Гарантии граждан при сокращении в тк рф

Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

1. В соответствии с комментируемой статьей на работодателя возложена обязанность по предложению работнику, подлежащему увольнению в связи с сокращением численности или штата, другой имеющейся работы (вакантной должности), в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК, в которой определены требования, которым должна соответствовать указанная работа. Так, работодатель обязан предложить как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

При решении вопроса о переводе работника на другую работу, как указывается в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

Работодатель обязан предлагать работнику все вакансии, имеющиеся у него в данной местности. На основании п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» можно сделать вывод о том, что работнику должны быть предложены вакантные должности, имеющиеся во всех структурных подразделениях организации (филиалах, представительствах, отделах, цехах, участках и т.д.), расположенных в пределах административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта.

2. Работодатель вправе предложить работнику, подлежащему увольнению в связи с сокращением численности или штата, должности, которые не являются вакантными, но заняты работниками, временно отсутствующими на работе в связи с длительной командировкой, продолжительным заболеванием, необходимостью ухода за детьми, не достигшими возраста трех лет, и т.д.

3. Работодатель не обязан предлагать работнику вышестоящие должности, а также должности, которые потребуют дополнительного обучения, переобучения либо повышения квалификации. В свою очередь, работник не вправе требовать от работодателя направления на обучение, переобучение и повышение квалификации с целью последующего трудоустройства на имеющиеся у работодателя вакансии.

При этом следует учитывать, что отдельным категориям работников федеральными законами могут быть установлены дополнительные гарантии, касающиеся возможностей обучения и переобучения в случае увольнения в связи с сокращением численности или штата работников. Например, в ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»*(115) предусмотрено, что работникам — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

При этом к числу детей-сирот, согласно указанному законодательному акту, относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

4. Возможность переобучения и повышения квалификации работников, увольняемых из организации в связи с сокращением численности или штата, за счет средств работодателя может быть предусмотрена в коллективных договорах, соглашениях, трудовых договорах. Например, согласно п. 5.2.5 Отраслевого тарифного соглашения по организациям и предприятиям сферы бытового обслуживания населения на 2008-2010 годы работодатели обеспечивают предоставление высвобождаемым работникам предприятий и организаций возможности переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора с сохранением средней заработной платы на весь срок обучения.

В п. 4.2.6 Отраслевого соглашения по организациям Федерального архивного агентства на 2008-2010 годы предусмотрено, что в целях смягчения негативных последствий, возникающих в связи с сокращением численности или штата работников (должностей гражданской службы), численность работающих регулируют, в частности, за счет упреждающего профессионального обучения (профессиональной подготовки, повышения квалификации) высвобождаемых работников и гражданских служащих организаций Росархива до наступления срока расторжения трудового договора (служебного контракта) и перемещения их внутри организаций Росархива на подходящие вакантные места.

5. Предложение работнику, подлежащему увольнению в связи с сокращением численности или штата, имеющихся у работодателя вакансий осуществляется в письменной форме. Работник письменно должен либо подтвердить свое согласие занять одну из предложенных вакансий, либо выразить свой отказ от предложенных должностей. Если работник отказывается от ознакомления с предложенным работодателем перечнем вакансий, составляется соответствующий акт.

6. Трудовой кодекс РФ, устанавливая процедуру трудоустройства работника, не предусматривает точного количества предложений вакансий, которое работодатель должен сделать работнику в период срока предупреждения об увольнении в связи с сокращением численности или штата. Перечень вакантных должностей вручается работнику одновременно с письменным предупреждением о предстоящем увольнении.

Целесообразно предлагать работнику вакансии по мере их появления в течение всего срока предупреждения об увольнении. В последний день работы работнику необходимо еще раз предложить все вакансии, отвечающие соответствующим требованиям, в том числе и те, от которых он ранее отказался, если они остаются незанятыми.

7. Предупреждение работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или в связи с сокращением численности или штата персонально и под роспись означает, что подлежащему увольнению работнику необходимо лично вручить письменное уведомление, факт ознакомления с которым он удостоверяет своей росписью с указанием даты предупреждения. В случае отказа работника от получения предупреждения о предстоящем увольнении составляется соответствующий акт.

8. Работодатель обязан предупредить работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или в связи с сокращением численности или штата не менее чем за два месяца до увольнения, что свидетельствует об установлении в комментируемой статье лишь минимального срока предупреждения. Вполне правомерно предупредить работника и за больший срок, что создает для него благоприятные условия для поиска новой работы.

Для отдельных категорий работников ТК предусматривает иные сроки предупреждения о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением численности или штата работников. Так, работники, заключившие трудовой договор на срок до двух месяцев, должны быть предупреждены об увольнении по указанным основаниям не менее чем за три календарных дня (ст. 292 ТК), а работники, занятые на сезонных работах, — не менее чем за семь календарных дней (ст. 296 ТК).

Более продолжительные сроки предупреждения о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации или в связи с сокращением численности или штата могут быть предусмотрены в коллективных договорах и соглашениях. Например, в п. 8.5 Отраслевого соглашения по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2009-2011 годы, предусмотрено, что стороны указанного Соглашения рекомендуют предусматривать в коллективных договорах и соглашениях обязательства по предупреждению работников о возможном сокращении численности или штата не менее чем за три месяца.

9. Указывая в уведомлении о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников конкретную дату расторжения трудового договора, работодатель должен учитывать правило, предусмотренное ч. 6 ст. 81 ТК, согласно которому не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. В этих случаях увольнение производится по окончании временной нетрудоспособности или отпуска.

10. Предупреждение о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата направляется только тем работникам, которые подлежат увольнению, т.е. после проведения процедуры определения преимущественного права на оставление на работе.

11. В коллективных договорах и соглашениях для работников, получивших уведомление об увольнении в связи с ликвидацией организации или в связи с сокращением численности или штата, могут быть предусмотрены дополнительные гарантии, связанные с необходимостью поиска новой работы. В подавляющем большинстве федеральных отраслевых соглашений предусмотрено предоставление указанным работникам свободного от работы времени для поиска новой работы с сохранением среднего заработка.

Например, согласно п. 7.7 Федерального отраслевого соглашения по речному транспорту на 2009-2011 годы работникам, получившим уведомление об увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, предоставляется освобождение от работы по согласованию с администрацией (один день в неделю) для поиска нового места работы с сохранением среднего заработка.

Согласно п. 9.5 Федерального отраслевого соглашения по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Российской Федерации на 2009-2010 годы*(116) работодатели обязуются предоставлять работникам, высвобождаемым по сокращению численности или штата, за два месяца до увольнения свободное от работы время (не менее 4 часов в неделю) для поиска нового места работы с сохранением среднего заработка.

12. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность работодателя расторгнуть трудовой договор с работником, подлежащим увольнению в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением численности или штата, до истечения срока предупреждения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи. При этом досрочное увольнение допускается при соблюдении следующих условий:

1) инициатива расторжения трудового договора до истечения срока предупреждения исходит от работодателя;

2) работник дает письменное согласие на досрочное увольнение;

3) работнику выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения.

Цель выплаты дополнительной компенсации заключается в возмещении работнику того заработка, который он мог бы получить, работая на прежней работе в течение всего срока предупреждения. Выплата дополнительной компенсации производится одновременно с выплатой выходного пособия и иных сумм, причитающихся работнику при увольнении.

13. Инициатива расторжения трудового договора до истечения срока предупреждения может исходить и от работника, подлежащего увольнению в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением численности или штата. В этом случае права на получение дополнительной компенсации, предусмотренной ч. 3 комментируемой статьи, работник не приобретает и выплата указанной компенсации зависит от усмотрения работодателя. Увольнение работника по его просьбе, выраженной в письменной форме, до истечения срока предупреждения является правом, а не обязанностью работодателя.

14. К числу необходимых мер, которые работодатель принимает при угрозе массовых увольнений, следует отнести возможность введения с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев в целях сохранения рабочих мест, что предусмотрено в ст. 74 ТК.

15. Определенные мероприятия, которые работодатель обязан провести в случае угрозы массовых увольнений, могут быть предусмотрены в коллективных договорах и соглашениях. Например, в п. 8.2 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы предусмотрено, что в случае неизбежного массового (свыше 10%) сокращения работников, критерий которого установлен в соответствии со ст. 82 ТК, работодатели не менее чем за три месяца до момента сокращения в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзному комитету организации информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить.

В течение этого срока работодатели осуществляют меры, обеспечивающие за счет средств организаций переквалификацию и трудоустройство высвобождаемых работников, бесплатное обучение их новым профессиям и создание новых рабочих мест. При переквалификации работников с отрывом от производства за ними сохраняется средняя заработная плата на весь срок обучения;

16. Критерии массового увольнения, согласно ст. 82 ТК, определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

В большинстве соглашений критерии массового увольнения полностью соответствуют тем критериям, которые в свое время были определены в Положении об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденном постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99*(117). Так, основными критериями массового увольнения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период. К ним относятся:

1) ликвидация организации с численностью работающих 15 и более человек;

2) сокращение численности или штата работников организации в количестве:

а) 50 и более человек в течение 30 календарных дней;

б) 200 и более человек в течение 60 календарных дней;

в) 500 и более человек в течение 90 календарных дней;

3) увольнение работников в количестве 1% общего числа работающих в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.

В отдельных соглашениях предусмотрены иные критерии массового увольнения работников. Например, согласно п. 4.5 Отраслевого соглашения по территориальным органам и организациям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2010-2012 годы критериями массового увольнения работников организаций Роспотребнадзора считаются:

1) ликвидация организации Роспотребнадзора любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;

2) сокращение численности или штата работников в количестве:

а) 25 и более человек в течение 30 календарных дней;

б) 200 и более человек в течение 60 календарных дней;

в) 300 и более человек в течение 90 календарных дней.

Согласно п. 5.6 Отраслевого соглашения по организациям Российской академии медицинских наук на 2009-2011 годы*(118) критерием массового высвобождения в отрасли признается сокращение численности или штата работников организации: одновременно в течение 30 календарных дней 25 человек и более при численности работающих 1000 человек и более, 20-24 человека при численности работающих от 500 до 1000 человек, 15-19 человек при численности работающих от 300 до 500 человек, 5% и более от общей численности работающих в организации.

В соответствии с п. 5.1 Отраслевого соглашения по организациям Российской академии наук на 2009-2011 годы*(119) критерием массового высвобождения является сокращение численности или штата работников организации РАН на 5% в течение года.

17. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников следует иметь в виду, что в отношении отдельных категорий работников в трудовом законодательстве, соглашениях, коллективных договорах установлены ограничения либо запрет на увольнение по указанному основанию. Приведем отдельные примеры:

1) в силу ст. 261 ТК не допускается увольнение в связи с сокращением численности или штата женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), других лиц, воспитывающих указанных детей без матери;

2) в п. 11.1 Отраслевого соглашения по лесопромышленному комплексу Российской Федерации на 2009-2011 годы*(120) рекомендуется при массовом высвобождении работников в связи с сокращением численности или штата воздерживаться от увольнения по этому основанию женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, а также работников, имеющих трех и более детей;

3) согласно п. 8.2 Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы работники предпенсионного возраста (за три года до момента возникновения права на пенсию), лица, в семье которых один из супругов имеет статус безработного, матери-одиночки не могут быть уволены по сокращению штата или численности работников без трудоустройства в действующих организациях;

4) в п. 5.24 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010-2012 годы предусмотрено, что в течение одного года из организации в связи с сокращением численности или штата работников может быть уволен только один из супругов.

18. Дополнительные гарантии и компенсации работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением численности или штата, предусмотрены в отдельных федеральных законах и иных нормативных правовых актах. Можно привести отдельные примеры:

1) в ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Размер этой пенсии определяется по нормам страховой части трудовой пенсии по старости, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости, получатель указанной пенсии вправе осуществить переход на трудовую пенсию по старости (часть трудовой пенсии по старости) в соответствии с п. 7 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». К указанной пенсии может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается.

Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно утвержден постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 июня 2001 г. N 48*(121);

2) в соответствии с Указом Президента РФ от 23 августа 2000 г. N 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации»*(122) определенным категориям работников организаций ядерного оружейного комплекса при выходе на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) в военных представительствах Министерства обороны РФ, созданных в этих организациях, установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение.

Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию утверждено постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. N 549*(123);

3) в ст. 23 Федерального закона от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»*(124) установлен определенный комплекс мер социальной поддержки, которые предоставляются увольняемым работникам и другим категориям лиц.

Так, во-первых, сверх установленных законодательством РФ о труде мер социальной поддержки работникам, увольняемым при ликвидации организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим на день увольнения стаж работы в таких организациях не менее пяти лет и право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ, предоставляется единовременное пособие в размере 15% среднего заработка за каждый год работы в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Во-вторых, работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем 10 лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ.

В-третьих, для работников, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и стаж работы не менее 10 лет в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, шахтостроительных организациях, при увольнении в связи с ликвидацией этих организаций или при увольнении из организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) до продажи пакета акций этих организаций, находящихся в федеральной собственности, предусматривается дополнительное пенсионное обеспечение (негосударственные пенсии).

В-четвертых, в случае продажи пакета акций организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), находящихся в федеральной собственности, или ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей бесплатный пайковый уголь предоставляется следующим категориям лиц, если они проживают в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением или в домах, кухни в которых оборудованы очагами, растапливаемыми углем, и если они пользовались таким правом до продажи пакета акций организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), находящихся в федеральной собственности, или до ликвидации шахт (разрезов) угольной промышленности, подразделений военизированных аварийно-спасательных частей:

— семьям работников шахт (разрезов) угольной промышленности и подразделений военизированных аварийно-спасательных частей, погибших (умерших) при исполнении ими своих трудовых обязанностей или вследствие профессионального заболевания, если жена (муж), родители, дети и другие нетрудоспособные члены семей этих работников получают пенсию по случаю потери кормильца;

— пенсионерам, проработавшим не менее 10 лет на шахтах (разрезах), подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей, пенсии которым назначены в связи с работой в организациях по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) и подразделениях военизированных аварийно-спасательных частей;

— вдовам (вдовцам) бывших работников организаций;

— инвалидам труда, инвалидам по общему заболеванию, если они пользовались правом получения пайкового угля до наступления инвалидности.

В-пятых, высвобождаемые при ликвидации работники имеют приоритетное право на приобретение производственных помещений ликвидируемых организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) или на их аренду для организации предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности;

4) в п. 11 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1206*(125) ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

19. При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников в коллективных договорах и соглашениях может предусматриваться выплата единовременных пособий, предоставление других социальных льгот и гарантий сверх установленных законодательством.

Например, в п. 5.20 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010-2012 годы предусмотрена выплата работникам предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию в соответствии с действующим законодательством РФ), увольняемым из организации в связи с ее ликвидацией, сокращением численности или штата работников (имеющим на день увольнения стаж работы в данной организации не менее 10 лет), единовременного вознаграждения в размере 15% среднемесячного заработка.

Во многих коллективных договорах и соглашениях установлено, что работникам, уволенным из организации в связи сокращением численности или штата работников организации, предоставляется преимущественное право трудоустройства в соответствии с их квалификацией в данную организацию в случае создания в ней новых рабочих мест или возникновения вакансий.

20. Комментируемая статья предусматривает комплекс гарантий и компенсаций, которые должны быть предоставлены работнику, осуществляющему трудовую деятельность у работодателя — юридического лица, в случае его увольнения в связи с ликвидацией организации либо в связи с сокращением численности или штата. Гарантии и компенсации в случае расторжения трудового договора по указанным основаниям, предоставляемые работнику, работающему у работодателя — физического лица, определяются трудовым договором в соответствии со ст. 307 ТК.

Статья 179 ТК РФ. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников

Текст статьи.

Комментарии к статье

Порядок увольнения при сокращении штата

Порядок и правила увольнения сотрудников при сокращении штата, определяется ТК РФ и Федер. законами. Рассмотрим по пунктам, как происходит эта процедура.

    Во-первых, на предприятии издаётся соответствующий приказ о сокращении. В документе указывается новое штатное расписание и назначаются должностные лица, которые несут ответственность за проведение всего мероприятия.

Во-вторых, профсоюзное объединение и служба занятости получают извещение о проводящейся процедуре сокращения рабочего штата. Сроки направления письменного извещения в эти две организации одинаковы (ст 82 ТК РФ). Оно отправляется не позже чем за 2 месяца при массовом сокращении, и не позже чем за 3 месяца при индивидуальном сокращении. То, по каким критериям увольнение сотрудников может быть отнесено к массовому, должно быть указано в коллективных соглашениях. При нарушении уведомительных сроков, увольнение можно признать незаконным.

В-третьих, по ст 179 ТК РФ должен быть очерчен круг граждан, которые имеют преимущество при оставлении в штате. Ч 1 ст 179 ТК РФ предусматривает, что при урезании численности рабочих мест такое преимущество имеют сотрудники с самой высшей квалификацией и наиболее существенной производительностью труда. Если же уровень производительности и качество трудовых навыков равные, то на своих должностях вправе остаться: 1. семейные сотрудники, имеющие 2-х и более иждивенцев; 2. единственные кормильцы в семье; 3. сотрудники, получившие увечье или проф. заболевание именно на этой работе; 4. инвалиды ВОВ и боевых действий (ч 1 ст 179 ТК РФ); 5. сотрудники, направленные фирмой на повышение квалификации без отрыва от производства (ч 2 ст 179 ТК РФ). Отдельные категории граждан, которые имеют законное преимущественное право остаться в должностном штате при сокращении, также перечисляются в Федер. законах. Это, например, должностные лица, допущенные к гос. тайне, граждане, пострадавшие в Чернобыльской катастрофе, и другие. К тому же, есть социально защищенные категории сотрудников. Их нельзя сократить, независимо от отсутствия или наличия указанных преимуществ (ст 261 ТК РФ). Это: беременные женщины; женщины, имеющие ребенка до 3-х лет; одинокие матери детей-инвалидов возрастом до 18 лет; одинокие матери малолетних детей (до 14 лет).

В-четвертых, все сокращаемые сотрудники за 2 месяца до дня увольнения каждого предупреждаются об этом письменно и под роспись. Чтобы расторгнуть договор раньше, чем истечёт 2 месяца, нужно получить письменное согласие сотрудника и выплатить ему средний заработок за оставшееся до конца двухмесячного срока время. Увольнение будет признано незаконным без соблюдения этой процедуры предупреждения.

В-пятых, сотрудникам, попавшим под сокращение предлагаются все другие имеющиеся вакансии, как равные, так и нижестоящие. Предлагаться вакансии должны в течение всего двухмесячного срока. Если работодатель этого не делает, но при этом свободные вакансии имеются, увольнение можно признать неправомерным.

В-шестых, при попадании в список на сокращение сотрудника, являющегося членом профсоюза, необходимо запросить мнение профсоюзного органа. Позиция профсоюза должна быть выражена в течение 7 дней, по прошествии этого срока она в учёт не берется. Если профсоюз с увольнением не согласен, то у организации есть 3 дня, чтобы уладить противоречие. Нерешенные вопросы заносятся в протокол. Даже если согласие профсоюза так и не будет получено, руководство имеет право принять решение об увольнении сотрудника по прошествии 10 дней после запроса профсоюзного мнения. После чего член профсоюза может быть уволен в течение месяца. Увольнение будет законным только при соблюдении всей процедуры.

  • В-седьмых, труд. договор расторгается, издаётся соответствующий приказ. Вносится запись в Трудовую книжку об увольнении по сокращению штата (ст 81 ТК РФ). Кроме ЗП, в последний рабочий день уволенному сотруднику выплачивается пособие равное среднемесячному заработку. Также средний заработок может быть за ним сохранен еще на один месяц (с учётом выходного пособия можно получать денежные средства в течение 2-х месяцев), при условии что он не найдет новую работу раньше.
  • Итак, процедура сокращения работников занимает определенное количество этапов и должна быть соблюдена работодателем полностью. При наличии хотя бы одного нарушения, сотрудник может обжаловать свое увольнение и быть восстановлен в должности. Безосновательно сокращенный работник может также взыскать с организации средний заработок за время вынужденного прогула, а вместо восстановления в должности потребовать изменения формулировки записи в трудовой книжке на “уволен по собственному желанию” (ст 394 ТК РФ).

    Статья 165 ТК РФ. Случаи предоставления гарантий и компенсаций

    Новая редакция Ст. 165 ТК РФ

    Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях:

    при направлении в служебные командировки;

    при переезде на работу в другую местность;

    при исполнении государственных или общественных обязанностей;

    при совмещении работы с получением образования;

    при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

    при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

    в некоторых случаях прекращения трудового договора;

    в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;

    в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

    При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

    Комментарий к Статье 165 ТК РФ

    Как уже было сказано выше, гарантийные выплаты могут производиться работникам в случаях освобождения от работы:

    — в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей (ст. 170 Трудового кодекса РФ);

    — в связи с обязательным медицинским (осмотром) обследованием (ст. 185 Трудового кодекса РФ);

    — в случаях сдачи крови донорами (ст. 186 Трудового кодекса РФ);

    — и в некоторых других случаях.

    На время выполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству эти обязанности должны осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должности). Например, работодатель должен освободить работника от работы для явки по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору и в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участия в судебных заседаниях в качестве народного заседателя, общественного обвинителя и общественного защитника, представителя общественных организаций и трудовых коллективов.

    Гарантийные выплаты в этих случаях производятся органом, привлекающим работника к выполнению таких обязанностей. Например, Федеральным законом «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 2 января 2000 г. за народным заседателем в период исполнения им своих обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются средний заработок, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством. За время участия народного заседателя в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного суда.

    Согласно статье 131 Налогового кодекса РФ свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные. За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы. Переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей. Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей. Нормы оплаты денежного вознаграждения переводчиков, специалистов и экспертов, привлекаемых для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, утверждены Постановлением Минтруда РФ от 18 февраля 2000 г.

    Трудовой кодекс РФ (ст. 186) закрепил гарантии работникам, которые являются донорами, предусмотренные Законом РФ «О донорстве крови и ее компонентов» от 9 июня 1993 г. В день сдачи крови и ее компонентов работник освобождается от работы. Если же по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу, ему предоставляется по его желанию другой день отдыха. Работникам, являющимся донорами, предоставляется непосредственно после каждого дня сдачи крови дополнительный день отдыха. По желанию работника этот день присоединяется к ежегодному отпуску. При безвозмездной сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха. В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного отпуска, в выходной или праздничный день донору по его желанию предоставляется другой день отдыха или день сдачи крови оплачивается не менее чем в двойном размере.

    Кроме того, гарантийные выплаты могут производиться при расторжении трудового договора. Так, к гарантийным выплатам можно отнести оплату вынужденного прогула и периода задержки выдачи по вине работодателя трудовой книжки (ст. 234 Трудового кодекса РФ), сохранение среднего заработка на период трудоустройства за работниками, уволенными в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников (ст. 178 Трудового кодекса РФ).

    Трудовой кодекс РФ предусматривает различные гарантийные выплаты работникам, совмещающим работу с обучением.

    Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:

    прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно — по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно — по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе — 50 календарных дней);

    подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца;

    сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.

    Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

    работникам, допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования, — 15 календарных дней;

    работникам — слушателям подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования для сдачи выпускных экзаменов — 15 календарных дней;

    работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.

    Работникам, успешно обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.

    Работникам, обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования на период десять учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

    По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.

    Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

    Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:

    прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах — по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов — по 40 календарных дней;

    подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — два месяца;

    сдачи итоговых государственных экзаменов — один месяц.

    Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

    работникам, допущенным к вступительным испытаниям в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, — 10 календарных дней;

    работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации — 10 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов — два месяца, для сдачи итоговых экзаменов — один месяц.

    Работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения указанного образовательного учреждения и обратно в размере 50 процентов стоимости проезда.

    Работникам, обучающимся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

    По соглашению сторон трудового договора, заключаемому в письменной форме, сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня (смены) в течение недели.

    Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

    Работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях начального профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи экзаменов на 30 календарных дней в течение одного года.

    Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях начального профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

    Работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи выпускных экзаменов в IX классе — 9 календарных дней, в XI (XII) классе — 22 календарных дня.

    Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.

    Работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, в период учебного года устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня (смены) в течение недели). За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.

    Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Указанные гарантии и компенсации также могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме.

    Работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с обучением в одном из этих образовательных учреждений (по выбору работника).

    Кроме гарантийных выплат законодательство предусматривает также гарантийные доплаты. К таким доплатам относятся, в частности, доплаты за время простоя, доплаты при переводах на нижеоплачиваемую работу и некоторые другие.

    Так, трудовым законодательством предусмотрены гарантийные доплаты, обусловленные переводом работника на нижеоплачиваемую работу по состоянию здоровья на основании медицинского заключения, а также в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием (ст. 182 Трудового кодекса РФ). По общему правилу при переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу у данного работодателя за ним сохраняется его прежний средний заработок в течение одного месяца со дня перевода. Если же такое ухудшение здоровья было вызвано трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, то заработок по прежней работе сохраняется до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.

    Особым случаем перевода по состоянию здоровья — предоставление более легкой работы беременной женщине либо женщине, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет (ст. 254 Трудового кодекса РФ). Такой перевод может иметь место по их заявлению при наличии медицинского заключения, подтверждающего необходимость предоставления более легкой работы (либо снижения норм труда). При этом за ними сохраняется средний заработок по прежней работе на все время перевода. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.

    Компенсационные выплаты производятся с целью возмещения работнику затрат, произведенных им в связи с выполнением своих трудовых обязанностей. Это может иметь место при командировках, использовании работником принадлежащих ему инструментов, транспортных средств и иного имущества при выполнении трудовых обязанностей и т.п.

    Служебная командировка, согласно статье 166 Трудового кодекса РФ, представляет собой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного задания вне места его постоянной работы. Однако, служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути, не считаются командировкой (например — проводники поездов). Необходимо иметь в виду, что действующим законодательством запрещается направление в служебные командировки некоторых работников, например беременных женщин, работников в возрасте до 18 лет. Направление в служебные командировки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства (до достижения ими возраста 18 лет), а также для работников, осуществляющих уход за больными членами их семей, допускается только с их письменного согласия.

    Согласно статье 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (компенсационные выплаты). В частности, работникам, направляемым в служебные командировки, оплачиваются:

    суточные за время нахождения в командировке;

    расходы по проезду к месту назначения и обратно;

    расходы по найму жилого помещения.

    Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Однако размеры таких компенсационных выплат не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета. В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» от 2 октября 2002 г. N 729. Согласно этому нормативному акту установлены следующие нормы возмещения затрат в связи со служебной командировкой:

    — расходы по найму жилого помещения (кроме случая, когда направленному в служебную командировку работнику предоставляется бесплатное помещение) — в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки. При отсутствии документов, подтверждающих эти расходы, — 12 рублей в сутки;

    — суточные — в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке;

    — расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) — в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами.

    При этом данным актом устанавливаются лимиты по стоимости проезда. Например, железнодорожным транспортом — в купейном вагоне скорого фирменного поезда.

    В соответствии со статьей 168.1 Трудового кодекса РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

    расходы по проезду;

    расходы по найму жилого помещения;

    дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

    иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

    Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

    Гарантии и компенсации при переезде в другую местность

    При переезде в другую местность по договоренности с работодателем (например, при переводе на другую работу) работникам выплачиваются:

    — стоимость проезда работника и членов его семьи (кроме случаев, когда работодатель предоставляет соответствующие средства передвижения);

    — расходы по провозу имущества;

    — суточные за каждый день нахождения в пути;

    — единовременное пособие на самого работника и на каждого переезжающего члена семьи;

    — заработная плата за дни сбора в дорогу и устройства на новом месте жительства, но не более чем за шесть дней, а также за время нахождения в пути.

    Работникам бюджетной сферы указанные гарантии и компенсации при переезде на работу в другую местность предоставляются в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ «О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность» от 2 апреля 2003 г. N 187. В отношении работников других организаций (коммерческих) размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора, но не могут быть ниже размеров, установленных данным нормативно-правовым актом.

    Согласно указанному выше Постановлению Правительства РФ возмещение расходов работникам при переезде на работу в другую местность (в другой населенный пункт по существующему административно-территориальному делению) включают в себя:

    — расходы по переезду работника и членов его семьи — в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами;

    — расходы по провозу имущества железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (общего пользования) в количестве до 500 килограммов на работника и до 150 килограммов на каждого переезжающего члена его семьи — в размере фактических расходов, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозки грузов железнодорожным транспортом;

    — расходы по обустройству на новом месте жительства: на работника — в размере месячного должностного оклада (месячной тарифной ставки) по новому месту его работы и на каждого переезжающего члена его семьи — в размере одной четвертой должностного оклада (одной четвертой месячной тарифной ставки);

    — выплата работнику суточных — в размере 100 рублей за каждый день нахождения в пути следования к новому месту работы.

    В случае если заранее невозможно точно определить размер подлежащих возмещению расходов в связи с переездом работника, ему выдается аванс.

    При этом работник обязан вернуть полностью средства, выплаченные ему в связи с переездом на работу в другую местность, в случае:

    — если он не приступил к работе в установленный срок без уважительной причины (за вычетом понесенных расходов по переезду его и членов его семьи, а также по провозу имущества);

    — если он до истечения одного года работы (либо до окончания срока работы, определенного трудовым договором) уволился по собственному желанию без уважительной причины или был уволен за виновные действия.

    В ряде случаев действующим законодательством предусматриваются и иные компенсационные выплаты работникам. К ним, например, относится, предусмотренная статьей 188 Трудового кодекса РФ компенсация за износ инструментов, принадлежащих работникам. В частности, работники, использующие свои инструменты для осуществления трудовой деятельности, имеют право на получение компенсации за износ (амортизацию) своих инструментов. Размер и порядок выплаты этой компенсации определяются по соглашению между работником и работодателем, если размер и порядок выплаты компенсации не установлены в централизованном порядке. Такие нормы установлены, например, Постановлением Правительства РФ «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» от 8 февраля 2002 г. N 92.

    Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 предусмотрена денежная компенсация педагогическим работникам образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 150 рублей — в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, в размере 100 рублей — в других образовательных учреждениях.

    С заявлением о восстановлении нарушенных прав (возмещении материального и морального вреда) можно обратиться в суд, а также в органы федеральной инспекции труда.

    Другой комментарий к Ст. 165 Трудового кодекса Российской Федерации

    1. Гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, могут быть установлены:

    — в иных разделах ТК;

    — в иных федеральных законах.

    2. К числу гарантий и компенсаций, предоставляемых на основании разд. VII ТК, относятся:

    — гарантии и компенсации при направлении работника в служебную командировку и при переезде на работу в другую местность (см. гл. 24 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии и компенсации при исполнении работниками государственных или общественных обязанностей (см. гл. 25 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением (см. гл. 26 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора (см. гл. 27 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии и компенсации при переводе работника на другую постоянную работу, при временной нетрудоспособности, в связи с несчастным случаем на производстве, при прохождении обязательного медицинского обследования, осуществлении донорских функций, при повышении квалификации, использовании имущества работника в интересах работодателя (см. гл. 28 ТК РФ и комментарий к ней).

    3. К числу гарантий и компенсаций, предусмотренных в иных разделах ТК, относятся:

    — гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах (см. ст. 39 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии при заключении трудового договора (см. ст. 64 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии при изменении определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (см. ст. 74 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии защиты персональных данных работника (см. ст. 86 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии по оплате труда (см. гл. 21 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии в сфере нормирования труда (см. ст. 159 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (см. ст. 220 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии женщинам и лицам с семейными обязанностями (см. гл. 41 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии несовершеннолетним работникам (см. гл. 42 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии и компенсации лицам, работающим по совместительству (см. ст. 287 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии и компенсации лицам, работающим вахтовым методом (см. ст. 302 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (см. гл. 50 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии и компенсации работникам, направляемым на работу в представительства РФ за границей (см. ст. 340 ТК РФ);

    — гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденным от основной работы (см. ст. 374 ТК РФ и комментарий к ней), а также освобожденным профсоюзным работникам (см. ст. 375 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии в связи с разрешением коллективного трудового спора (см. ст. 405 ТК РФ и комментарий к ней);

    — гарантии работникам в связи с проведением забастовки (см. ст. 414 ТК РФ и комментарий к ней).

    4. К числу гарантий и компенсаций в сфере социально-трудовых отношений, предусмотренных в иных федеральных законах, относятся:

    — гарантии гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, на основании Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ (в ред. от 6 июля 2006 г.) «Об альтернативной гражданской службе»;

    — гарантии гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, на основании Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.) «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

    — гарантии работникам открытых акционерных обществ, созданных в порядке приватизации, на основании ст. 17 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ (в ред. от 10 мая 2007 г.) «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

    — гарантии лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больным туберкулезом на основании Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ»;

    — гарантии гражданам, занятым на работах с химическим оружием, и гражданам, получившим профессиональное заболевание на этих работах, на основании Федерального закона от 7 ноября 2000 г. N 136-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»;

    — гарантии судьям и работникам аппаратов судов на основании Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ»;

    — гарантии работникам, занятым тяжелыми работами и работами с опасными и (или) вредными условиями труда по добыче (переработке) угля, на основании Федерального закона от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ (в ред. от 12 июня 2006 г.) «О государственном регулировании в области добычи и использовании угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

    5. В соответствии с ч. 2 ст. 165 ТК РФ гарантии и компенсации работникам предоставляются за счет средств работодателя. Исключением из этого правила являются гарантийные выплаты работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей. В этом случае работодатель обязан освободить работника от работы, а выплаты работникам производят те органы и организации, в интересах которых работник осуществлял государственные или общественные обязанности. О предоставлении работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях см. ст. 170 ТК РФ и комментарий к ней.

    Смотрите еще:

    • Ст78 тк рф в новой редакции с комментариями Статья 78. Расторжение трудового договора по соглашению сторон Трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора. Комментарий к Ст. 78 ТК РФ По соглашению сторон и в […]
    • Работник для оспаривания решения работодателя об увольнении Незаконное увольнение Как бы ни казалось странным, но судебные дела по трудовым спорам и в частности о восстановлении на работе можно отнести к довольно сложной категории дел. В Постановлении Пленума Верховного Суда […]
    • Увольнение работников при ликвидации юридического лица Увольнение в связи с ликвидацией предприятия В ст. 81 ТК РФ увольнение в связи с ликвидацией предприятия, или прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, занимает особое место среди оснований увольнения […]
    • Как заполнить уточненный реестр по 2 ндфл Реестр справок 2-НДФЛ Актуально на: 16 марта 2016 г. Если справки 2-НДФЛ вы представляете в свою ИФНС на бумажном носителе, то к ним вы должны приложить Реестр сведений о доходах физических лиц за отчетный год […]
    • Статья 18 16 Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических […]
    • Неустойка законная гк рф Статья 332. Законная неустойка 1. Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. 2. Размер законной […]