Муп полномочия директора

Полномочия директора МУП «Каракульский ЖКС»

Муниципальное Унитарное Предприятие

— является единоличным исполнительным органом Предприятия, назначается главой Каракульского сельского поселения Октябрьского муниципального района Челябинской области и ему подотчетен;

— организует выполнение решений учредителя, действует от имени Предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени предприятия, открывает в банках расчетные и другие счета, выдает доверенности, утверждает структуру предприятия, штатное расписание и затраты на его содержание по согласованию с собственником имущества, заключает трудовые договоры с работниками Предприятия, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия;

— является начальником гражданской обороны Предприятия и несет персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопительных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества гражданской обороны, а также подготовку и обучение персонала действиям в условиях ЧС;

— соблюдает ограничения по участию в качестве учредителя при создании юридических лиц, по замещению должностей и занятию иной оплачиваемой деятельностью в государственных и муниципальных органах, коммерческих и некоммерческих организациях, за исключением преподавательской , найчной и иной творческой деятельности;

— ежеквартально отчитывается о деятельности Предприятия перед учредителем;

— имеет другие права и несет другие обязанности, определенные настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Челябинской области, нормативными правовыми актами Октябрьского района Челябинской области.

При найме директора Предприятия с ним заключается срочный трудовой договор на срок 5 лет, в котором определяются права, обязанности и ответственность директора пред учредителем и работниками Предприятия, условия оплаты труда, условия освобождения от занимаемой должности.

Муп полномочия директора

Директор МУП через определенное время увольняется по собственному желанию.
Может ли собственник имущества каким-либо образом лишить директора права подписывать документы от имени МУП вплоть до дня его увольнения?

Обоснование вывода:
Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК РФ).

Органом унитарного предприятия является его руководитель (п. 4 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», далее — Закон N 161-ФЗ). Назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор собственник имущества унитарного предприятия (пп. 7 п. 1 ст. 20 Закона N 161-ФЗ).

Право подписания руководителем соответствующих документов от имени предприятия вытекает из его полномочий, предусмотренных, в частности, п. 1 ст. 21 Закона N 161-ФЗ. Согласно данной норме руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, директор унитарного предприятия обладает полномочиями на подписание соответствующих документов от имени унитарного предприятия в силу того, что такие полномочия предоставлены ему законом как руководителю унитарного предприятия. Соответственно, период действия указанных правомочий совпадает с периодом, когда указанное лицо является руководителем предприятия. При этом закон не предоставляет собственнику имущества унитарного предприятия возможность ограничить право руководителя предприятия на подписание таких документов от имени унитарного предприятия.

Поэтому все полномочия директора унитарного предприятия, в том числе на подписание документов от имени предприятия, будут действовать до прекращения у него статуса руководителя, то есть до момента прекращения заключенного с ним трудового договора (по основаниям, предусмотренным ст.ст. 77, 278 ТК РФ) или до перевода данного работника на другую должность (ст. 72.1 ТК РФ).

Кроме того, отметим, что лишение директора возможности выполнять свои трудовые функции в период действия трудового договора (в том числе путем запрета или создания препятствий в осуществлении им полномочий (части полномочий) руководителя унитарного предприятия) незаконно. Обстоятельства, при которых руководитель может быть отстранен от работы, исчерпывающим образом определены ст.ст. 73, 76 ТК РФ, а также Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Незаконное лишение работника возможности трудиться дает ему право потребовать возмещения неполученного им заработка, а также компенсации морального вреда (ст.ст. 234, 237 ТК РФ).

К сведению:
Руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно (ст. 25 Закона N 161-ФЗ). Он несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.

Законом определен ряд сделок, которые унитарное предприятие может совершать только с согласия собственника имущества такого предприятия, в частности сделки, перечисленные в п.п. 2, 4, 5 ст. 18, ст. 24 Закона N 161-ФЗ, крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Сделки, совершенные с нарушением этого требования, могут быть признаны недействительными по иску собственника имущества унитарного предприятия. Сделки, в результате которых предприятие лишено возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом, являются ничтожными независимо от их совершения с согласия собственника (п. 3 ст. 18 Закона N 161-ФЗ).

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Полномочия руководителя унитарного предприятия

Новым федеральным законом, вступившим в силу 4 декабря 2002 г., существенным образом изменены полномочия руководителей унитарных предприятий. Прошу дать ответ, какие дополнительные ограничения их правоспособности сейчас введены.

Действительно, 4 декабря 2002 г. обрел юридическую силу федеральный Закон от 14.11.2002 №161-фз «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон). Его принятие запоздало на 8 лет, так как обязательства законодателя по разработке данного закона связаны и приняты в развитие п. 6 ст. 113 главы 4 первой части ГК РФ, вступившей в силу с 8 декабря 1994 г.

Теперь в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных и муниципальных органах, коммерческих и некоммерческих организациях. Исключение составляют лишь случаи, когда вышеуказанная деятельность входит в должностные обязанности руководителя, а также преподавательская, научная и иная творческая работа.

Законом введены следующие нормы, ограничивающие полномочия руководителя унитарного предприятия:

— Ранее, в соответствии со ст. 295 ГК РФ, руководитель унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, был ограничен необходимостью получения согласия собственника только при совершении сделок с недвижимым имуществом, принадлежащим предприятию. Теперь дополнительно указанные предприятия не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества, принимать участие в объединениях коммерческих организаций.

— Новым правилом, предусмотренным в Законе, является необходимость получения согласия собственника унитарного предприятия на совершение всех крупных сделок. Крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% уставного фонда предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает МРОТ.

— Согласно п. 2 ст. 24 Закона унитарное предприятие вправе осуществлять любые заимствования только после согласования с собственником объема и направлений использования привлекаемых средств.

— Существенным ограничением является новая норма, согласно которой сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться таким предприятием без согласия собственника имущества этого предприятия.

Руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица:

— являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

— владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20% и более акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

— занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

— в иных определенных уставом унитарного предприятия случаях.

— Несмотря на то что все кадровые вопросы унитарного предприятия решает его руководитель, в отношении главного бухгалтера сделано исключение: заключение, изменение и прекращение с ним трудового договора происходит только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

— По новому Закону руководитель унитарного предприятия лишен права принимать решения о проведении аудиторских проверок, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг. Все перечисленные действия являются прерогативой исключительно собственника имущества унитарного предприятия.

— Законом на руководителя унитарного предприятия возлагается обязанность по предоставлению собственнику новой отчетности, непосредственно касающейся его и членов его семьи.

Руководитель унитарного предприятия должен доводить до сведения собственника имущества унитарного предприятия информацию:

— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица владеют 20% и более акций (долей, паев) в совокупности;

— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица занимают должности в органах управления;

— об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.

Анатолий Цветов, юрист АКГ «Что делать Консалт»

Директор МУП депутат городского совета. Правомерно?

Может ли директор МУП быть депутатом городского совета, при условии, что должность депутата не оплачиваемая? Основания и ответственность ? Спасибо

Ответы юристов (7)

Депутат городского совета — это муниципальная должность.

Если муниципальный депутат исполняет полномочия без отрыва от основной деятельности, то он продолжает занимать свою должность и увольняться не обязан. Нарушением это не является, так как ограничения установлены только для депутатов, осуществляющих полномочия на постоянной профессиональной основе (см. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»):

Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности

3. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе:
2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа или органа местного самоуправления;

Есть вопрос к юристу?

Статья 21. Руководитель унитарного предприятия

2. Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.
Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.

Ограничений не имеется в данном случае. Что в принципе и происходит во всех регионах, большинство МУПников по совместительству депутаты.

В том случае если должность не оплачиваемая то это не противоречит.

Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», статья 21, часть 2:

«Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках».

Добрый день! Согласно ст. 40 131-Фз от 06.10.2003

7. Осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

при этом, согласно той же ст. 40

5. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
На постоянной основе могут работатьне более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, — 1 депутат.

т.е. указанные ограничения касаются депутатов, получающих за данную деятельность вознаграждение (работающих на постоянной основе). В описанном случае этого условия нет насколько понимаю

Здравствуйте! Если речь идет о Москве то согласно ЗАКОНА ГОРОДА МОСКВЫ от 13 июля 1994 года N 14-60 «О статусе депутата Московской городской Думы» статья 6

Депутат Думы осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности.

Депутат, осуществляющий депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

То есть если депутатская деятельность неоплачиваемая (без отрыва в данном случае от основной деятельности) то не грозит ничем.

В иных случаях ответственность предусмотрена в частности ст.4 указанного Закона, это досрочное прекращение полномочий депутата. Удачи.

При этом необходимо отметить, если действия директора при осуществлении своей деятельности подпадают под положения статьи 10 Федерального закона в от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» то может быть инициирован вопрос о прекращении полномочий( к примеру использование своего должностного положения)

Статья 10. Конфликт интересов

1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
2. В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
3. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:
1) на государственных и муниципальных служащих;
2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Такого запрета или ограничения законодательство не содержит, т.к. он не является муниципальным служащим органа местного самоуправления, а работает в унитарном предприятии, которое к органам местного самоуправления не относится.

Вопрос: Вправе ли руководитель муниципального унитарного предприятия быть депутатом представительного органа муниципального образования на непостоянной основе? (ответ Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления)

Вправе ли руководитель муниципального унитарного предприятия быть депутатом представительного органа муниципального образования на непостоянной основе?

Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а так же состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальному служащему запрещается замещать должность муниципальной службы в случае избрания или назначения на муниципальную должность.

Иными словами муниципальный служащий не вправе быть депутатом представительного органа муниципального образования, независимо от того, на какой основе осуществляются полномочия депутата.

Вместе с тем муниципальные унитарные предприятия, учреждения (школы, больницы и т.п.) органами местного самоуправления не являются, следовательно, руководители этих организаций (равно как и иные их сотрудники) не являются муниципальными служащими.

Таким образом, по нашему мнению, анализ законодательства о местном самоуправлении позволяет сделать вывод о том, что руководители муниципальных унитарных предприятий вправе быть депутатами представительного органа муниципального образования, но только на непостоянной основе.

Комитет Государственной Думы

по федеративному устройству

и вопросам местного самоуправления

Может ли бывший директор подписывать акты выполненных работ до назначения нового директора?

Если возможно задним числом:
оформить Доверенность на право подписи документов за директора
Издать приказ о праве доверенного лица подписывать за директора деловые бумаги ( Делегирование полномочий)

«Подводные камни при смене генерального директора
Когда именно происходит прекращение полномочий старого генерального директора, а когда возникают полномочия нового руководителя?
Необходимо иметь ясное представление об этапе, на котором заканчиваются полномочия старого генерального директора и когда новый полноценно приступает к своим обязанностям. Непонимание этого вопроса может привести к серьёзным проблемам в деятельности организации.
На первый взгляд, всё довольно просто. Согласно статье 84.1 Трудового кодекса, день, когда работник официально увольняется, является последним днём исполнения им рабочих обязанностей и, соответственно, обладания относящихся к должности полномочий. Тем не менее, тут возможны нюансы, ввиду существования статьи 274 Трудового кодекса. Исходя из неё, смена генерального директора официально производится только в тот день, когда необходимая запись будет внесена в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц. В этой связи, существует несколько дней, как правило, три, разделяющих официальное увольнение и внесение информации в реестр. В этот короткий промежуток старый директор всё ещё имеет право осуществлять свои полномочия, в том числе — подписывать документы, не смотря на то, что договор с ним уже окончен. А вот действия, предпринятые новым генеральным директором, могут быть оспорены, так как не являются абсолютно правомочными с точки зрения законодательства.
Не лишним будет напомнить, что самое эффективное решение, позволяющее избежать осложнений в подобных деловых вопросах — изначально заключить договор, который бы учитывал все нюансы, в том числе касающиеся процедуры увольнения и обстоятельств вступления в должностные обязанности. Грамотный подход к составлению данного документа значительно сэкономит вам время и силы.
Источник:Актион пресс

«Полномочия руководителя, то есть генерального директора, начинаются и прекращаются с момента вынесения соответствующего решения собрания участников. Следовательно, действовать от имени ООО без оформления доверенности может только то лицо, которое является действующим единоличным исполнительным органом на момент . подписания дументов..
. С момента вынесения решения о прекращении его полномочий, он утрачивает право действовать без доверенности
Источник: Документовед .2017.

Может ли и.о. директора передать по доверенности право подписи своему подчиненному сотруднику

Вопрос-ответ по теме

Исполняющий обязанности директора муниципального унитарного предприятия (назначен на должность администрацией муниципального образования) уходит в отпуск. Может ли он (и.о. директора) передать по доверенности право подписи своему подчиненному сотруднику, или же необходимо передавать право подписи актом (приказом, распоряжением) учредителя (администрации). Сможет ли лицо, действующее на основании доверенности (не включенное в ЕГРЮЛ, поскольку для включения в ЕГРЮЛ необходимо решение учредителя — администрации) действовать законно от имени юридического лица?

Да, руководитель муниципального унитарного предприятия может назначить исполняющего обязанности приказом и выдать такому сотруднику доверенность на время своего отпуска. И.о. сможет действовать на основании приказа и доверенности, выданных руководителем МУП.

П.1 ст.21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ предоставляет руководителю МУП полномочия по назначению замещающего сотрудника на основании приказа. Руководитель также вправе выдать доверенность заместителю (см.рекомендацию Как правильно выдать доверенность).

Остались вопросы по работе генерального директора? Ответ найдется в Системе Юрист

Должность и.о. руководителя МУП необходимо согласовать с собственником имущества МУП (пп.7 п.1 ст.20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ). Вносить изменения в ЕГРЮЛ не требуется.

И.о. руководителя МУП должен соответствовать тем же требованиям, какие предъявляются к руководителю унитарного предприятия (п.2 ст.21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

«Какие права имеет собственник

Правомочия собственника перечислены в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о предприятиях).

Собственник имеет в отношении предприятия следующие правомочия*:

  • принимает решение о создании предприятия. Такое решение указывает цели и предмет деятельности унитарного предприятия (п. 5 ст. 8 Закона о предприятиях);
  • определяет цели, предмет, виды деятельности предприятия. Это означает, что собственник вправе не только определить, например, вид деятельности предприятия при его создании, но и в последующем его изменить;
  • дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций, а также в иных юридических лицах.

Предприятия могут быть участниками (членами) как коммерческих организаций, так и некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.

  • определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

План (программа) финансово-хозяйственной деятельности предприятия – это документ, которым предприятие должно руководствоваться в своей деятельности. Для федеральных государственных унитарных предприятий установлена форма такой программы.

Для руководителей таких предприятий утверждена обязанность указывать в отчете руководителя информацию о достижении стратегических целей предприятия в отчетном периоде на основе программы его деятельности (раздел II формы отчета руководителя федерального государственного унитарного предприятия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 20 января 2012 г. № 18);

  • утверждает устав предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает его в новой редакции.

Устав – это учредительный документ предприятия. Внесение изменений в него может понадобиться, например, при увеличении или уменьшении уставного фонда предприятия;

  • принимает решение о реорганизации или ликвидации предприятия, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы предприятия;
  • формирует уставный фонд предприятия.

Он может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку (п. 2 ст. 12 Закона о предприятиях).

В данную компетенцию входит также право собственника принимать решение о его увеличении или об уменьшении.

Законодательство не предусматривает каких-либо последствий уклонения собственника от передачи имущества в уставный фонд. Это подтверждает и анализ судебной практики.

  • назначает на должность руководителя предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор*;
  • согласовывает прием на работу главного бухгалтера предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
  • утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты предприятия.

Представление этих документов может повлиять на момент исчисления срока исковой давности по спорам о действительности заключенных предприятием сделок, например, крупных сделок. Если суд установит, что предприятие уведомило собственника о заключенных сделках, то он может прийти к выводу о пропуске истцом срока исковой давности».

Смотрите еще:

  • Какие отчеты сдают ооо на усн Какие отчеты сдают ооо на усн Уведомление о переходе на УСН необходимо подать в ИФНС в течение 30 дней со дня регистрации. Сдача отчетности в Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС): 1) Декларацию по УСН в срок […]
  • Предварительная преступная деятельность возможна только § 1. Понятие и виды стадий совершения умышленного преступления Предусмотренные в нормах Особенной части УК РФ составы преступлений формулируются как оконченные криминальные деяния. Однако в реальной жизни […]
  • Умысел и неосторожность это формы вины субъекта правонарушения Умысел и неосторожность это формы вины субъекта правонарушения Неосторожность и преднамеренность Тема "Правонарушение и юридическая ответственность". 9-й класс Семинар-практикум ПЛАН 1. Правонарушение: понятие и […]
  • Понятие задачи и система таможенных органов Понятие задачи и система таможенных органов §1. Понятие, задачи и система таможенных органов Таможенные органы - одни из старейших правоохранительных органов, история возникновения и развития которых неразрывно […]
  • Договор возмездной уступки прав цессии по договору Договор цессии (уступки права права требования) c актом и письмом (уведомлением) Вам должны денежные средства и Вам срочно нужны эти деньги на собственные нужды, но не знаете как продать долг? Или знаете, но не […]
  • Образец ходатайства об освобождении имущества от ареста Освобождение имущества из под ареста Содержание статьи В юридической практике нередко возникают споры, связанные с освобождением имущества из-под ареста. Как проводится данная процедура, как правильно написать […]