента РФ,
ставки и порядок уплаты и возврата НДФЛ

Особенности налогообложения доходов граждан Украины

Особенности налогообложения доходов граждан Республики Казахстан

Особенности налогообложения доходов граждан Армении

Особенности налогообложения доходов граждан Киргизии

Продажа квартиры налоговым нерезидентом РФ

Кто такой «налоговый резидент» и чем он отличается от налогового нерезидента

В этой статье я постарался ответить на все вопросы, связанные с приемом иностранного работника на работу, а также с ситуациями, когда граждане РФ по каким-то причинам находились за границей РФ больше полугода, получая при этом регулярный доход или умудрились в этот же период времени продать какое-либо имущество (квартиру, дом, другую недвижимость, автомобиль, ювелирные изделия и др.).

Налоговое законодательство написано так, чтобы прочитав его никто и никогда не понял — кто такие налоговые нерезиденты и как это определить — ведь в Налоговом кодексе РФ (НК) нет ни четкого и понятного определения понятия «налоговый резидент», ни понятия «налоговй нерезидент»

Данная в статье 207 НК формулировка вызывает больше вопросов, чем дает хотя бы один понятный ответ на самый главный вопрос — к какой категории отнести себя, а для этого надо понять порядок определения статуса.

Можно ли обычному человеку понять из формулировки: «Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев» к какой из категорий налогоплательщиков он должен отнести себя, если он за последний год несколько раз пересекал границу (ездил в командировки и отпуск в ближнее или дальнее зарубежье, приехал в Россию несколько месяцев назад для учебы и (или) работы)? Наверное — нет, поэтому предлагаю более понятные определения этих понятий:

налоговый резидент — это такое физическое лицо, которое находится на территории России более 183 дней в течение календарного года;

налоговый нерезидент — это такое физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года.

Примечание: приведен порядок определения статуса налогового резидента РФ, исходя из положений Налогового кодекса РФ. Между тем в силу ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров. Это означает, что международное соглашение может в том числе устанавливать иной порядок определения резидентства. В качестве примера в Письме ФНС России от 01.10.2012 N ОА-3-13/[email protected] приведены:

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 05.12.1998 (статья 4);

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов» от 08.02.1995 (статья 4).

( ! ) При этом положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Налоговый кодекс РФ до 2017 года не содержал.

Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий — время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч. — гражданство) никакого значения не имеют. При этом (согласно п. 2 статьи 207 НК) физ. лицо считается находящимся на территории РФ и в тех случаях, когда физ. лицо выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев):

исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Примечание: важно отметить, что основанием для учета периода краткосрочного обучения или лечения за границей в количестве дней нахождения на территории РФ является цель выезда: краткосрочное обучение или лечение. Если же физическое лицо находилось за границей с иными целями и в этот период прошло там обучение (лечение) длительностью до шести месяцев, дни обучения (лечения) в период нахождения в РФ не включаются. В частности, подобные разъяснения в отношении краткосрочного обучения можно найти в Письме Минфина России от 26.09.2012 № 03-04-05/6-1128.

Документами, подтверждающими нахождение физического лица за пределами Российской Федерации для лечения или обучения, могут являться договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение), справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения), с указанием времени проведения лечения (обучения), а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (Письмо Минфина РФ от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях лечения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (лечебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными медицинскими учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 27.05.2016 № ОА-3-17/[email protected], от 10.06.2016 N ЗН-3-17/[email protected]).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях обучения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными образовательными учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 15.10.2015 N ОА-3-17/[email protected]).

Головоломкой является ответ на вопрос о налоговом статусе и для тех лиц, которые собираются на длительное время уехать из России в командировку или на ПМЖ, в связи с чем продают свое имущество — квартиру, землю, дом, гараж, автомобиль и другое имущество.

А ведь это принципиальный для любого человека вопрос, от которого зависит какой налог должен удерживаться с дохода такого лица (налог на доходы физических лиц или НДФЛ) — 13% или 30%, ведь разница в 2,3 раза очень существенная.

Разъяснений о том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, а также не говорится о том, в каком порядке это следует делать налоговым агентам.

А если учесть, что как само налоговое законодательство, так и мнение Минфина РФ и ФНС РФ меняются как погода в сентябре, то становится грустно.

Порядок определения статуса «налоговый резидент — нерезидент» или как посчитать период в 12 месяцев и 183 дня при определении статуса физического лица

Что же означает практически пребывание «не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев»?

Практически это означает, что:

наличие или отсутствие гражданства РФ никакого значения для определения статуса налогового резидента (нерезидента) не имеет (т.е. как налоговыми резидентами, так и нерезидентами могут быть и граждане РФ, и иностранные граждане и лица без гражданства);

учитывается любой непрерывный 12-месячный период, который может начаться в одном году, а закончиться — в другом (это актуально для выплаты зарплаты нерезидентам);

окончательный статус налогоплательщика определяется по окончании календарного года (п. 3 статьи 225 НК), поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год.

183-дневный период определяется путем сложения всех календарных дней, в которые налогоплательщик находился в России в течение 12 идущих подряд месяцев.

В этот 183-дневный срок включаются и день въезда в РФ и выезда из России. Этот вывод подтверждают и разъяснения ФНС, изложенные в Письме ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/[email protected]

Здесь же надо обратить внимание на то, что 183-дневный период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения налогоплательщика.

Примечание: хотя:

положения пункта 2 статьи 207 НК и не содержат указания на начальные или конечные даты для отсчета 12-месячного периода, в пределах которого учитывается количество дней пребывания налогоплательщика в РФ;

на данный момент ФНС считает, что физлицо можно признать резидентом, когда оно находится в России менее 183 дней в году, но у него есть постоянное жилье в России, если это подтверждается правом собственности на жилой объект или постоянной регистрацией по месту жительства, либо имеет в России центр жизненных интересов , под которым понимается место нахождения семьи, основного бизнеса или работы (Письма ФНС России от 11.12.2015 № ОА-3-17/[email protected], от 13.11.2015 № ОА-3-17/[email protected]),

предлагаем исходить из:

системного толкования пункта 2 статьи 207 НК в совокупности с п. 3 статьи 225 НК, поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год;

учета того, что разъяснения ФНС, данные в Письмах ФНС России от 11.12.2015 № ОА-3-17/[email protected] и от 13.11.2015 № ОА-3-17/[email protected]:

не носят универсального характера, а касаются только случаев, когда между РФ и страной пребывания налогоплательщика имеется международный договор об избежании двойного налогообложения и по условиям этого договора лицо можно признать налоговым резидентом в обеих странах;

являются ответами на 2 конкретных вопроса об определении статуса налогоплательщика при получении доходов:

2) в виде зарплаты, когда работник находится в командировке за границей;

учета того, что Минфин РФ придерживается противоположного мнения (Письмо Минфина РФ от 08.12.2014 № 03-04-06/62838), а мнение ФНС может измениться уже завтра, что может повлечь (с учетом отсрочки исполнения обязательств) неблагоприятные последствия (в виде уплаты не 13%, а 30% НДФЛ) и невозможности исправить ситуацию (к примеру, находиться в России 183 дня).

По указанным причинам для определения статуса предлагаю:
исходить из приведенного выше определения статуса налогового резидента (нерезидента);
п. 3 статьи 225 НК, в соответствии с которым налоговым периодом для НДФЛ является календарный год;
обращаться (письменно) в ФНС по месту своего жительства (пребывания) или месту нахождения недвижимого имущества.

Нашу точку зрения подтвердил и Минфин РФ, который в своем Письме от 21.04.2016 № 03-08-РЗ/23009 запретил применять письма, в которых изложена эта позиция, поскольку она противоречит налоговому законодательству, обосновав это следующим

Особенности статуса «налоговый нерезидент»

Наличие статуса «налоговый нерезидент РФ» имеет следующее особенности:

лица, не являющиеся налоговым резидентами РФ, являются плательщиками НДФЛ только по доходам, полученным от источников в РФ;

определение статуса налогового резидента производится на каждую дату выплаты дохода (это правило актуально при выплате регулярного дохода (заработная плата и иные регулярные платежи) и направлено на то, чтобы не удерживать лишний налог с того момента, когда физ.лицо стало налоговым резидентом);

возврат излишне уплаченного налога (НДФЛ) теперь можно получить только по окончании календарного года и только через налоговую инспекцию;

подавать налоговую декларацию надо только в том случае, если нерезидент получил доходы от источников в Российской Федерации;

налоговые нерезиденты не вправе воспользоваться налоговыми вычетами. Это означает, что на налоговых нерезидентов не распространяются правила:

Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) для налоговых резидентов и нерезидентов

С доходов, которые физическое лицо получило установлены следующие ставки налога на доходы физических лиц (статья 224 НК):

для налоговых резидентов — 13%;

для налоговых нерезидентов — 30%.

Для налоговых нерезидентов, которые являются высококвалифицированными специалистами с 1 июля 2010 года доходы от осуществления трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13%.

По мнению ФНС РФ, ставка 13% применяется в том случае, если соответствующие выплаты предусмотрены трудовым или гражданско-правовым договором. Иные выплаты, производимые в пользу иностранных высококвалифицированных специалистов (материальная помощь, подарки и т.д.), должны облагаться НДФЛ по налоговой ставке в размере 30%.

Налоговые ставки по НДФЛ для граждан Республики Беларусь, работающих в России и граждан РФ, работающих в Белорусии

Подтверждение нахождения в Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется в общем порядке с учетом положений Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006 (далее — Протокол).

Согласно статье 1 Протокола вознаграждение, получаемое гражданином РФ или Республики Беларусь в отношении работы по найму, если (к примеру) между организацией и гражданином Республики Беларусь заключен трудовой договор, предусматривающий его нахождение на территории России не менее 183 дней, доходы такого работника организации, полученные от источников в Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов с даты начала работы по найму.

Этот вывод подтверждают и разъяснения Минфина РФ (к примеру, Письма Минфина РФ от 14.04.2011 № 03-04-05/6-259, от 21.02.2011 № 03-04-05/6-112).

Удержание налога по более высокой ставке и его перерасчет производятся, только если трудовая деятельность белорусского работника на территории России была прекращена (т.е. трудовой договор был расторгнут) до истечения 183 дней. В этом случае обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы налога исполняется физлицом самостоятельно — налоговый агент не обязан доудерживать сумму налога из его доходов. Пени и штрафы в этих случаях не начисляются.

Согласно положениям статьи 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (вступил в силу 01.01.2015) доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по налоговой ставке 13 процентов, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации (разъяснения, данные в Письме Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703 и Письме ФНС России от 10.02.2015 N БС-4-11/[email protected] «О налогообложении доходов от работы по найму, полученных гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, в связи с вступлением в силу 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года»).

Доходы по договору гражданско-правового характера приравнивается к работе по найму, поэтому налоговый агент удерживает НДФЛ с дохода, выплачиваемого такому гражданину страны — члена ЕАЭС, по ставке 13% с первого дня его работы в России (Письмо Минфина России от 17.07.2015 № 03-08-05/41341).

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения граждан Украины

Между Правительствами России и Украины заключено Соглашение от 08.02.1995 «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов» (далее — Соглашение).

По условиям пункта 1 статьи 15 Соглашения доходы граждан Украины от работы по найму в России облагаются НДФЛ в России. Но если гражданин Украины проработал в России в общей сложности менее 183 календарных дней течение календарного года, то его доходы подлежат налогообложению на Украине.

Для этого (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ) работнику — гражданину Украины следует представить работодателю и в налоговый орган, где работодатель состоит на налоговом учете, подтверждение своего постоянного местопребывания на территории Украины, выданное налоговыми органами Украины.

Таким документом может быть:

официальное подтверждение того, что работник является налоговым резидентом Украины;

документ о полученном доходе и об уплате налога на Украине, подтвержденный налоговой инспекцией Украины.

Федеральным законом от 04.10.2014 № 285-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (имеющим обратную силу и подлежащим применению с 01.01.2014) для лиц:

получившими временное убежище на территории России,

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения для граждан Республики Казахстан

Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция от 18.10.1996 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал», далее — Конвенция.

Статьей 15 Конвенции предусмотрено, что вознаграждение, получаемое резидентом Республики Казахстан в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации, облагается налогом только в Республике Казахстан, если:

Получатель находится в России в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;

Вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом России;

Вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в России.

В переводе с русского на понятный это означает, что если гражданин Республики Казахстан живет и работает в России меньше 183 дней в календарном году или зарплату платит налоговый нерезидент РФ, то зарплата за выполнение трудовых обязанностей (т.е. — по трудовому договору) не облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в России, а подлежит налогообложению в Республике Казахстан.

Для освобождения от уплаты НДФЛ в России с доходов (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ), необходимо представить официальное подтверждение того, что гражданин Республики Казахстан является ее налоговым резидентом.

Подобные соглашения (конвенции) об устранении двойного налогообложения также заключены с Киргизией, Таджикистаном и некоторыми другими государствами.

Согласно положениям статьи 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (вступил в силу 01.01.2015) доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по налоговой ставке 13 процентов, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации (разъяснения, данные в Письме Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703 и Письме ФНС России от 10.02.2015 N БС-4-11/[email protected] «О налогообложении доходов от работы по найму, полученных гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, в связи с вступлением в силу 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года»).

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения доходов граждан Армении

Из положений пункта 2 статьи 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество от 28.12.1996 следует, что доходы, выплачиваемые резиденту Армении российским нанимателем, могут облагаться налогом в Российской Федерации.

С 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском Экономическом Союзе. Из положений статьи 73 этого Договора следует, что с 01.01.2015 доходы, выплачиваемые российскими работодателями, в том числе физическими лицами, гражданам Армении по трудовым договорам, облагаются в России по ставке 13 процентов независимо от налогового статуса получателей этих доходов, если работа выполняется ими на территории России.

Как разъяснила ФНС в Письме России от 30.04.2015 N ОА-3-17/[email protected] для применения работодателем-организацией ставки налога в размере 13 процентов в отношении доходов от работы по найму получение налогоплательщиком специального удостоверения (подтверждения) от российского налогового органа не требуется.

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения доходов граждан Киргизии

12 августа 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Киргизии к Евразийскому экономическому союзу, а это означает, что киргизские граждане:

  • могут работать в России без трудового патента;
  • продолжительность временного пребывания (проживания) трудящихся-мигрантов из Киргизии и членов их семей на территории нашей страны определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем. В случае расторжения этих договоров по истечении 90 суток с даты въезда в Россию киргизские граждане вправе без выезда в течение 15 дней заключить новый договор;
  • с 20 июля 2015 года прибывшие для работы в Россию трудящиеся-мигранты, а также члены их семей освобождены от обязанности вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда. При въезде в Россию по документам, допускающим проставление отметок о пересечении госграницы, граждане Киргизии освобождаются от заполнения миграционной карты при условии, что срок их пребывания не превысит 30 суток с даты въезда;
  • киргизские трудящиеся-мигранты освобождены от прохождения процедуры признания документов об образовании, выданных в их стране.

ФНС России в своем Письме от 27.08.2015 N ЗН-4-11/15078″О налогообложении доходов физических лиц» разъяснил, что:

  • доходы граждан Киргизской Республики, полученные с 12 августа 2015 года в связи с работой по найму в Российской Федерации, облагаются налогом с применением налоговой ставки 13 процентов независимо от наличия статуса налогового резидента РФ, если иное не предусмотрено соответствующим соглашением об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы;
  • в отношении доходов от работы по найму граждан Киргизской Республики, являющихся налоговыми резидентами этого государства, полученных до 12 августа 2015 года, применяется общий порядок налогообложения, предусмотренный Налоговым кодексом РФ, а также соответствующие положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы.

Порядок возврата НДФЛ нерезиденту при смене статуса в течение года

С 1 января 2011 года порядок возврата НДФЛ при смене статуса в течение календарного года принципиально изменился — теперь:

излишне удержанный налоговым агентом НДФЛ возвращает налоговая инспекция, в которой такой налогоплательщик стоит на учете (т.е. в ФНС по месту жительства (пребывания));

инспекция возвращает НДФЛ только по окончании года;

инспекция возвращает НДФЛ только при подаче налогоплательщиком определенного комплекта документов,

о чем прямо указано в пункте 1.1. статьи 231 Налогового кодекса РФ.

Куда обращаться:

Важно знать, что перерасчет и последующий возврат НДФЛ происходит только за тот год, в котором у налогоплательщика изменился статус и он стал налоговым резидентом. Например, он приехал в Россию в сентябре 2013 года и сразу (в сентябре) устроился на работу. Через 6 месяцев (с апреля 2014 года) такой работник стал налоговым резидентом. В такой ситуации этот налогоплательщик может расчитывать на возврат излишне уплаченного НДФЛ.

Таким образом, с 1 января 2011 года введен специальный порядок возврата сумм НДФЛ в связи с перерасчетом налога с доходов физического лица после приобретения им статуса налогового резидента РФ.

Такой пересчет осуществляется налоговым органом по месту постановки налогоплательщика на учет по окончании налогового периода при подаче следующих документов:

справки о доходах (форма 2-НДФЛ), которую выдает работодатель;

Примечание: с 02.11.2017 справку можно взять в личном кабинете налогоплательщика

налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ, по сути она не нужна, но во многих инспекциях ее почему-то требуют);

  • копии титульного листа сберкнижки Сбербанка (где указан номер счета и ФИО владельца).
  • На основании этих документов налоговый орган обязан принять решение о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 231 НК).

    В интернете можно встретить рекомендации по возврату излишне удержанного у налогового нерезидента (который стал впоследствии резидентом) НДФЛ самим налоговым агентом.

    Воспользоваться такими рекомендациями или нет — решать Вам. Но надо иметь в виду, что такакя ситуация называется Вашим налоговым риском, т.е. тот, кто рекомендует — ничем не рискует, а ответственность за реализацию таких ремоендаций будет нести налоговый агент.

    Необходимые документы, обосновывающие и подтверждающие статус налогового резидента или нерезидента

    Должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента или нет, в Налоговом кодексе РФ нет ни слова — это было бы забавно, если бы не выбор между ставками в 13% и 30% по доходам. А ведь это очень важный вопрос в том числе и для бухгалтера, так как организация как налоговый агент должна удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с доходов, которые она выплачивает работникам, а так как ставки различны в 2,3 раза, то это очень существенный момент.

    С 1 января 2011 г. налоговые агенты обязаны самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета данных о физических лицах и определять порядок отражения в них сведений. Такие регистры обязательно должны содержать данные, которые позволяют идентифицировать налогоплательщика, определить его статус, вид и сумму выплаченных ему доходов, предоставленных вычетов, даты выплаты дохода, удержания и перечисления налога, а также реквизиты платежного поручения (основание – пункт 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ).

    Другими словами, чтобы обосновать правомерность применения того или иного порядка налогообложения доходов, нужно документально обосновать и подтвердить налоговый статус физического лица.

    Поскольку конкретный перечень документов, которые обосновывали бы (подтверждали бы) налоговый статус налогоплательщика, ни Налоговым кодексом РФ, ни какими-либо иными нормативными документами до 2017 года не был установлен, такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев. Данный вывод подтверждают разъяснения ФНС (к примеру, Письмо ФНС России от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083).

    Такими документами, могут быть:

    документ, удостоверяющий личность (паспорт), с отметками пограничников о пересечении границы;

    виза с отметками;

    билеты (авиа- и железнодорожные и др.).

    документы о регистрации иностранных граждан, временно проживающих в РФ (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»);

    трудовой договор или договор гражданско-правового характера, справка с места работы, авансовые отчёты с подтверждающими расходы документами, путевыми ли стами и др.;

    табель учета рабочего времени (или справка по данным табеля), миграционная карта или регистрация по месту пребывания (Письма ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/[email protected], от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083).

    С 1 июля 2017 года налоговые органы обязаны по заявлению налогоплательщика представлять документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента РФ (подп. 16 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ).

    Статья 207 Налогового кодекса РФ — Налогоплательщики

    (по состоянию на 04 апреля 2017 года)

    Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

    Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
    ( п. 2 в ред. Федерального закона РФ от 03.04.2017 № 58-ФЗ )

    Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

    В случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, такое физическое лицо независимо от срока фактического нахождения в Российской Федерации может не признаваться в этом налоговом периоде налоговым резидентом Российской Федерации, если в этом налоговом периоде такое физическое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Физическое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не признается налоговым резидентом Российской Федерации на основании его заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с приложением документа, подтверждающего налоговое резидентство этого физического лица, выданного компетентным органом иностранного государства (сертификата налогового резидентства). Указанное в настоящем пункте заявление представляется в срок, предусмотренный настоящим Кодексом для представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период.
    ( п. 4 введен Федеральным законом РФ от 03.04.2017 № 58-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года. При этом заявление должно быть подано в ФНС не позднее 01.07.2017 )

    Вопрос: Об определении в целях НДФЛ статуса налогового резидента для гражданина РФ, работающего за границей.

    Ответ:

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
    ПИСЬМО
    от 11 декабря 2015 г. N ОА-3-17/[email protected]

    Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке определения для физического лица — гражданина России, осуществляющего трудовую деятельность за границей, статуса налогового резидента Российской Федерации и сообщает следующее.

    На основании положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом положения этого пункта не содержат указания на начальные или конечные даты для отсчета 12-месячного периода, в пределах которого учитывается количество дней пребывания налогоплательщика в Российской Федерации.

    Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем. При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в России.

    Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации.

    При этом распределение налоговых прав договаривающихся государств (Российской Федерации и страны, в которой осуществляется трудовая деятельность) в отношении доходов от работы производится на основании положений специальных статей упомянутых выше договоров, аналогичных содержащимся в статье 14 Типового соглашения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 N 84.

    Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Кодекс не содержит.

    Действительный
    государственный советник
    Российской Федерации
    2 класса
    А.Л.ОВЕРЧУК
    11.12.2015

    Вопрос: Об определении статуса резидента РФ при получении доходов в виде прибыли КИК для целей НДФЛ.

    Ответ:

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
    ПИСЬМО
    от 13 ноября 2015 г. N ОА-3-17/[email protected]

    Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке подтверждения факта утраты физическим лицом — гражданином России статуса налогового резидента Российской Федерации и сообщает следующее.

    Специальный порядок определения налогового статуса (резидентства) физического лица для целей применения законодательства Российской Федерации о контролируемых иностранных компаниях (КИК) не предусмотрен. В настоящее время это понятие раскрывается в пункте 2 статьи 207 главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) «Налог на доходы физических лиц». При этом положения этого пункта не содержат указания на начальные или конечные даты, относительно которых следует производить отчет 12-месячного периода, в пределах которого необходимо учитывать количество дней пребывания налогоплательщика в Российской Федерации.

    Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 N 01-СШ/19, направленному в адрес ФНС России, установление этого факта для целей применения главы 23 Кодекса связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период (календарный год).

    В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений статей 228 и 229 Кодекса, в том числе с доходов, получаемых от источников за пределами России, к которым относится и прибыль КИК. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.

    Пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

    Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов.

    При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в Российской Федерации. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы .

    Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации для целей применения законодательства о КИК.

    Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, Кодекс не содержит.

    Действительный
    государственный советник
    Российской Федерации
    2 класса
    А.Л.ОВЕРЧУК
    13.11.2015

    Вопрос: Об определении статуса налогового резидента гражданина Израиля, работающего в РФ по трудовому договору, для исчисления НДФЛ, если он находится в РФ менее 183 дней в году.

    Ответ:

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПИСЬМО
    от 8 декабря 2014 г. N 03-04-06/62838

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу признания гражданина Израиля налоговым резидентом Российской Федерации и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

    Из письма следует, что гражданин Государства Израиль осуществляет деятельность в Российской Федерации по трудовому договору с ЗАО. В связи с разъездным характером работы срок его нахождения в Российской Федерации не превышает 183 дней в календарном году.

    Пунктом 1 статьи 4 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (далее — Конвенция) предусмотрено, что для целей Конвенции выражение «лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве» означает любое лицо, которое в соответствии с законодательством этого государства подлежит в нем налогообложению на основании его местожительства, постоянного места пребывания, места управления, места инкорпорации или места регистрации в качестве юридического лица или любого другого аналогичного критерия.

    Критерии для определения налогового статуса физического лица, предусмотренные в пункте 2 статьи 4 Конвенции, в том числе критерий места нахождения «постоянного жилища», используются для целей применения Конвенции в случаях, когда в соответствии с положениями пункта 1 данной статьи физическое лицо является лицом с постоянным местожительством в обоих Договаривающихся государствах.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

    Поскольку, как следует из письма, физическое лицо находится на территории Российской Федерации менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то оно не признается налоговым резидентом Российской Федерации.

    В такой ситуации проблемы «двойного резидентства» не возникает и, соответственно, не применяются критерии пункта 2 статьи 4 Конвенции, установленные для случаев, когда каждая из Договаривающихся сторон признает физическое лицо своим резидентом.

    Согласно пункту 2 статьи 209 Кодекса объектом налогообложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход налогоплательщика, полученный от источников в Российской Федерации, к которому, в частности, относится вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей в Российской Федерации.

    Директор Департамента налоговой
    и таможенно-тарифной политики
    И.В.ТРУНИН
    08.12.2014

    Письмо Минфина России от 21.04.2016 № 03-08-РЗ/23009 «О неприменениии писем ФНС России в связи с несоответствием законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения»

    В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которыми налоговые органы обязаны руководствоваться.

    Также Министерство финансов Российской Федерации является компетентным органом по применению межправительственных соглашений (договоров, конвенций) об избежании двойного налогообложения.

    В свою очередь, Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, согласно пункту 5.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.

    В целях формирования единой правоприменительной практики и снижения числа налоговых споров, возникающих в связи с различной трактовкой отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Министерство финансов Российской Федерации сообщает, что письма ФНС России от 29.01.2016 № ОА-4-17/[email protected], от 16.01.2015 № ОА-3-17/[email protected] (и другие письма, в которых изложена аналогичная позиция), не подлежат применению в связи с несоответствием законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также несогласованности с позицией Министерства финансов Российской Федерации.

    Статья написана и размещена 24 мая 2011 года. Дополнена — 27 августа, 28 октября, 12 и 20 декабря 2011 года, 2 февраля 2012 года, 16.04.2013, 14.11.2014, 11.02.2015, 06.06.2015, 26.08.2015, 01.09.2015, 26.10.2015, 13.02.2016, 22.02.2016, 11.05.2016, 14.03.2017, 04.04.2017, 22.10.2017.

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Смотрите еще:

    • В каком порядке осуществлялось усыновление Статья 125. Порядок усыновления ребенка Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ в статью 125 настоящего Кодекса внесены изменения Статья 125. Порядок усыновления ребенка См. комментарии […]
    • Ученое звание доцента доплата Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 июля 2003 г. N КАС 03-286 В соответствии с нормами законодательства о высшем и послевузовском профессиональном образовании процентные надбавки установлены […]
    • Караганда требуется юрист Караганда требуется юрист РЕЗЮМЕ на должность юриста I. ЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Ф.И.О.: Санекеев Мерхаят Санекеулы Место проживания: г.Караганда, мкр. Степной-3, д.3 Уровень образования: Высшее Дата рождения: 15.11.1982 года […]
    • Исковая давность в один год применяется к требованиям Успеть вовремя, или Как правильно применять нормы ГК РФ об исковой давности Масштабные изменения ГК РФ затронули и нормы, регулирующие институт исковой давности. Так, начиная с 2013 года поправки в гл. 12 "Исковая […]
    • Материнский капитал в крыму на третьего ребенка Материнский капитал в Крыму С 1 января 2015 года, когда закончится переходный период, Крым начнёт жить по российским законам. Около 60 тысяч семей смогут получить «Материнский капитал». Это - единовременная выплата, […]
    • Чернобай татьяна адвокат Чернобай татьяна адвокат Спиридонов Сергей Закончил Российскую академию государственной службы. До 2001 года - старший консультант правового отдела Нотариальной палаты Волгоградской областиа; с 2001 года по 2008 […]